Контрактный механизм выполнения государственного оборонного заказа
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В СФЕРЕ ОБОРОННЫХ ЗАКУПОК
1.1. Концептуальные основы аутсорсинга в сфере оборонных закупок.
Термин «аутсорсинг» понимается в виде организационного решения, которое состоит в передаче посторонней компании частей бизнес-процесса или некоторых бизнес-функций компании. Главной задачей аутсорсинга является разделение между подразделениями, которые входят в компанию, базовых функций бизнес-системы и выведение из их компетенции тех видов деятельности, которые прямо не соединены с ключевыми деловыми особенностями фирмы и, также важно с точки зрения экономической эффективности, не приносят значительного вклада в формирование компанией добавленной стоимости .
На данный момент главным фактором успешной конкурентоспособности компаний на рынке является значительный уровень качества обслуживания своих клиентов и заказчиков. Особенный интерес уделяется комплексности и оперативности поставки продукции или предоставления услуг, а также стабильность контактов для укрепления позитивного отношения заказчиков, создания положительного образа компании, что в итоге способствует повторным обращениям клиентов в компанию. Чтобы достичь данных целей, необходимы от компаний значительные усилия с использованием ресурсов в их основной деятельности – производстве услуг и конкурентоспособных товаров. Всё это дает аутсорсинг. Изучая бизнес-процессы организации, нужно точно иметь представление, какие из них в аспекте соблюдения интересов клиентов необходимо выполнять самостоятельно, а какие можно реализовать с включением сторонних организаций. Потребность компании в разрешении поставленных задач или в работе некоторых подразделений не всегда требует их осуществления или функционирования внутри организации. В основном более результативные услуги у фирмы, которая специализируется на выполнении определенных функций (видов деятельности).
В отношении этого термина в научной литературе нет единого мнения. Можно выделить несколько вариантов этого определения:
1. Аутсорсинг (от англ. «outsourcing» использование внешних ресурсов) – форма сотрудничества, определенная договором подряда, когда сотрудники одной организации (постоянные или специально нанятые) работают в другой организации, подчиняясь менеджерам организации-заказчика. Например: компания, оказывающая услуги по профессиональному клинингу, предоставляет по аутсорсингу торговому центру бригаду промышленных альпинистов для проведения указанных в договоре работ сроком на полгода. Альпинисты подчиняются руководителю административно-хозяйственного отдела торгового центра, но при этом выполняют только установленные договором работы. Зарплату они получают в клининговой компании .
2. Аутсорсинг – это передача неосновных (второстепенных) бизнес-процессов (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и др.) организации (аутсорсеру) для их реализации и функционирования.
Актуальность темы исследования. В современных нестабильных условиях экономики главное значение в поддержании стабильности национальной безопасности играет оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации (далее – ОПК), являющийся высокотехнологичным сектором экономики. Он представлен промышленными предприятиями и научными организациями, которые осуществляют оборонные исследования и создание военной техники и вооружения.
На сегодняшний день предприятия ОПК неустойчивы, недостаточно эффективны и скоординированы, что вызвано слабой адаптацией к рыночным изменениям, которые случились в последние годы в России и в мире. На фоне роста политико-экономических санкций, роста объемов задолженности предприятий, повышения физического и морального износа основных фондов, снижения конкурентоспособности и качества производимой продукции, сокращения или снятия с производства наиболее важной военной техники и образцов вооружения, существенного сокращения инвестиций в НИОКР и потери высококвалифицированных кадров успешное достижение предприятиями ОПК поставленных перед ними задач является проблематичным.
Решение обозначенных проблем требует использования прогрессивных мер, основанных на эффективном применении инструментов и рыночных методов для приспособления предприятий ОПК РФ к условиям нестабильного спроса на продукцию гражданского и военного назначения. В сложившихся условиях рыночной экономики с характерной грубой конкуренцией лишь немногие участники оборонно-промышленного комплекса имеют достаточный объем собственных ресурсов для производства и разработки продукции, конкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Данные факторы – ключевые для начала использования аутсорсинга, который дает возможность передать часть бизнес-процессов под управление высококвалифицированных и специализированных организаций и объединять ресурсы, чтобы достичь поставленных целей.
Поэтому фундаментальные исследования, направленные на разработку механизма приспособления предприятий оборонно-промышленного комплекса к рыночным условиям с использованием аутсорсинга, являются на данный момент достаточно востребованными отечественными промышленными предприятиями оборонного значения и актуальными с научной точки зрения.
Ключевые аспекты проблем функционирования предприятий ОПК РФ раскрыты в ряде научных исследований, на государственном уровне разработаны разные концепции обеспечения национальной безопасности и реформирования оборонно-промышленного комплекса.
Состояние изученности проблемы. Механизмы управления производственными предприятиями в области государственного оборонного заказа проанализированы в работах И.Э. Фролова, В.Н. Путилина, Ю.Н. Коптева, Е.Ю. Хрусталева, Г.А. Лавринова, В.М. Буренка, М.А. Бендикова. Авторы разработали механизмы реализации программ государственного оборонного заказа с помощью создания интегрированных структур, реорганизации структуры органов в сфере гособоронзаказа (далее – ГОЗ), введение контрактно-конкурсного механизма заказов.
1. Аалдерс Р. ИТ-аутсорсинг: практическое руководство. – М.: АиФ, 2004. – 68 с.
2. Аалдерс Р. Аутсорсинг: практическое руководство / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. – 47 с.
3. Акимов, Е. Экономическая эффективность и управление рисками. – М.: КНОРУС, 2005. – 184 с.
4. Аникин Б.А., Рудая, И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.- 67 с.
5. Аутсорсинг / под ред. Н. А. Коник. – М.: КНОРУС, 2008. – 175с.
6. Аутсорсинг в поисках конкурентных преимуществ / пер. с англ. – М.: ВИЛЬЯМС, 2002. – 117 с.
7. Календжян С.О. Аутсорсинг: делегирование полномочий в деятельности компании. – М.: Дело, 2003. – 165 с.
Борисов Ю.И. Гособоронзаказ прерогатива Президента. Военно-промышленный курьер. №21(539) от 11.06.2014.
Корякин В.М. Ненавязчивый « оборонный сервис»: Об экономических последствиях аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации./ Право в Вооруженных Силах. 2013. № 2.
Погоны сняли, взятки остались. Российская газета, федеральный выпуск №5541 (165) 29.07.2011.
Сплендер В.А., Бабурин Д.Е. Иллюзорная экономия бюджетных средств от использования аутсорсинга для нужд армии // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. 2011. № 44 (86).
Сорокин А.В. К вопросу о необходимости применения аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах Российской Федерации. 2013. № 4.
Старцун В.Н. Вопросы участия военных организаций в гражданских правоотношениях // Электронное научное издание «Военное право». 2014. Выпуск №1.
1. О реализации планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603.
2. Государственно-частное партнерство в России // ГЧП-инфо. 2013. № 2.
3. О государственном оборонном заказе: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ: в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года.
4. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 1 3 декабря 1 994 года № 60-ФЗ: в редакции Федерального закона от 20 апреля 2014 года.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 1 8 декабря 2006 года № 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. О концессионных соглашениях : Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.
8. О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения: постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132: в редакции постановления от 12 декабря 2012 года. URL: http://base. garant.ru/179469/#block_14
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!