Использование ресурсов виртуальной образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу

Балышев Павел Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена вопросу моделирования дискурс-ориентированной виртуальной образовательной среды и процессу использования ее ресурсов в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу. В исследовании представлен анализ дискурса IT-специалистов как подвида институционального делового дискурса и установлен дидактический потенциал использования ресурсов виртуальной образовательной среды. В практической части определено содержание иноязычного обучения специалистов IT-сферы, описана технология создания модели дискурс-ориентированной виртуальной образовательной среды и представлен комплекс заданий и упражнений по использованию ресурсов модели в обучении специалистов IT-технологий англоязычному дискурсу.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Теоретическое обоснование применения ресурсов виртуальной
образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ………………………………………………….. 8

§1 Межкультурное деловое общение как сфера функционирования
англоязычного профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-
технологий ……………………………………………………………………………………………………… 8

§2 Профессионально-ориентированный дискурс специалистов IT-технологий как
разновидность институционального дискурса ……………………………………………….. 14

2.1 Понятие профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-
технологий ……………………………………………………………………………………………………. 14

2.2 Особенности англоязычного профессионально-ориентированного дискурса
специалистов IT-технологий………………………………………………………………………….. 20

§3 Дидактические возможности использования ресурсов виртуальной
образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ……………………………………………… 37

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………………… 44

Глава 2. Дискурс-ориентированное моделирование виртуальной образовательной
среды для обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ………………………………………………… 45

§1 Дискурс-ориентированный когнитивно-коммуникативный подход в обучении
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 45
§2 Содержание обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ……………………………………………… 49

2.1 Компонентный состав содержания обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу …………………….. 49

2.2 Отбор и организация лингвистического учебного материала при обучении
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 54

§3 Моделирование виртуальной образовательной среды для обучения
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 61

§4 Комплекс заданий и упражнений для обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу ресурсами ДО-
ВОС………………………………………………………………………………………………………………. 73

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………………… 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………….. 102

Приложение A ……………………………………………………………………………………………….. 115

Приложение Б ………………………………………………………………………………………………… 117

Приложение В………………………………………………………………………………………………… 119

Приложение Г ………………………………………………………………………………………………… 120

В информационную эру одной из наиболее стремительно развивающихся
сфер экономики являются информационные технологии (IT). Спрос на
специалистов указанной отрасли быстро растет, а среди условий эффективности
их взаимодействия на передний план выходит успешная коммуникация. Это
обусловлено тем, что в профессиональной деятельности IT-специалистов деловое
общение является ведущим видом коммуникации, который способствует
организации и оптимизации других профессиональных практик. Разработка
программного обеспечения (ПО) – международная деятельность, продуктами
которой зачастую пользуются жители многих стран и представители различных
национальностей. В связи с этим, нередки ситуации, когда заказчик и разработчик
являются носителями разных языков, а команды специалистов все чаще
формируются представителями различных культур и становятся
интернациональными. Таким образом, обучение английскому языку как средству
профессионально-ориентированной межкультурной коммуникации сегодня
приобретает особую значимость как для эффективного существования самой
отрасли, так и для развития общества в целом.
В настоящее время в теории и методике обучения иностранным языкам
популярность набирает дискурсивный подход, который рассматривает общение
людей как многогранное явление, включающее не только лингвистические, но и
экстралингвистические факторы, учет которых необходим в процессе обучения
межкультурной коммуникации. Высокая степень информатизации
профессиональной сферы высоких технологий, наличие распределенных
интернациональных команд, значительное количество дистанционных средств
осуществления коммуникации, специфические цели и ценности разработчиков ПО
составляют комплексное явление – профессионально-ориентированный дискурс.
Анализ компонентов дискурса позволяет тщательно разработать
методологическую основу для создания технологий, средств и приемов
профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам (ИЯ).
Вместе с тем учет вышеуказанных факторов выдвигает ряд требований к
разработке методики обучения IT-специалистов иноязычной межкультурной
коммуникации. К таким требованиям относятся: внедрение информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) и форм дистанционного обучения, учет
временной и пространственной разделенности участников профессиональной
коммуникации, поиск наиболее эффективных средств управления парным и
групповым дистанционным взаимодействием обучающихся, построение
индивидуальных образовательных траекторий и др.
С учетом вышеперечисленного перспективным видится разработка
технологий обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу на основе виртуальной
образовательной среды (ВОС).
В качестве методологической основы исследования послужили работы в
области дискурса и социолингвистики (В. И. Карасик, Н. Д. Арутюнова, Е. В.
Чернявская, Т. Ван Дейк, В. Г. Григорьева, Н. И. Алмазова, Л. П. Тарнаева и др.);
исследования межкультурного делового общения и деловой культуры (Э. Шейн,
Э. Холл, Р. Льюис, Г. Хофстеде, Т. А. Ширяева, Л. П. Тарнаева, Р. Ш. Абельская и
др.); положения о дидактических свойствах и функциях ИКТ (О. А. Соловьева,
С. В. Титова, Е. С. Полат, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев, М. Е. Вайндорф-
Сысоева и др.); организационные модели дистанционного обучения (Е. С. Полат,
М. Е. Вайндорф-Сысоева, С. В. Титова), положения когнитивно-
коммуникативного подхода (Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н. В.
Баграмова, Е. С. Кубрякова, И. Л. Бим, Т. П. Леонтьева, Г. В. Рогова, Е. Н.
Соловова, А. В. Щепилова, А. Н. Щукин, С. Ф. Шатилов и др.).
Вместе с тем недостаточно разработанными остаются вопросы анализа
профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-технологий;
разграничения дидактического потенциала ИКТ и ВОС; принципов дискурс-
ориентированного моделирования ВОС для обучения IT-специалистов
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется
значимостью обучения специалистов IT-технологий ИЯ как средству
межкультурной деловой коммуникации; комплексным характером дискурсивного
подхода в исследовании особенностей деловой коммуникации; противоречием
между необходимостью разработки моделей дистанционного обучения IT-
специалистов англоязычному профессиональному дискурсу и недостаточной
разработанностью вопросов дискурс-ориентированного моделирования ВОС.
В качестве объекта исследования выступает процесс использования
ресурсов ВОС для обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу. Предметом исследования
является технология моделирования ВОС для дистанционного обучения IT-
специалистов англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая
разработка модели ВОС для обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Цель исследования определила следующие задачи:
− проанализировать сферу функционирования и описать основные
компоненты профессионально-ориентированного дискурса IT-специалистов;
− систематизировать и разграничить дидактические свойства ИКТ и
ВОС для обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу;
− структурировать принципы отбора и представить компонентный
состав содержания обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу;
− разработать модель ВОС для обучения IT-специалистов
англоязычному профессиональному дискурсу;
− представить комплекс заданий и упражнений обучения специалистов
IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу
ресурсами ВОС.
Методы исследования включают анализ научной литературы, научное
наблюдение, обобщение педагогического опыта, системное моделирование.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:

Проведенное исследование позволило разработать модель ДО-ВОС для
обучения специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу и представить комплекс заданий и упражнений по
использованию ресурсов ДО-ВОС. В процессе выполнения данного исследования
удалось решить следующие теоретические задачи:
1. Произведен анализ сферы функционирования профессионально-
ориентированного дискурса IT-специалистов; проведен дискурс-анализ основных
компонентов; выявлены речевые стратегии, тактики, акты и лексико-
грамматический материал рассматриваемого дискурса.
2. Систематизированы и разграничены дидактические свойства и
функции ЦОР и ВОС для обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу;
определен дидактический потенциал ВОС как модели организации
дистанционного обучения профессиональной межкультурной коммуникации.
3. Определены подход, цели, принципы, компонентный состав
содержания обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу.
Определение теоретических основ использования ресурсов ДО-ВОС при
обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессиональному-
дискурсу обеспечило следующие практические результаты:
1. Разработана модель ДО-ВОС для обучения специалистов сферы
информационных технологий англоязычному профессиональному дискурсу,
учитывающая характеристики компонентов дискурса и ориентированная на
формирование и развитие дискурсивных навыков и умений.
2. Представлен комплекс заданий и упражнений для обучения IT-
специалистов англоязычному дискурсу ресурсами ДО-ВОС, обеспечивающий
овладение учащимися знаний о деловой культуре, формирование и развитие
речевых навыков и умений, необходимых для реализации наиболее частотных для
данного дискурса речевых стратегий и тактик.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия
теоретических и практических проблем моделирования ДО-ВОС как модели
организации дистанционного обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу.
К числу вопросов, представляющих значительный научный интерес, принадлежит
дальнейшее изучение психологических основ и когнитивных аспектов
дистанционного обучения иноязычному профессионально-ориентированному
дискурсу.
Перспективу дальнейшего исследования мы усматриваем в разработке
методики смешанного обучения англоязычному профессиональному дискурсу на
основе использования ресурсов ДО-ВОС.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет