Использование ресурсов виртуальной образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу

Балышев Павел Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена вопросу моделирования дискурс-ориентированной виртуальной образовательной среды и процессу использования ее ресурсов в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу. В исследовании представлен анализ дискурса IT-специалистов как подвида институционального делового дискурса и установлен дидактический потенциал использования ресурсов виртуальной образовательной среды. В практической части определено содержание иноязычного обучения специалистов IT-сферы, описана технология создания модели дискурс-ориентированной виртуальной образовательной среды и представлен комплекс заданий и упражнений по использованию ресурсов модели в обучении специалистов IT-технологий англоязычному дискурсу.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Теоретическое обоснование применения ресурсов виртуальной
образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ………………………………………………….. 8

§1 Межкультурное деловое общение как сфера функционирования
англоязычного профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-
технологий ……………………………………………………………………………………………………… 8

§2 Профессионально-ориентированный дискурс специалистов IT-технологий как
разновидность институционального дискурса ……………………………………………….. 14

2.1 Понятие профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-
технологий ……………………………………………………………………………………………………. 14

2.2 Особенности англоязычного профессионально-ориентированного дискурса
специалистов IT-технологий………………………………………………………………………….. 20

§3 Дидактические возможности использования ресурсов виртуальной
образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ……………………………………………… 37

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………………… 44

Глава 2. Дискурс-ориентированное моделирование виртуальной образовательной
среды для обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ………………………………………………… 45

§1 Дискурс-ориентированный когнитивно-коммуникативный подход в обучении
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 45
§2 Содержание обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ……………………………………………… 49

2.1 Компонентный состав содержания обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу …………………….. 49

2.2 Отбор и организация лингвистического учебного материала при обучении
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 54

§3 Моделирование виртуальной образовательной среды для обучения
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 61

§4 Комплекс заданий и упражнений для обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу ресурсами ДО-
ВОС………………………………………………………………………………………………………………. 73

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………………… 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………….. 102

