Корпоративная социальная ответственность в управлении нефтегазовым бизнесом
Данная работа посвящена современному подходу к корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой сфере. Должное внимание уделяется основополагающим работам по вопросам корпоративной социальной ответственности. В работе делаются выводы о состоянии, источниках возникновения и перспективах развития института социальной ответственности в современных условиях. Автором был произведен сравнительный анализ программ КСО зарубежных и российских организаций нефтегазовой отрасли. Программы КСО, в разных странах и компаниях имеют индивидуальный характер, но такой аспект как программы стажировок для молодых специалистов присутствуют практически во всех рассмотренных организациях, так как люди – это самый главный и ценный ресурс для любой компании. В качестве эмпирического исследования, была выбрана компания ООО «Газпром Экспорт», где автором данной работы был получен личный опыт прохождения стажировки. Далее, в работе представлены результаты эмпирического исследования на тему: «Анализ процесса организаций стажировок для молодых специалистов в ООО «Газпром Экспорт». В исследовании были обозначены сильные и слабые стороны процесса прохождения студентами практики в компании. И для оптимизации данного процесса, были предложены практические рекомендации в виде методического пособия.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности
бизнеса …………………………………………………………………………………………………… 7
1.1. Основные понятия, история развития и эволюция концепции
корпоративной социальной ответственности………………………………………….. 7
1.2. КСО: модели и виды …………………………………………………………………….. 16
1.3. Принципы формирования КСО ……………………………………………………… 23
1.4. Роль корпоративной социальной ответственности и ее преимущества в
ведении бизнеса …………………………………………………………………………………. 27
Глава 2. Анализ опыта зарубежных и российских нефтяных компаний в
управлении корпоративной социальной ответственностью ………………………. 30
2.1. Анализ КСО крупных зарубежных компании нефтегазовой отрасли .. 30
2.2. Анализ КСО крупных российских компании нефтегазовой отрасли … 40
Глава 3. Исследование корпоративной социальной ответственности на
примере ООО «Газпром Экспорт» ………………………………………………………….. 71
3.1. Общая характеристика компании ………………………………………………….. 71
3.2. Исследование: «Анализ процесса организации стажировок для
молодых специалистов в компании ООО «Газпром Экспорт», в качестве
инструмента реализации КСО» ……………………………………………………………. 78
3.3. Анализ результатов исследования …………………………………………………. 82
3.4. Предложения по совершенствованию процесса стажировок с целью
повышения качества социальной ответственности компании ООО
«Газпром Экспорт» …………………………………………………………………………….. 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 101
Список литературы ……………………………………………………………………………… 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Гайд интервью ………………………………………………………… 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица респондентов, участвующих в исследовании:
«Оценка стажировок для молодых специалистов в «Газпром Экспорт» …… 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример интервью ……………………………………………………. 114
Актуальность темы. В современной России, в условиях глобализации,
роль крупных компаний, государства и общества в целом, подвергаются
серьезным изменениям. На первый план выходит лидирующая роль бизнеса, в
частности, там, где государство в одиночку не в состоянии справиться с
разрешением масштабных проблем. Бизнес не может и не должен подменять
собой государство в регулировании общественных отношений, однако
органам власти следует подробно изучать и использовать прогрессивный и
новаторский опыт бизнеса в решении многих вопросов, связанных с
управлением различными сферами деятельности. Во многих странах мира
отчетливо проявляется тенденция к усилению сотрудничества государства и
бизнеса в решении социально-экономических проблем общества. Всего
несколько лет назад в российском бизнес-сообществе по вопросу о
корпоративной социальной ответственности преобладала такая точка зрения,
что быть социально ответственным – значит, платить налоги и исполнять
законы. Сегодня можно уже констатировать, что взгляды поменялись,
практически все крупные предприниматели сходятся во мнении, что важным
является также позиция компании в отношении своих работников и то, какое
влияние их бизнес оказывает на общество.
С одной стороны, есть государство и общество, заинтересованные в
росте социальной и экономической стабильности всей страны и в увеличении
средств и эффективности политики социальных программ. С другой стороны
– бизнес, который заинтересован в росте доходов и покупательской
способности населения, стабильности государственной политики в отношении
коммерческих структур, общественном признании и позиционировании
компаний, придерживающихся стандартов корпоративной социальной
ответственности и осуществляющих социальные инвестиции. В современных
условиях все большее количество российских корпораций представляет свою
продукцию на западный рынок и, в связи с этим, компаниям необходимо
соответствовать международным требованиям и стандартам, в том числе и в
области КСО, а также многие бизнесмены понимают, что социальная
ответственность не является чистой благотворительностью или PR –
кампанией, а служит системой управления рисками, направленной на
долгосрочное развитие корпораций и рост их стоимости на мировых рынках.
Степень разработанности темы. Зарождение современной концепциии
социальной ответственности бизнеса, связывают с выходом в печать работы
Р. В. Джонсона «Испытай реальность», которая вышла в печать в 1935 г в
США. Таким образом, возникновение концепции социальной ответственности
на западе относят к началу прошлого века, при этом сам термин КСО появился
на свет лишь в 1953 году, благодаря монографии профессора Иллинойского
университета, экономиста Г. Боуэна «Social Responsibilities of the
Businessman» («Социальная ответственность бизнесмена»).
Подходы к развитию корпоративной социальной ответственности были
изложены следующими зарубежными авторами: R.W. Ackerman, Н. R. Воwen,
A.B. Carroll, K. Davis, J.M. Friedman, E. Freeman, D. Grayson, R. Griffin, M.
Marrewijk, A. Hodges, H. Johnson, M. Kramer, M. Porter, R. E. Reidenbach, S.P.
Robbins, D. P. Robin, S.P. Sethi, D.J. Wood, G. Zwetsloot.
Среди российских авторов особый вклад в развитие корпоративной
социальной ответственности внесли следующие ученые: Н.В. Бакша, Б.С.
Батаева, И.Ю. Беляева, Ю.В. Благов, А. В. Вавилина, Т.В. Гришина, О.В.
Данилова, А.А. Данилюк, М.А. Измайлова, О.А. Канаева, Э. М. Коротков, А.Е.
Костин, Э.И. Мантаева, Л.Е. Мошкова, Л.М. Никитина, Н.Ю. Псарева, Ю.Н.
Попов, Л.А. Плотицына, С.А. Стрижов, Г.Л. Тульчинский, С.В. Туркин, В.А.
Шаховой, Я.В. Шокола, М.А. Эскиндаров и др.
Не смотря на внушительный объем работ, посвященных проблематике
КСО, как российских, так и зарубежных авторов, остается много актуальных
тем, которые не были широко представлены в литературе. Одной из таких тем
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!