Лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в рассказах О. Лукас (лингвокультурологический аспект)
Данная выпускная квалификационная работа носит нозвание «Лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в рассказах О. Лукас», рассматривается лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в произведения О. Лукас «Поребрик из бордюрного камня». Цель исследования – выявление и описание лексических средств создания образов Москвы и Петербурга в произведении «Поребрик из бордюрного камня» О. Лукас. Статья адресована специалитам , и учащихся, а так же широкому кругу читателей.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА1 ПОНЯТИЕ«ОБРАЗ»ВСОВРЕМЕННОЙЛИНГВИСТИКЕ……….8
1.1. Образ:кинтерпретациипонятия………………………………………………………..8
1.2. Современная лингвистическая урбанистика ……………………………………… 14
1.2.1. Лингвистическая урбанистика как одно из направлений ономастики .. 15
1.2.2. Проблематика лингвистической урбанистики: аспекты, объекты, процессы ………………………………………………………………………………………………. 22
1.3. Способы структурирования лексических средств для репрезентации образа …………………………………………………………………………………………………… 26
Выводы ………………………………………………………………………………………………… 33
ГЛАВА 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА В ПРОИЗВЕДЕНИИ О.ЛУКАС «ПОРЕБРИК ИЗ БОРДЮРНОГО КАМНЯ» ……………………………………………………………………… 35 2.1. Модель города как способ самоидентификации и коллективной идентификации горожанина …………………………………………………………………… 35
2.3. Тематическая классификация лексических единиц, служащих для создания образов Москва и Петербурга (на примере произведения «Поребрик из бордюрного камня») ………………………………………………………………………….. 38
2.3.1. Тематическая группа «Архитектурные ипостаси образов городов» ….. 39
2.3.2.Тематическая группа «Культурные ипостаси образов городов» ………… 45
2.3.3. Тематическая группа «Природные ипостаси образов городов» ………… 52
2.3.4. Тематическая группа «Человек»…………………………………………………….. 54
2.3.5. Тематическая группа «Словарь горожан» ………………………………………. 70
2.3.6. Тематическая группа «Технический прогресс» ……………………………….. 73 Выводы ………………………………………………………………………………………………… 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………. 83
Тема настоящей магистерской диссертации – «Лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в рассказах О. Лукас». В этой связи основное внимание мы уделяем изучению того, какую информацию о названных городах и с помощью каких языковых средств предлагает художественный текст.
Образ любого города, как правило, формируется на страницах энциклопедических изданий, учебников по истории, географии и иностранного языка, в материалах, представленных городскими или международными выставками и фестивалями искусств. Очень много информации о том или ином городе мы можем получить из средств массовой информации (телевидения, радио, интернет, периодических печатных изданий), из фольклорных источников, туристических путеводителей, из устных рассказов очевидцев, которые делятся своими личными впечатлениями о городах в своих блогах, дневниках, личных страницах в социальных сетях. Одним из вариантов получения информации о городе является и художественный текст.
Город – это то место, где пребывает человек. Это место всегда интересовало писателей. Одни описывали город как условия, в которых формируется определенный тип человека, другие характеризовали город как самостоятельный объект, живущий и имеющий равные права со своими обитателями. В научных кругах появился термин «городской текст», под которым понимается текст художественного произведения об образе того или иного города.
Первыми, кто писал о городах, были древнегреческие философы Аристотель и Платон. К теме города обращались такие известные писатели и поэты, как А.С. Пушкин («Медный всадник», «Евгений Онегин» и др.), Н.В. Гоголь («Петербургские повести»), А.Н. Островский («Гроза»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Белые ночи» и др.), Л.Н. Толстой («Севастопольские рассказы»), А.Н. Толстой («О Париже»), А. Белый («Петербург»), М. Горький («Город Желтого Дьявола»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), Э.М. Ремарк («Триумфальная арка»), Р. Бредбери («Вино из одуванчиков»), Ф.С. Фицджеральд («Великий Гетсби»), Д. Дос Пассос («Манхэттен») и многие другие.
Одним из современных русскоязычных авторов, обративших свой писательский интерес к теме города, является Ольга Лукас.
Ольга Лукас – это известная московская и петербургская современная писательница, журналист, ведущая колонку в литературном приложении к «Независимой газете», а также пишущая в журнале «ОМ». Автор стала известной благодаря таким книгам, как «Золушки на грани» (2007), серии книг «Тринадцатая редакция» (2010), «Бульон страданий» (2015), а также серии книг иронических миниатюр под общим названием «Поребрик из бордюрного камня», в которых писательница и обращается к созданию образов двух городов – Москвы и Петербурга.
Творчество Ольги Лукас до сих пор не является популярным предметом внимания лингвистов, особенно с точки зрения изучения лексических средств создания ею образов городов. А ведь именно лексические средства (слова, словосочетания, фразеологизмы, идиоматические выражения, образные выражения), описывающие город, определяют специфику языка любого автора.
Этот факт обусловливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в произведения О. Лукас «Поребрик из бордюрного камня».
5
Предметом исследования – лексические средства создания образов Москвы и Петербурга в указанном произведении.
Цель исследования – выявление и описание лексических средств создания образов Москвы и Петербурга в произведении «Поребрик из бордюрного камня» О. Лукас.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1) изучить и проанализировать теоретические работы по исследуемой
проблематике;
2) интерпретировать понятие «образ»;
3) охарактеризовать такое направление современной науки, как лингвистическая урбанистика;
4) описать различные способы структурирования лексических средств, служащих для создания образа;
5) охарактеризовать модель города как способ самоидентификации и коллективной идентификации горожанина;
6) выявить лексические средства создания образов Москвы и Петербурга и предложить их тематическую классификацию.
Методы исследования
– описательный метод;
– метод сплошной, частичной и направленной выборки; – классификационный метод;
– метод дефиниционного анализа;
6
– метод компонентного анализа;
– метод сопоставительного анализа; – статистический метод.
Материалом исследования является произведение «Поребрик из бордюрного камня» О.Лукас, из которого методом выборки были извлечены и классифицированы лексические единицы, репрезентирующие образы городов Москвы и Петербурга. В качестве материалов исследования применялись также различные лексикографические источники: толковые и другие словари русского языка.
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды Ю.Д. Апресяна, Н.Ф. Алефиренко, Л.Г. Бабенко, С.П. Гурина, К. Линча, З.Д. Поповой, А.А. Потебни, И.А. Стернина, Ю.С. Степанова, Ф.П. Сорокалетова, В.Н. Топорова, Ф.П. Филина, А.И. Смирницкого и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что теоретические выводы, сделанные в ней, могут способствовать дальнейшему развитию изучения лексики как системы на примере тематических групп и лексико-семантических связей, а также содействовать углублению представлений о лингвосоциокультурном потенциале лексических единиц, о связи языка и культуры и фрагментах языковой картины мира русского этноса.
Практическая ценность данной работы видится в использовании результатов исследования в курсах лекций по лексикологии, стилистике, лексикографии, лингвистической урбанистике, лингворегионоведению, лингвокраеведению, русской литературе, а также в практике преподавания РКИ.
Научная новизна работы состоит в следующем: во-первых, с точки зрения лексических средств анализируется образ города в произведении
7
«Поребрик из бордюрного камня»; во-вторых, проводится сопоставительный анализ лексических средств, описывающих города Москву и Петербург, и их функций в создании образов городов.
Гипотеза исследования заключается в том, что, с одной стороны, изучение лексических средств обеспечивает более глубокое и точное восприятие образов городов в произведении; с другой стороны, методы лингвистического анализа позволяют выявить различные языковые средства и рассмотреть особенности их функционирования в художественном тексте.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (46 источников).
Во введении обосновывается актуальность предпринятого исследования, определяются объект и предмет, ставится цель и формулируются задачи для ее достижения, называется методологическая база исследования, перечисляются основные методы исследования, описываются теоретическая значимость и практическая ценность работы.
В первой главе предлагается обзор теоретических исследований, посвященных понятию «образ» в современной лингвистике: дается толкование понятия образ, характеризуется современное лингвистическое направление «урбанистика», описываются способы структурирования лексических средств для создания образа.
Во второй главе предлагается анализ классифицированных по тематическим группам лексических средств репрезентации образов Москвы и Петербурга в произведении «Поребрик из бордюрного камня».
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обозначаются дальнейшие перспективы.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!