Использование программных методов для статистического обоснования фоносемантических гипотез

Макаров Алексей Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена статистическому подтверждению фонасемантических гипотез. В частности, рассматриваются гипотезы об использовании лабиальных при обозначении округлого, гипотезы об использовании гласных с наиболее различными частотными характеристиками при обозначении большого и малого. Основной целью работы является поиск связей между различными фонотипами и семантическими полями.

Темой данной работы является использование программных методов для статистического обоснования фоносемантических гипотез.
Фоносемантические исследования представляют собой крайне своеобразный пласт лингвистических работ. С одной стороны, существует значительное число тонко подмеченных закономерностей, которые могут свидетельствовать о наличии связи между определенными звукотипами (или фонотипами) и лексической семантикой. С другой – ученое сообщество достаточно скептично относится к данному направлению в исследованиях, хотя и фонетика, и семантика, и лексикология, и психолингвистика, на стыке которых формируется фоносемантика, считаются перспективными для изучения и изобилуют вопросами, для ответа на которые требуются все новые и новые молодые специалисты.
Интересы фоносемантики при поиске ответов на вопросы, связанные с механизмом работы языка, полностью совпадают с интересами языкознания. Внимательное изучение звукоизобразительности и звукосимволизма позволяет открывать неизвестные ранее этимологии слов [Климова, 1986; Колева-Златева, 2008; Михалёв, 2010], способствует определению авторства художественных произведений [Голимбиовская, 2014; Живаева, 2001; Балаш, 1999], позволяет объяснить исключения из фонетических правил [Flaksman, 2013] воссоздавать утерянный смысл слов и даже текстов, известных из старинных источников [Flaxman, 2015], точнее понимать и переводить иноязычные произведения, в том числе произведений для детей, где отмечается наличие большого числа мотивированных лексических единиц [Ратушная, 2005; Голимбиовская, 2012; Егорова, 2008]. Обращаясь к фоносемантике, исследователи затрагивают также вопрос образования неологизмов [Флаксман, 2014], успешно обнаруживая их истоки в звукосимволизме и звукоподражании.
Особенный интерес всегда вызывало у исследователей происхождение языка – несмотря на отсутствие каких бы то ни было значимых успехов в данном направлении, что обусловлено чрезвычайной сложностью вопроса, существует множество фоносемантических работ на эту тему [Voronin, 2008; Топешко, 2000].
При этом в значительном числе работ, в особенности до 1980-ых годов, используются методы, связанные с ручной обработкой информации – такие методы в конце второго десятилетия XXI века видятся неактуальными ввиду неэффективного использования ресурсов. В связи с этим, в данной работе отбор материала вручную совмещается с его автоматической обработкой и оценкой результатов.
В рамках данной работы будут использоваться два понятия, определение которых видится необходимым дать во введении:
Фонотип – тип звука речи, содержащий фонетический признакотип, гомоморфный с мотивотипом [Воронин, 2004, с.10]. Другими словами, фонотип есть некий общий параметр для нескольких фонем, звукосимволически используемых при назывании класса объектов. Подробнее о понятии фонотипа см., например, работу Бродович [Brodovich, 2016].
Звукотип – это звуковой сегмент, которому соответствует одна целевая артикуляция и один слуховой образ. В отличие от звука, звукотип представляет собой не единицу речи, а единицу языкового сознания носителя языка [Князев, Пожарицкая, 2003, с.9].
Настоящая работа направлена на достижение двух целей, последовательно описанных ниже.

В настоящей работе была сделана попытка провести анализ существующих фоносемантических гипотез относительно наличия связи между различными фонотипами и семантическими полями.
Цель работы, заключающаяся в разработке программного обеспечения, была достигнута в полной мере – при использовании современных средств разработки, таких как среда разработки IntelliJ IDEA, реляционная СУБД MySQL, реализация спецификации JPA Hibernate 5 и др. было создана ПО, автоматизирующее процесс поиска связей между различными фонотипами (и звукотипами) и семантическими полями.
По итогам исследования с использованием разработанного ПО были получены результаты как подтверждающие существующие фоносемантические гипотезы, так и опровергающие их. Кроме того, были обнаружены связи различной силы – от слабой до заметной (по таблице Чеддока) – не выдвигавшиеся ранее.
Число и сила связей между различными фонотипами и семантическими полями варьируется в зависимости от выбранной семантической оппозиции: для таких пар как «большой-малый» (BIG/SMALL) и «тупой-острый» (DULL/SHARP) число значимых связей (при p=0,05) оказалось больше, чем для остальных пар. В некоторых случаях число обнаруженных связей не превышало 1-2 единицы или такие связи не были обнаружены вовсе (напр., для пар «черный-белый» (BLACK/WHITE), «горячий-холодный» (HOT/COLD)).
К подтвержденным гипотезам могут быль отнесены следующие (при p <=0,05): - Гласные верхнего подъема чаще используются при обозначении «малого» и «острого», а нижнего – при обозначении «большого» и «тупого»; - Глухие согласные чаще используются при обозначении «малого» нежели «большого»; - Огубленные гласные и особенно звукотип «U» чаще используются при обозначении «округлого» и «тупого»; - Билабиальные чаще используются при обозначении «тупого», а сибилянты – при обозначении «острого». Также были обнаружены некоторые связи, не обнаруженные в существующей фоносемантической литературе: - Наличие слабой связи с семантическим значением «округлый» продемонстрировал фонотип латеральных; - Звонкие согласные продемонстрировали связь не только с семантическим полем «большой», но и «длинный», и «округлый»; в то время как глухие согласные – с семантическим полем «короткий»; - Носовые сонанты чаще используются при обозначении «черного» (нежели «белого»); - Велярные чаще используются при обозначении «сухого» (нежели «мокрого»). Наконец, необходимо отметить одну неожиданную связь - не фонотипа с семантическим полем, но двух фонотипов: в ходе работы было выявлено, что одноударные и многоударные сонанты практически всегда имеют одинаковый знак критерия Пирсона. Это означает, что если один из двух фонотипов чаще используется при обозначении слов некоторого семантического поля, то и второй фонотип в этом случае используется чаще. Говорить о данной связи следует с осторожностью, поскольку она в основном фиксируется при p > 0,05, однако регулярность её появления требует обратить на нее внимание.
В целом, вторая цель настоящей работы, состоящая в подтверждении или опровержении существующих семантических гипотез, видится достигнутой.
Необходимо, однако, заметить, что большинство обнаруженных связей могут быть оценены как слабые, в то время как во многих фоносемантических работах они предполагалась более сильными. Дело в том, что многие фоносемантические гипотезы были выдвинуты исследователями, однако не подвергались последующей статистической обработке. Таким образом, полученные результаты могут говорить о некотором преувеличении связей фонотипов с семантическими полями.
Помимо этого, существует слабо исследованный вопрос: следует ли полагать все искомые в настоящей работе связи универсалиями или некоторые из них могут быть спроецированы лишь на определенные языковые семьи? Поскольку значительное число связей были оценены как слабые, а некоторые не были подтверждены вовсе, следующим шагом может стать проверка фоносемантических гипотез с учетом принадлежности языковых материалов к конкретным семьям и группам. Такой подход потребует коррекции существующего метода, однако может способствовать пониманию как рассмотренных в главе I гипотез, так и результатов, полученных в настоящей работе.
В завершение хотелось бы отметить важность дальнейших исследований в области фоносемантики: поиск ответа на вопросы о мотивированности лексических единиц, механизмах словообразования и демотивации слов в ходе фонетических и иных изменений, а также роли звукоизобразительных слов в языке способны дать значительный толчок к развитию современной лингвистики.

Балаш, М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания (Экспериментальное исследование): дис. … кандидата филологических наук: 10.02.19 /М.А. Балаш – Горно-Алтайск, 1999 – 159 с.
Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли – М.: Изд-во иностр. лит., 1955 – 416 с.
Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист – М.: Прогресс, 1974 – 447 c.
Воронин, С.В. Английские ономатопы: фоносемантическая классификация / С. В. Воронин – СПб.: Изд-во Института иностранных языков, 2004 – 190 с.
Воронин, С. В. Основы фоносемантики / С. В. Воронин – М.: ЛЕНАНД, 2006 – 248 с.
Голимбиовская, Е.С. О возможности сохранения анафонии при переводе франкоязычной поэзии на русский язык // Гуманитарный вектор – Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, 2012. – № 4 (32) – с. 108-114.
Голимбиовская, Е.С. Структурные и функциональные особенности анафонических феноменов в стихотворной речи: дисс. …канд. филол. наук 10.02.19/ Е.С.Голимбиовская – Ульяновск, 2014 – 312 с.
Горелов, И.Н. О возможной примарной мотивированности языкового знака. // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака – Л.: Наука, 1969 – с. 17-21.
Егорова, А.А. Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes). Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / ГОУ ВПО «Ивановский государственный Университет» – М., 2008 – 24 c.
Живаева, Л.Н. Идиостилевые аспекты анафонии в художественной прозе (на материале прозы Н.В.Гоголя, А.Белого и М.Горького)/ Л. Н. Живаева: дис… канд. филол. наук 10.02.01 – Пенза, 2001 – 161 с.
Журавлев, А.П. Звук и смысл / А. П. Журавлев – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.
Иванова, М.В. Звукоизобразительная лексика в англоязычной детской сказке: Дис. канд. филол. наук – ЛГУ. Л., 1990.
Иллич-Свитыч, В.М. Опыт сравнения ностратических языков (семитохамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский) – М.: Наука – Введение. Сравнительный словарь (b – K) – 1971 – 370 с.
Климова, С.В. Глаголы неясного происхождения в сокращенном Оксфордском словаре (элементы этимологической фоносемантики): дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Светлана Владимировна Климова — Л., 1986 — 221 с.
Князев, С.В., Пожарицкая, С.К., «Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия» – М., 2003 — 21 с.
Колева-Златева, Ж.С. Славянская лексика звукосимволического происхождения. Tractata Slavica Universitatis Debreceniensis – Vol. 1. Дебрецен, 2008 – 355 с.
Левицкий, В.В. Семантика и фонетика / В. В. Левицкий. – Черновцы: Изд-во Черновиц. ун-та, 1973 – 103 с.
Михалёв, А.Б. Звукоизобразительный фонд индоевропейских корней и их производные // Мир через языки, образование, культуру: Россия-Кавказ-Мировое сообщество. Материалы VI Международного конгресса. Симпозиум XI «Теоретические и прикладные аспекты исследования языков мира» – Пятигорск, 2010 – с.46-53.
Михалев, А.Б. Фоносемантика: от античности до современности / А. Б. Михалев // Вестн. Пятигорского гос. лингвист. ун-та, 2012 – №1 – с. 92-96.
Павловская, И.Ю. Фоносемантический анализ речи / И. Ю. Павловская ; Санкт-Петербургский гос. ун-т – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004 – 290 с.
Платон. Кратил/ Платон, Пер. Т. В. Васильевой, – Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1 – М, 1993 – с. 613-681.
Ратушная, Л.Н. Анафония в оригинальном и переводном художественном произведении (на материале русского и английского языков): дисс. …канд. филол. наук 10.02.19 /Л.Н.Ратушная – Пенза, 2005 – 192 с.
Слоницкая, Е.И. Звукосимволизм обозначений округлого: дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Елена Ивановна Слоницкая – Л., 1987 – 317 с.
Соссюр, Ф.де, Курс общей лингвистики/Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Мауро Т. Биографические и критические заметки о Ф. де Соссюре; Примечания / Пер. с франц. С. В. Чистяковой. Под общ. ред. М. Э. Рут — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999 — 432 с.
Топешко, И.Н. К вопросу о культурно-мифологической концепции происхождения языка // “Новые” и “вечные” проблемы философии – Новосибирск, 2000 – с. 16-30.
Трофимова, Е.Б. Окказиональная вербализация как одна из возможностей приблизиться к пониманию языковой эволюции / Е.Б. Трофимова // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания. Материалы 3 международной научно-практической конференции – Бийск, 2008 – с. 190-196.
Ульман, С. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. Вып. 5 – М., 1970.
Флаксман, М.А. Диахроническое развитие звукоизобразительной лексики английского языка: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / М.А. Флаксман – СПб, 2015 – 580 с.
Флаксман, М.А. Новейшая звукоподражательная лексика английского языка: проблема письменной фиксации // Материалы III Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики»/ Санкт-Петербург, 15-16 апреля 2014 г. – СПб., 2014 – с.27-29.
Anderson, S.R. Phonology in the twentieth century: Theories of rules and theories of representations – Chicago: The University of Chicago Press, 1985 – 373 p.
Brodovich, O.I. The Phoneme and the Phonotype / Brodovich O.I. – Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (9) – 2016 – 620-624 pp.
Cytowic, R.E. Synesthesia: A Union of the Senses (2nd edition) / Cytowic R. E. – Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2002 – 424 p.
Flaxman, M.A. Onomatopoeic Words in Gothic: Iconic Elements in Wulfila’s Translation of the New Testament – ЛИК, 2015.
Flaksman, М.А. Preservation long vowels in words denoting pure tones: phonosemantic inertia // Индоевропейское языкознание и классическая филология XVII (чтения памяти И.М. Тронского). Материалы Международной конференции, 24-26 июня 2013 – СПб.: Наука, 2013 – с. 917-923.
Fox, C.W. An experimental study of naming – American Journal of Psychology, 47(4), 1935 – 545-579 pp.
French, P.L. Towards an explanation of phonetic symbolism – Word, 28, 1977 – 305-322 pp.
Gebelin, A.C. de. Origine du langage et de l’ecriture / Gebelin A.C. – P., 1775.
Grammont, M. Traité de phonétique / Grammont M. – Paris: Librairie Delagrave, 1946 – 480 p.
Jackobson, R. Six Lectures on Sound and Meaning/ Jackobson R. – Hassocks: Harvester Press, 1978.
Jespersen, O. Symbolic Value of the Vowel i / O. Jespersen // Linguistica – 1933 – p. 283-303.
Kindaichi, H. Nihongo [Japanese]. Tokyo: Iwanami, 1957.
Kovic, V., Plunkett, K., Westermann, G. The shape of words in the brain. Cognition, 114(1), 2010 – 19-28 pp.
Köhler, W. Gestalt psychology: An introduction to new concepts in modern psychology – New York: Liverright, 1947.
Lowrey, M.T., Shrum L. J. Phonetic Symbolism and Brand Name Preference – Journal of Consumer Research: October 2007.
Maurer, D., Pathman, T., Mondloch C.J. The shape of boubas: Sound-shape correspondences in toddlers and adults – Developmental Science. 2006 –9(3) – 316-322 pp.
Newman, S. 1933. Further Experiments in Phonetic Symbolism – American Journal of Psychology 45 – 53-75pp.
Nielsen, A. K. S., Rendall, D. The sound of round: Evaluating the sound-symbolic role of consonants in the classic Takete-Maluma phenomenon. Canadian Journal of Experimental Psychology, 65, 2011 – 115-124 pp.
Nuckolls, J. The case for sound symbolism – Annual Reviews of Anthropology, 28, 1999 – 225-252 pp.
O’boyle, M., Tarte, R. Implications for phonetic symbolism: The relationship between pure tones and geometric figures. Journal of Psycholinguistic Research, 1980 – 9 (6) – 535-544 pp.
D’Onofrio, A. Phonetic detail and dimensionality in sound-shape correspondences: Refining the bouba-kiki paradigm – Language and Speech, 57, 2013 –367–393 pp.
Osgood, Ch., Suci, G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning / Charles Egerton Osgood, George J. Suci, Percy H. Tannenbaum – University of Illinois Press, 1957 – 342 p.
Ramachandran, V.S., Hubbard, E.M. Synaesthesia- a window into perception, thought, and language. Journal of Consciousness Studies, 2001 – 8:3
Rich, A.N., Mattingley J. B. Anomalous perception in synesthesia: a cognitive neuroscience perspective / Rich A.N., Mattingley J.B. – Nature Reviews Neuroscience 3 (1) – January 2002 – 43-52 pp.
Sapir, E. A Study in Phonetic Symbolism / E. Sapir – Journal of Experimental Psychology – 1929 – №12 – 225-238 pp.
Shinohara, K., Kawahara, S. A Cross-linguistic Study of Sound Symbolism: The Images of Size – The Proceedings of BLS, 36 – Berkeley, CA: Berkley Linguistics Society – 396-410 pp.
Voronin, S. V. Glottogenesis. Semiosis – Sundry Papers / S. V. Voronin – СПб.: С-Петерб. ун-т, 2005 – 148 p.
Электронные источники
Austronesian Basic Vocabulary Database Project [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://abvd.shh.mpg.de/austronesian/ (дата обращения 13.04.2018)
ComparaLex | a database of language word list data with audio samples [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://comparalex.org/ (дата обращения 13.04.2018)
The Tower of Babel. An Etymological Database Project [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://starling.rinet.ru/ (дата обращения 13.04.2018)
Wiktionary, the free dictionary [Электронный ресурс] / Режим доступа: (дата обращения 13.04.2018)

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет