Интеллектуальная миграция: специфика России в контексте мировых трендов

Букарина Юлия Вадимовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление основных причин и последствий миграции высококвалифицированных кадров из России в 1990-е – 2020-е гг. В данной работе автор рассматривает понятие такого феномена, как интеллектуальная миграция, сравнивая его с британским термином braindrain, делает разграничения между этими феноменами, а также дает авторское комплексное определение. Изучая данный феномен в Российской Федерации в период с 2000-х годов по настоящее время, автор в первую очередь на основе системного анализа рассматривает три различных подхода к изучению процесса утечки умов и объединяет их в один комплекс для детального рассмотрения данного явления в конкретном государстве. Изучив теоретическую составляющую, автор делает попытку выявить основные причины интеллектуальной миграции из России и направления утечки умов в реалиях глобализации. Методом сравнительного анализа рассмотрены такие факторы, как уровень жизни, экономическая стабильность, вклад в развитие науки и НИОКР, ценность каждого специалиста и др. Ссылаясь на механизмы миграционной политики РФ и других стран, автор дает рекомендации по проблеме интеллектуальной миграции из России.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения миграции…………………………………………………9
Интеллектуальная миграция как общественно-политический феномен……………………..9
Этапы развития интеллектуальной миграции…………………………………………………………..15
Степень разработанности проблемы……………………………………………………………………….21
ГЛАВА 2. Россия и глобальные тенденции миграции высококвалифицированных специалистов в XXI веке……………………………………………………………………………………………….24
2.1. Участие России в глобальном рынке интеллектуальной миграции…………………………..24
2.2. Основные причины миграции российских высококвалифицированных специалистов40
2.3. Направления миграции высококвалифицированных специалистов из России…………..49
ГЛАВА 3. Миграционная политика России в сфере интеллектуальной миграции: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………………………58
3.1. Государственное регулирование интеллектуальной миграции в РФ…………………………58
3.2. Сценарий развития миграционной политики РФ, основанный на подходе «brain exchange»……………………………………………………………………………………………………………………..66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………74

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации открываются широкие возможности для миграции населения. Ключевые факторы, способствующие этому процессу – современные средства транспорта, коммуникации, открытие национальных границ, миграционная политика разных стран. Особое значение в информационном обществе приобретают интеллектуальные качества эмигрантов, например, в развитых странах существуют специальные льготы для высококвалифицированных гостей и устанавливаются жесткие рамки для индивидов без профессии и образования. Данный феномен указывает на осознание политическим и экономическим истэблишментом ценности человеческого капитала, необходимости концентрации этого ресурса в государстве, что в условиях научно-технической революции делает страны и компании более конкурентоспособными. Термин «интеллектуальная миграция» имеет весьма длинную историю, однако в эпоху глобализации, развития транснациональных корпораций, современных средств связи и коммуникации переезд высококвалифицированных кадров усиливается.
Миграция интеллектуалов на данный момент является одним из главных мировых трендов. Россию с начала 1990-х гг. также коснулась эта проблема, однако, актуальным видится изучение переселения высокообразованных кадров из России в контексте мировых миграционных движений. Еще одно основание разобраться в причинах данного феномена в реалиях России состоит в том, что после 2014 года, несмотря на рост уровня жизни, заявлений чиновников самого разного ранга о необходимости не только сохранения кадров, но и возвращения на родину уехавших специалистов, утечка умов лишь увеличилась. Гипотеза исследования заключается в том, что отток высококвалифицированных работников из России является частью глобального миграционного движения, и имеет те же характеристики, что и другие развивающиеся страны – активность миграции вызвана в первую очередь политическими процессами, и для возвращения специалистов необходимы соответствующие реформы и широкое использование принципа «мягкой силы».
С начала 1990-х годов начинается стремительное бегство высококвалифицированных специалистов, ученых и инженеров, которые внесли существенный вклад в отечественную науку и технику. Среди причин отъезда трудовых кадров выделяют такие факторы, как общий социально-экономический кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, так и отказ государства от приоритетного развития науки и наукоемких отраслей и вследствие этого резкое сокращение трат на инновационные эксперименты. Ряд исследователей считает, что количество научных деятелей, покинувших страну с 1992 по 1996 год, составило около 6,5 тыс. человек. Наибольшая часть образованного населения, выехавшего из России, перебралась в США, которые начиная с 1965 года вели активную работу по привлечению квалифицированных и высокообразованных мигрантов из-за рубежа. При этом перебраться могли не все, так как миграционная служба США проводила отбор подавших документы на получение вида на жительство, тем самым привлекая элиту научного мира. Конкурс составлял в среднем 5 человек на одно место, в результате приоритетными оказались представители естественнонаучных дисциплин. Аналогичную политику проводили и другие государства –ФРГ, Великобритания, Австралия, Израиль и Канада, существенно наращивая свой научно-технический потенциал. Теряя часть населения с высшим и средним профессиональным образованием, Россия несла огромные убытки. Только в 1990-м году потери СССР составили 75 млрд долларов США.
По мнению А. И. Ионцева, на протяжении 1990-х годов Россия ежегодно теряла в среднем около 2 тысяч специалистов, одновременно с этим не возвращалось порядка 70 % студентов, уехавших получать образование за границу. По словам ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, на обучение одного студента тратится 400 тыс. долларов США. Это означает, что эмиграция только выпускников этого учебного заведения приносит убыток около 120 млн долларов. Другой крупный ВУЗ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, один из лидеров высшего образования в России, начиная с 1992 года за 10 лет подготовил около полутора тысячи специалистов, оказавшихся за рубежом. Кроме финансовых расходов, которые можно подсчитать, негативное значение имеют имиджевые потери, вызванные формированием неблагоприятного отношения к своей родине в среде высококвалифицированных специалистов.
Опрос, проведенный Boston Consulting Group, показал, что примерно половина ученых, топ-менеджеров, врачей, технических сотрудников хотят переехать. Наиболее высоко эмигрантские настроения проявляются в среде специалистов IT-сферы, 65% которых желает покинуть пределы России, среди них работники области искусственного интеллекта, дизайнеры интерфейсов, скрам-мастера.
Проблема интеллектуальной миграции становится актуальной в условиях перехода к глобальной экономике знаний, главным фактором производства которой становятся опыт, накопленный в человеческом капитале, а также информационная среда, в которой он применяется. Экономический рост и развитие в подобной системе возможен только посредством активного внедрения знаний в наукоемкие производства. В связи с этим возрастает ценность человеческого капитала, а значит, обостряется конкурентная борьба за высококвалифицированных специалистов, и страны, и компании проводят активную политику по привлечению ценных кадров, тем самым стимулируют интеллектуальную миграцию в мире.
Страны, живущие в условиях постоянного оттока высокообразованных людей, пытаются создавать программы, направленные на их удержание административными или экономическими мерами. Однако, в России, несмотря на все заверения политиков, не созданы условия для реализации подобных специалистов, так, в частности, разница в оплате труда водителя и врача в России составляет всего лишь 20%, тогда как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%.
Объект исследования: глобальная миграция высококвалифицированных специалистов.
Предмет исследования: интеллектуальная миграция из России.
Цель работы: выявление основных причин и последствий миграции высококвалифицированных кадров из России в 1990-е – 2020-е гг.
Задачи:
Рассмотреть существующие концепции и подходы к изучению процесса миграции высокоинтеллектуальных кадров;
Изучить факторы, определяющие миграционные потоки в условиях глобализации;
Проанализировать современное положение дел в области миграции отечественных специалистов в страны Запада и Востока;
Рассмотреть меры государственного регулирования интеллектуальной миграции в РФ;
Предложить сценарии проведения миграционной политики РФ.
Научная новизна: В работе представлено авторское определение понятия «интеллектуальная миграция», как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы и образования вне страны происхождения, что влечет за собой негативные последствия для последнего. Выявлены ведущие факторы, влияющие на процесс интеллектуальной миграции, основными из которых можно выделить нестабильную экономическую и политическую обстановку в стране, низкий уровень развития и финансирования науки и инноваций, отсутствие каналов для повышения квалификации и раскрытия талантов. Были определены популярные направления миграции, которые предпочитает российская интеллектуальная элита: США, Германия, Израиль, Канада. Изучена миграционная политика России на современном этапе, согласно которой даны авторские рекомендации по проблеме утечки умов.
Степень разработанности проблемы. Изучив российские и иностранные источники и литературу по заданной теме, можно сделать вывод, что теоретическая часть проблемы оттока населения и ее методология разработаны намного более подробно, чем феномен интеллектуальной миграции и утечки умов. Не так много работ существует, посвященных влиянию переезда интеллигенции на трудовые ресурсы страны и ее экономическое развитие. Подробно данный вопрос будет рассмотрен во главе 1.3 Степень разработанности проблемы, где вся литература будет структурирована в соответствии с ходом исследования.
