Исследование социальной идентичности студентов (на примере ТГУ)

Васильев, Алексей Владимирович Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Реалии российских социальных преобразований таковы, что общественные кризисы влекут за собой кризисы личности. Перед исследователями идентичности возникает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы личности в эпоху, когда единственной константой становятся стремительные перемены. Это обуславливает актуализации интереса к тематике социальной идентичности, ранее находившейся на окраине научного внимания.
Цели сосредоточение усилий университетских специалистов в сфере образовательной и воспитательной, молодежной и социальной политики на проблеме социальной идентичности студенчества, её актуальности в современных условиях и служит данная работа.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 10
1 Проблема идентичности в контексте новых неопределенностей. Идентичность
современного студента. …………………………………………………………………………….. 13
1.1 Идентичность – обоснование нормы и патологии ……………………………….. 13
1.2 Проявления неопределенности идентичности. …………………………………….. 14
1.3 Основные подходы к интерпретации идентичности …………………………….. 16
2 Обобщение исследовательских материалов. Пересмотр проблематики
идентичности ……………………………………………………………………………………………. 20
2.1 Обобщение результатов социологических исследований …………………….. 23
2.2 Содержательные и структурные характеристики социальной активности 34
3 Обоснование и дизайн исследования идентичности студентов ТГУ …………… 52
4 Корпоративная социальная ответственность (КСО). …………………………………. 64
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 69
Приложение 1 …………………………………………………………………………………………… 70
Chapter 3. Validation and design of TSU students’ identity research. ………………… 70
Список литературы ……………………………………………………………………………… 79

Актуальность
В современных научных концепциях многие проблемы восходят к
идентичности. Мотивация, инициативность, лояльность, самоорганизация,
ответственность и многие другие важные аспекты жизнедеятельности человека
опираются на процесс отождествленности человека с миром и социальной
группой. При этом, идентичность и идентификация сегодня представляются
проблематичными в силу неопределенности, характерной для нашего времени.
Различные проблемные идентичности выглядят не достаточно определенными,
диффузными, деформированными, фиктивными, особенно у людей молодых.
Уточнение и проверка на подлинность (аутентификация) идентичности
молодежи сегодня является актуальной задачей для самых разных решений: от
образовательных, до политических.
Именно в молодости происходят наиболее активные процессы,
закрепляющие мировоззренческие установки. Верстается картина мира – цели и
ценности. Формируется жизненный путь, возникает личная траектория.
Складывается отношение к себе и миру. Но границы «молодых лет» сегодня не
имеют той универсальной определенности, которая была характерна для
прошлых эпох.
Сегодня говорят о появлении новых поколений людей и новых
социально-экономических классов. Например, о появлении нового
«цифрового» поколения молодых людей, которое благодаря свободному
владению компьютером и иностранными языками, становится органичной
частью вновь складывающегося мирового сообщества себе подобных. Это
поколение, дистанцируется от своих предков, их устоявшегося образа жизни
как деятельно, так и ценностно, ментально.
Все чаще приходиться слышать об активности этого нового класса
«продвинутых». Они живут в глобальном информационно-технологическом
пространстве. Эти люди, с высокой степенью вероятности, способны потеснить
существующие элиты с их претензиями и амбициями из вчерашнего дня.
Аналогичным образом вытесняется материальное неравенство. Ему на
смену приходит более значимое неравенство информационного свойства, оно
теперь первично. «Новые молодые» не стремятся обременять себя крупной
частной собственностью. Их конек в том, чтобы распоряжаться чужой
собственностью, причем по инициативе самих же, не обретших себя в реалиях
очередной технологической революции, собственников. Меняются
идентификаторы современности. Эпоха уходящая, описывалась социологами
как общество риска. Эпоха текущая идентифицируется как общество мечты.
Значительно сокращая обобщение современных и недавних концепций,
отметим тенденцию: будущее творится сегодня, но как это делать становится
все непонятнее. Все больше факторов необходимо учитывать, все больше
рисков обнаруживается при попытках прямого воздействия. Кто готов и
способен определить стратегию, написать концепцию? Все большую роль
сегодня играют персоны – конкретные люди, в инициативы которых
инвестируются средства, сравнимые с бюджетами государств. Но, при этом
самоопределение становится одной из самых острых проблем.
Свойства и установки современных молодых людей вызывают тревогу, в
частности их установками на адаптивность, что в будущем может привести к
кризису управления.
В противоположность эпохам технического развития, когда решением
была стандартизация, сегодня важное значение принимает уникальность.
Уникальность сегодня – это не фактор, осложняющий рациональное мышление,
как это было в предыдущую эпоху, а решающее преимущество в борьбе за
технологическое лидерство. Ведь технологии сегодня создаются по образу и
подобию жизни их потребителя (жизнеподобные технологии).
Решение новых задач «упирается» в проблему непонимания
собственной уникальности, то есть в неаутентичность подходов,
ориентированных на позитивные характеристики.
Цель:
Обосновать социально-психологическое исследование студенческой
идентичности, акцентированное на экспликации аспектов уникальности.
Задачи:
1. Обосновать актуальность исследования идентичности студенчества Томского
государственного университета.
2. Обобщить данные последних эмпирических исследований студенчества ТГУ.
3. Сформировать структуру вопросов исследовательского интервью для сбора
данных, позволяющих эксплицировать уникальность идентичности студентов
ТГУ.
Гипотеза:
Уникальность идентичности студентов ТГУ – это поток
самоопределения, направляемый базовыми установками по отношению к тому,
что для них воплощает университет.
Методы:
Идеографический анализ материалов, отражающих ситуацию
самоидентификации студентов ТГУ.
Ожидаемые результаты:
Представленное исследование является частью комплексного изучения
фундаментальной проблемы экспликации критических параметров
самоопределения и мобилизации человеческого капитала. В этой связи
проектируется социально-психологическое исследование установок и
стереотипов идентификации студентов ТГУ. Непосредственным результатом
данной работы является формулирование структуры вопросов для
исследовательского интервью и обоснование подходов для интерпретации
полученных данных.
1 Проблема идентичности в контексте новых неопределенностей.
Идентичность современного студента.

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические
проблемы. М., 1990. – 53 с.
2. Акулова Е. Методика социологических исследований // Елена Акулова. – М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 256 c.
3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб.
пособие для вузов // Г.С. Батыгин. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 278 с.
4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. – М.: Никколо-
Медиа, 2001. – 320 с.
5. Белановский С.А. Метод фокус-групп // С. Белановский. М.: Магистр, 1996.
– 139 с.
6. Бугайчук Т.В., Доссэ Т.Г. Идентичность как объект исследования
социальныхнаук//КиберЛенинка[электронныйресурс]:
https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-kak-obekt-issledovaniya-sotsialnyh-
nauk
7. Готлиб А. Качественное социологическое исследование // Готлиб Анна. – М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 312 c.
8. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и
способы организации. СПб.: Наука, 1994. – 86 с.
9. Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность. Социологическое исследование
// Ж.М. Гюйо. – М.: ЛКИ, 2013. – 224 c.
10. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности: Учеб. пособие // З.В.
Диянова, Т.М. Щеголева. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. – 54 с.
11. Добреньков В.И. Методы социологических исследований: учебник // В.И.
Добреньков, А.И. Кравченко. М.: ИНФРА–М, 2004. – 768 с.
12. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Язык как фактор этнической идентичности.//
Вопросы психологии, №.4, 1997, с.75-86.
13. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые
итоги исследования. // Психологический журнал, № 4, 1993, с. 4-15.
14. ИвановаН.Л.,МортонТ.Проблемасоциальнойидентичностив
исследованииорганизаций:основныеподходы.//КиберЛенинка
[электронныйресурс]:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-
identichnosti-v-issledovanii-organizatsiy-osnovnye-podhody
15. Казьмина О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения.//
Руководствопооценкеуровняразвитиясоциальногоповедения
старшеклассника. М., 1993. – 34с.
16. Келли Д. Теория личности (теория личных конструктов). – СПб: «Речь»,
2000. – 28 с.
17. Коган Л.Н. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования
/. – М.: Наука, 1999. – 240 c.
18. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях
жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М.,
1993, с.107-124.
19. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и
патологии. – Новосибирск, 2000. – 256 с.
20. Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности.//
Ценностиисимволынациональногосамосознаниявусловиях
изменяющегося общества. М., ИЭА РАН, 1994.
21. Кучеренко В.В. Техника экспликации неосознаваемых субъектом знаний и
критерии измененных состояний сознания. // Индивидуальность как субъект
и объект современной жизни. Смоленск, 1996. с. 214-221
22. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной
идентичности. // Психологический журнал, № 4, 1996. с.45-61.
23. Меренков А.В. Методика социологического исследования. Выборочный
метод. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: моногр. /
Анатолий Васильевич Меренков. – М.: Юрайт, 2016. – 242 c.
24. Назарова М.А. Факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях
высшего образования // Профессиональное образование в современном
мире, № 3(14), 2014.– с. 109-117
25. Познавательные психические процессы: Хрестоматия / сост. А. Маклаков. –
СПб.: Питер, 2002. – 54 с.
26. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондентов / Н.А. Романович //
СОЦИС. № 2 1999. с.45-61.
27. Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.//
Психологический журнал, № 1, 1994, с. 158-168.
28. Тарасов В.К. Русские уроки японских коанов. Издательство «Добрая книга»,
2008. – 307 с.
29. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы.// Идентичность и
конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997, с. 15-44.
30. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды:
учеб.-метод. пособие / Л.Н. Федотова. М.: Изд-во МГУ, 1988.
31. ШалакВ.И.Современныйконтент-анализ: Приложениявобласти:
политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы.
// В. И. Шалак; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : Омега-Л, 2004. – 270
с.
32. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как
медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. № 1, 1993.
с. 74-84.
33. TRIZ-RIGROUP[электронныйресурс]:https://www.triz-
ri.ru/market/?id=6993&name=kak_provodit_oprosy_neochevidnoe

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)