Индустрия сетевого бизнеса: социологический анализ (на примере NL International)
В выпускной квалификационной работе на тему «Индустрия сетевого бизнеса: социологический анализ (на примере «NL International»)» проведено исследование социальных особенностей развития индустрии сетевого бизнеса на примере данной компании. Объектом исследования являются предприниматели, работающие в партнерстве с компанией «НЛ». Предметом исследования являются социальные особенности развития сетевого бизнеса на примере деятельности данной компании. Цель работы – повести анализ социальных особенностей развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ». Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается понятие сетевого бизнеса, проведено насыщенное описание индустрии сетевого бизнеса, а также проведен сравнительный анализ модели предпринимателя сетевого бизнеса «НЛ» с другими типами социального-экономических акторов на рынке труда. Во второй главе изучаются практические аспекты деятельности предпринимателей, занимающихся построением бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ». Теоретическая часть исследования основывается на анализе литературных источников и видео-материалов по данной теме. Эмпирическая часть исследования базируется на методе экспертного опроса и глубинного интервью. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе феномена сетевого бизнеса с позиций сетевого подхода М. Грановеттера, теории диффузии М. Беккера и модели предпринимателя В. Зомбарта. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов предпринимателями сетевого бизнеса, работающих в партнерстве с компанией «НЛ», при построении своих собственных организаций.
В данной магистерской диссертации рассматриваются проблемы развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «NL International» (далее «НЛ»). Под сетевым бизнесом в данной работе понимается форма партнерства между компанией и ее потребителями, при которой потребители получают вознаграждение за продвижение продукции или услуг компании на потребительском рынке своего социального пространства. Компания «НЛ» представляет собой продуктовую сеть магазинов, использующую при своем продвижении на потребительском рынке именно такую форму партнерства. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием индустрии сетевого бизнеса на фоне ее в целом негативного социального имиджа. Данное противоречие можно объяснить тем, что индустрия сетевого бизнеса является еще очень молодой, поскольку ее существование в мире не насчитывает и ста лет, а в Россию она пришла лишь с появлением рыночной экономики и легализацией предпринимательской деятельности в 1990-х годах. Однако индустрия сетевого бизнеса динамично развивается. П. ДиМаджио пишет, что в США представители каждого четвертого домохозяйства заняты в индустрии сетевого бизнеса.
На данный момент все большее число компаний начинают использовать методы сетевого бизнеса при продвижении своих продуктов и услуг. Однако, несмотря на обилие таких примеров в разных сферах жизни, имидж индустрии сетевого бизнеса в массовом сознании еще не изменился с негативного на позитивный.
В данной работе мы рассмотрим социальную проблему негативного социального имиджа индустрии сетевого бизнеса, которая заключается, во-первых, в непонимании людьми, что такое сетевой бизнес, его устройства, принципов и механизмов работы, во-вторых, в негативном отношении к людям, которые сетевым бизнесом занимаются. Следствием этого непонимания является то, что когда человек принимает для себя решение заниматься сетевым бизнесом, он, как правило, натыкается на тотальное непонимание со стороны своего окружения, а также сам зачастую не понимает, что конкретно ему нужно делать и как это делать для того, чтобы в этой сфере состояться. Таким образом, в нашей работе мы предпримем попытку анализа того, как люди узнают про сетевой бизнес, что способно изменить их изначально скептические представления о сетевом бизнесе на более лояльные формы, с какими трудностями сталкиваются люди, начавшие заниматься сетевым бизнесом, а также каким образом все эти трудности они могут преодолеть и состояться в этой сфере занятости. Анализ будет проводиться на примере компании «НЛ».
В социологии тема сетевого бизнеса является малоизученной, поскольку сетевой бизнес как эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, а также как источник доходов сложился лишь недавно. Первым и на данный момент единственным полномасштабным исследованием индустрии сетевого бизнеса является работа американского специалиста по экономической социологии Н. Биггарт «Харизматический капитализм: организации прямых продаж в Америке», изданная в 1989 году. Если говорить о других работах, то на данный момент в отечественной социологической литературе существуют лишь отдельные исследования, посвященные изучению этого феномена, например, работы Камушкиной Л. В., Сафоновой Т. А., Зуевой Д. С., Заболотского С.А., Грешковой К. А., Ильичевой И. В. и других.
Большее внимание индустрия сетевого бизнеса получила в бизнес-литературе. Среди работ, посвященных принципам работы сетевого бизнеса, можно отметить, например, Кийосаки Р. «Квадрант денежного потока», работы По Р. «Третья волна. Новая эра в сетевом маркетинге» и «Четвертая волна, или сетевой маркетинг в XXI веке», а также работы других авторов, чьи труды посвящены индустрии сетевого бизнеса в целом.
Также для написания работы на примере компании «НЛ» нам необходимы видео-материалы и интернет-источники, расположенные на электронных ресурсах, а также в социальных сетях, поскольку там можно найти наиболее качественный информационный контент, посвященный теме бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
Объектом исследования, проведенного в рамках данной работы, являются предприниматели, работающие в партнерстве с компанией «НЛ».
Предмет исследования – социальные особенности развития сетевого бизнеса на примере деятельности компании «НЛ».
Цель исследования – анализ социальных особенностей развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ».
Задачи исследования:
1) Провести насыщенное описание индустрии сетевого бизнеса.
2) Определить, что такое сетевой бизнес, каковы его социальные функции, какие типы сетевого бизнеса существуют и в чем заключаются их основные социальные особенности.
3) Определить, какие основные социально-экономические типы акторов существуют на рынке труда и как они действуют с точки зрения двух компонентов: времени и денег.
4) Провести исследование влияния силы социальных связей на формирование сети клиентов и партнеров на примере предпринимателей, занимающихся построением бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
5) На основании результатов исследования дать подтверждение/опровержение выдвинутых гипотез.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовался анализ литературных источников и видео-материалов, посвященных изучению социальных проблем развития индустрии сетевого бизнеса, в частности концепции Р. Кийосаки и П. Чубарова, а при исследовании влияния силы связей на формирование сети клиентов и партнеров упор делался на сетевой подход М. Грановеттера, теорию диффузии М. Беккера, а также модель предпринимателя В. Зомбарта. Также использовались методы экспертного интервью с предпринимателями, работающими в партнерстве с компанией «НЛ».
Структурные составляющие текста диссертации.
Работа состоит из 2 глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 параграфа. В первой главе определяется социальная проблематика развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ», которая раскрывается в рассмотрении следующих вопросов: что из себя представляет индустрия сетевого бизнеса в целом; что из себя представляет сетевой бизнес в соотношении с другими социально-экономическими типами акторов на рынке труда; а также определены теоретико-методологические основы исследования. Во второй главе изучаются социально-экономические аспекты деятельности предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «НЛ»: рассматриваются личностные характеристики предпринимателей; аналитические разработки коммуникативных событий в рамках их профессиональной деятельности; а также эмпирическое исследование социально-экономических аспектов формирования сетей предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «НЛ».
Основные результаты исследования.
В первом параграфе первой главы мы дали определение сетевому бизнесу и сделали его насыщенное описание, которое в себя включило рассмотрение причин негативного социального имиджа сетевого бизнеса, современные тенденции развития и примеры сетевого продвижения товаров и услуг в традиционном бизнесе, сравнение компании «НЛ» и компаний-пирамид, сравнение компании «НЛ» с другими сетевыми компаниями, а также рассмотрели шаги, которыми нужно руководствоваться при выборе для себя подходящей сетевой компании.
Во втором параграфе мы рассмотрели основные типы социально-экономических акторов, существующих на современном рынке труда (работники по найму, предприниматели, бизнесмены, инвесторы), с позиции использования двух ключевых ресурсов: «времени» и «денег». После этого провели сравнительный анализ каждого социально-экономического актора с моделью бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
В первом параграфе второй главы мы рассмотрели, какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы состояться в бизнесе «НЛ» и превратиться в бизнесмена. Далее были рассмотрены основные ловушки, в которые любой начинающий предприниматель сетевого бизнеса может попасть. А также показана роль человеческого фактора в сетевом бизнесе.
Во втором параграфе представлены аналитические разработки, в которых рассмотрены социокоммуникативные технологии, используемые предпринимателями, при построении своих организаций: список, личный объем, звонок, встреча.
В третьем параграфе представлено эмпирическое исследование: опрос 70 предпринимателей и 1 экспертное интервью, а также их интерпретация. Основные результаты эмпирического исследования.
В данной работе было проведено исследование индустрии сетевого бизнеса на примере компании «NL International». Целью исследования являлось проанализировать социальные особенности развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ». Результатом проведенного исследования являются следующие теоретические и практические выводы:
1. Дано определение сетевого бизнеса, проведено насыщенное описание этой индустрии, которое включило в себя рассмотрение причин негативного социального имиджа сетевого бизнеса, современных тенденций развития и примеров сетевого продвижения товаров и услуг в традиционном бизнесе, сравнение компании «НЛ» и «компаний-пирамид», сравнение компании «НЛ» с другими сетевыми компаниями, а также были рассмотрены шаги, которыми нужно руководствоваться при выборе для себя подходящей сетевой компании.
2. Были рассмотрены основные типы социально-экономических акторов, существующие на современном рынке труда (работники по найму, предприниматели, бизнесмены, инвесторы), с позиции использования двух ключевых ресурсов: «времени» и «денег». После этого был проведен сравнительный анализ каждого из социально-экономических типов акторов с моделью сетевого бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
3. Определено, какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы состояться в бизнесе «НЛ» и превратиться в бизнесмена. Далее были рассмотрены основные ловушки, в которые любой начинающий предприниматель сетевого бизнеса может попасть. А также показана роль человеческого фактора в сетевом бизнесе.
4. Представлены аналитические разработки, в которых рассмотрены социокоммуникативные технологии, используемые предпринимателями, при построении своих организаций: список, личный объем, звонок, встреча.
5. По результатам эмпирического исследования было выяснено, что самыми многочисленными половозрастными группами в сетевом бизнесе «НЛ» оказались женщины в возрасте до 25 лет и мужчины в возрасте от 25 до 45 лет. Это говорит о том, что сегодня сетевым бизнесом «НЛ» занимаются представители социальных групп, находящихся в возрасте активной трудовой деятельности, поэтому есть предпосылки к тому, что сетевой бизнес будет становиться все более популярным и дальше.
6. По данным опроса, в сетевой бизнес «НЛ» посредством сильной связи пришли 13 человек (18,6%), посредством слабой связи 46 человек (65,7%), посредством отсутствующей 11 человек (15,7%). Основным каналом трансляции информации о сетевом бизнесе в социальное пространство людей являются слабые связи. Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны использовать силу слабых связей, однако мужчины также в значительной степени используют данные каналы.
7. 61 из 70 опрошенных до своего прихода в сетевой бизнес «НЛ» относились к сетевому бизнесу скептически, приходили по всем возможным каналам. Таким образом, подавляющее большинство всех, кто пришел зарабатывать деньги в сетевой бизнес «НЛ», до своего прихода в этот бизнес имели возражения, скептически относились к сетевому бизнесу и не планировали им заниматься.
8. 58 опрошенных ответили, что наблюдали за социальными сетями уже состоявшихся в бизнесе «НЛ» людей до того, как сами пришли. Из них изначально скептически к сетевому бизнесу относились 52 человека. Таким образом, в результате опроса 70 респондентов мы выяснили, что на формирование лояльности к сетевому бизнесу у изначально скептически настроенных к нему людей очень значительное влияние имеет тот контент, который предприниматели продвигают в своих социальных сетях.
В нашем исследовании мы рассмотрели, каким образом предприниматели, работающие в сетевом бизнесе в партнерстве с компанией «НЛ», формируют сети клиентов и партнеров, а также определили тренд современного сетевого бизнеса. Тренд современного сетевого бизнеса – это продвижение посредством построения персонального бренда в социальных сетях. Другими словами, это означает, что люди приходят в сетевой бизнес «НЛ» на примеры успеха людей, состоявшихся в этом бизнесе. Таким образом, человеку, который занимается сетевым бизнесом, необходимо позиционировать себя и свою деятельность таким образом, чтобы людям эта сфера деятельности казалась привлекательной и престижной, тогда у человека получится подключить к себе в команду людей, построить организацию и состояться в этой сфере занятости. В нашем исследовании мы также дали рекомендации, как предприниматели в сетевом бизнесе «НЛ» могут добиться этой цели.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!