Источниковую базу работы также можно разделить на несколько групп.
Первая группа – статистические данные: экспорт образовательных услуг, опросы общественного мнения, аналитические отчеты. В ежегодном выпуске сборника статистических материалов экспорт образовательных услуг дается подробная развернутая информация об иностранных гражданах, получающих знания на территории РФ, а также об учебной деятельности отечественных университетов за рубежом.
Вторую группу источников представляют выступления политиков и должностных лиц относительно изучаемых вопросов. Сюда мы относим речи К. Анана, Д. А. Медведева, В. В. Путина. В их словах можно проследить основные векторы действий уполномоченных представителей. Проанализировав выступления В. В. Путина, можно сделать вывод об обеспокоенности государства проблемой утечки высококвалифицированных кадров в области фундаментальных наук. Но при этом происходит явная недооценка более массового явления – бегства из страны «креативного класса» – молодежи, которая не занимается важными исследованиями, но активно проявляет себя с творческой стороны.
Третья группа – нормативно правовые документы: указы президента (Указ о «Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») и постановления правительства. В подобного рода документах можно рассмотреть реальные действия, предпринимаемые руководством страны для решения вопросов утечки умов, а также оценить угрозы этого явления для государства.
Четвертая группа источников — это разнообразные статистические данные, характеризующие цифровое исчисление миграционных потоков, основанные на материалах Федеральной службы статистики, введенные в научный оборот исследователями О. Д. Воробьевой, А. А. Гребенюком, А. В. Коробковым и А. Зайончковской. Все эти показания и расчеты, проведенные по ним, приводятся в разнообразных аналитических отчетах, посвященных вопросам изучения интеллектуальной миграции и ее влияния на экономику России.
Теоретико-методологические основы исследования. Для написания работы используется системный подход, который, на наш взгляд, позволяет сформировать практические рекомендации для разработки программ поддержки отечественных ученых и стимулирования их возвращения на родину. Использование институционального анализа обусловлено необходимостью изучения принципов и подходов феномена интеллектуальной миграции, определением ее признаков и факторов, а также уточнением понятийного аппарата. Помимо этого, эмпирические данные анализировались посредством обобщения, сравнения и интерпретации.
Теория интеллигенции (А. Грамши, Р. В. Иванова-Разумника, К. Манхейма, Д. Н. Овсянико-Куликовского) была заложена в методологию в процессе изучения феномена миграции высококвалифицированных специалистов. Согласно данной концепции, население с образованием обладает рядом отличительных признаков в политической, социальной, культурной и других сферах. Российские и французские исследователи сошлись во мнении, что часть интеллигенции наделена социально-дискурсивными методами самоопределения, а общество в этом случае выполняет духовные и политические задачи. Однако в реалиях современного мира данные тенденции уже теряют свою актуальность, ведь интеллектуальный капитал, сам себя таковым иногда не считая, становится важной частью любого государства.
Общенаучные методы, применяемые в нашем исследовании, такие как анализ и синтез, сравнение и аналогия, позволяют выявить факторы, оказывающие воздействие на многочисленность миграционных потоков внутри страны. Использование метода анализа обусловлено необходимостью детального изучения, как отдельных причин интеллектуальной утечки, так и их совокупности, что в свою очередь обусловило применение метода синтеза. Были внедрены несколько видов анализа. Классификационный, который позволяет обоснованно разделить социальные группы, участвующие в мировых переездах. Структурный анализ дает возможность выявить взаимосвязи между факторами, вызвавшими миграционные настроения интеллектуальных элит. Для нашего исследования важное значение имеет метод прогнозирования и построения сценариев, который позволяет выработать практические рекомендации, а также является основой для планирования и проведения миграционной политики в области интеллектуальной миграции.

В современной литературе, как зарубежной, так и отечественной, посвященной вопросам интеллектуальной миграции, окончательно утвердился подход –braincirculation который рассматривает утечку высококвалифицированных кадров, как процесс отторжения –braindrain и привлечения специалистов –braingain. Ученые справедливо указывают, что в связи с развитием глобализации, активизируется движение интеллектуальных кадров, вызванное как личными, так и профессиональными причинами. Со временем некоторые специалисты переезжают обратно на родину, имея колоссальный опыт и знания. При этом все страны стараются стимулировать не только возвращение, но и возобновление высококвалифицированных кадров и их пополнение извне за счет студентов. В результате все регионы мира вовлекаются в процесс постоянной циркуляции кадров.
В современных условиях глобализации миграционные потоки стремительно возрастают. При этом, стоит отметить, что наиболее существенные изменения коснулись именно интеллектуальной элиты. Если отъезд обычного населения чаще всего вызван ухудшением социально-экономической и политической обстановки в государстве, то утечка высококвалифицированных кадров обусловлена влиянием более широкого количества факторов. Среди причин переезда специалистов, помимо падения уровня жизни в стране, можно выделить несколько ключевых поводов. На наш взгляд, важнейшее значение на миграционные настроения влияют возможности для профессионального роста и перспективы развития. В большинстве регионов мира важным инструментом привлечения умов является создание площадок и средств для реализации потенциала таких кадров. Примером являются Кремниевая долина в США, SiliconWadi в Израиле, Бангалор в Индии, Чжунгуаньцуньв Китае, Парк высоких технологий в Белоруссии. Российское правительство аналогично мировым трендам пытается развивать инновационный центр «Сколково», построенный по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева в 2010 г. Создание специальных экономических условий для привлечения в подобные парки высокотехнологичных компаний, поддерживаются не только созданием необходимой инфраструктуры, но и разработкой специальных миграционных правил и условий для высококвалифицированных кадров. Еще одним фактором, способствующим «заманиванию» специалистов в такие территории, является возможность сотрудничества и коллабораций разных сфер и профилей, для изобретения новых экономических продуктов. Вторым важных условием интеллектуальной миграции в мире является степень свободы и безопасности. Для квалифицированных элит вопрос гражданских прав и независимости творчества имеет более важное значение нежели для обычных работников, которых интересуют более «приземленные» вопросы – заработная плата и условия труда. Интеллектуальные слои решаются на переезд в другую страну, когда они не могут в полной мере реализовать свой потенциал на родине. В-третьих, на наш взгляд, важное значение для миграции высококвалифицированных кадров является возможность получения качественного образования как самими специалистами (обучение в докторантуре престижных ВУЗОВ, стажировки, научный обмен), так и их членами семьи. В современных условиях развития информационного общества, когда образование становится главным фактором социальной мобильности, именно ВУЗы выступают одним из главных каналов привлечения высококвалифицированных индивидов. Возможность качественного обучения, как инструмент привлечения интеллектуальных людей, очень хорошо вписывается в существующую в современном мире концепцию braincirculation. Правительства стран прекрасно понимают, что остановить мировые глобализационные потоки интеллектуальной миграции невозможно, поэтому ищут механизмы для восполнения кадровых потерь посредством развития образования и приглашения иностранных студентов. Среди европейских государств особо активно такую политику проводит ФРГ.
При оценке миграции высококвалифицированных кадров из нашей страны, стоит отметить и определенную специфику, вызванную развитием событий внутри государства. Так на протяжении длительного времени с начала 1990-х годов и примерно до середины 2000-х можно выделить только одно из проявлений миграции, а именно braindrain. При чем, этот процесс был массовым, и вызван был не какой-то одной причиной, а совокупностью факторов, таких как стремительный упадок уровня жизни в стране, отсутствие какого-либо финансирования отечественной науки и кризис наукоемкого производства, в сочетании с высокой заинтересованностью иностранных государств и компаний в российских специалистах, обладающих уникальными знаниями и опытом. Дополнительными факторами, усиливающими темпы миграции стало возвращение высококвалифицированных кадров на этническую родину. Сама по себе обстановка 1990-х-середины 2000-х также способствовала утечке умов. Россия активно сотрудничала со странами запада, выстраивая партнерские отношения, что выразилось в постоянной системе научных обменов с ведущими университетами мира. При этом основу составляли доктора и кандидаты наук, что определило академический состав миграции. Все эти факторы в совокупности определили процесс «утечки мозгов» на Запад.
По мере улучшения социально-экономической обстановки и достижения определенного уровня политической стабильности в стране к середине 2000-х бегство умов стало замедляться, правительство озаботилось вопросами не только сохранения научного потенциала, но и стало задумываться о возможностях создания условий для возвращения уехавших специалистов. К началу 2010-х государство разрабатывает программы привлечения уехавших высококвалифицированных кадров, приглашения для работы иностранцев в качестве топ-менеджеров и управленцев в ряде отраслей экономики, создания условий для иностранных студентов, в первую очередь из стран СНГ и ближнего зарубежья. Как раз в это время строится инновационный центр «Сколково», несколько увеличивается финансирование ряда отраслей науки. Однако, в 2014 году темпы отъезда высококвалифицированных специалистов резко выросли, что было вызвано ухудшением отношений со странами запада, ужесточением политического режима в стране, сокращением границ гражданских свобод и ухудшением экономического положения. В этот период стремительно уезжает из страны так называемый креативный класс, инженеры, врачи, творческая элита, предприниматели в сфере IT. Медийными примерами этой тенденции является отъезд из России основателя социальной сети «В контакте» и мессенджера Telegram Павла Дурова. Стремительно растет количество российских граждан в Кремниевой долине и других технопарках в мире. В связи с этим, все попытки реализации программ ограничения миграции, а также возврата уехавших соотечественников обречены на провал. Последние исследования указывают на тот факт, что отъезд интеллектуальных кадров, замещается притоком на территорию страны не образованных, низкоквалифицированных работников из Средней Азии, что ставит под вопрос программы модернизации российской экономики. В связи с этим видится необходимым не только создание атмосферы для реализации потенциала высококвалифицированных кадров – формирование современной научной базы, особых условий для компаний, работающих в наукоемких отраслях, улучшения инфраструктуры, и естественно обильных капиталовложений, но и проведение политических реформ, направленных на либерализацию в стране и построение гражданского общества.

ИСТОЧНИКИ
Аннан К. Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН на XVI сессии Генеральной Ассамблее ООН. Нью-Йорк, 2006.
Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып/ 6 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр, 2016. 408 с.
Ежегодное послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 20.02.2019. Стенографический отчет // Российская газета – Столичный выпуск № 38 (7796). URL: .Дата обращения 12.05.2021.
Заседание Совета по науке и образованию 27 ноября 2018 г. Стенографический отчет. URL: .
Звездина П. В РАН заявили о возросшей в два раза за три года «утечкемозгов.// https://www.rbc.ru/society/29/03/2018/5abcc9f59a7947e576977387
Информационно-методические материалы Семинара для учреждений системы высшего профессионального образования по созданию и деятельности филиалов российских образовательных учреждений, функционирующих в странах СНГ. М., 2008. С. 157–158.
Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретенийFinanz.ru: 09.10.2019. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/utechka-mozgov-iz-rossii-prevysila-10-millionovchelovek-1028587894 (дата обращения: 01.05.2020).
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации //СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917
Мониторинг социально-экономического самочувствия россиян. Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. 2015—2019 гг. URL: https://www.ranepa.ru/ social/informatsionno-analiticheskij-byulleten. Датаобращения: 03.03.2021
Наука, которую мы потеряли [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал фонда «Вечная молодость». – Режим доступа: http://www.vechnayamolodost.ru/menutop/about/.Дата обращения 21.01.2021
Национальный информационный центр по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation/agreem_recog_CIS_2013 (дата обращения: 12.05.2021)
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817
Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации //СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6828.
Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации //CЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5204.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года //СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917
Отчет Д. Медведева в Государственной Думе о результатах работы правительства в 2018 году. 17.04.2019. .
Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/ info/27864/ (датаобращения: 28.05.2021)
Официальный сайт программы “Freshtalents” URL: https://www.freshminds.co.uk (дата обращения:22.05.2020)
Проблемный фон страны: итоги года [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: сайт. 2016. 28 дек. Пресс-выпуск № 3277. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116014.
Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения [Электронный ресурс]: докл. ЦСР и НИУ ВШЭ / Под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Рощина. М.: ВШЭ, 2017. URL: https://www.hse.ru/data/2017/03/22/1170077643/Doklad_trud. pdf.
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 5 февраля 2016 г. № 164-р.
УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/3f061fb01a04145dc7e07fe39a97509bd2da705f/
Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 7.05.2018. URL: .
Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук» // Российская газета – Федеральный выпуск № 0(4849) // URL: .
Утечка мозгов: объективный анализ [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «Познание». – Режим доступа: http://www.contrtv.ru/archive/2012/05. Дата обращения 01.02.2021
Утечка умов: факты, оценки, перспективы [Электронный ресурс] // Обозрения: факты, события, комментарии. – Режим доступа: http://www.fsk.ru/march/obozr/index.htm#1. Дата обращения 03.02.2021
Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //(дата обращения: 12.05.2021)
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 203-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 1). Ст. 4036.
Центр исследований и статистики науки (2010). Наука России в цифрах 2010. Статистический сборник. (Москва: ЦИСН), 14.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету