Исследование социальной идентичности студентов (на примере ТГУ)
Реалии российских социальных преобразований таковы, что общественные кризисы влекут за собой кризисы личности. Перед исследователями идентичности возникает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы личности в эпоху, когда единственной константой становятся стремительные перемены. Это обуславливает актуализации интереса к тематике социальной идентичности, ранее находившейся на окраине научного внимания.
Цели сосредоточение усилий университетских специалистов в сфере образовательной и воспитательной, молодежной и социальной политики на проблеме социальной идентичности студенчества, её актуальности в современных условиях и служит данная работа.
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 10
1 Проблема идентичности в контексте новых неопределенностей. Идентичность
современного студента. …………………………………………………………………………….. 13
1.1 Идентичность – обоснование нормы и патологии ……………………………….. 13
1.2 Проявления неопределенности идентичности. …………………………………….. 14
1.3 Основные подходы к интерпретации идентичности …………………………….. 16
2 Обобщение исследовательских материалов. Пересмотр проблематики
идентичности ……………………………………………………………………………………………. 20
2.1 Обобщение результатов социологических исследований …………………….. 23
2.2 Содержательные и структурные характеристики социальной активности 34
3 Обоснование и дизайн исследования идентичности студентов ТГУ …………… 52
4 Корпоративная социальная ответственность (КСО). …………………………………. 64
Заключение ………………………………………………………………………………………………. 69
Приложение 1 …………………………………………………………………………………………… 70
Chapter 3. Validation and design of TSU students’ identity research. ………………… 70
Список литературы ……………………………………………………………………………… 79
Актуальность
В современных научных концепциях многие проблемы восходят к
идентичности. Мотивация, инициативность, лояльность, самоорганизация,
ответственность и многие другие важные аспекты жизнедеятельности человека
опираются на процесс отождествленности человека с миром и социальной
группой. При этом, идентичность и идентификация сегодня представляются
проблематичными в силу неопределенности, характерной для нашего времени.
Различные проблемные идентичности выглядят не достаточно определенными,
диффузными, деформированными, фиктивными, особенно у людей молодых.
Уточнение и проверка на подлинность (аутентификация) идентичности
молодежи сегодня является актуальной задачей для самых разных решений: от
образовательных, до политических.
Именно в молодости происходят наиболее активные процессы,
закрепляющие мировоззренческие установки. Верстается картина мира – цели и
ценности. Формируется жизненный путь, возникает личная траектория.
Складывается отношение к себе и миру. Но границы «молодых лет» сегодня не
имеют той универсальной определенности, которая была характерна для
прошлых эпох.
Сегодня говорят о появлении новых поколений людей и новых
социально-экономических классов. Например, о появлении нового
«цифрового» поколения молодых людей, которое благодаря свободному
владению компьютером и иностранными языками, становится органичной
частью вновь складывающегося мирового сообщества себе подобных. Это
поколение, дистанцируется от своих предков, их устоявшегося образа жизни
как деятельно, так и ценностно, ментально.
Все чаще приходиться слышать об активности этого нового класса
«продвинутых». Они живут в глобальном информационно-технологическом
пространстве. Эти люди, с высокой степенью вероятности, способны потеснить
существующие элиты с их претензиями и амбициями из вчерашнего дня.
Аналогичным образом вытесняется материальное неравенство. Ему на
смену приходит более значимое неравенство информационного свойства, оно
теперь первично. «Новые молодые» не стремятся обременять себя крупной
частной собственностью. Их конек в том, чтобы распоряжаться чужой
собственностью, причем по инициативе самих же, не обретших себя в реалиях
очередной технологической революции, собственников. Меняются
идентификаторы современности. Эпоха уходящая, описывалась социологами
как общество риска. Эпоха текущая идентифицируется как общество мечты.
Значительно сокращая обобщение современных и недавних концепций,
отметим тенденцию: будущее творится сегодня, но как это делать становится
все непонятнее. Все больше факторов необходимо учитывать, все больше
рисков обнаруживается при попытках прямого воздействия. Кто готов и
способен определить стратегию, написать концепцию? Все большую роль
сегодня играют персоны – конкретные люди, в инициативы которых
инвестируются средства, сравнимые с бюджетами государств. Но, при этом
самоопределение становится одной из самых острых проблем.
Свойства и установки современных молодых людей вызывают тревогу, в
частности их установками на адаптивность, что в будущем может привести к
кризису управления.
В противоположность эпохам технического развития, когда решением
была стандартизация, сегодня важное значение принимает уникальность.
Уникальность сегодня – это не фактор, осложняющий рациональное мышление,
как это было в предыдущую эпоху, а решающее преимущество в борьбе за
технологическое лидерство. Ведь технологии сегодня создаются по образу и
подобию жизни их потребителя (жизнеподобные технологии).
Решение новых задач «упирается» в проблему непонимания
собственной уникальности, то есть в неаутентичность подходов,
ориентированных на позитивные характеристики.
Цель:
Обосновать социально-психологическое исследование студенческой
идентичности, акцентированное на экспликации аспектов уникальности.
Задачи:
1. Обосновать актуальность исследования идентичности студенчества Томского
государственного университета.
2. Обобщить данные последних эмпирических исследований студенчества ТГУ.
3. Сформировать структуру вопросов исследовательского интервью для сбора
данных, позволяющих эксплицировать уникальность идентичности студентов
ТГУ.
Гипотеза:
Уникальность идентичности студентов ТГУ – это поток
самоопределения, направляемый базовыми установками по отношению к тому,
что для них воплощает университет.
Методы:
Идеографический анализ материалов, отражающих ситуацию
самоидентификации студентов ТГУ.
Ожидаемые результаты:
Представленное исследование является частью комплексного изучения
фундаментальной проблемы экспликации критических параметров
самоопределения и мобилизации человеческого капитала. В этой связи
проектируется социально-психологическое исследование установок и
стереотипов идентификации студентов ТГУ. Непосредственным результатом
данной работы является формулирование структуры вопросов для
исследовательского интервью и обоснование подходов для интерпретации
полученных данных.
1 Проблема идентичности в контексте новых неопределенностей.
Идентичность современного студента.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические
проблемы. М., 1990. – 53 с.
2. Акулова Е. Методика социологических исследований // Елена Акулова. – М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 256 c.
3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учеб.
пособие для вузов // Г.С. Батыгин. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 278 с.
4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.. – М.: Никколо-
Медиа, 2001. – 320 с.
5. Белановский С.А. Метод фокус-групп // С. Белановский. М.: Магистр, 1996.
– 139 с.
6. Бугайчук Т.В., Доссэ Т.Г. Идентичность как объект исследования
социальныхнаук//КиберЛенинка[электронныйресурс]:
https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-kak-obekt-issledovaniya-sotsialnyh-
nauk
7. Готлиб А. Качественное социологическое исследование // Готлиб Анна. – М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 312 c.
8. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и
способы организации. СПб.: Наука, 1994. – 86 с.
9. Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность. Социологическое исследование
// Ж.М. Гюйо. – М.: ЛКИ, 2013. – 224 c.
10. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности: Учеб. пособие // З.В.
Диянова, Т.М. Щеголева. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. – 54 с.
11. Добреньков В.И. Методы социологических исследований: учебник // В.И.
Добреньков, А.И. Кравченко. М.: ИНФРА–М, 2004. – 768 с.
12. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Язык как фактор этнической идентичности.//
Вопросы психологии, №.4, 1997, с.75-86.
13. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые
итоги исследования. // Психологический журнал, № 4, 1993, с. 4-15.
14. ИвановаН.Л.,МортонТ.Проблемасоциальнойидентичностив
исследованииорганизаций:основныеподходы.//КиберЛенинка
[электронныйресурс]:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-
identichnosti-v-issledovanii-organizatsiy-osnovnye-podhody
15. Казьмина О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения.//
Руководствопооценкеуровняразвитиясоциальногоповедения
старшеклассника. М., 1993. – 34с.
16. Келли Д. Теория личности (теория личных конструктов). – СПб: «Речь»,
2000. – 28 с.
17. Коган Л.Н. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования
/. – М.: Наука, 1999. – 240 c.
18. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях
жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М.,
1993, с.107-124.
19. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и
патологии. – Новосибирск, 2000. – 256 с.
20. Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности.//
Ценностиисимволынациональногосамосознаниявусловиях
изменяющегося общества. М., ИЭА РАН, 1994.
21. Кучеренко В.В. Техника экспликации неосознаваемых субъектом знаний и
критерии измененных состояний сознания. // Индивидуальность как субъект
и объект современной жизни. Смоленск, 1996. с. 214-221
22. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной
идентичности. // Психологический журнал, № 4, 1996. с.45-61.
23. Меренков А.В. Методика социологического исследования. Выборочный
метод. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: моногр. /
Анатолий Васильевич Меренков. – М.: Юрайт, 2016. – 242 c.
24. Назарова М.А. Факторы, влияющие на социальную идентичность в условиях
высшего образования // Профессиональное образование в современном
мире, № 3(14), 2014.– с. 109-117
25. Познавательные психические процессы: Хрестоматия / сост. А. Маклаков. –
СПб.: Питер, 2002. – 54 с.
26. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондентов / Н.А. Романович //
СОЦИС. № 2 1999. с.45-61.
27. Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены.//
Психологический журнал, № 1, 1994, с. 158-168.
28. Тарасов В.К. Русские уроки японских коанов. Издательство «Добрая книга»,
2008. – 307 с.
29. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы.// Идентичность и
конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997, с. 15-44.
30. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования СМИ и пропаганды:
учеб.-метод. пособие / Л.Н. Федотова. М.: Изд-во МГУ, 1988.
31. ШалакВ.И.Современныйконтент-анализ: Приложениявобласти:
политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы.
// В. И. Шалак; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : Омега-Л, 2004. – 270
с.
32. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как
медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. № 1, 1993.
с. 74-84.
33. TRIZ-RIGROUP[электронныйресурс]:https://www.triz-
ri.ru/market/?id=6993&name=kak_provodit_oprosy_neochevidnoe
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!