Лингвистические средства ведения информационной войны (на материале англоязычных СМИ)

Шот Дарья Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Актуальность темы исследования обусловлена напряжённой ситуацией на мировой политической арене, где предпочтение в борьбе за лидерство между странами отдаётся информационному воздействию на аудиторию путём оказания речевого воздействия при использовании определённых лингвистических средств и приёмов.
Изучены лингвистические средства и приёмы речевого воздействия, применяемы англоязычными СМИ в условиях информационной войны, а также их успешное применении на примере сложившегося образа России у англоязычного населения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ВОЙНЫ ………………………………………………………………………………………………………. 5
1.1. Возникновение и развитие феномена «информационная война» ……….. 5
1.2. Методы ведения информационной войны ………………………………………. 12
1.3. Способы воздействия и манипуляции в СМИ …………………………………. 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………….. 19
ГЛАВА 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ
СМИ ………………………………………………………………………………………………………….. 21
2.1. Лингвистические средства речевого воздействия в СМИ при ведении
информационной войны ……………………………………………………………………….. 21
2.2. Анализ лингвистических средств речевого воздействия в условиях
информационной войны в американских новостных подразделениях ABC
News, CNN и еженедельной газете USA Today ……………………………………… 31
2.3. Анализ лингвистических средств, используемых американскими и
британскими СМИ для создания образа России в условиях информационной
войны …………………………………………………………………………………………………… 42
2.4. Анализ лингвистических средств в новостных публикациях на
международную тематику от ведущих англоязычных СМИ на Reddit……. 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………. 65

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем,
что на данном этапе развития общества и информационных технологий, в том
числе сети Интернет, а также при актуальной напряжённой ситуации между
лидирующими странами на мировой политической арене, важную роль играет
информационное воздействие на население и манипуляция его психологическим
сознанием, путём использования в СМИ определённых лингвистических средств
и речевых приёмов для получения преимущества в информационной войне, что
способствует их более детальному изучению.
Объектом исследования является воздействие на сознание индивида в
СМИ для достижения определённых целей по созданию у него определённого
образа о стране-оппоненте (манипуляция).
Предметом исследования являются лингвистические средства и приёмы
речевого воздействия, используемые в новостных публикациях англоязычных
СМИ.
Цель исследования: выявить наиболее употребляемые англоязычными
СМИ лингвистические средства и приёмы речевого воздействия в условиях
информационной войны и доказать их действенность на конкретных примерах
сложившихся образов страны-оппонента у обычных людей.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть этапы развития информационной войны;
− изучить и проанализировать методы ведения информационной войны;
− изучить способы речевого воздействия и манипуляции в СМИ;
− выявить классификацию лингвистических средств и приёмов речевого
воздействия в СМИ в условиях ведения информационной войны;
− проанализировать лингвистические средства и приёмы манипуляции в
англоязычных СМИ и статистически выделить наиболее часто
используемые;
− показать на примере России, какой образ о ней сложился у
англоязычного населения в результате успешной манипуляции со
стороны СМИ в условиях информационной войны между Россией,
США и Великобританией.
Предполагаемая новизна исследования состоит в том, что в работе
впервые изучены лингвистические средства и речевые приёмы манипуляции в
условиях информационной войны в новостных публикациях англоязычных
СМИ: ABC News, CNN, USA Today, BBC News, The Guardian, а также на онлайн-
форуме Reddit.
Методы исследования: работа выполнена с помощью
лингвостилистического и контекстологического анализа, описательного и
сопоставительного методов исследования, а также метода сплошной выборки.
Материалом исследования являются статьи в разделе мировых новостей
и публикации на международную тематику на интернет-сайтах новостных
каналов ABC News, CNN, USA Today, BBC News, The Guardian, а также онлайн-
форума / социальной сети Reddit.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав,
выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе исследуются методы ведения информационной войны, а
также способы манипуляции и речевого воздействия в СМИ.
