Лексико-семантическая группа глаголов положительного отношения в русском языке (на фоне китайского языка)

Чжу Цзясюань
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена изучению лексико-семантической группы глаголов положительного отношения в русском языке на фоне китайского языка. Автор определяет особенности семантики и функционирования глаголов положительного отношения в русском и китайском языках, проводя сопоставительный анализ лексических единиц и выявляя общие и относительные черты в их значении, структуре и употреблении. Автором выделены три тематические группы: глаголы доверия, уважения и симпатии, которые рассматриваются комплексно с учетом морфологических, структурных и функционально-стилистических особенностей на фоне китайских аналогов. Результаты исследования могут быть полезны в практике преподавания РКИ и теории перевода. В качестве источников иллюстративного материала в работе использованы произведения русской классической литературы, что вносит большой страноведческий потенциал в собственно лингвистическое исследование.

Лексико-семантическая группа глаголов положительного отношения в русском языке (на фоне китайского языка).
Диссертационное исследование посвящено изучению семантики лексических единиц лексико-семантической группы глаголов положительного отношения, типа: нравиться, любить, уважать, симпатизировать и другие.
Актуальность темы работы обусловлена рядом факторов.
Как известно, язык конкретного общества является составной частью его культуры, а лексика каждого языка фиксирует существенные для данного народа признаки объектов и явлений окружающего мира. Все это относится к такой части речи как глагол.
В нашей работе исследуется лексико-семантическая группа глаголов положительного отношения. Во многих исследованиях взаимодействия лексики и грамматики внимание ученых направлено на изучение глагола как части речи, которая обладает ведущей ролью в лексической системе русского языка. (см., например, Русская глагольная лексика 1997) Глагол занимает центральное место в лексической системе русского языка, являясь, по определению Н.Ю. Шведова, «доминантой русской лексики», превосходя другие классы слов как богатством и глубиной своего содержания, лексического значения, так и разнообразием форм и грамматических категорий. (Шведова 1995:414)
Глагол по числу употребления занимают второе место после существительных, и их парадигма может достигать 200 форм. Поэтому изучение глагола является одной из трудных тем в курсе РКИ. Проблемой изучения глагола занимались Г.Л. Скворцова, Д.Н. Богоявленский, А.В. Полякова, А.В. Бондарко, Ю.С. Маслов, Л.Л. Буланин, Л.М. Васильев, Ю.Д. Апресян, А.М. Пешковский, Г.И. Рожкова, Л.Г. Бабенко, Э.В. Кузнецова, М. Улуханов, О. Рассудова, М.А. Шелякин и др.
Глагол – это отдельная группа лексики, которую надо изучать в курсе РКИ. При изучении русского языка, глагол является важной и трудной для иностранцев грамматической категорией русского языка. А глаголы положительного отношения особенно трудны, так как отражают русскую ментальность. Тем не менее, пока нет специальных работ сопоставительного характера о русских и китайских глаголов, но есть разница в значениях слов, которые входят в эту группу. (Например, русский глагол – боготворить, уважать, чтить, а китайский глагол – 尊重«уважать».)
«Как было отмечено, центральную часть лексико-семантического поля отношения составляют слова, дающие наименования ситуациям отношения. В основе лексического значения подобных слов лежит абстрактное понятие о ситуации отношения» (Гайсина 1981:28)
Цель работы – определить особенности семантики и функционирования глаголов положительного отношения в русском и китайском языках.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
Описать теоретическую базу исследования.
Сделать выборку глаголов из разных источников.
Определить значения и провести тематическую, структурно-грамматическую и функционально-стилистическую характеристику слов.
Произвести сопоставительный анализ русских и аналогичных китайских единиц.
Выявить общие и отличительные черты глаголов положительного отношения в русском и китайском языках: по семантике, по структуре, и по употреблению.
Объектом исследования являются глаголы положительного отношения.
Предметом исследования является функционально-семантический аспект описания специфики глаголов положительного отношения.
Гипотеза – выявление и учет семантики и национально-культурной ценности лексических единиц, входящих в лексико-семантическую группу русских глаголов положительного отношения, позволяет определить их различные характеристики и составить классификацию с учетом системных связей в лексике для более адекватного понимания, усвоения, употребления и перевода в иностранной аудитории, изучающей русский язык.
Научная ценность заключается в том, что описываемся глагольная лексика со значением положительного отношения, рассматривается комплексно и в сопоставлении с китайскими вариантами и эквивалентами, что дает возможность уточнить, скорректировать и дополнить существующие научные исследования в области функционально-семантического подхода описания и анализа современной лексической системы русского языка.
Практическая ценность состоит в том, что результаты нашего исследования можно использовать на уроках РКИ в группах студентов иностранцев, а также в практике перевода.
Материалом для исследования служат данные лингвистических и толковых словарей, словарей синонимов, русско-китайского двуязычного словаря, художественных текстов, Интернет (национальный корпус).
В ходе исследования применялись следующие методы: метод сплошной выборки слов, приём стилистической характеристики, сравнительно-сопоставительный приём, метод лингвистического описания.
Теоретической базой исследования послужили современные лингвистические исследования в области лексикологии и семантики современного русского языка.
Положения, выносимые на защиту:
Описание и комплексный анализ слов ЛСГ глаголов положительного отношения, характеристика их структуры, семантики и функционирования способствует лучшему процессу их усвоения и понимания в иностранной (китайской) аудитории.
Тематический диапазон глаголов положительного отношения мотивирован как собственно лингвистическими факторами (этимология, словообразование, стилистическая маркированность, эмоциональная оценка и др.), так и экстралингвистическими, включающими культурологический аспект и языковую ментальность нации.
Понимание и изучение единиц данной группы лексики в китайской аудитории представляется актуальным и полезным.
Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в практике преподавания РКИ, а также адекватного понимания и интерпретации публицистилистических и художественных текстов русской классической литературы.
Структура работы определяется целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении представлены тема, объект и предмет работы, цель, основные задачи и методы исследования. В первой главе представлены теоретические понятия исследования: сведения о лексике, глаголах в аспекте РКИ, лексико-семантической группе глаголов положительного отношения. Во второй главе будет проведен функционально-семантический анализ глаголов данной группы.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы по двум главам работы.
Приложение – это словник русских глаголов положительного отношения и их китайских эквивалентов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет