Конкурентоспособность исследователей-международников постсоветского пространства: анализ публикационной активности в ведущих научных журналах

Шелудько Станислав Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе определена степень представленности исследователей, представляющих постсоветское пространство, в ведущих научных журналах в области политологии и международных отношений Web of Science. Кроме того, в данной работе рассматриваются причины, оказывающие влияние на степень интеграции отечественных исследователей в международное академическое пространство. В результате проведенного исследования был выявлено количество публикаций в топ-20 журналах первого квартиля Web of Science, сделанных исследователями из постсоветского пространства, а также охарактеризованы основные тематики опубликованных научных статей и их принадлежность к университетам и исследовательским центрам как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в условиях современного мира, процесс глобализации оказывает существенное влияние на все стороны государственной и общественной жизни, в том числе на сферу высшего образования и связанную с ней научно-исследовательскую деятельность.
Появление глобального международного академического сообщества в различных областях науки, в том числе и в науке о международных отношениях, создает предпосылки для последовательной интеграции для исследователей из стран постсоветского пространства. Тем не менее, если рассматривать уровень репрезентативности отечественных исследователей, а также исследователей из других стран постсоветского пространства, то в настоящий момент наблюдается довольно слабый уровень присутствия в международном академическом дискурсе.
В связи с этим, недостаточный уровень интеграции отечественных ученых приводит к недостаточному уровню репрезентации результатов исследовательской деятельность, что, в свою очередь, серьезно снижает конкурентоспособность на мировом «рынке» науки как непосредственно самих исследователей, так и научного престижа и привлекательности государства в целом.
В настоящий момент в области развития российской науки стоит задача по продвижению собственных интересов и наработок на общемировой уровень. Крайне важную роль в репрезентации этих наработок играют научные журналы, ставшие уже устоявшимся методом научной глобальной коммуникации. Следовательно, представленность ученых из Российской Федерации и других стран постсоветского пространства может являться определенным маркером, которые отражает достигнутые научные результаты и общий уровень развития национальных научных школ в области международных отношений. Данная работа призвана выяснить эту степень репрезентативности.
Объект исследования: публикационная активность исследователей из стран постсоветского пространства (за исключением стран Балтии) в ведущих научных журналах в области международных отношений.
Предмет исследования: исследования, индексируемые в базе Web of Science.
Цель исследования: выявить уровень конкурентоспособности и представительности исследователей из стран постсоветского пространства в области международных отношений в наиболее рейтинговых научных журналах.
Задачи:
Проанализировать теоретическую основу формирования научно-исследовательских направлений в области международных отношений на постсоветском пространстве
Выявить характерные особенности и требования к публикациям в зарубежных научных журналах, препятствующих инкорпорированию национальных школ международных отношений постсоветского пространства
Определить уровень представленности постсоветских исследователей-международников в ведущих зарубежных научных журналах
Охарактеризовать основные публикационные тематики исследователей-международников постсоветского пространства
Выявить степень соответствия тематик научных публикаций внешнеполитическим приоритетам государства
Определить дальнейшие перспективы интеграции исследователей с постсоветского пространства в международное академическое сообщество.

Необходимость в повышении представленности научных исследований, сделанных на основе национальных школ, в международном академическом пространстве сейчас стоит довольно остро для целого ряда государств, в том числе и для Российской Федерации, которая традиционно была сильной научной державой, даже несмотря на сложности, возникшие после распада Советского Союза. Кроме того, эта необходимость также подогревается непрекращающимся процессом глобализации, затрагивающим все сферы жизни, в том числе и высшее образование. В условиях постоянной научной борьбы на мировой арене, вопрос представленности отечественных ученых ставит перед государством ряд задач по укреплению собственных позиций и повышению научного престижа страны.
Процесс интернационализации высшего образования, набравший значительные обороты в 20-м веке, серьезно увеличил значение высшего образования как «продукта» на мировом рынке науки, а также мировом рынке труда, стимулируя тем самым и спрос на научные исследования, которые неизменно были связаны с образовательным процессом. Повышение роли науки в современном мире закономерно привело к появлению доступных способов научной коммуникации, одним из которых стали научные журналы. Появление и постепенное использование библиометрических показателей позволило систематизировать и упорядочить научные журналы по степени их значимости и влияния в международном академическом пространстве, а развитие интернета, в свою очередь, способствовало появлению глобальных поисковых систем и платформ, позволяющих читателям и исследователям со всего мира иметь доступ к актуальным научным исследованиям. Такой платформой стала Web of Science, являющаяся на данный момент одной из наиболее крупных и развитых баз данных, включая в себя более 20000 научных журналов.
Разумеется, что при создании и наполнении подобного рода крупных баз данных, возникла также и необходимость в разработке стандартов соответствия как для научных журналов, которые стремились к индексированию в Web of Science, так и непосредственно для научных статей. Подобные стандарты включают в себя требования к деятельности редакционной коллегии и общих принципов рецензирования работ, названию и тематическому охвату журнала, сведений о финансовых источниках и т.д. Что касается научных статей, то от них, в первую очередь, требуется широкий публикационный охват в плане тематики исследований, следование определенной структуре статьи (в настоящий момент закрепившемуся формату IMRaD), а также соблюдение всех стандартов оформления библиографических ссылок.
В связи с этим, на уровне национальных научных школ возник вопрос о том, каким образом необходимо инкорпорировать данные стандарты без существенного ущерба публикационной активности. В случае западных стран, например, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции и Германии, считающимися лидирующими странами в плане науки, не возникало особых трудностей, поскольку стандарты, лежащие в основе требований Web of Science, базировались как раз на национальных стандартах этих государств, в то время как в странах, где национальные научные школы развивались по другому пути, в том числе и в Российской Федерации, а также в других странах постсоветского пространства, данные стандарты хоть и постепенно применяются уже на постоянной основе, но все равно кажутся в некоторой степени навязанными извне. Подобные трудности так или иначе оказывают непосредственное влияние на степень интеграции этих национальных научных школ в международное академическое пространство.
Следует отметить, что провозглашенная политика в области повышения представленности отечественных ученых в мировых научных журналах приносит свои результаты. В настоящий момент удельный вес публикаций российских исследователей превышает показатель в 2.7% от общего числа публикаций, что, несмотря на кажущийся довольно низкий показатель, является ростом, по сравнению с прошлыми годами.
Что касается непосредственно науки о международных отношениях и связанную с ней исследовательскую деятельность, нельзя не признать тот факт, что в настоящий момент репрезентативность российских исследователей, а также представителей других стран постсоветского пространства, именно в высокорейтинговых научных журналах первого квартиля в области международных отношений, индексируемых в Web of Science, находится на достаточно низком уровне, что является весьма прискорбным фактом для страны, имеющей обширные международные связи, а также традиционно развитую научно-образовательную школу в области международных отношений.
Полученные в ходе данного исследования результаты свидетельствуют о том, что в числе высокорейтинговых журналов в области политологии и международных отношений публикации отечественных исследователей являются скорее исключением из правил. Возможно, причиной этому является желание исследователей публиковаться в зарубежных изданиях 2, 3 или 4 квартилей, или же в отечественных журналах, индексируемых в Web of Science.
Что касается непосредственно первого квартиля WoS, то в ходе данного исследования было выявлено 87 публикаций, имеющих отношение к исследователям, представляющим постсоветское пространство. Это позволяет говорить о том, что отечественная школа международных отношений все еще недостаточно интегрирована в международный академический дискурс. Кроме того, в ходе изучения принадлежности исследователей к университетам и исследовательским цифрам были получены следующие результаты: если исключить западные университеты и исследовательские цифры, то оставшиеся университеты и аналитические центры представляли исключительно Москву и Санкт-Петербург. Этот факт позволяет говорить о том, что, если рассматривать публикационную активность отечественных университетов и исследовательских центров в ведущих международных журналах, то она по своей сути является «столичноцентричной», а региональные научные школы, в свою очередь, остаются на периферии и не включены в полной мере в процесс публикационной активности на высоком уровне. Если же говорить об общей степени представленности, то в данном случае также были получены удручающие данные, поскольку 2/3 всех публикаций связаны с западными университетами, которые в первую очередь представляют Соединенные Штаты Америки.
Что касается спектра тематик исследований, то он представлен не только такими «классическими» областями, как контроль за вооружениями, исследования в области демократии, исследования избирательных систем, исследования конфликтов и их природы, но и довольно новыми направлениями, набирающими популярность в международном академическом сообществе в последние годы, как гендерные исследования, а также исследования в области экологии и экологического регулирования. В общем и целом, публикации исследователей из постсоветского пространства затрагивают большое количество областей научной экспертизы, что не позволяет говорить о выявлении каких-либо специфических исследовательских паттернов, присущих именно постсоветскому пространству.
Подводя итоги, причиной недостаточного уровня представленности именно российских ученых международников может служить недостаточно развитая публикационная «инфраструктура», в которую на настоящий момент еще удалось инкорпорировать необходимые публикационные стандарты с учетами особенностей национальной научной школы. Не исключено, что впоследствии, по мере качественного развития отечественного научно-образовательного сообщества, а также российских научных журналов, процесс интеграции российских исследователей в международное академическое пространство приобретет более выраженный позитивный характер, но, к сожалению, на настоящий момент приходится констатировать, что этот процесс находится на достаточно ранней стадии развития.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету