Классификация медицинских изображений с помощью свёрточных нейронных сетей

Дурандин Даниил Павлович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Темой данной работы является классификация рентген снимков груди на различные типы патологий. В данной работе проведён анализ различных наборов медицинских снимков для выявления общей специфики такого рода данных. Рассмотрены различные подходы учитывающие специфику наборов медицинских данных. Так же были предложены и реализованы модели с механизмом внимания к областям предполагаемых патологий на снимке. Данные модели были объединены в ансамбль. В результате предложенный подход смог улучшить качество классификации относительно результата популярных моделей свёрточных сетей. Так же предложенный метод позволяет экономить вычислительные ресурсы, за счёт возможности анализа небольших частей изображения.

Введение…………………………………………………………………………………………………….4
Постановка задачи………………………………………………………………………………………7
Обзор литературы……………………………………………………………………………………….8
Глава 1. Анализ данных…………………………………………………………………………….10
1.1 Анализ наборов данных медицинских изображений…………………………..10
1.1.1 Набор данных OASIS…………………………………………………………………..10
1.1.2 Набор данных CBIS-DDSM………………………………………………………….11
1.1.3 Набор данных BRATS ………………………………………………………………… 12
1.2 Анализ используемого набора изображений………………………………………14
1.2.1 Обзор данных ……………………………………………………………………………..14
1.2.2 Описание патологий набора CheXpert………………………………………….17
1.3 Выводы…………………………………………………………………………………………….19
Глава 2. Методы классификации медицинских изображений……………………..21
2.1 Свёрточные нейронные сети……………………………………………………………..21
2.1.1 Свёрточный слой ………………………………………………………………………..22
2.1.2 Слой пулинга………………………………………………………………………………23
2.1.3 Полносвязные слои……………………………………………………………………..23
2.1.4 Residual block………………………………………………………………………………24
2.1.5 Dense Block ………………………………………………………………………………… 24
2.1.6 Depthwise separable convolution…………………………………………………….25
2.2 Модель внимания……………………………………………………………………………..26
2.3 Выводы…………………………………………………………………………………………….29
Глава 3. Модель внимания к потенциальным областям интереса на
изображении……………………………………………………………………………………………..31
3.1 Модель с механизмом внимания ………………………………………………………. 31
3.1.1 Карты признаков ………………………………………………………………………… 31
3.1.2 Механизм выделения областей интереса………………………………………32
3.1.3 Обучение модели…………………………………………………………………………34
3.2 Модель на основе анализа частей изображения………………………………….34
3.2.1 Выделение областей…………………………………………………………………….35
3.2.2 Архитектура модели ………………………………………………………………….. 35
3.3 Ансамблирование моделей………………………………………………………………..37
3.4 Выводы…………………………………………………………………………………………….38
Глава 4. Реализация метода………………………………………………………………………40
4.1 Структура программного обеспечения ……………………………………………… 40
4.2 Базовая модель………………………………………………………………………………….40
4.3 Предложенный подход …………………………………………………………………….. 42
Заключение……………………………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………………………46

Сегодня методы машинного обучения играют всё большую роль в
автоматизации медицинских процессов, им находят применение в таких
областях как геномная биоинформатика, структурная биоинформатика,
анализ медицинских снимков и многих других направлениях исследований.
Так, например, искусственным интеллектом решается задача
прогнозирования фолдинга белка, то есть процесс формирования сложной
структуры белка. Данные прогнозы способствуют созданию белков,
имеющих определённую структуру, что позволяет создавать лекарства на
основе белка.
В области геномной биоинформатики искусственный интеллект решает
такие задачи как: аннотация геномов и предсказание эффекта мутаций, что
позволяет в значительной степени ускорить процесс аннотации, что особенно
важно, учитывая стремительно растущее количество данных о
последовательностях генома.
Наиболее заметную роль, методы машинного обучения играют в
области анализа медицинских изображений, таких как рентген снимки и
изображения, полученные с помощью компьютерной томографии.
Искусственный интеллект позволяет обнаружить различные патологии на
данных изображениях, что позволяет снизить нагрузку на медицинский
персонал. Наиболее популярными направлениями в данной области является
поиск новообразований на рентген снимках груди и томографии мозга.
Применение машинного обучения в области анализа медицинских
изображений сегодня актуально как никогда, учитывая растущую
доступность исследований с помощью магнитно-резонансной томографии,
сегодня генерируется большое количество данных, которые необходимо
анализировать человеку. Внедрение искусственного интеллекта в данный
процесс, позволит значительно увеличить скорость обработки данных и
снять нагрузку со специалистов в данной области. Высокая степень
автоматизации данных процессов позволит проводить более широкую
диспансеризацию населения, что в свою очередь приведёт к увеличению
ранней выявляемости заболеваний, а следственно снизит уровень смертности
населения, от заболеваний которые имеют слабую симптоматику на раннем
этапе.
О необходимости исследований в данной области нам говорит то, что
уже сегодня методы машинного обучения внедряются в процесс диагностики
заболеваний. Так например, уже сегодня платформа Botkin.AI помогает
врачам выявлять рак лёгких на компьютерных томограммах, а модель,
разработанная компанией Care Mentor AI позволяет по КТ-снимкам
определить процент и степень поражения лёгких COVID-19. Данные
сервисы были подключены к единому радиологическому информационному
сервису, что говорит о том, что данный подходу уже активно используется
для диагностики заболеваний.
Основным источником данных, рассматриваемом в данной работе
являются рентген снимки груди с выявленными заболеваниями. Основной
задачей данной работы является классификация данных снимков по типу
выявленного заболевания. Для решения данной необходимо привлечь
методы машинного обучения, в частности свёрточные нейронные сети,
которые являются наиболее популярным решением для анализа
изображений.
Так же необходимо проанализировать специфику данных снимков, для
того чтобы произвести соответствующую предварительную обработку
изображений и выбрать наиболее подходящую архитектуру свёрточной сети.
Следует так же изучить специфику различных наборов данных медицинских
изображений, чтобы выявить общие закономерности в таких данных, для
того чтобы результаты данной работы не были слишком специфичны и
могли быть применены и для других областей анализа медицинских
изображений.
В ходе данной работы был произведён обзор различных методов
классификации, выполнен поиск необходимых данных, были предложены
базовый подход и подход, учитывающий специфику данных изображений,
данные подходы были реализованы, было произведено сравнение и анализ их
результатов работы.

В ходе данной работы был проведён анализ популярных наборов
медицинских данных. В результате данного анализа была выявлена общая
специфика для наборов медицинских изображений. Были проанализированы
популярные подходы учитывающие данную специфику. На основе анализа
данных подходов были предложены решения, которые потенциально могут
исправить недостатки рассмотренных решений. Были разработаны и
реализованы архитектуры свёрточных сетей, необходимые для реализации
предложенного подхода. Было реализовано ансамблирование моделей. Был
предложен и реализован механизм выделения зон интереса на изображений.
В итоге предложенная модель позволила улучшить точность классификации
относительно подхода реализованного с помощью ансамбля популярных
архитектур свёрточных сетей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Кооперативные игры на гиперграфах
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет