Интеграция России в международное образовательное пространство на примере проекта 5-100
Для повышения конкурентоспособности на международном образовательном рынке в 2013 году 15 ведущих вузов получили субсидии на реализацию проекта “5-100”. Позже список вузов увеличился до 21. В диссертационной работе исследуются задачи, хронология и предварительные итоги проекта “5-100”. Проведен анализ успешности движения вузов участников проекта “5-100” в международных рейтингах, в частности рейтинга QS World University Rankings. В конце выдвинуты ряд рекомендаций по максимизации результатов проекта в оставшийся период.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 12
Глава 1 Аналитический обзор предметной области …………………………………… 15
1.1 Структура российского образования. ……………………………………………… 15
1.1.1 Общее образование …………………………………………………………………. 15
1.1.2 Профессиональное образование ………………………………………………. 16
1.1.3 Высшее образование ……………………………………………………………….. 16
Глава 2. Анализ программы «5-100» …………………………………………………………. 25
Глава 3. Результаты исследования ……………………………………………………………. 32
3.1 Мнение экспертов ………………………………………………………………………….. 32
3.2 Заключение ……………………………………………………………………………………. 34
Глава 4. Корпоративная социальная ответственность (КСО). ……………………. 36
Список используемых источников ……………………………………………………………. 41
Приложение 1. Перечень федеральных программы в сфере науки …………….. 43
Приложение 2. Перечень федеральных программы в сфере образования …… 47
Приложение 3. Список вузов принявших участи в проекте «5-100» ………….. 49
Приложение 4. Сводная таблица рейтинга qs world university rankings. ……… 51
Приложение 5. Сводная таблица рейтинга the world university rankings …….. 52
Приложение 6. Сводная таблица рейтинга academic ranking of world
universities………………………………………………………………………………………………… 53
Приложение 7 ………………………………………………………………………………………….. 54
1. Subject area overview …………………………………………………………………………….. 55
Chapter 1. The structure of Russian education. ……………………………………………… 58
Образование – конституционное право гражданина Российской
Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в
области образования сформулированы в федеральных законах «Об
образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании», а также в Национальной доктрине развития образования,
утвержденной Постановлением Правительства РФ.
В современном мире принципы мировой экономики определяются
такими странами, как США, Китай, Великобритания, Япония, Германия.
Монополия этих государств в геополитическом пространстве зависит от их
экономического уровня, который напрямую связан с уровнем развития
образования. Высокая квалификация персонала обуславливает
эффективность производства и управления. Главной ценностью государств
являются ценные кадры, способные придумывать и внедрять перспективные
разработки, обеспечивая рост экономики. Исходя из этого, можно провести
параллели между образованием и экономическим развитием.
Как отметил премьер министр России Дмитрий Медведев, «слабость
образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в
целом»[1]. Начиная с 2009 года темпы развития экономики России
непрерывно снижаются, согласно Федеральной службе государственной
статистики[2]. Это обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года.
Выходом из которого, был перезапуск экономики и определение новых
экономических стратегий развития государства. Если обратиться к рейтингу
мировых компаний по капитализации[3], можно сделать вывод что, это
компании использующие интеллектуальный труд в качестве средств для
получения прибыли. Нет ни одной компании входящие в этот рейтинг,
которые занимались бы экспортом углеводородов и сырья. Для развития
экономики России в современном мире необходимы предприятия,
использующие наукоемкие производства и интеллектуальный труд в
качестве двигателя конкурентоспособности на мировом рынке. Именно
образование определяет данный параметр конкурентоспособности. Таким
образом, Российская Федерация в законе «Об образовании» провозглашает
политику в области образования приоритетной.
Объектом исследования в работе является высшее образование России.
Правительство РФ для интенсивного развития образования реализует
национальные проекты и государственные программы. В частности проект
«5-100» является государственной программой в области образования, целью
которой является[4]: максимизация конкурентной позиции группы ведущих
российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и
исследовательских программ.
Программу курирует Совет по повышению конкурентоспособности
ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых
научно-образовательных центров. Совет изучает планы мероприятий вузов
по достижению поставленной цели, оценивает их достижения в рамках
проекта и даёт Минобрнауки рекомендации о размере субсидии и
продолжении финансирования.
В соответствии с третьим абзацем подпункта «в» пункта 1 Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»
поставлена задача об обеспечении вхождения к 2020 году не менее пяти
российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно
мировому рейтингу университетов[5]. Таких как: The World University
Rankings, QS World University Rankings, Academic Ranking of World
Universities. Это возможно при достижении вузов промежуточных
результатов, разработанных каждым вузом.
Успешная реализация проекта 5-100 увеличит роль образования России
на международной площадке.
Для исследования будут использованы следующие методы:
1. Анализа литературы;
2. анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной
работы;
3. изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики
высшего образования;
Итогом дипломной работы будет не только ответ на вопрос
успешности проекта «5-100», в рамках указанных сроков проведения
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!