Интерактивные формы взаимодействия с родителями в реализации образовательной области «познавательное развитие»
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения ………………………………………………….15
1.1. Теоретические основы взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого–педагогической литературе ………………………………….………15
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей…29
1.3. Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в современных условиях…………………………………………………………..36
Глава II. Современные формы взаимодействия с родителями как эффективное средство в реализации образовательной области «Познавательное развитие»…………………………………………………….45
2.1 Опытно – экспериментальная работа по организации интерактивных форм взаимодействия с родителями в реализации образовательной области «Познавательное развитие» ……………………………………………………45
2.2 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательной области «Познавательное развитие»……………………………………………52
Методические рекомендации ……………………………………………………..72
Заключение………………………………………………….……………………77
Список использованных источников………………….………………………..81
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….86
Приложение 1…………………………………………………………………….87
Приложение 2…………………………………………………………………….89
Приложение 3……………………………………………………………………..90
Приложение 4……………………………………………………………………..91
Приложение 5…………………………………………………………………….92
Приложение 6…………………………………………………………………….93
Приложение 7……………………………………………………………………103
Приложение 8 ………………………………………………………………..…105
Приложение 9……………………………………………………………………112
Введение
Актуальность исследования. Решение проблем социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольного учреждения как первого шага в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в котором основное внимание уделяется построению новой системы дошкольного образования, в центре которой это личностное развитие ребенка.
Новые исследования о путях повышения качества дошкольного образования (И.И. Венгер, А.Я. Венгер, Т.Н. Доронова, В.Т. Иванова, Н.М. Кравцов, Г.Г. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Р.Б. Стеркина) привели к созданию новых дошкольных программ: «Радуга», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Детство», «Истоки», «Золотой ключик», и др., направленные на расширение возможностей для развития личности ребенка, обеспечения грамотного выбора жизненного пути и его саморазвитие. В ходе их реализации происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, тестирования новых педагогических технологий, поиска и освоения новых методов и форм работы, совершенствования процесса обучения детей дошкольного возраста. Он учитывает все лучшее, что накоплено практикой и педагогической наукой.
…
…
В связи с этим перед командой ДОО стоит сложная задача – обеспечить взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития, защиты жизни и здоровья детей. Характерной тенденцией современного периода в развитии национального образования является стремление образовательных организаций к открытости, что также предполагает участие общества в жизни дошкольного образования. Важную роль в процессе установления открытости играют родители, которые являются основными социальными клиентами ДOO. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и потребностей семьи. В связи с этим необходимо разработать и внедрить новую систему работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного воспитания. Вопрос поиска и реализации современных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи является сегодня одним из наиболее актуальных.
Степень разработанности проблемы. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес оказывает положительное влияние на качество умственной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес и др.). Эмоциональный принцип, заложенный в познавательном интересе, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые его укрепляют, делают его более стабильным, тем самым обеспечивая его превращение в неотъемлемое достояние человека.
…
Значительное место занимает проблема взаимосвязи познания окружающего мира. Здесь становятся интересны исследования выдающихся просветителей прошлого: И. Гербарта, А. Дисверберга, Я. А. Коменского, Д. Локка, К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.
Современные ученые рассматривают познание окружающего мира с разных точек зрения: как источник умственной деятельности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.), как особую взаимосвязь эмоционально-волевого и интеллектуального процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), как избирательную ориентацию человека на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддяков, Н. К. Постникова, Г. И. Щукина и др.), как структуру, состоящую из потребностей личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности ( Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Л. М. Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А. Амонашвили, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков Н.Н. Поддяков и др.).
…
Итак, целью исследования является изучение влияния интерактивных форм взаимодействия с родителями на уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – интерактивные формы взаимодействия при реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Гипотезы исследования были основаны на предположении, что
1. эффективность взаимодействия педагогического коллектива ДОО и родителей через интерактивные формы с целью реализации образовательной области «Познавательное развитие» значительно возрастет, если:
2. нетрадиционные, творческие формы работы с родителями создадут единый, дружный коллектив детей, родителей и педагогов, а также откроют самые широкие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок – детский сад», являющейся эффективным механизмом реализации ФГОС дошкольного образования;
3. внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволит воспитателям значительно улучшить взаимоотношения с семьями;
4. повысится психолого-педагогическая культура родителей, ответственность за воспитание и развитие детей.
Цель и гипотеза исследования выявили необходимость решения следующих исследовательских задач:
– изучить процесс взаимодействия детей дошкольного возраста и семьи в современной психолого-педагогической литературе;
– раскрыть современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьей;
– изучить опыт использования интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников в современных условиях;
– провести экспериментальную работу по организации интерактивных форм взаимодействия с родителями при реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
– проанализировать эффективность взаимодействия ДОО и семьи после проведенных экспериментов (анкетирование, наблюдение);
– обобщить проделанную работу, дать методические рекомендации педагогам по взаимодействию с родителями в реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Методологической основой исследования явились философские положения о решающей роли социокультурной микросреды в процессе формирования личности; идеи системного, гуманистического, культурологического подходов к социализации личности. Конкретной научной основой исследования явились философские, психолого-педагогические разработки, исследующие проблему семейного воспитания, как неотъемлемого фактора всего процесса личностного развития (Л.И. Божович, Ю.А. Венгер, А.К. Маркова, Г.И. Щукина и др..), теория педагогического взаимодействия (В. В. Горшкова, Л. А. Николаенко, Н. Ф. Радионова и др.)
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался набор методов, адекватных объекту и предмету исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целевые наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОО. Также были использованы анкеты, интервью и изучение работ детей; был проведен анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе эксперимента и т.д. Применены интерактивные методы: интерактивные игры, рекламные акции и проекты.
Исследование проводилось на базе ДОО МБДОУ №53 г. Махачкалы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
– раскрыта история вопроса организации взаимодействия ДОО с семьей;
– изучены существующие интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в современных условиях;
– проведена опытно-экспериментальная работа по организации интерактивных форм взаимодействия с родителями при реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
– проанализирована эффективность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи после эксперимента;
– определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОО и родителей через интерактивные формы взаимодействия при реализации образовательной области «Познавательное развитие»;
– специфика нашего проекта заключается в том, что наряду с традиционными формами работы с родителями используются нетрадиционные – интерактивные формы. Использование интерактивных форм способствует: интеграции дошкольного образования и семьи в единое образовательное пространство; формированию нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующегося доверительными отношениями между воспитателями и родителями, способствующего правильному влиянию на воспитательную позицию семьи; улучшению качества работы с родителями.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что вклад в развитие проблемы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей был сделан посредством интерактивных форм взаимодействия путем выяснения существенных характеристик и оригинальности этого явления в современных условиях. Представленные формы взаимодействия с родителями, разработанные на основе эффективной практики, дают возможность любому детскому саду разработать свой вариант реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Практическая значимость исследования заключается в следующем: теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, способствуют повышению эффективности процесса профессионального взаимодействия специалистов ДОО и родителей; теоретические положения, результаты исследований могут быть использованы воспитанниками и преподавателями ДОО в процессе подготовки и переподготовки педагогов дошкольного образования, в системе непрерывного обучения.
Разработанные программы (см. Приложения) могут быть использованы педагогами в непосредственно образовательных мероприятиях с детьми дошкольного возраста (6-7 лет), а также при взаимодействии с их родителями.
Положения, выносимые на защиту.
1. Интерактивные формы взаимодействия с родителями как способы организации и активизации родителей детей дошкольного возраста в реализации образовательной области «Познавательное развитие».
2. Взаимодействие ДОО и родителей будет эффективным при следующих условиях:
– переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию и сотрудничеству с ДОО;
– правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
– учет пожеланий и предложений родителей при планировании совместной деятельности;
– создание оптимально комфортных условий для развития ребенка путем согласования позиций семьи и дошкольного учреждения.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, методических рекомендаций, выводов, списка использованных источников и приложений.
Список использованных источников:
1. Андреева, Н.А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н.А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та: науч. журн. – 2010. – № 4. – С. 112-116.
2. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2017. – 208 c.
3. Березина Т.А. Интерактивные формы взаимодействия педагогов с родителями // Детский сад: теория и практика. 2015.
4. Брыксина О.Ф. О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организация взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет // Самарский научный вестник. 2013. №4 (5).
5. Веракса, Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 564 c.
6. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2015. – 510 c.
7. Габова, М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Габова. – М.: Юрайт, 2016. – 707 c.
8. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. № 7.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Гриф УМО МО РФ / А.Г. Гогоберидзе. – М.: Питер, 2015. – 369 c.
10. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г Богославец, А.А. Маейр – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
11. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.: Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2015. – №1.
12. ДОО №53 г. Махачкала // https://vk.com/public188058211
13. ДОО№53г.Махачкала//https://instagram.com/mbdou_53_mkala?igshid=13gmnprx0rlez
14. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. – Л.: Пед. институт им. Герцена, 2017. – 286 c.
15. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Учебное пособие. Минск: Консорциума, 2007. 156 с.
16. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст]: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
17. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: Academia, 2014. – 320 c.
18. Заложных Е.О. Создание делового доверительного контакта педагога с родителями в дошкольной общеобразовательной организации // актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – № 3. – Санкт-Петербург, 2016.
19. Заложных Е.О. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1(70). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 22-31.
20. Зверева, О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Сфера, 2009. – 256с.
21. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи: / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 4.
22. Карманова Ж.А., Манашова Г.Н., Абылайхан С.М. Особенности взаимодействия детского сада и семьи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12 (часть 3).
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2017. – 414 c.
24. Колтырева Л.Ю. Формирование эмоциональной культуры педагога в гуманитарной образовательной среде учреждения дополнительного профессионального образования: Дисс. … канд. пед. наук/Л.Ю. Колтырева. -Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры. 2011.-197 с.
25. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие для СПО / Т.С. Комарова. – М.: Юрайт, 2017. – 217 c.
26. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.
27. Крупская Н. К. Пед. сочинения: в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Изд-во АПН, 1959.
28. Ларионова М. А. Влияние уровня рефлексивности личности на профессиональную мотивацию педагога//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал № 3 (28) 2016. – С. 96-102.
29. Марголис, А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров /А. А. Марголис//Психологическая наука и образование. -2014. -№ 1. -URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml).
30. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – Москва: СИНТЕГ, 2016. – 411 c.
31. Михайлова (Икрянникова) Т. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе развития ребёнка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95125.htm.
32. Образовательная программа дошкольного образования «Детство»/под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой//Образовательный сайт Федерального института развития образования. -Москва, 2015. -Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pd
33. Петрова Е. В. Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях // Педагогика: традиции и инновации: материалы III меж. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013.
34. Пикатова Н.Б. Становление технологической компетентности студентов педагогического колледжа: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2012. 223 с.
35. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.В. Дыбиной. — М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с. (Дошкольное образование.)
36. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
37. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех»/под ред. Н. В. Фединой//Образовательный сайт Федерального института развития образования. -Москва, 2015. -Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf
38. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.П. Сазонова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 840 c.
39. Тавстуха О.Г. Особенности оценки качества освоения педагогами дополнительной профессиональной программы/О.Г. Тавстуха, Е.Г. Матвиевская, Л.Ю. Шавшаева. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14872
40. Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: автореф. дисс. … канд. пед наук по ВАК 13.00.01. – М., 1999.
41. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. – М.: Флинта, 2017. – 381 c.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. – “Собрание законодательства РФ”, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
43. Филиппова В.А. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно-методическое пособие/Под науч. ред. И.В. Руденко. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 212 с.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!