Приложение A ……………………………………………………………………………………………….. 115

Приложение Б ………………………………………………………………………………………………… 117

Приложение В………………………………………………………………………………………………… 119

Приложение Г ………………………………………………………………………………………………… 120

В информационную эру одной из наиболее стремительно развивающихся
сфер экономики являются информационные технологии (IT). Спрос на
специалистов указанной отрасли быстро растет, а среди условий эффективности
их взаимодействия на передний план выходит успешная коммуникация. Это
обусловлено тем, что в профессиональной деятельности IT-специалистов деловое
общение является ведущим видом коммуникации, который способствует
организации и оптимизации других профессиональных практик. Разработка
программного обеспечения (ПО) – международная деятельность, продуктами
которой зачастую пользуются жители многих стран и представители различных
национальностей. В связи с этим, нередки ситуации, когда заказчик и разработчик
являются носителями разных языков, а команды специалистов все чаще
формируются представителями различных культур и становятся
интернациональными. Таким образом, обучение английскому языку как средству
профессионально-ориентированной межкультурной коммуникации сегодня
приобретает особую значимость как для эффективного существования самой
отрасли, так и для развития общества в целом.
В настоящее время в теории и методике обучения иностранным языкам
популярность набирает дискурсивный подход, который рассматривает общение
людей как многогранное явление, включающее не только лингвистические, но и
экстралингвистические факторы, учет которых необходим в процессе обучения
межкультурной коммуникации. Высокая степень информатизации
профессиональной сферы высоких технологий, наличие распределенных
интернациональных команд, значительное количество дистанционных средств
осуществления коммуникации, специфические цели и ценности разработчиков ПО
составляют комплексное явление – профессионально-ориентированный дискурс.
Анализ компонентов дискурса позволяет тщательно разработать
методологическую основу для создания технологий, средств и приемов
профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам (ИЯ).
Вместе с тем учет вышеуказанных факторов выдвигает ряд требований к
разработке методики обучения IT-специалистов иноязычной межкультурной
коммуникации. К таким требованиям относятся: внедрение информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) и форм дистанционного обучения, учет
временной и пространственной разделенности участников профессиональной
коммуникации, поиск наиболее эффективных средств управления парным и
групповым дистанционным взаимодействием обучающихся, построение
индивидуальных образовательных траекторий и др.
С учетом вышеперечисленного перспективным видится разработка
технологий обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу на основе виртуальной
образовательной среды (ВОС).
В качестве методологической основы исследования послужили работы в
области дискурса и социолингвистики (В. И. Карасик, Н. Д. Арутюнова, Е. В.
Чернявская, Т. Ван Дейк, В. Г. Григорьева, Н. И. Алмазова, Л. П. Тарнаева и др.);
исследования межкультурного делового общения и деловой культуры (Э. Шейн,
Э. Холл, Р. Льюис, Г. Хофстеде, Т. А. Ширяева, Л. П. Тарнаева, Р. Ш. Абельская и
др.); положения о дидактических свойствах и функциях ИКТ (О. А. Соловьева,
С. В. Титова, Е. С. Полат, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев, М. Е. Вайндорф-
Сысоева и др.); организационные модели дистанционного обучения (Е. С. Полат,
М. Е. Вайндорф-Сысоева, С. В. Титова), положения когнитивно-
коммуникативного подхода (Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н. В.
Баграмова, Е. С. Кубрякова, И. Л. Бим, Т. П. Леонтьева, Г. В. Рогова, Е. Н.
Соловова, А. В. Щепилова, А. Н. Щукин, С. Ф. Шатилов и др.).
Вместе с тем недостаточно разработанными остаются вопросы анализа
профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-технологий;
разграничения дидактического потенциала ИКТ и ВОС; принципов дискурс-
ориентированного моделирования ВОС для обучения IT-специалистов
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется
значимостью обучения специалистов IT-технологий ИЯ как средству
межкультурной деловой коммуникации; комплексным характером дискурсивного
подхода в исследовании особенностей деловой коммуникации; противоречием
между необходимостью разработки моделей дистанционного обучения IT-
специалистов англоязычному профессиональному дискурсу и недостаточной
разработанностью вопросов дискурс-ориентированного моделирования ВОС.
В качестве объекта исследования выступает процесс использования
ресурсов ВОС для обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу. Предметом исследования
является технология моделирования ВОС для дистанционного обучения IT-
специалистов англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая
разработка модели ВОС для обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Цель исследования определила следующие задачи:
− проанализировать сферу функционирования и описать основные
компоненты профессионально-ориентированного дискурса IT-специалистов;
− систематизировать и разграничить дидактические свойства ИКТ и
ВОС для обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу;
− структурировать принципы отбора и представить компонентный
состав содержания обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу;
− разработать модель ВОС для обучения IT-специалистов
англоязычному профессиональному дискурсу;
− представить комплекс заданий и упражнений обучения специалистов
IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу
ресурсами ВОС.
Методы исследования включают анализ научной литературы, научное
наблюдение, обобщение педагогического опыта, системное моделирование.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:

Проведенное исследование позволило разработать модель ДО-ВОС для
обучения специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу и представить комплекс заданий и упражнений по
использованию ресурсов ДО-ВОС. В процессе выполнения данного исследования
удалось решить следующие теоретические задачи:
1. Произведен анализ сферы функционирования профессионально-
ориентированного дискурса IT-специалистов; проведен дискурс-анализ основных
компонентов; выявлены речевые стратегии, тактики, акты и лексико-
грамматический материал рассматриваемого дискурса.
2. Систематизированы и разграничены дидактические свойства и
функции ЦОР и ВОС для обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу;
определен дидактический потенциал ВОС как модели организации
дистанционного обучения профессиональной межкультурной коммуникации.
3. Определены подход, цели, принципы, компонентный состав
содержания обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу.
Определение теоретических основ использования ресурсов ДО-ВОС при
обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессиональному-
дискурсу обеспечило следующие практические результаты:
1. Разработана модель ДО-ВОС для обучения специалистов сферы
информационных технологий англоязычному профессиональному дискурсу,
учитывающая характеристики компонентов дискурса и ориентированная на
формирование и развитие дискурсивных навыков и умений.
2. Представлен комплекс заданий и упражнений для обучения IT-
специалистов англоязычному дискурсу ресурсами ДО-ВОС, обеспечивающий
овладение учащимися знаний о деловой культуре, формирование и развитие
речевых навыков и умений, необходимых для реализации наиболее частотных для
данного дискурса речевых стратегий и тактик.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия
теоретических и практических проблем моделирования ДО-ВОС как модели
организации дистанционного обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу.
К числу вопросов, представляющих значительный научный интерес, принадлежит
дальнейшее изучение психологических основ и когнитивных аспектов
дистанционного обучения иноязычному профессионально-ориентированному
дискурсу.
Перспективу дальнейшего исследования мы усматриваем в разработке
методики смешанного обучения англоязычному профессиональному дискурсу на
основе использования ресурсов ДО-ВОС.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет