Коммуникативные стратегии креолизованного художественного текста (на материале датского языка)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гулькова Ксения Михайловна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Коммуникативные стратегии — один из основных объектов анализа в современных лингвистических исследованиях. Из-за увеличения визуальной информации в коммуникации появляются тексты, в которых особое значение получают паралингвистические средства оформления. Исследование значимо в связи с недостаточной изученностью коммуникативных стратегий и их реализации в креолизованных художественных текстах на примере графического романа.
Целью настоящего исследования являлось изучение коммуникативных стратегий и средств их реализации в подростковом и историческом графических романах как полностью креолизованных художественных текстах. Для проведения анализа были исследованы два графических романа — молодежный роман «Pssst!» (Аннетте Херцог, Катрине Кланте) и исторический роман «Jammers Minde» (Аллан ван Хансен). В результате исследования были выявлены внутритекстовые коммуникативные стратегии, стратегии для построения коммуникации с читателем, стратегии для передачи внутреннего и окружающего миров подростка в романе «Pssst!» и коммуникативные стратегии для построения иллюзии исторической достоверности в романе «Jammers Minde». Для передачи мира, окружающего подростка, использованы такие лингвистические средства, как слэнг, англицизмы, междометия, ономатопеи; такие паралингвистические средства, как имитация шрифта компьютера и мобильного телефона, современные вывески. Для создания иллюзии исторической достоверности применялись архаизмы, обращения, устаревшие языковые формы, а также вербальные и визуальные цитаты. В обоих романах воссозданы декорации, соответствующие показываемому времени.
Для внутритекстовых коммуникативных стратегий использовались экспрессивная лексика, эмотивы, особая пунктуация, различное оформление филактеров, изменение шрифтов.
Осуществление коммуникативных стратегий в креолизованном художественном тексте позволяет автору решить поставленные художественные задачи и выстроить коммуникацию с читателем.

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 4

1. Теоретические основы исследования коммуникативных стратегий и
креолизованного текста ……………………………………………………………………………… 7

1.1 Теоретические основы коммуникативных стратегий ………………………….. 7

1.2 Теоретические основы креолизованного текста ………………………………… 14

1.2.1 Определение и классификация креолизованных текстов……………… 14

1.2.2 Средства достижения коммуникативных стратегий в
креолизованном художественном тексте …………………………………………….. 18

1.3 Графический роман как креолизованный текст ………………………………… 23

1.3.1 Определение, история, компоненты графического романа ………….. 23

1.3.2 Особенности вербального и визуального языков графического
романа ……………………………………………………………………………………………….. 34

2. Коммуникативные стратегии в графическом романе «Pssst!» Аннетте
Херцог и Катрине Кланте …………………………………………………………………………. 39

2.1 Коммуникативные стратегии при изображении внутреннего мира
протагониста …………………………………………………………………………………………. 43

2.2 Коммуникативные стратегии при изображении окружающего мира
протагониста …………………………………………………………………………………………. 52

3. Коммуникативные стратегии в графическом романе «Jammers Minde»
Аллана ван Хансена …………………………………………………………………………………. 67

3.1 Коммуникативные стратегии исторической достоверности ……………. 67

3.2 Внутритекстовые коммуникативные стратегии ……………………………… 70

Заключение ……………………………………………………………………………………………… 80
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………………………….. 89

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………………………….. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………………………………….. 91

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 …………………………………………………………………………………….. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …………………………………………………………………………………….. 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 …………………………………………………………………………………….. 94

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 …………………………………………………………………………………….. 95

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 …………………………………………………………………………………….. 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 …………………………………………………………………………………….. 97

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 …………………………………………………………………………………… 98

Коммуникативная функция — одна из основных составляющих
существования языка, реализующаяся в обмене информацией между людьми.
Лингвистические исследования, посвящённые коммуникативной функции
языка, благодаря совершённому повороту в сторону антропоцентризма
рассматривают коммуникативные стратегии как один из основных объектов
анализа.
В связи со стремительным увеличением и усилением роли визуальной
информации в коммуникации — за счёт того, что визуальный объект по
сравнению с вербальным языком обладает таким преимуществом, как
возможность передачи большого объёма информации в сжатой форме —
появились смешанные вербально-визуальные формы, в которых
паралингвистические средства оформления текста приобрели особую
значимость — паралингвистически активные тексты (Е.Е. Анисимова). В
данном исследовании используется термин «креолизованный текст»,
предложенный Е.Ф. Тарасовым и Ю.А. Сорокиным для обозначения текстов,
структура которых состоит из вербального и невербального языков.
Исследование проводилось на материале графических романов как одной из

Настоящее исследование имело целью изучение коммуникативных
стратегий в креолизованном художественном тексте (на примере
графического романа) и анализ средств вербального языка, а также их
сочетание со средствами визуального языка и их взаимодействия, с помощью
которых автор выстраивает коммуникативные стратегии.
Для проведения исследования были проанализированы два
графических романа: молодежный роман «Pssst!» и исторический роман
«Jammers Minde». В ходе исследования были выявлены основные
коммуникативные стратегии:
1) коммуникативные стратегии для передачи внутреннего и
окружающего миров и внутритекстовые коммуникативные стратегии в
романе «Pssst!»;
2) коммуникативные стратегии для построения иллюзии исторической
достоверности и внутритекстовые коммуникативные стратегии,
оказывающие также эмоциональное влияние на читателя.
В результате исследования коммуникативных стратегий
креолизованного текста на примере графических романов «Pssst!» и
«Jammers Minde» были определены коммуникативные стратегии и выявлены
основные средства вербального и визуального языков и их взаимодействия
для достижения коммуникативных стратегий.
Несмотря на разнонаправленность взятых для анализа графических
романов в жанровом плане, можно сделать вывод о похожем подходе к
выбору и использованию средств. Так, для достижения правдоподобности
изображаемых миров, в романе «Pssst!» воссоздаётся мир, окружающий
среднестатистического подростка. Для передачи современной речи подростка
используются такие вербальные средства, как слэнг, обращения, англицизмы
и эмотивы, междометия, ономатопеи для передачи эмоциональности
протагониста. В плане смешанных средств используется изображение
современной техники и соответствующих ей шрифтов. Точно так же в
романе «Jammers Minde» автором для коммуникативных стратегий
исторической достоверности применяются средства языка, характерные для
изображаемой им эпохи (обращения, устаревшие языковые формы,
архаизмы). Помимо этого, авторами создаются узнаваемые декорации, в
которые помещены главные герои романов — современный датский город в
«Pssst!» и Копенгаген эпохи барокко в «Jammers Minde».
Кроме того, сходство можно установить и в используемых средствах
при построении коммуникативных стратегий психологической
направленности. Преимущественно используются такие средства, как
экспрессивная лексика и эмотивы, а также паралингвистические приёмы
(особая пунктуация при выражении гнева/растерянности/страха,
использование символов, соответствующее оформление филактера,
различные шрифты) и их взаимодействие с визуальным языком —
изображёнными на лице персонажей эмоциями, выбранными для фреймов
цветовыми гаммами и построением кадра. Так, в романе «Pssst!» для
передачи чувств подростка (растерянность, неуверенность, запутанность,
одиночество) активно используются эмотивы, вопросы протагониста самому
себе, паралингвистические средства (чрезмерное использование
вопросительных и восклицательных знаков). В «Jammers Minde» похожие
средства используются для передачи чувств протагониста — страха,
одиночества.
Использование наиболее подходящих средств при построении
коммуникативных стратегий позволяет настроить коммуникацию с
читателем. Реализация коммуникативных стратегий в текстах обоих романов
решает художественные задачи и выстраивает взаимодействие автора с
читателем. Достоверное изображение подросткового мира в «Pssst!»
позволяет настроить коммуникацию с основной целевой аудиторией (дети и
подростки) с одной стороны, и, возможно, помочь взрослому человеку
понять подростка с другой стороны. В то же время правдоподобное
воссоздание эпохи барокко в романе «Jammers Minde» позволяет, с одной
стороны, погрузить читателя в историческое прошлое и дать о нём
представление, а, с другой стороны, приблизить прошлое к современному
человеку. Также это даёт возможность ближе познакомиться с личностью
человека в целом и с одной из точек зрения на жизнь Леоноры Кристины в
частности.

Источники
1. Herzog A., Clante K. Pssst! København: Høst & Søn/Rosinante & co, 2013.
96 s.
2. Krogh L. Leonora Christinas Jammers minde, udgivet og bearbejdet af Line
Krogh. København: Gyldendal Publ., 2014. 272 s.
3. Ulfeldt L.C. Leonora Christina Grevinde Ulfeldts Jammers Minde, en
egenhændig skildring af hendes Fangenskab i Blaataarn i Aarene 1663–
1685, udgivet af S.Birket Smith. Kjøbenhavn: Gyldendalske Boghandels
Forlag (F. Hegel & Søn), 1869. 240 s.
4. van Hansen A. Jammers minde – en grafisk roman. København: Arabesk
Publ., 2019. 208 s.
Словари и справочная литература
5. Dictionary by Merriam-Webster. Available at: https://www.merriam-
webster.com/dictionary/graphic%20novel (accessed: 05.10.2020).
6. Ordbog over det danske sprog. Available at: https://ordnet.dk/ods
(accessed: 14.11.2020).
7. Holbergordbog.Availableat:https://holbergordbog.dk/(accessed
20.12.2020).
8. Moths ordbog. Available at: https://mothsordbog.dk/ (accessed 20.12.2020).
Литература
9. АгарковаО.А.Коммуникативныестратегииитактики
комплиментарных высказываний. Филологические науки в России и за
рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. СПб: Реноме, 2012. С.
95-97
10. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация
(на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак.
иностр. яз.вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.
11. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта:
Наука, 2002. — 384 с.
12. Баранов А. Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики.
Известия АН. Серия: Литература и язык, № 1, 1997. С. 11-21.
13. Барт Р. Camera Lucida. М.: Ad Marginem, 2011. 272 с.
14. БереговскаяЭ.М.Молодежныйсленг:формированиеи
функционирование. Вопросы языкознания, №3.1. М., 1996. C. 32-41.
15. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и
современное состояние. Речевое общение. Вып. 3. Красноярск: КрасГУ,
2000. С. 104–110.
16. Борисова И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика.
М.: ЛИБРОКОМ, 2005. 347 с.
17. Броженко С.В. Стратегии и тактики речевого воздействия в рекламном
дискурсе (на материале рекламный текстов банковских услуг). Вестник
ЧелГУ, 2011. С. 11-15.
18. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.:
Универс, 1993. 504с
19. ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 300
c.
20. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и
прагматики. М.: Языки русской культуры, 2001. 293 с.
21. Гавра Д.П.Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
22. Галкова И.А. Языковые средства выражения эмоций в романе Д.
Дюморье «Таверна «Ямайка». Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-
spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/09/18/yazykovye-sredstva-
vyrazheniya-emotsiy-v-romane-d (дата обращения: 18.03.2021).
23. Германова Н.Н. Коммуникативная стратегия комплимента и проблемы
типологии речевых этикетов. Язык и модель мира: Сб. научн. трудов.
Вып. 416. М., 1993. С. 27-39.
24. Головина Л. В. Влияние иконических и вербальных знаков при
смысловом восприятии текста (автореф.) М., 1986.
25. Дементьев В.В. Фактические и информативные коммуникативные
замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной
компетенции и типология речевых жанров. Жанры речи. Саратов, 1997.
С. 34-43.
26. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-
е изд. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.
27. Карпова Н.А., Морева А.В. Коммуникативные тактики побуждения в
речевом жанре (на материале административного объявления в
русском и немецком языках). Язык и культура, №1 (9), 2010. С.24-32.
28. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. М. Флинта, 2020, 223 с.
29. Кириллова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиции
нравственных категорий. Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия
«Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии»,
№1, 2012. С.26-33.
30. КлюевЕ.В.Речеваякоммуникация.Успешностьречевого
взаимодействия. М.: Рипол классик, 2002. 187с.
31. Кравец М.А.Коммуникативная стратегия:систематизация
определений, подходы к разработке. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и
управление. No1, 2013. С. 149-153.
32. Ломагина А. В., Гулькова К. М. Авторская стратегия создания образа
эпохи в историческом графическом романе (на примере романа А. ван
Хансена «Скорбные воспоминания», Дания, 2019). Исследования языка
и современное гуманитарное знание, т. 3, No 1, 2021. С. 69–79.
33. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М. ИТДГК “Гнозис”, 2003.
280 с.
34. Мельничук О.А. Проблемы интерпретации художественного текста. В
кн: О.А.Мельничук, Т.С. Нифанова, Н.В. Халина и др. Язык в
исследовательском поле гуманитарных наук. Архангельск, Поморский
университет, 2008. C. 5–41.
35. Морозова И.О. Англицизмы в современном русском студенческом
сленге. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/anglitsizmy-v-
sovremennom-russkom-studencheskom-slenge-sopostavitelnoe-
issledovanie-na-mater (дата обращения: 10.04.2021).
36. МустайокиА.С.Коммуникативныенеудачисквозьпризму
потребностей говорящего. Язык и мысль: Современная когнитивная
лингвистика. М., 2015. С. 543-557.
37. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального
текста (автореф.). М., 1997.
38. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М.:
Экономика, 1980. 176 с.
39. СалаховаА.Г.Дискурс:функционально-прагматическийи
функциональный аспекты: коллектив. Челябинск: ЧелГУ, 2008. 71 с.
40. СорокинЮ.А.,Тарасов,Е.Ф.Креолизованныетекстыиих
коммуникативная функция. В кн.: В.Ф. Петренко, Ю.А. Сорокин, Е.Ф.
Тарасов и др. Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990.
C.180–186.
41. СтоляроваЛ.Г.Синтаксическаяспецификаязыкакомиксов .
Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. №2, 2010. С. 429-436.
42. Увижева А. Т., Крашенников А.Е. Лингвостилистические особенности
языкакомиксанапримеренемецкогографическогоромана
«Kinderland». Cтатья в сборнике трудов конференции «Диалог
культур — диалог о мире и во имя мира». Магадан, 2019. С. 288-292.
43. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
44. Шмид В. Отбор и конкретизация в словесной и кинематографической
наррациях.Режимдоступа:
http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2017636(датаобращения:
16.04.2021).
45. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: “за” и “против”.
Режим доступа: http://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm (дата
обращения: 15.05.2021).
46. Baetens J. Graphic novels. The Cambridge History of the American Novel.
Cambridge: Cambridge University Press, 2011. P. 1137-1153.
47. CohnN. TheVisualLanguageofComics.Introductiontothe
Structureand Cognition of Sequential Images. London: Bloomsbury
Academic, 2013. 221 p.
48. Eisner W. Graphic Storytelling & Visual Narrative. Tamarac: Poorhouse
Press, 1996. 192 p.
49. Elleström L. Mediernes modaliteter. Medialitet, intermedialitet og analyse.
Aarhus Universitet, 2012. S. 13-49.
50. Larsen. M.E. Litteraturguide til Annette Herzog og Katrine Clante: Pssst!
København, Høst & Søn/Rosinante & co, 2015. 22 s.
51. McCloud S. Understanding comics. NY: Harper Perennial, 2004. 216 p.
52. Ossipova J. Brug af engelske låneord i det danske slangsprog
(Bacheloropgave). Tartu, 2017.
53. Presser H. Das Buch von Buch. Hannover, 1978. 496 s.
54. Saraceni M. The Language of Comics. London: Routledge, 2003. 121 p.
55. Sauerbier S. D. Worter bildlich, Bilder wortlich. Schrift und Bild als Text.
Probleme der Wort-Bild Correlation. Die Einheit der semiotischen
Demisionen. Tübingen, 1978. S.27-94.
56. Thorhauge T., Cortsen R.P. Den grafiske roman gør tegneserien til seriøs
litteratur.Information,2012.Availableat:
https://www.information.dk/moti/2012/12/grafiske-roman-goer-tegneserien-
serioes-litteratur (accessed: 31.10.2020).
57. Ursini F.-A. Review of Neil Cohn’s «The Visual Language of Comics”.
MutualImagesJournal,V.2,2017.Availableat:
https://www.researchgate.net/publication/314875763_Review_of_Neil_Coh
n%27s_The_Visual_Language_of_Comics (accessed: 20.05.2021).
58. Williams V.K., Peterson D.V. Graphic Novels in Libraries Supporting
Teacher Education and Librarianship Programs // LRTS Library Resources
&TechnicalServices.Availableat:
https://www.researchgate.net/publication/272645188_Graphic_Novels_in_L
ibraries_Supporting_Teacher_Education_and_Librarianship_Programs
(accessed: 01.11.2020).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Коммуникативные стратегии креолизованного художественного текста (на материале датского языка)»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет