Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: теория и практика правового регулирования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АННОТАЦИЯ к выпускной квалификационной работе студента магистратуры по программе «Правовое регулирование природопользования» Дорофеево й Татьяны Алексеевны Тема выпускной квалификационной работы: «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: теория и практика правового регулирования» Цель и задачи исследования: Основная цель работы состоит в изучении правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявлении его проблемных аспектов и формулировании предложений по их разрешению Автор ставит задачами: – представить общую характеристику правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России; – изучить зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде; – выявить тенденции и проблемы развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде; – исследовать существующий организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации. Выводы, сделанные по результатам исследования: – определяющими факторами снижения накопленного вреда окружающей среде являются – выявление ответственного за причиненный вред, установление источников финансирования и формирование организационно-правового порядка ликвидации такого вреда; – для решения проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах формируется нормативно-правовая база, ведутся реестры объектов накопленного экологического ущерба, реализуются соответствующие программы его ликвидации, распространена практика формирования целевых фондов финансирования природоохранных проектов и экологическое страхование; – в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в частной собственности, необходимо сформировать четкие нормы, закрепляющие либо снимающие с собственника обязанность очистить исторические загрязнения, имевшие место на момент приобретения земельного участка или водного объекта; – в случаях, когда российские объекты накопленного вреда окружающей среде находятся в государственной или муниципальной собственности, либо территории, на которых выявлен такой объект, находятся в неразграниченной государственной собственности, требуется разработка эффективных регулятивных процедур, которые позволили бы ранжировать случаи накопленного вреда в целях обоснования очередности проведения работ по его ликвидации; – требуется создание единого федерального центра, уполномоченного координировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и разграничение полномочий между различными уровнями власти по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного вреда. – на законодательном уровне требуется закрепить понятие «прошлая экономическая и иная деятельность, в результате которой был причинён вред окружающей среде»; – следует установить обязательную процедуру экологической экспертизы состояния участка (объекта), если на участке расположен или был расположен экологически опасный объект; – в случаях выявления наличия вреда окружающей среде, когда загрязнитель не может быть привлечен к ответственности, обязанности по очистке исторических загрязнений могут принять отчуждатель (арендодатель) и/или приобретатель (арендатор) по соглашению с уполномоченным государственным органом; – в целях ограничения перехода вреда окружающей среде в статус “накопленного” необходимо установить для предприятий-недропользователей обязанности по формированию фондов ликвидации сооружений, использованных при добыче полезных ископаемых, рекультивации нарушенных земель; – требуется определить, необходимо ли объекты капитального строительства и объекты размещения отходов принимать на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие объекты по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет; – новый административно-правовой подход в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечивает долговременное осуществление учета и ранжирования загрязненных и деградированнных объектов на устойчивой основе; – эффективность правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде может быть снижена, поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проведение мероприятий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда, организации работ по ликвидации накопленного вреда в обязанность не вменяется.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде
1.1. Общая характеристика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России 7
1.2. Зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде 19
Глава 2. Современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
2.1. Тенденции развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде 26
2.2. Терминология закона и определение предмета правового регулирования общественных отношений по ликвидации накопленного вреда окружающей среде 37
2.3. Организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации 45
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций является необходимым условием устойчивого развития общества и улучшения качества жизни и здоровья населения.
Согласно данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» на протяжении многих лет в местах проживания большого количества людей сохраняется низкое качество окружающей среды, что напрямую влияет на формирование неблагоприятных условий для жизни миллионов россиян.
Причины этого кроются не только в новых проблемах в сфере экологии. Усугубление современного экологического кризиса связано в том числе с неблагоприятным экологическим наследием советской и даже предшествующей ей эпох. Они прошли под эгидой увеличения прибыли, мощностей, но не устойчивого развития и экологичности производственного процесса. Территория самой большой страны мира позволяла загрязнять тысячи гектар земель и создавать хранилища опасных отходов, не предусматривая средств на их обезвреживание и уничтожение.
В связи с массовым и, зачастую, неконтролируемым закрытием промышленных, военных и других опасных объектов в течение последних десятилетий проблемы, связанные с накопленным вредом окружающей среде, резко обострились и потребовали своего решения. Они стали причиной сдерживания экономического роста, снижения экологических рейтингов территорий и, как результат, барьером для наращивания иностранных и отечественных инвестиций. Помимо этого, полигоны, свалки, накопленные шламы, отвалы, другие отходы промышленных предприятий, почвы и воды, загрязненные химическим компонентами, бактериями, грибами, вирусами и паразитами, стали создавать значительные риски для здоровья населения, проживающего на этих территориях или вблизи них. Одной из основных причин возникновения болезней органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, эндокринной системы, инфекционных и паразитарных болезней, новообразований, формирования врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений сегодня является санитарно-гигиенический фактор.
Реализация комплекса мер, направленных на восстановление территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, на данный момент отнесена к числу приоритетных задач экологической политики Российской Федерации. Длительное время практические действия по решению этой проблемы носили ограниченный характер. Ликвидация накопленного вреда осуществлялась в «ручном режиме» путём принятия актов, где в качестве объектов с выявленным историческим загрязнением, значились только конкретные территории и акватории с таким уровнем негативного воздействия на окружающую среду, которое требовало принятия самых неотложных мер. Только с 2017 года с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а впоследствии и ликвидации такого вреда, стало осуществляться на уровне закона.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости повышения эффективности экономики, инвестиционной привлекательности страны, отдельных территорий и предприятий, обеспечения высокого качества жизни людей, их здоровья за счет ликвидации накопленного вреда окружающей среде, что должно сопровождаться созданием соответствующих нормативно-правовых условий.
Целью работы является исследование правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявление его проблемных аспектов и формулирование предложений по их разрешению.
Объектом исследования являются общественные отношения по осуществлению выявления, оценки, учёта объектов накопленного вреда окружающей среде и по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Предмет исследования составляют нормы федерального законодательства, иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде, нормы зарубежного законодательства, научно-теоретические взгляды на указанные отношения.
Задачи исследования:
– представить общую характеристику правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России;
– изучить зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
– выявить тенденции и проблемы развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
– исследовать существующий организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в работе на основе комплексного анализа теории и практики правового регулирования общественных отношений в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде выявлены соответствующие тенденции и проблемы развития российского законодательства, внесены предложения по его совершенствованию.
Методы исследования. Основу исследования составил всеобщий диалектический метод. Также использовались общенаучные (метод сравнительного и системного анализа, метод абстрагирования) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, системный, технико-юридический) методы. Они использовались в сочетании с такими логическими приемами, как анализ, синтез, дедукция и индукция.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Текст изложен на 57 страницах компьютерного текста. Список использованной литературы включает 63 наименования.
В процессе исследования автор руководствовался целью изучения правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявления его проблемных аспектов и формулирования предложений по их разрешению.
В первой главе работы изучены теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В рамках выполнения задач исследования был сделан ряд выводов:
– определяющими факторами снижения накопленного вреда окружающей среде являются – выявление ответственного за причиненный вред, установление источников финансирования и формирование организационно-правового порядка ликвидации такого вреда;
– для решения проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах формируется нормативно-правовая база, ведутся реестры объектов накопленного экологического ущерба, реализуются соответствующие программы его ликвидации, распространена практика формирования целевых фондов финансирования природоохранных проектов и экологическое страхование;
– в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в частной собственности, необходимо сформировать четкие нормы, закрепляющие либо снимающие с собственника обязанность очистить исторические загрязнения, имевшие место на момент приобретения земельного участка или водного объекта;
– в случаях, когда российские объекты накопленного вреда окружающей среде находятся в государственной или муниципальной собственности, либо территории, на которых выявлен такой объект, находятся в неразграниченной государственной собственности, требуется разработка эффективных регулятивных процедур, которые позволили бы ранжировать случаи накопленного вреда в целях обоснования очередности проведения работ по его ликвидации;
– требуется создание единого федерального центра, уполномоченного координировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и разграничение полномочий между различными уровнями власти по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного вреда.
Во второй главе проанализирована современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде и представлены выводы, соотносимые с задачами исследования:
– на законодательном уровне требуется закрепить понятие «прошлая экономическая и иная деятельность, в результате которой был причинён вред окружающей среде»;
– следует установить обязательную процедуру экологической экспертизы состояния участка (объекта), если на участке расположен или был расположен экологически опасный объект;
– в случаях выявления наличия вреда окружающей среде, когда загрязнитель не может быть привлечен к ответственности, обязанности по очистке исторических загрязнений могут принять отчуждатель (арендодатель) и/или приобретатель (арендатор) по соглашению с уполномоченным государственным органом;
– в целях ограничения перехода вреда окружающей среде в статус “накопленного”необходимо установить для предприятий-недропользователей обязанности по формированию фондов ликвидации сооружений, использованных при добыче полезных ископаемых, рекультивации нарушенных земель;
– требуется определить, необходимо ли объекты капитального строительства и объекты размещения отходов принимать на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие объекты по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;
– новый административно-правовой подход в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечивает долговременное осуществление учета и ранжирования загрязненных и деградированнных объектов на устойчивой основе;
– эффективность правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде может быть снижена, поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проведение мероприятий по выявлению и оценке объектов накопленного вреда, организации работ по ликвидации накопленного вреда в обязанность не вменяется.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. – (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!