Интервью со «звездой» в современной спортивной журналистике: когнитивно-прагматический аспект
Аннотация магистерской диссертации Чернякова Александра Андреевича «ИНТЕРВЬЮ СО СПОРТИВНОЙ ЗВЕЗДОЙ: ПРАГМАТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ» Interview with sport celebrity: pragmatical and psychological aspect Н. рук. – Ильченко Сергей Николаевич, д-р. филол. наук, доцент Направление подготовки – Журналистика Профиль – Спортивная журналистика Ключевые слова: спорт, журналистика, интервью, журналистская подготовка, спортивная психология, физическая культура. Key words: sports, journalism, interview, journalistic background, sports psychology, physical culture. Актуальность исследования. Присутствие в спортивном медиа контенте интервью с персонами, которые являются лидерами мнений, а именно – спортивными «звёздами», способствует повышению популяризации соответствующих журналистских материалов, независимо от канала коммуникации. При всей схожести использования метода интервью в иных сферах, у интервью со «звездой» существует своя специфика – индивидуальные стратегии и тактики ведения беседы, описание которых представляем актуальным. Отдельного внимания заслуживает вопрос персонификации информации, так как мнение «звезды» может повлиять на способ подачи материала. Дополнительным фактором актуальности является то, что спорт в определённом событийном контексте становится доминирующей темой в информационном пространстве. Степень разработанности научной проблемы. Основой настоящей диссертации стали труды учёных в области системы жанров СМИ: Е. Л. Вартановой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, О. Р. Самарцева, А. А. Тертычного, Л. Ю. Шибаевой; исследования типологической структуры: А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, О. В. Коноваловой, С. Г. Корконосенко. Теоретическая концепция применения метода интервью получила развитие во многих работах зарубежных исследователей: Л. Гроссберг, Р. Бойл, Дж. Болтер. При выявлении особенностей специализированных журналистских материалов и типологизации текстов спортивной направленности были использованы наработки Е. А. Войтик, Е. Г. Малышевой, С. Н. Ильченко, С. А. Михайлова. Работа в жанре интервью со «звездой» описаны в книгах Л. Г. Парфёнова, У. Отта, О. В. Пушкиной. В данном исследовании проводится экстраполяция теоретических концепций на практический опыт. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января 2014 по 1 апреля 2018 гг. Условием выборки материала для анализа стали интервью, которым в рамках специализированных спортивных программ телевизионного и радио эфира отводилось более 10 минут эфирного времени. Научная новизна диссертации. В данной работе определяются самые эффективные современные приёмы ведения интервью с персоной высокого профессионального (спортивного) и социального статуса. Описывается значение участия «звезды» для популяризации программ о спорте. В исследовании выявляются и сопоставляются наиболее запоминающиеся авторские стили журналистов в спортивных программах; рассматриваются формы выражения интенциональности в авторских спортивных программах, а также способы воздействия на аудиторию, посредством различных типов подачи интервью. Объект исследования – интервью с известными спортсменами, выходившие на федеральных и региональных российских СМИ, в обозначенном хронологическими рамками периоде. Предмет исследования – структурно-типологические особенности жанра спортивного интервью (со «звездой»). Цель работы – выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. На основе общепринятых классификаций интервью, представить собственную разработку типологии жанра; 2. Описать отличительные черты подготовки к интервью со «звездой»; 3. Классифицировать типологию вопросов, которые использует журналист в ходе интервью, и раскрыть их роль в тактике ведения беседы; 4. Выявить наиболее эффективные журналистские приёмы, используемые для общения с «трудными» «звёздными» собеседниками; 5. Определить модели поведения спортивных «звёзд» при общении с журналистами Гипотеза исследования состоит в том, что проведение спортивного интервью со «звездой» требует от журналиста особых навыков ведения беседы и глубоких знаний в исследуемой области. Вместе с тем необходимо обращать внимание на творческий подход, так как беседа с использованием стандартных вопросов не сможет привлечь широкую аудиторию. Методы исследования. В работе был использован комплексный описательно – аналитический метод. Он позволил проанализировать работу журналиста в жанре интервью при подготовке к работе со «звёздной» личностью. Контент-анализ структуры диалогов помог определить самые действенные психологические и тактические приёмы ведения интервью, которые работали в большинстве из рассмотренных примеров. Сравнительный метод был использован для выявления общих тенденций работы спортивного журналиста в жанре интервью со «звездой». Эмпирическим материалом данного исследования были выбраны интервью, проведённые журналистами спортивного телеканала «Матч.ТВ», которые вышли как в прямом телевизионном эфире, так и на сайте холдинга, а также беседы со спортсменами радиожурналистов «Спорт.фм» и Радио «Зенит». Эти материалы отличаются как содержательно-тематическим разнообразием, так и большим количеством примеров работ ведущих спортивных журналистов данного периода. Положения, выносимые на защиту: • Интервью, как формат работы спортивного журналиста имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены характером спортивных событий и подачи информации о них; • Формат интервью со «звездой» имеет как общие с типовым интервью характеристики, так и характеристики ситуативные; • Понятие статуса спортивной «звезды» можно считать особенным, так как в основе этого понятия лежат количественные и качественные показатели; • Инструментарий спортивного журналиста носит более дискретный характер из-за того, что к каждому отдельному спортсмену нужен индивидуальный подход и нет универсальных способов получить необходимую информацию Основные выводы: Интервью – востребованный жанр в журналистском творчестве, а применительно к спортивной журналистике у него есть ряд отличительных черт: 1. индивидуальный подход при журналистской подготовке; 2. активная позиция журналиста при интервьюировании, в силу ограниченного количества времени на беседу; 3. большее количество интервью-мнений, связанных с событиями, происходящими на площадке, чем интервью-портретов; 4. увеличение влияния персонификации информации. Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах комплексного анализа журналистской деятельности в жанре интервью со «звездой» и следования от общих вопросов к частным и состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
В практике современных журналистов интервью является одним из самых востребованных методов работы с информацией. Для того чтобы сделать качественное интервью, уметь общаться со спикерами так, чтобы это дало хороший результат, современным журналистам необходимо знать специфику этого метода, его отличительные черты и признаки.
Актуальность исследования. Присутствие в спортивном медиа- контенте интервью с персонами, которые являются лидерами мнений, а именно – спортивными «звёздами», способствует повышению популяризации соответствующих журналистских материалов, независимо от канала коммуникации. При всей схожести использования метода интервью в иных сферах, у интервью со «звездой» существует своя специфика – индивидуальные стратегии и тактики ведения беседы, описание которых представляем актуальным. Отдельного внимания заслуживает вопрос персонификации информации, так как мнение «звезды» может повлиять на способ подачи материала. Дополнительным фактором актуальности является то, что спорт в определённом событийном контексте становится доминирующей темой в информационном пространстве.
Степень разработанности научной проблемы. Основой настоящей диссертации стали труды учёных в области системы жанров СМИ:
Е. Л. Вартановой, М. Н. Кима, Г. С. Мельник, О. Р. Самарцева,
А. А. Тертычного, Л. Ю. Шибаевой; исследования типологической структуры: А. И. Акопова, Я. Н. Засурского, О. В. Коноваловой,
С. Г. Корконосенко. Теоретическая концепция применения метода интервью получила развитие во многих работах зарубежных исследователей:
Л. Гроссберг, Р. Бойл, Дж. Болтер. Принципы овладения навыками построения эффективной коммуникации представлены в наработках
С. А. Муратова, Э. Фихтеллиуса, В. В. Ульянова. При выявлении особенностей специализированных журналистских материалов и типологизации текстов спортивной направленности были использованы материалы Е. А. Войтик, К. А. Алексеева, Е. Г. Малышевой, С. Н. Ильченко, С. А. Михайлова. Работа в жанре интервью со «звездой» описаны в книгах Л. Лаундеса, Л. Г. Парфёнова, У. Отта, О. В. Пушкиной, Л. Кинга.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1 января 2014 по 1 апреля 2018 гг.
Научная новизна диссертации. В данной работе определяются самые эффективные современные приёмы ведения интервью с персоной высокого профессионального (спортивного) и социального статуса. Описывается значение участия «звезды» для популяризации программ о спорте.
В исследовании рассматриваются формы выражения интенциональности в авторских спортивных программах, а также способы воздействия на аудиторию, посредством различных типов подачи интервью.
Объект исследования – интервью с известными спортсменами, выходившие на федеральных и региональных российских СМИ, в обозначенном хронологическими рамками периоде.
Предмет исследования – структурно-типологические особенности жанра спортивного интервью (со «звездой»).
Цель работы – выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, а также проанализировать прагматические и психологические аспекты использования данного метода на практике.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
На основе общепринятых классификаций интервью, представить собственную разработку типологии жанра;
Описать отличительные черты подготовки
к интервью со «звездой»;
Классифицировать типологию вопросов, которые использует журналист в ходе интервью, и раскрыть их роль в тактике ведения беседы;
Выявить наиболее эффективные журналистские приёмы, используемые для общения с «трудными» «звёздными» собеседниками;
Определить модели поведения спортивных «звёзд» при общении с журналистами
Гипотеза исследования состоит в том, что проведение спортивного интервью со «звездой» требует от журналиста особых навыков ведения беседы и глубоких знаний в исследуемой области. Выбор конкретных приёмов и моделирование поведения определяется не только вышеперечисленными требованиями, но и особенностями и своеобразием спортивной личности, а также ситуацией, в которой берётся интервью. Вместе с тем, к процессу следует подходить творчески, так как беседа с использованием стандартных вопросов не привлечёт широкую аудиторию.
Методы исследования. В работе был использован комплексный описательно – аналитический метод. Он позволил проанализировать работу журналиста в жанре интервью при подготовке к работе со «звёздной» личностью. Контент-анализ структуры диалогов помог определить самые действенные психологические и тактические приёмы ведения интервью, которые работали в большинстве из рассмотренных примеров. Сравнительный метод был использован для выявления общих тенденций работы спортивного журналиста в жанре интервью со «звездой».
Эмпирическим материалом данного исследования были выбраны более 70 интервью, проведённые журналистами спортивного телеканала «Матч.ТВ», которые вышли как в прямом телевизионном эфире, так и на сайте холдинга, а также беседы со спортсменами радиожурналистов
«Спорт FM» и Радио «Зенит». Дополнением к этому списку служат интервью автора исследования, в ходе его творческой практики на радио «Петербург». Представленные материалы отличаются как содержательно-тематическим разнообразием, так и характерными признаками построения беседы ведущими спортивными журналистами данного периода.
Положения, выносимые на защиту:
Интервью, как формат работы спортивного журналиста имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены характером спортивных событий и подачи информации о них;
Формат интервью со «звездой» имеет как общие с типовым интервью характеристики, так и характеристики ситуативные;
Понятие статуса спортивной «звезды» можно считать особенным, так как в основе этого понятия лежат количественные и качественные показатели;
Инструментарий спортивного журналиста носит более дискретный характер из-за того, что к каждому отдельному спортсмену нужен индивидуальный подход и нет универсальных способов получить необходимую информацию
Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах комплексного анализа журналистской деятельности в жанре интервью со «звездой» и следования от общих вопросов к частным и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной исследовательской работе мы проверили, насколько теоретические основы метода интервью, заложенные учеными и исследователями, соответствуют реальной практике работы журналистов в проведении интервью с известными спортсменами. Для этого в первой главе мы отдельно рассмотрели теоретические взгляды на интервью таких исследователей, как М. Лукина, Л. Кинг, М. Шостак, С. Ильченко,
В. Аграновский, Е. Голанова и многих других. Во второй части работы мы экстраполировали выводы, сделанные в первой части, на реальный опыт применения жанра интервью со спортивной «звездой» и разобрали особенности журналистской подготовки. Третья глава была посвящена психологии интервью и включила в себя анализ психотипов «звёздных» собеседников, также вопросы специфики журналистского настроя на диалог.
Основные выводы: Интервью – востребованный жанр в журналистском творчестве, а применительно к спортивной журналистике у него есть ряд отличительных черт:
индивидуальный подход при журналистской подготовке;
активная позиция журналиста при интервьюировании, в силу ограниченного количества времени на беседу;
большее количество интервью-мнений, связанных с событиями, происходящими на площадке, чем интервью-портретов;
увеличение влияния персонификации информации.
Часть диссертации раскрыла нюансы подготовки к интервью со спортивной «звездой», как очень важной составляющей работы корреспондентов и ведущих. В ходе исследования было выявлено, что современные корреспонденты к интервью готовятся редко, в большинстве случаев это происходит из-за недостатка времени. Из-за этого многие часто не знают, что спросить у собеседника и обходятся «дежурными» вопросами. Конечно, все меняется, когда речь идет о проведении портретных интервью. Как показывает практика, когда собеседник видит, что ведущий имеет какие-то знания по теме, беседа получается намного интереснее и глубже. Мы проанализировали основные этапы и методы подготовки к интервью, предложенные российскими и зарубежными исследователями, обратили внимание на часто совершаемые ошибки начинающих журналистов и дали советы, как облегчить работу по подготовке к интервью: как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью.
Важной частью работы журналиста в проведении интервью со «звездой» является выбор места и времени встречи. Были описаны наиболее типовые ситуации, которые журналист может использовать для собственной выгоды при выборе места, а также возможность привлечения к беседе третьих лиц.
В рамках работы была проведена адаптация классической модели спикеров под тематику данного исследования, изучены основные и вспомогательные типы вопросов в жанре интервью, поскольку зачастую именно от них зависит успех беседы. Развивающие и уточняющие вопросы могут заметно помочь журналисту в работе, они способствуют развитию беседы и проясняют ранее непонятные моменты. Иногда помочь в интервью могут и вопросы-перебивки, которые возвращают разговор в нужное русло и помогают журналисту узнать от собеседника именно то, что необходимо. Внимательно журналисты должны относиться к провокационным вопросам. С одной стороны, они могут спровоцировать спикера на яркий, эмоциональный ответ, а с другой – часто вызывают негативную реакцию.
В исследовании была проанализирована тактика ведения беседы. Выявлено, что помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» – представлять, какие ответы даст человек на поставленные вопросы и что после этого можно будет у него спросить.
Следует подчеркнуть, что «звёздная» личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Поэтому записать качественное интервью, можно только подходя со знанием того, что «звезда» ожидает от журналиста, и каким образом реагирует на различные речевые конструкции.
Сама непредсказуемость спортивных соревнований, исхода того или иного поединка, способствует тому, что «звёздные» персоны этого вида человеческой деятельности наиболее близки народу. И не в последнюю очередь потому, что эмоции, которые испытывают болельщики и спортсмены после триумфального восхождения, например, на олимпийский пьедестал – имеют одинаковую природу. А дополнительным передатчиком этих эмоций служат журналисты, которые в самые волнительные моменты могут задать спортсмену правильный вопрос или же объяснить зрителям, какие, на самом деле эмоции испытывает человек, находясь в гуще событий.
В завершении исследования мы попытались выделить типы собеседников, общение с которыми представляет некоторые сложности для журналистов. Одними из таких являются «неговорящие» собеседники. Те, кто в силу каких-либо причин крайне неохотно рассказывают о себе и кратко, сдержанно отвечают на вопросы журналистов. Однако на практике встречаются и те, кто говорит слишком много и не по делу. Для журналистов такие гости также представляют определенные сложности. Основываясь на опыте современных журналистов, можно сказать, что практически все спортивные «звёзды» относятся к «трудным» собеседникам. Во-первых, их достаточно сложно пригласить в эфир, во-вторых, в беседе они могут вести себя непредсказуемо и импульсивно. У «звезд» всегда очень насыщенный график, и иногда у них просто нет времени, чтобы прийти в эфир.
Кроме того, некоторые знаменитости считают журналистов недостойными собеседниками и смотрят на них свысока. К сожалению, с «трудными» спикерами журналистам приходится сталкиваться довольно часто, но такова специфика профессии. Далее были представлены несколько полезных советов для журналистов, которые помогут облегчить общение с «трудными» спикерами. По мнению психологов, перед любым общением, и особенно с «трудными» спикерами, нужно внутренне себя подготовить. Журналист, общаясь со «звездой», всегда должен говорить то, в чем твердо убеждён.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели отличительные черты интервью со спортивной «звездой», выделив некоторые закономерности и проанализировав реальные примеры применения этого метода, взятые из практики современных петербургских журналистов. Как оказалось, все теоретические взгляды на интервью со знаменитыми персонами, данные известным исследователями, в целом, остаются актуальными. Однако прикладная сторона журналистской деятельности показывает, что иногда ведущим и корреспондентам приходится отходить от теоретических основ, применять те методы и способы интервью, которые не описаны в учебниках, сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть только в ходе практической деятельности. Выявить особые функции интервью со «звездой», которые характерны для современной спортивной журналистики, и определить специфику работы журналиста в проведении интервью со спортивной «звездой» – цель, которая была реализована в исследовании.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!