Во второй главе внимание уделяется анализу лингвистических средств при
речевом воздействии в англоязычных СМИ, а именно на американских
новостных каналах ABC News, CNN, USA Today и британских новостных
каналах BBC News и The Guardian. Выделяются наиболее продуктивные приёмы
речевого воздействия и лингвистические средства, используемые для
манипуляции общественным сознанием в СМИ. Наглядно демонстрируется
результат успешного манипуляторного воздействия на аудиторию на примере
сложившегося у англоязычного населения образа России.
После каждой главы оформляются выводы, в которых представлена
основная информация о результатах исследования.
Список использованной литературы включает в себя научную и
справочную литературу на русском и английском языках.

Информационная война – это целенаправленное использование
специально подготовленной информации для достижения превосходства над
противником, и противодействие аналогичному внешнему воздействию на себя.
Первое употребление понятия «информационная война» было
зафиксировано в 1976 году в отчёте американского военного специалиста
Томасов Роном для компании «Boeing», где он акцентировал внимание, что
информационное противостояние становится неотъемлемой частью
американской экономики, и имеет как свои плюсы, так и минусы,
заключающиеся в возможности попасть под негативное информационное
влияние со стороны других стран. Официально понятие было введено в
директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года.
В результате глобального научно-технического развития информационное
и психологическое воздействие сегодня оказывается в различных сферах
деятельности человека – образовании, экономике, СМИ, органах управления и
других структурах, что приводит к манипуляции созданием человека, а именно
его мнением и отношением к тому или иному событию, действию и т.п. Иными
словами, манипуляция состоит в оказании такого психологического влияния, в
результате которого человек принимает навязанное ему СМИ или другим
источником информации мнение за своё собственное.
Но не всегда манипулятору удаётся добиться нужного эффекта и реакции
со стороны аудитории, поэтому для успешной манипуляции необходимо
следовать определённым методикам ведения информационной войны. Самыми
распространёнными методов можно считать следующие: замалчивание
значимой информации, предоставление неопределённой информации или
ответа, смещение смыслового акцента, иллюзия владения закрытой
информацией, метод осознанной лжи, а также словесное внушение необходимой
идеи, замена подкреплённых доказательствами фактов и мнений слухами и
предположениями, метод деления информации, а также, конечно, реклама.
На сегодняшний день средства массовой информации являются самым
действенным средством речевого воздействия на человека в условиях
информационной войны. Связано это с доступностью информации, широким
охватом аудитории, их социальной ориентированностью, разнообразием и
оперативностью. Важную роль в СМИ играет Интернет, который на данный
период развития общества практически самым популярным средством изучения
новостей и получения информации.
Использование средствами массовой информации определённых
лингвистических средств языка наряду с эмоциональным воздействием и
преобразованием содержания новостей играет важную роль при оказании
влияния на общественное мнение.
Опираясь на существующие типы лингвистических средств и методов
речевого воздействия, нами были выделены те, которые чаще всего
используются англоязычными СМИ для осуществления манипуляторных
действий в отношении людей в условиях информационной войны, в том числе с
Россией. Благодаря этим лингвистическим средствам и речевым приёмам на
разных языковых уровнях, СМИ удаётся добиться необходимого эффекта в
создании людей, заложив в нём определённое отношение к тем или иным вещам,
событиям, странам.
В ходе нашего исследования выделены и проанализированы
лингвистические средства и методы речевого воздействия в англоязычных СМИ,
а именно на американских новостных каналах ABC News, CNN, USA Today и
британских BBC News и The Guardian. Полученные результаты позволяют
прийти к выводу, что в американских СМИ часто применяется приём смещения
акцента (25% случаев), что можно объяснить целью предоставить ту
информацию, которая будет выгодна манипулятору, ведь при смещении акцента
публика получает только ту информацию, которую хочет предоставить ей автор
статьи, следовательно, происходит манипуляция сознанием человека, ведь в нём
формируется не полное восприятие ситуации или картины происходящего, а
лишь необходимое автору либо тем, кто стоит выше него.
