Использование ресурсов виртуальной образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Балышев Павел Александрович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена вопросу моделирования дискурс-ориентированной виртуальной образовательной среды и процессу использования ее ресурсов в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу. В исследовании представлен анализ дискурса IT-специалистов как подвида институционального делового дискурса и установлен дидактический потенциал использования ресурсов виртуальной образовательной среды. В практической части определено содержание иноязычного обучения специалистов IT-сферы, описана технология создания модели дискурс-ориентированной виртуальной образовательной среды и представлен комплекс заданий и упражнений по использованию ресурсов модели в обучении специалистов IT-технологий англоязычному дискурсу.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Теоретическое обоснование применения ресурсов виртуальной
образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ………………………………………………….. 8

§1 Межкультурное деловое общение как сфера функционирования
англоязычного профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-
технологий ……………………………………………………………………………………………………… 8

§2 Профессионально-ориентированный дискурс специалистов IT-технологий как
разновидность институционального дискурса ……………………………………………….. 14

2.1 Понятие профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-
технологий ……………………………………………………………………………………………………. 14

2.2 Особенности англоязычного профессионально-ориентированного дискурса
специалистов IT-технологий………………………………………………………………………….. 20

§3 Дидактические возможности использования ресурсов виртуальной
образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ……………………………………………… 37

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………………… 44

Глава 2. Дискурс-ориентированное моделирование виртуальной образовательной
среды для обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ………………………………………………… 45

§1 Дискурс-ориентированный когнитивно-коммуникативный подход в обучении
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 45
§2 Содержание обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу ……………………………………………… 49

2.1 Компонентный состав содержания обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу …………………….. 49

2.2 Отбор и организация лингвистического учебного материала при обучении
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 54

§3 Моделирование виртуальной образовательной среды для обучения
специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу………………………………………………………………………….. 61

§4 Комплекс заданий и упражнений для обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу ресурсами ДО-
ВОС………………………………………………………………………………………………………………. 73

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………………… 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 100

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………….. 102

Приложение A ……………………………………………………………………………………………….. 115

Приложение Б ………………………………………………………………………………………………… 117

Приложение В………………………………………………………………………………………………… 119

Приложение Г ………………………………………………………………………………………………… 120

В информационную эру одной из наиболее стремительно развивающихся
сфер экономики являются информационные технологии (IT). Спрос на
специалистов указанной отрасли быстро растет, а среди условий эффективности
их взаимодействия на передний план выходит успешная коммуникация. Это
обусловлено тем, что в профессиональной деятельности IT-специалистов деловое
общение является ведущим видом коммуникации, который способствует
организации и оптимизации других профессиональных практик. Разработка
программного обеспечения (ПО) – международная деятельность, продуктами
которой зачастую пользуются жители многих стран и представители различных
национальностей. В связи с этим, нередки ситуации, когда заказчик и разработчик
являются носителями разных языков, а команды специалистов все чаще
формируются представителями различных культур и становятся
интернациональными. Таким образом, обучение английскому языку как средству
профессионально-ориентированной межкультурной коммуникации сегодня
приобретает особую значимость как для эффективного существования самой
отрасли, так и для развития общества в целом.
В настоящее время в теории и методике обучения иностранным языкам
популярность набирает дискурсивный подход, который рассматривает общение
людей как многогранное явление, включающее не только лингвистические, но и
экстралингвистические факторы, учет которых необходим в процессе обучения
межкультурной коммуникации. Высокая степень информатизации
профессиональной сферы высоких технологий, наличие распределенных
интернациональных команд, значительное количество дистанционных средств
осуществления коммуникации, специфические цели и ценности разработчиков ПО
составляют комплексное явление – профессионально-ориентированный дискурс.
Анализ компонентов дискурса позволяет тщательно разработать
методологическую основу для создания технологий, средств и приемов
профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам (ИЯ).
Вместе с тем учет вышеуказанных факторов выдвигает ряд требований к
разработке методики обучения IT-специалистов иноязычной межкультурной
коммуникации. К таким требованиям относятся: внедрение информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) и форм дистанционного обучения, учет
временной и пространственной разделенности участников профессиональной
коммуникации, поиск наиболее эффективных средств управления парным и
групповым дистанционным взаимодействием обучающихся, построение
индивидуальных образовательных траекторий и др.
С учетом вышеперечисленного перспективным видится разработка
технологий обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу на основе виртуальной
образовательной среды (ВОС).
В качестве методологической основы исследования послужили работы в
области дискурса и социолингвистики (В. И. Карасик, Н. Д. Арутюнова, Е. В.
Чернявская, Т. Ван Дейк, В. Г. Григорьева, Н. И. Алмазова, Л. П. Тарнаева и др.);
исследования межкультурного делового общения и деловой культуры (Э. Шейн,
Э. Холл, Р. Льюис, Г. Хофстеде, Т. А. Ширяева, Л. П. Тарнаева, Р. Ш. Абельская и
др.); положения о дидактических свойствах и функциях ИКТ (О. А. Соловьева,
С. В. Титова, Е. С. Полат, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев, М. Е. Вайндорф-
Сысоева и др.); организационные модели дистанционного обучения (Е. С. Полат,
М. Е. Вайндорф-Сысоева, С. В. Титова), положения когнитивно-
коммуникативного подхода (Е. И. Пассов, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н. В.
Баграмова, Е. С. Кубрякова, И. Л. Бим, Т. П. Леонтьева, Г. В. Рогова, Е. Н.
Соловова, А. В. Щепилова, А. Н. Щукин, С. Ф. Шатилов и др.).
Вместе с тем недостаточно разработанными остаются вопросы анализа
профессионально-ориентированного дискурса специалистов IT-технологий;
разграничения дидактического потенциала ИКТ и ВОС; принципов дискурс-
ориентированного моделирования ВОС для обучения IT-специалистов
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется
значимостью обучения специалистов IT-технологий ИЯ как средству
межкультурной деловой коммуникации; комплексным характером дискурсивного
подхода в исследовании особенностей деловой коммуникации; противоречием
между необходимостью разработки моделей дистанционного обучения IT-
специалистов англоязычному профессиональному дискурсу и недостаточной
разработанностью вопросов дискурс-ориентированного моделирования ВОС.
В качестве объекта исследования выступает процесс использования
ресурсов ВОС для обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу. Предметом исследования
является технология моделирования ВОС для дистанционного обучения IT-
специалистов англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая
разработка модели ВОС для обучения специалистов IT-технологий
англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу.
Цель исследования определила следующие задачи:
− проанализировать сферу функционирования и описать основные
компоненты профессионально-ориентированного дискурса IT-специалистов;
− систематизировать и разграничить дидактические свойства ИКТ и
ВОС для обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу;
− структурировать принципы отбора и представить компонентный
состав содержания обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу;
− разработать модель ВОС для обучения IT-специалистов
англоязычному профессиональному дискурсу;
− представить комплекс заданий и упражнений обучения специалистов
IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу
ресурсами ВОС.
Методы исследования включают анализ научной литературы, научное
наблюдение, обобщение педагогического опыта, системное моделирование.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:

Проведенное исследование позволило разработать модель ДО-ВОС для
обучения специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-
ориентированному дискурсу и представить комплекс заданий и упражнений по
использованию ресурсов ДО-ВОС. В процессе выполнения данного исследования
удалось решить следующие теоретические задачи:
1. Произведен анализ сферы функционирования профессионально-
ориентированного дискурса IT-специалистов; проведен дискурс-анализ основных
компонентов; выявлены речевые стратегии, тактики, акты и лексико-
грамматический материал рассматриваемого дискурса.
2. Систематизированы и разграничены дидактические свойства и
функции ЦОР и ВОС для обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу;
определен дидактический потенциал ВОС как модели организации
дистанционного обучения профессиональной межкультурной коммуникации.
3. Определены подход, цели, принципы, компонентный состав
содержания обучения специалистов IT-технологий англоязычному
профессионально-ориентированному дискурсу.
Определение теоретических основ использования ресурсов ДО-ВОС при
обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессиональному-
дискурсу обеспечило следующие практические результаты:
1. Разработана модель ДО-ВОС для обучения специалистов сферы
информационных технологий англоязычному профессиональному дискурсу,
учитывающая характеристики компонентов дискурса и ориентированная на
формирование и развитие дискурсивных навыков и умений.
2. Представлен комплекс заданий и упражнений для обучения IT-
специалистов англоязычному дискурсу ресурсами ДО-ВОС, обеспечивающий
овладение учащимися знаний о деловой культуре, формирование и развитие
речевых навыков и умений, необходимых для реализации наиболее частотных для
данного дискурса речевых стратегий и тактик.
Проведенное исследование не исчерпывает всего многообразия
теоретических и практических проблем моделирования ДО-ВОС как модели
организации дистанционного обучения IT-специалистов англоязычному дискурсу.
К числу вопросов, представляющих значительный научный интерес, принадлежит
дальнейшее изучение психологических основ и когнитивных аспектов
дистанционного обучения иноязычному профессионально-ориентированному
дискурсу.
Перспективу дальнейшего исследования мы усматриваем в разработке
методики смешанного обучения англоязычному профессиональному дискурсу на
основе использования ресурсов ДО-ВОС.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Использование ресурсов виртуальной образовательной среды в обучении специалистов IT-технологий англоязычному профессионально-ориентированному дискурсу»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет