Интермедиальность текста: традиции ОБЭРИУТов русской поэзии

Какидзоэ Ринко
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе дан анализ поэтики трех автора из группы «ОБЭРИУ» (Д. Хармса, А. Введенского и И. Бахтерева) на основании принципа интермедиальности. Определены особенности взаимодействия разных видов проявления этого принципа: “музыка”, “движение”, “картина”. Выявляется их важная роль в создании индивидуального стиля авторов. В процессе анализа текстов принцип интермедиальности раскрывает характерные черты «второго авангарда», в качестве самодостаточного “космоса”. Принцип интермедиальности, раскрывается в его возможностях для понимания поэтики художественного мира обэриутов.

Данная работа посвящена исследованию поэтики ОБЭРИУТов в аспекте её интермедиальности, на примере творчества Д. Хармса, А. Введенского и И. Бахтерева. Исследование проведено в русле современных литературоведческих и культурологических концепций.
Русская культура всегда являлась литературоцентричной. Среди знаменитых отечественных деятелей культуры многие были писателями и поэтами и отражали культурное пространство той и иной эпохи именно с помощью литературы, и не исключение – обэриуты. Группа «ОБЭРИУ» появилась в 1927 г. как одно из направлений русского модерна, развивавшее идеи первого авангарда, и переосмыслив их, создала своеобразную замкнутую литературную «школу», стала уникальным культурным феноменом. Исследование поэтики обэриутов активизировалось в 90-е гг. и до сих пор ОБЭРИУ привлекает большое внимание ученых. Классическими стали труды таких исследователей, как А.Александров, М.Мейлах, Ж.-Ф.Жаккар и др. Также проблема взаимодействия разных видов, языков искусств стала активно обсуждаться в науке в конце ХХ века. Теория интермедиальности до сих пор находится в стадии становления.
Интермедиальные феномены существовали почти с момента рождения искусства, и до сих пор принято понимать интермедиальность как взаимодействие разных видов искусств внутри одного произведения, например в таких видах как кино, опера, балет.
Концепция интермедиальности используется в различных подходах, а конкретный объект каждый раз определяется иначе, и каждый раз интермедиальность связывается с различными признаками и получает новые акценты в определениях, в понимании самого термина. Конкретные цели, выдвигаемые различными дисциплинами (например, медиаведение, литературоведение, культурология, социология, киноведение, история искусства) при проведении исследований значительно отличаются. Происходит смешение и часто некорректное употребление таких понятий, как синтез искусств, синкретизм, интертекст в контексте размышлений об интермедиальности .
Актуальность работы заключается в том, что она выполнена в русле новейших принципов культурологического и литературоведческого исследования текста, основанных на интермедиальном подходе к анализу поэтики обэриутов, что позволяет по-новому увидеть и интерпретировать феномен взаимодействия разных видов искусства в художественном литературе.
Объектом исследования является интермедиальность в художественной литературе ХХ века. Непосредственным предметом исследования является интермедиальность в художественном творчестве Д. Хармса, А. Введенского и И. Бахтерева.
Цель исследования – проанализировать проявления и функции интермедиальности в творчестве обэриутов.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
Уточнить определение теоритического понятия ‘ «интермедиальность».’
Осмыслить теоретическую базу исследования и предложить новое определение для анализа текста обэриутов.
Описать феномены интермедиальности в поэтике обэриутов, на примере драматических произведений Д. Хармса, А. Введенского и И. Бахтерева.
Прояснить функции интермедиальности в данных произведениях.
Материалом исследования являются тексты драматических произведений Д. Хармса, А. Введенского, И. Бахтерева, представленные в полных собраниях сочинений поэтов [Хармс 1996], [Введенский 2010] и в сборнике[Ванна архимеда 1991]
Методологической основой являются теоретические идеи исследования текста, изложенные в трудах Ю. Кристевой, Р. Барта, Ю. Лотман и др., и также концепты современных исследователей интермедиальности Ю. Мюллера, О. Ханзен-Леве, Н. Тишуниной и др.
Основной метод исследования сравнительно-аналитический. В рамках данного метода применяются методики сравнения, жанрового анализа, семантического анализа, синтаксического анализа текста.
Научная новизна исследования связана с попыткой показать эффективность анализа сложных текстов группы ОБЭРИУ еще неопределенным, однако перспективным интермедиальным подходом , который при анализе текста второго авангарда позволяет сохранить замкнутость их повествования и интерпретировать, исходя из внутреннего содержания, внутренних законов, сюжетной герметичности. Новизна исследования также состоит в обращении к малоизвестному обэриутскому тексту И. Бахтерева.

В предыдущих главах мы проанализировали музыкальные, визуальные и перформансные приемы принципа интермедиальности в драматических произведениях трех авторов ОБЭРИУ: Д. Хармса, А. Введенского, И. Бахтерева.
Можно сделать вывод, что принцип интермедиальности в поэтике и ее проявления формируются в процессе зарождения индивидуального стиля каждого из авторов.
Д. Хармс в своих драматических произведениях, в частности, более ранних, использовал музыкальные приемы. Они выражают принцип интермедиальности, позволяющий интерпретировать его внутренне замкнутые тексты, которые не ориентируются на отражение внешних событий. Функции музыкальной интермедиальности классифицируется в зависимости от видов употребления музыки: сольное пение, хоры, исполнение музыкальных инструментов и увертюра.
В отличие от Д. Хармса, интермедиальность в пьесе «Потец» А. Введенский выражает основную философскую тему «время и смерть». Проявления интермедиальности в его творчестве способствуют раскрытию авторской идеи, и не ориентированы на множественность читательских/зрительских интерпретаций пьесы. Для А. Введенского интермедиальность является лишь одним из способов выражения его философской идеи; возможно, принцип интермедиальности в творчестве А. Введенского является более второстепенным.
В пьесе «Царь Македон, или Феня и чеболвеки» И. Бахтерева выражает себя перформансный характер принципа интермедиальности. В качестве главного приема использовался «язык» вертикальных телесных движений. Перформансная интермедиальность в большей степень обнаруживает через метафору сатирический характер пьесы.

Общие выводы, следующие из анализа интермедиальности в поэтике обэриутов.
Для жанра театра абсурда в целом интермедиальность не является обязательным/основным принципом. Интермедиальность является ключевым принципом создания «космоса» внутри замкнутого текста, который не ориентируется на отражение внешних событий, а, наоборот, стремится показать вещь («реальность») как таковую, избегая внешних по отношению к ней контекстов, она создает комическое действие и может лишь подчеркнуть абсурдность мира , изображенного автором.
Принцип интермедиальности в поэтике обэриутов преодолевает политический, идеологический детерминизм за приделами театра абсурда. В этой работе мы выбрали именно драматические произведения ОБЭРИУ, так как в них интермедиальность проявляется наиболее эффективно. Предложенный подход может быть использован не только для исследования произведений ОБЭРИУ, но и для изучения других культурных артефактов.
В дальнейшей работе мы намерены рассматривать произведения без жанровых ограничений, чтобы выявить и классифицировать приемы, позволяющие определить границы использования принципа интермедиальности в искусстве и – шире – в культуре.

Агапкина Т.А. Вещь, образ, символ: колокола и колокольный звон в традиционной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. –М.: Изд-во “Индрик”, 1999. – С. 210-282.
РУССКАЯ ГРАММАТИКА том I. –М.: Издательство «Наука», 1980. – 788 с.
Александров А. Стихотворение Николая Заболоцкого “Восстание” // Русская литература, 1966. – № 3. – С.190-193.
Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
Бергсон А. Творческая эволюция / Анри Бергсон; Пер. с 3-го фр. изд. М. Булгакова. – М.: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1909. – 320 с.
Бехтерев И. Когда мы были молодыми // Воспоминания о Н. Заболоцком. – М., 1964. С.63–64.
Валенцова М.М. О магических функциях колокольчикав народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. – М.: Изд-во “Индрик”, 1999, – С. 283-293.
Валиева Ю. М. Игра в бессмыслицу: поэтический мир Александра Введенского. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 280 с.
Ванна Архимеда сборник / Сост. А. А. Александрова / изд. «Художественная литература» , 1991. – 492 с.
Введенский А.И. Все. – М.: ОГИ, 2010. – 736 с.
Введенский А.И. Полное собрание произведений в 2 т. – М., 1993. –250 с.
Вишневецкий И.О «Комедии города Петербурга» // Театр. – М., 1991. – № 11. – С. 58-62.
Гейро Р. «Ёлка у Ивановых» А. Введенского: уровень интертекстуальности // Поэт Александр Введенский Сборник материалов. – Белград: изд. Гилея, 2006. – С.332-343.
Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Пер. с фр. Φ.А. Перовской. – СПб.: Академический проект, 1995. – 471 с.
Захава Б.Е Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1969. – 432 с.
Иванов В. В. Семиотика // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962-1978.Т. 6: Присказка– «Советская Россия», 1971. – С. 746-749.
Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. – М., 1998. – 28 с.
Исагунов Н.В. Поэтика интермедиальности в английском романе начала ХХ века (Э.М. Форстер, “Куда боятся ступить ангелы”; С. Моэм, “Луна и грош”), дис. … маг. филол. наук. – Донецк, 2011. – 152 с.
Казарина Т.В. Александр Введенский: прототекст и интертекст. Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей : сб. ст. / под общ. ред. С. А. Лишаева. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2007. – C.189–198.
Казарина Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда. –Самара : Самарский университет, 2004. – 454 с.
Кобринский А.А. Даниил Хармс. – М.: изд. Молодая гвардия, 2009. – 512 с.
Кувшинов Ф.В. Из заметок о Д.И. Хармс (Хармс и Гоголь) // Сибирский филологический журнал, 2015. – № 2. – С.224-231.
Кувшинов Ф.В. Мотив музыки в творчестве А.И. Введенского // Поэт Александр Введенский Сборник материалов. – Белград: изд. Гилея, 2006. – С.107-130.
Кулишова О.В. Хор в древнегреческом театре V в. до н.э// Маска и театр в зрелищной культуре античного мира. – СПб., 2015. – С.36-52.
Лотман Ю.М. Семиотика // Литературный энциклопедический словарь. –М., 1987. – С.373-374.
Мейлах М. Заметки о театре обэриутов // Театр. 1991. –№ 11. – С.173-179.
Павлов С.Г. Поэтический мир А. И. Введенского: Лингвостилистический аспект. Дис. … канд. филол. наук. – М., 2003. – 161 с.
Паперный В.З. Культура 2. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 416 с.
Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 240 с.
Сидорова А.Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (Литература, Живопись, Музыка): Дис. … канд. филол. наук. – Барнаул, 2006. –218 с.
Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. / Автор-составитель Н.Д. Тамарченко. – М.: РГГУ, 2001. – 466 с.
Тимашков А.Ю. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX веков: Автореф. дис. … канд. иск. искусствоведения. наук. – СПб., 2012. –26 с.
Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. – СПб., 1998. –160 с.
Тишунина Н.В. Модернизм и постмодернизм в системе литературы XX века // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре. – СПб., 2003. – С.149-150.
Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Серия “Symposium”, Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века., Выпуск 12 / К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г. / – СПб., 2001. – C.149-154.
Троицкий С.А. Русский авангард: Проблема хронологии явления // Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25–28 сентября 2017 г. В 2-х т. Т. 2 / – СПб.: «Интерсоцис», Изд. РХГА , 2017. – С. 223-228.
Успенский Б.А. Избранные труды. Том II. Язык и культура. – М., 1994. – 688 с.
Фёдорова Л.А. Модель мира и человека в пьесе Даниила Хармса «Елизавета Бам» [Электронный ресурс] // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2013. – №1. – Режим доступа:– (дата обращения: 03.05.2018).
Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. – М., 2015. – 503 с.
Хармс Д. И. Полное собрание сочинений Том.2. – СПб.,1997. – 497 с.
Чуканцова В.О. Интермедиальный анализ в системе исследования художественных текстов: преимущества и недостатки / Вера Олеговна Чуканцова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. –№ 108. – СПб., 2009. – С.140-145.
Чухров К. Некоторые позиции поэтики Александра Введенского [Электронный ресурс] // НЛО. – 2011, – № 108. – Режим доступа: – (дата обращения: 13.05.2018)
Шиньев Е. П. Интермедиальность как механизм межкультурной диффузии в литературе (на примере романов В. В. Набокова «Дар») [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. – 2009. – №14. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intermedialnost-kak-mehanizm-mezhkulturnoy-diffuzii-v-literature-na-primere-romanov-v-v-nabokova-dar – (дата обращения: 02.05.2018). 
Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г.Г. Сочинения. –М.: Правда, 1989. –390 с.
Шубинский В.И. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. – М.: Изд. Corpus, 2015. – 576 с.
Ямпольский М. Беспамятство как исток (Читая Хармса). –М.: Новое литературное обозрение, 1998. –384 с.
Янкелевич М. Предметы осмотрения: окно и стекло еще несколько слов на тему Даниил Хармс и Марсель Дюшан // Хармс-авангард. –Белград: Изд-во Белградского университета, 2006. –С.214-220.
Ярхо В.Н. Древняя аттическая комедия // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983. – С. 370-372.
Coleridge S.T. Literary Remains: Coleridge on Spenser. [Электронный ресурс] // Literary Remains of Samuel Taylor Coleridge. –1836. –№4. –P. 246-252. –Режим доступа: http://spenserians.cath.vt.edu/TextRecord.php?action=GET&textsid=35813 (дата обращения 13.05.2018).
Genette G. Palimpsestes: La littérature au second degré. –Taurus, 1982. –P.467.
Hansen-Löve A.A. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort- und Bildkunst – Am Beispiel der russischen Moderne // Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität / hg. von W. Schmid und W.-D. Stempel. – Wien: Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 11, 1983. – S. 291-360.
Higgins D. Intermedia Dick Higgins with an Appendix by hannah Higgins/ LEONAHDO, Vol 34, No.1, 2001. – P.49-54.
Müller J.E. Intermedialität: Formen moderner kultureller Kommunikation (Film und Medien in der Diskussion), Münster : Nodus Publikationen, – S.335.
Müller J.E. Intermediality and Media Historiography in the Digital Era // ACTA UNIV. SAPIENTIAE, FILM AND MEDIA STUDIES, 2, 2010. – P.15–38.
Paech J. Intermedialität: Mediales Differenzial und transformative Figurationen// Intermedialität: Theorie und Praxis eines interdisziplinären Forschungsgebiets. – Berlin, 1998. – S. 18.
Rajewsky I Intermediality, Intertextuality,and Remediation: A Literary Perspective on Intermediality / Numéro 6, Automne, 2005, – P. 43–64.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет