Кинопресса США как субъект индустрии Голливуда
Кинематограф – главное искусство ХХ века, которое всего за столетие существования подарило миру новый визуальный язык. Если первые зрители ужасались от вида несущихся на них поездов и «отрезанных» крупными планами голов и рук, то для человека ХХI века этот язык привычен и понятен так же, как и родной язык – подспудно, интуитивно. Для человека, с самого рождения, окруженного фильмами, телевидением и видеороликами из интернета, этот язык кажется врожденным – и не важно откуда он сам. Американское кино держится на первом по популярности месте во всем мире и многими воспринимается безальтернативным вариантом. Эта ситуация несправедлива, но логична, так как страна с самой мощной киноиндустрией по умолчанию должна удерживать лидерство в своей сфере. Большое внимание к кинематографу США привлекает тот факт, что благодаря его популярности позволяет им задавать нормы киноязыка, а также нормы модели ведения кинобизнеса. Естественным сегодня кажется то внимание, оказываемое прессы США к своему кино, как к части своего культурного и экономического масштаба. Журналисты и киноведы США сформировали образец освещение кино как в популярной прессе, так и специализирующейся на киноиндустрии. Образцовость модели кинопрессы США позволяет стране и в этой сфере задавать нормы и критерии для журналистов других стран. Упомянутые выше факты обусловливают актуальность настоящего исследования. Эмпирической базой исследования являются 10 выпусков следующих изданий: «The Hollywood Reporter», «Film Comment», «Star Wars Insider», «The New Yorker», «The New York Times», «American Cinematographer»; исключением был только «Cinefex», так как мы проанализировали 6 номеров этого журнала. Выпуски для анализа были выбраны случайным образом за период 2015-2016 гг. Кроме того, были проанализированы следующие сайты: Rotten Tomatoes, Metacritic, Deadline, iMDB. Кроме того, мы обратились к творчеству видеоблогеров ведущих такие каналы, как Every Frame a Painting, «:: kogonada», Nostalgia Critic, Cinema Snob, Bad Movie Beatdown, Lessons from the Screenplay, Brows Held High, Chris Stuckmann. Перевод читат с английского осуществлен нами. Теоретической базой исследования являются исследования киноведов и журналистов по истории кино, киноиндустрии и работы по изучению истории кинокритики: Дж. Робертса, Дж. Пири, Ж. Садуль, Д. Бордуэлла, К. Томпсон, Э. Эпштейна, А. Элберс. Кроме того, исследования было проведено с опорой на работы исследователей в области современных медиа и культуры: Л. Мановича, К. Пол. В качестве объекта исследования выступает кинопресса США. Предмет изучения – характерные особенности изданий о кино и произведений авторов, специализирующихся на теме кино в США. Научная новизна работы связана с тем, что на русском и английском языке практически отсутствуют научные работы, посвященные данной теме, с чем сталкиваются все исследователи, чьи темы так или иначе связаны с кинематографом или кинопрессой, поэтому нам кажется важным сделать работу по обобщению кинопрессы. Цель состоит в систематизации и типологизации существующих изданий о кино, а также описание и характеристика подходов к теме освещения кинематографа в новых медиа. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. изучить литературу и видеоматериалы, посвященные кинопрессе и истории американской киноиндустрии; 2. провести анализ американской кинопрессы и новых медиа о кино; 3. выявить отдельные типы изданий, определить характерные особенности. В ходе работы применяются описательный, индуктивный методы, метод системного анализа. При исследовании эмпирического материала используются концептуальный анализ, лингвостилистический анализ текста, анализ лексико-семантических полей на предмет выявления концептов; модернизируется и апробируется традиционная методика выявления специфики проявления категории оценочности в тексте рецензии. Структурно магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы. В первом параграфе первой главы мы рассматриваем историю американской киноиндустрии, как она функционирует на экономических и политических уровнях. Эта часть важна из-за того, что создает необходимый контекст к остальной части работы. Последний параграф первой главы описывает историю американской кинопрессы и анализирует ее влияние на киноиндустрию США. Вторая глава полностью посвящена анализу американской кинопрессы и её типологизации: это, как традиционная печатная пресса, так и современные формы медиа – сайты и видеоблоги о кино. Положения, выносимые на защиту: 1. Голливудская индустрия прошла за всего чуть более чем вековой возраст богатый путь. Секрет её успеха – в умении адаптироваться к любой ситуации и способности предугадывать желания своей аудитории. 2. Голливудский кинобизнес США на поверхности пытается казаться максимально простым, но все это не более чем вариация маркетинговой стратегии, позволяющей привлекать неискушенных в финансовых хитросплетениях зрителей к новостным сводкам о кассовых достижениях нового блокбастера. Реальная картина демонстрирует, что голливудские финансисты готовы прибегать к самым различным уловкам в попытке получить прибыль. 3. Кинопресса США вместе с Голливудским кинематографом прошла длинный путь развития. Долгое время она играла по большей части утилитарную роль информационного и рекомендательного сервиса, полностью подчиненного киностудиям. Во второй половине ХХ века профессия киножурналиста переживает неожиданный взлет и приобретает значительную видимость на культурном ландшафте страны, киножурналист становится лидером мнений в сфере культуры. Этот рывок оказался настолько резким, что его инерция позволила американским кинокритикам до конца ХХ века считаться главными медийными лицами страны. Тем не менее на сегодняшний день наблюдается тенденция уменьшения влияния традиционной киножурналистики и смещения её функций в область интернета, где в роли новых кинокритиков выступают блогеры. 4. Традиционная кинопресса США за более чем век развития выработала большое количество типов изданий о кино, с богатым выборов тем – от кинобизнеса до киносериала «Звездные войны». На примере всех изданий с давней историей наблюдается тенденция к переходу в интернет. 5. Новые медиа о кино привлекают большую популярность, чем традиционные СМИ: помимо выполнения их функций – вроде анализа и обработки актуальной новой информации, – они предлагают своей аудитории удобный доступ к уникальной информации о кино. 6. Блогерские ролики о кино в самое короткое время пришли к тому, чтобы выработать свою жанровую систему и популярные модели, на которые опираются новые авторы. Блогеры-кинокритики в большой степени опираются на телевизионный опыт своих предшественников, но их ключевое отличие состоит в том, что отсутствие четких жанровых рамок. Это позволяет блогерам больше экспериментировать с форматами и включать в свои произведения более ярко выраженные элементы киноязыка. Это позволяет либо назвать их работы новым жанром кинематографа, либо задуматься о необходимости переименования этих видов медиа и создания новой типологизации.
Актуальность. Кинематограф сильно выделяется на фоне других искусств. Литература, живопись, архитектура, театр – все они существуют уже очень продолжительное время. Кино намного моложе – ему «всего» чуть больше сотни лет, но оно смогло добиться огромной популярности за маленький срок. Особенно преуспела в этом американская продукция, которая и занимает большую часть репертуара ближайшего к вам кинотеатра. Велик соблазн объяснить его успех огромными бюджетами, которых у нас нет, или мистической силой пропаганды западных ценностей, однако, как нам кажется, его сила в том, любой голливудский фильм – это прежде всего попытка рассказать историю. Первые французские теоретики отрицали нарратив в кино, говоря, что это обедняет его искусство, однако произведения американских ремесленников оказались понятнее и доступнее для аудиторий большинства стран, потому что для них искусство кино – это в первую очередь искусство рассказа.
Однако голливудская киноиндустрия не ограничивается только производством фильмов и их прокатом, сюда, помимо прочего, входит и средства массовой информации. Как станет ясно из нашего дальнейшего исследования, газеты и журналы стали писать о кино практически сразу после его появления, но сама кинопресса появилась почти одновременно со своим предметом разговора. Она развивалась так же бурно, как и американское кино, потому что им приходилось идти вместе. Влияние никогда не было односторонним. Таким образом, мы задались целью исследовать современное состояние американской кинопрессы.
Актуальность данной проблематики также обусловлена и тем, что киножурналистика США в последние годы стремительно видоизменяется, пытаясь сохранить и приумножить аудиторию, что, безусловно, вызывает широкий исследовательский интерес.
Научная новизна работы связана с тем, что на русском и английском языке практически отсутствуют исследования, посвященные данной проблематике.
Объектом исследования является киножурналистика США.
Предмет – особенности функционирования современной американской кинопрессы как субъекта индустрии Голливуда.
Цель состоит в анализе исторического, содержательного и структурного своеобразия американской киножурналистики.
Поставленная цель определила следующие задачи:
рассмотреть этапы развития киноиндустрии США;
выявить особенности американской кинокритики;
3. изучить специфику и характерные черты современного рынка изданий и сетевых ресурсов о кино;
4. дать оценку роли современной кинопрессы США в индустрии Голливуда.
Теоретической базой исследования являются монографии и статьи киноведов и журналистов по истории кино и киноиндустрии, а также работы по истории и современному состоянию кинокритики: например, Дж. Робертса, Дж. Пири, Ж. Садуль, Д. Бордуэлла, К. Томпсон, Э. Эпштейна, А. Элберс.
Кроме того, исследование было проведено с опорой на труды ученых в области медиа и культуры: например, Л. Мановича и К. Пол.
Эмпирической базой исследования являются американские издания различных типов: «The Hollywood Reporter», «Variety», «Film Comment», «Star Wars Insider», «The New Yorker», «The New York Times», «American Cinematographer».
В каждом случае было проанализировано по 10 выпусков, исключением является «Cinefex» – мы проанализировали 6 номеров этого журнала. Выпуски для анализа были выбраны случайным образом за период 2015-2016 гг.
Кроме того, были проанализированы материалы сетевых ресурсов «Rotten Tomatoes», «Metacritic», «Deadline Hollywood», «IMDb», «Box Office Mojo», «Bloody Disgusting» и «Birth.Death.Movies».
Также мы обратились к творчеству ведущих американских видеоблогеров, анализируя их каналы, посвященные кино и киноиндустрии: «Every Frame a Painting», «Nostalgia Critic», «Cinema Snob», «Bad Movie Beatdown», «Lessons from the Screenplay», «Brows Held High» и «Chris Stuckmann».
Переводы цитат с английского осуществлены автором исследования.
Методологическая база. В ходе работы применяются описательный, индуктивный методы, метод системного анализа.
При исследовании эмпирического материала используются концептуальный анализ, лингвостилистический анализ текста, анализ лексико-семантических полей на предмет выявления концептов; модернизируется и апробируется традиционная методика выявления специфики проявления категории оценочности в тексте рецензии.
Структурно магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Апробация. Тезисы исследования были приняты:
на 16-ой международной конференцией «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в секции «Идеологическая борьба в современной российской журналистике».
на 17-ой международной конференцией «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в секции «Медиакритика: история и современность».
В ходе исследования работы над диссертацией был изучен феномен кинопрессы США как субъекта индустрии Голливуда. Были выполнены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.
История американской киноиндустрии показала насколько Голливуд сам себя воспринимает как бизнес. В первой половине ХХ века это проявилось в усиленном контроле над каждым индустриальным аспектом: над производством, напоминающем фабричное, дистрибуцией, над своими работниками. Контроль над последними кажется наиболее жестоким: актерам по условиям контракта нужно было одеваться и говорить, как прикажут студии. Тем не менее даже в условиях контроля продюсеров и цензурного регулирования американское кино в лучших своих проявлениях воспринималось искусством, а не продуктом. Переломным моментом оказываются 1960-1970-е годы, когда старая студийная система производства дает сбой. На короткий промежуток времени главными людьми в Голливуде оказываются режиссеры – такие, как Фрэнсис Форд Коппола, Уильям Фридкин, Мартин Скорсезе и др., – чье творческое достижение – сближение искусства и массового продукта – является главным художественным достоянием американского кинематографа. Однако уже со второй половины 1970-х годов и до наших дней в Голливуде наблюдается отношение к кино как к бизнесу. Маркетинговые стратегии оказываются главным творческим приемом продюсеров и кинематографистов. Другая тенденция заключается в том, что киностудии становятся частью медиаконгломератов.
Разобравшись со смещенным восприятием киноиндустрии как бизнеса, далее исследование берет под прицел экономическое функционирование Голливуда. Было выяснено, что тиражируемая в медиа информация о кассовых сборах фильмов является как минимум неполной картиной. На деле официальные документы студий могут говорить, что фильм, собравший в прокате в десять раз больше своей стоимости, не принес никакой прибыли. Киностудии сознательно идут на финансовые махинации с целью извлечь каждый цент дохода. Засилье блокбастеров на экранах кинотеатров – тоже следствие желания заработать. Несмотря на дороговизну производства, на них легче заработать: если не прокатом, так продажей сопутствующих материалов. Отдельно исследование коснулось вопроса и взаимосвязи киноиндустрии США со своим правительством. Было обнаружено, что транслирование прогрессивных ценностей в Голливудской продукции связано с поддержкой Демократической партией киностудий на законодательном уровне.
На протяжении первой половины XX века американская киноиндустрия характеризуется правлением нескольких больших студий – мейджоров. Такая монополизация бизнеса привела к тому, что американская киножурналистика практически полностью зависела от кинопродюсеров: студии контролировали всю информацию по своим фильмам и звездам, а в случае недовольства работой журналиста могли пригрозить газете или журналу лишением гонорара за размещение рекламы, что было важнейшим источником дохода для прессы в то время. Кроме того, это характеризуется и низким авторитетом профессии киножурналиста, к которой относились только как к переходной стадии или местом, куда отправляют самых незадачливых журналистов. Отношение меняется на рубеже 1960-1970 гг. с появлением таких кинокритиков, как Полин Кейл и Джудит Крист и др. Их характерной чертой является резкое несогласие с эстетической диктатурой голливудских студий: они яро критиковали большие студийные постановки, продвигаемые с привлечением дорогих рекламных кампаний. Кроме того, именно это поколение киножурналистов вывело свою должность из профессионального гетто, вдохновив огромное количество людей на то, чтобы смотреть его, создавать его и, что для нас важнее всего, писать о нем. Большой творческий импульс вместе с развитием технологий позволил избранным киножурналистам в 1980-1990-х годах стать звездами: они ведут собственные шоу на телевидении, их образы и речевые особенности воспроизводятся в массовой культуре. На сегодняшний день налицо угасание былой авторитетности отдельных критиков и расслоение интереса заинтересованной аудитории ко множеству авторов, отражающих их предпочтения. Массовую аудиторию больше привлекают сайты, созданные с упором на рекомендательную функцию (см. «IMDb», «Rotten Tomatoes»).
В ходе исследования мы выделили рубрики о кино в прессе общего интереса на примере газеты «The New York Times» и «The New Yorker», отдельно рассказав о кинокритиках этих изданий. Важное место в кинопрессе США занимают индустриальные издания – такие, как «Variety» и «The Hollywood Reporter», занимающие в массовом сознании место главных медиа о кино за счет своей массовости и авторитетности. Отдельно была указана категория специализированная кинопресса, где мы выделили издания фокусирующиеся на одном или нескольких аспектах кинопроизводства. Здесь указаны: «Film Comment» – искусствоведческое издание, занимающееся вопросами эстетики и смыслов кинопроизведений; «American Cinematographer» – журнал об искусстве кинооператорского дела; «Cinefex» – журнал о создании спецэффектов; «Star Wars Insider» – журнал для фанатов вселенной Джорджа Лукаса. Исследование показывает значительные изменения, произошедшие с кинопрессой США в последние десятилетия. Причиной этому является её переход в интернет, изменивший ее специфику, структуру и форму.
Тем временем уже сформировались медиа, выросшие в интернете. Так же, как и для традиционной кинопрессы, в исследовании предложена их классификация. Сайты с базами данных, представлены «IMDb» и «Box Office Mojo», их суть заключается в сборе, обработке и хранении информации о кино и людях, к нему причастных. Сайты-агрегаторы также используют базы данных, но их основной целью является контент-анализ кинокритики, итоговым продуктом которого становится числовая оценка произведения. На сегодняшний день сайты-агрегаторы, вроде «Rotten Tomatoes» и «Metacritic» являются для массовой аудитории главным рекомендательным сервисом, потому что их метод работы с информацией создает иллюзию объективности. Тем не менее сайты-агрегаторы встречают множество критики со стороны кинематографистов и журналистов из-за того, что они нивелируют аналитическую работу кинокритиков до числовых показателей. Стоит отметить, что и сайты с базами данных, и сайты-агрегаторы также пытаются выполнять информирующие и аналитические функции, но в этом плане пока что сильно уступают своим конкурентам. Последний тип сайтов – блоги о кино. Их общей уникальной особенностью является то, что они выросли из увлечения автора/авторского коллектива и превратились в полноценный аналог СМИ.
Другой тип новых медиа о кино, которому был уделен отдельный параграф – это аудиовизуальная критика, выражающаяся в форме видеороликов, расположенных на хостингах «YouTube» и «Vimeo». Они также были разбиты на три типа. Первый из них – юмористические видеорецензии, чей наибольший расцвет пришелся на ранний период становления «YouTube», – имеется ввиду 2007-2012 гг. Их характерная черта – упор на развлекательную часть. Из этого вытекает, что корни юмористической видеорецензии проистекают из телевидения. Видеоэссе о кино приобретают популярность в период после вышеуказанного. Для них характерна авторская осведомленность в теме беседы, основанная на том, что большинство блогеров, работающих в жанре – выпускники киношкол, для которых видеоэссе – способ попрактиковаться в умении и показать свои знания. Уровень авторской эрудиции позволяет назвать произведения выделенных нами авторов альтернативной академической критикой. Последний тип – видеорецензия, в которых автор, без использования монтажных ухищрений, рассказывает о своих впечатлениях о кино. В этом типе аудиовизуальной кинокритике преобладает рекомендательная функция, поддерживаемые двумя безусловными достоинствами – оперативностью и ощущением диалога с автором.
Перспективы исследования данной проблемы состоят в том, что медиа неотвратимо меняется. На примере вышеприведенных фактом видно, что для новых медиа характерны принципиально иные формы подачи информации и работы с аудиторией. Основываясь на результатах исследования, возможно переосмыслить роль традиционной кинопрессы в современных медиа.
Таким образом, поставленная во введении цель диссертации достигнута, а исследовательские задачи выполнены.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!