Инновационные педагогические приёмы и методы, позволяющие повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка
Исследование было нацелено выявить комплекс педагогических приемов и методов, эффективность использования которых способствуют формированию положительной мотивации к изучению английского языка в техническом ВУЗе у студентов с низким уровнем языковых компетенций. В результате исследования, метод проектного обучения, страноведческий метод и метод игровых технологий показали свою эффективность в увеличении мотивации студентов.
РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………………………………………………………………. 6
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………… 9
Глава 1. Мотивация к обучению и ее развитие: российский и зарубежный опыт …………………15
1.1 Теории мотивации …………………………………………………………………………………………………………15
1.2 Практические исследования мотивации в образовании ……………………………………………….21
Выводы по первой главе ……………………………………………………………………………………………………..36
Глава 2. Методология отбора и адаптации приемов развития мотивации для применения к
изучению иностранного языка в вузе …………………………………………………………………………………….37
2.1 Обзор методов обучения ………………………………………………………………………………………………..37
2.2 Приемы, воздействующие на мотивацию ……………………………………………………………………..40
2.3 Характеристика ТПУ и выбор метода …………………………………………………………………………..42
Выводы по 2й главе …………………………………………………………………………………………………………….48
Глава 3. Практика развития мотивации к изучению английского языка в техническом вузе
на примере ТПУ ……………………………………………………………………………………………………………………..49
3.1. Применение проектной деятельности для повышения мотивации ……………………………..49
3.2 Использование страноведческой информации для повышения мотивации…………………58
3.3 Применение игровых технологий для повышения мотивации …………………………………….69
Выводы по 3й главе …………………………………………………………………………………………………………….73
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………..75
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ………………………………………………………………………………..78
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ СТУДЕНТА ………………………………………………………………………………..84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………………..85
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Раздел на иностранном языке……………………………………………………………….90
В контексте продолжающейся глобализации, постоянно растёт
значимость знания иностранного языка. Особенно выделяется владение
английским языком. Если до Второй мировой войны, английский был лишь
одним из трёх важнейших языков в Европе, то после войны, в условиях
доминирования Соединенных Штатов и их союзника Великобритании,
английский потеснил французский и немецкий на второй план. Этот процесс
продолжался десятилетиями. Сейчас именно английский является языком
науки и техники, вне зависимости от области знаний. Именно на английском
языке проводятся международные научные конференции, издаются
международные научные журналы, английский является рабочим языком
международных проектов. В связи с широкой распространенностью
английского в бывших британских колониях и большим потоком туристов из
англоязычных стран, английский также стал языком международной
индустрии гостеприимства. В большинстве стран мира, самый
распространенный иностранный язык – английский. В дополнение к 350
миллионам человек, для которых английский является родным, по всему миру
насчитывается 978 миллионов, говорящих на английском языке как на
иностранном. В этой связи, важно развивать владение английским языком
среди студентов, так как это открывает перед ними большие перспективы как
во время обучения (в частности, возможность участия в международных
программах студенческого обмена и получение актуальных знаний по
множеству тематик на международных образовательных платформах, таких
как Coursera, edX и др.), так и во время работы будущего специалиста (участие
в международных проектах и симпозиумах, работа с технической и патентной
документацией на английском языке).
Однако, в обучении английскому языку наблюдаются некоторые
проблемы. Часть из них связана со школьным образованием. Хотя ФГОС
предусматривает освоение предмета «Английский язык» выпускниками 11-
летней школы на уровне B1, реальное пороговое значение соответствует
уровню А2. При этом, большинство школьников не сдаёт ЕГЭ по английскому
по выбору. В результате, школьники обращают на этот предмет меньше
внимания в последние два года школы и их уровень остается тем же, что был
в 9 классе, где программой предусматривается достижение уровня А2. Так, в
Томском политехническом университете, первокурсников формируют в
группы для изучения иностранного (английского) языка.
Таблица 1 – Группы студентов для изучения английского языка после
проведенного внутреннего тестирования
2018 2019 2020
Уровень Студентов % Студентов % Студентов %
Ниже A1 69 5,2 64 4,5 49 4,1
A1 656 49,3 548 38,7 363 30,4
A2 367 27,7 533 37,7 474 39,7
B1 237 17,8 238 16,9 265 22,1
B2 0 0 32 2,2 41 3,5
C1 и выше 0 0 0 0 2 0,1
Из приведенных данных видно, что, хотя с каждым годом заметен рост
первокурсников, которые демонстрируют владение английским языком на
необходимом уровне B1, но, по-прежнему, почти 4/5 первокурсников имеют
знания по английскому языку ниже этого уровня, а каждый третий
демонстрирует знания на уровне А1. Около 5% студентов со знаниями ниже
А1 можно разделить на две группы. С одной стороны, это выпускники,
главным образом, сельских школ, где с преподаванием английского языка
существовали серьезные проблемы из-за дефицита кадров, и английский не
преподавался несколько лет вовсе, либо его преподавал неспециалист. Вторая
группа – это ученики, которые в школе изучали французский или немецкий.
Следует заметить, что 2 человека в 2020 году с уровнем C1 – это иностранные
граждане, которые сделали выбор в пользу ТПУ.
Соответственно, наблюдается противоречие. Университетская
программа построена как развитие владения иностранным языком с уровня B1
до уровня B2, но полностью готовы к ее освоению только 22% студентов.
Попадая в условия «догоняющего» обучения, студенты с низким уровнем
знаний иностранного языка склонны терять мотивацию к занятиям, главным
образом потому, что они не верят в свои силы. Особенно это характерно для
студентов с уровнем А1, которые в большинстве своём изучали английский в
течение 10 лет в школе, а теперь видят, что их результаты недостаточны.
Естественно, они не верят в возможность добиться результатов за два года в
университете. Кроме того, многие из них убеждены, что знание английского
языка не принесёт им пользы в будущей работе, либо считают, что освоение
иностранного языка на должном уровне требует неоправданно больших затрат
времени, которое лучше уделить профессиональным дисциплинам, либо же и
вовсе уверены, что освоить иностранный язык можно только в стране
изучаемого языка.
Хотя идеальным был бы вариант, когда студенты с более низким
уровнем языка получают больше часов занятий, чтобы догнать своих
одногруппников и прийти к тому же результату в виде уровня B2 по
окончанию обучения, такое решение невозможно согласно образовательному
стандарту. Тем не менее, нашей задачей является привлечь как можно больше
контингента студентов к изучению иностранного языка, в нашем случае –
английского, а именно, студентов уровня A1 и A2, которых у нас 30,4% и
39,7%, соответственно.
Чтобы каким-то образом сделать изучение иностранного языка
доступным для студентов, университет вынужден снизить планку и
формировать группы «догоняющего» (Starter+Elementary) обучения. В 2020
году, в таких группах обучалось 412 человек. Программа «догоняющего»
уровня очень насыщенна и требует от студентов большого объема
самостоятельной работы. При этом, методические проблемы отягощаются
вышеописанным психологическим барьером у студентов.
Похожие проблемы, хотя и в несколько меньшем масштабе, стоят и
перед преподавателями, работающими с поступающими с уровнем А2 (более
35% студентов). Они также должны осваивать больше материала за то же
количество часов, ликвидируя отставание, накопленное за годы обучения в
школе. По сути, от преподавателей вуза требуется делать то, что должно было
происходить в школе в 10 и 11 классе. То есть, они за два года обучения
английскому в университете должны ликвидировать два года отставания и
выдать новый материал, предусмотренный университетской программой, то
есть, выполнить двойную работу.
В этих условиях, перед преподавателем стоит проблема повысить
мотивацию студентов к изучению английского языка, в том числе и потому,
что высокая мотивация необходима для самостоятельной работы, без
значительного объема которой для студентов уровня А2 и ниже вероятность
достижения требуемых компетенций во владении иностранным языком
просто невозможна. Важность формирования мотивации изучения
английского языка подчеркивали в своих исследованиях И.А Зимняя, А.А.
Леонтьев, Е.И. Пассов, Н.И. Гез и др.
Актуальность проблемы развития мотивации к изучению английского
языка в вузе обосновывается:
высоким и постоянно растущим значением английского языка для
профессиональной деятельности;
потребностью в развитии международного студенческого обмена с
целью усвоения новейших мировых наработок с последующим их
применением в российских условиях;
необходимостью сформировать у студентов схему усвоения
иностранного языка, которая может оказаться в будущем более
востребована чем фактические знания по тому или иному языку;
Цель исследования – выявить комплекс педагогических приемов и
методов, эффективность использования которых способствуют
формированию положительной мотивации к изучению английского языка в
техническом ВУЗе у студентов с низким уровнем языковых компетенций.
Объектом исследования выступает система организации
образовательного процесса в области иностранного языка в ТПУ.
Предмет исследования – развитие мотивации к изучению английского
языка в современном техническом вузе на примере ТПУ.
Гипотеза исследования – применение нетрадиционных
(инновационных) форм обучения английскому языку способствует
повышению мотивацию к дальнейшему изучению иностранных языков и,
бесспорно, ведет к повышению уровня владения английским языком.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить предметную область психологии, связанную с изучением
мотивации;
• проанализировать мотивацию студентов к занятиям английским
языком в вузе, выделив мотивационные доминанты;
• проанализировать имеющиеся в литературе описания
методических приемов, воздействующих на мотивацию к изучению
иностранного языка;
• проанализировать организацию занятий по английскому языку в
ТПУ и используемые в этом вузе приемы развития мотивации;
• разработать и проверить на практике методические приемы
развития мотивации, адаптированные для применения в условиях ТПУ.
Научная новизна исследования заключается в систематическом
применении внеаудиторных форм занятий и внедрении страноведческой
информации при обучении иностранному языку. Полагаем, что привлечение
студентов к внеаудиторной работе, использование на занятиях различной
страноведческой информации и чтение аутентичной художественной
литературы способствуют росту положительной мотивации к овладению
иностранным языком.
Научно-практическая значимость работы: полученные результаты
могут быть использованы при составлении программы курса по английскому
языку в техническом ВУЗе. Предлагаемая нами система развития мотивации к
изучению английского языка может быть применена к любому техническому
вузу, а после некоторой адаптации – применяться и для других иностранных
языков.
В данной работе мы опираемся на исследования И.П. Подласого, Г.В.
Роговой, П.М. Якобсона, И.Э. Моховой, Е.В. Денисовой, Н.Н. Касаткиной,
А.А. Козорез, Ю.М. Бобрицкой, М.В. Архиповой, И.В. Харламенко, V. Saheb,
A. Mili, M. Bernaus. Автор исследования в своей работе опирается на: теорию
мотивации Мак-Клеланда. В анализе мотивационных составляющих
учитывались труды молодых исследователей, таких как, Е.В. Солововой, Г.А.
Гуняшовой, А.В. Кузьминой, Т.Н. Макаровой и др.
Методологическая база исследования включает в себя:
– сравнительный анализ;
– анализ статистических данных;
– социологический опрос;
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и
задачами, описанными выше, и представлена введением, тремя главами,
приложениями и списком использованных источников и литературы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!