Довольно часто применяются такие лингвистические средства как
метафора и олицетворение (21% и 13% соответственно). С помощью
метафоризации можно повлиять на сознание человека путём создания в нём
необходимого образа. Олицетворение, в свою очередь, позволяет, не называя
имён, возложить ответственность за ситуацию не на какого-либо человека,
государственного деятеля или страну в целом, а на неживой предмет, благодаря
чему новость воспринимается не так остро, если информационная атака
направлена против страны автора.
Были выявлены также примеры использования приёма подмены аргумента
(9%), когда на первый план выставлялся факт, который сам нуждается в
доказательстве, но из-за того, что он описывается с уверенностью, часто даже со
ссылками на авторитетные лица или очевидцев события, публика практически
безоговорочно верит сказанному.
Нередко встречаются случаи фрагментации текста (8%), при котором
информация разбивается на отдельные части, не связанные друг с другом. У
аудитории в итоге не получается сформировать полноценную картину мира и
сосредоточиться на чём-то одном, потому что описываемые события часто
сменяют друг друга. В итоге у читателя не создаётся полной картины
происходящего.
Нам также встретились такие лингвистические средства как градация,
повторение, гиперболизация, использование безличных и неопределённо-
личных конструкций, терминов и пассивного залога встречаются реже
(примерно в 4% случаев).
Мы также провели более детальный анализ того, как применение тех или
иных лингвистических средств и приёмов речевого воздействия отразилось на
становлении у англоязычного населения мнения о России, её образ и отношение
к ней, при условии, что США и Великобритания ведут активную
информационную войну именно с Российской федерацией.
Наш анализ показал, что чаще всего СМИ используют в новостных
публикациях о России негативно-окрашенную лексику, а именно
существительные, прилагательные и глаголы с отрицательной коннотацией (29%
обнаруженных случаев использования) и метафоры (11%) для создания у
аудитории неприятных впечатлений и более красочного отрицательного образа.
Встречались также примеры использования иронии.
Повторы и параллельные синтаксические конструкции применялись в
14% и 8% соответственно. Благодаря им автор новостной публикации может
нагнетать ситуацию и делать акцент на каких-либо отрицательных аспектах и
моментах.
С точки зрения приёмов речевого воздействия применяется метод
смещения акцента, подмены аргумента и использование ссылки на авторитет или
очевидцев. При их применении на первый план выносится та информация,
которая выгодна автору, а та субъективная информация, которая не подкреплена
фактами или доказательствами, остаётся на втором плане и воспринимается
публикой как само собой разумеющееся.
Для подтверждения сложившегося образа у англоязычного населения в
результате успешных манипуляторных действий со стороны СМИ в условиях
информационной войны с Россией, мы провели анализ новостные публикации о
России в социальной сети / онлайн-форуме Reddit, прочитав комментарии
обычных пользователей к ним, и, наглядно показав, пришли к выводу, что при
правильном подходе к подаче информации манипуляторам успешно удаётся
настроить большое количество людей против России.

1.Абдуллаева Р.А Информационная война: прошлое и настоящее
[Электронный ресурс] / Р.А. Абдуллаева // Международный журнал прикладных
ифундаментальныхисследований.–2005.URL:https://applied-
research.ru/ru/article/view?id=10880. – (Дата обращения: 16.11.2020).
2.Баранов А.Н. Парламентские дебаты: традиции и новации. Сов.
полит. яз. (от ритуала к метафоре) [Текст] / А.Н. Баранов, Е.Г. Казакевич. – М.:
Знание, 1991. – С. 63.
3.Васильев А.Д. Информационная война: лингвистический аспект
[Текст] / А.Д. Васильев, Ф.Е. Подсохин. – Политическая лингвистика, 2016. – №
2 (56). – С.10-16.
4.Гаврилов А.А. Лингвистические средства воздействия СМИ на
общественное сознание [Текст] / А.А. Гаврилов. – Омск: Омский научный
вестник, 2013. – С. 99-102.
5.Григорьев М. Методы ведения информационных войн [Электронный
ресурс] / М. Григорьев // Международный Центр перспективных технологий
МАСС. – 2005. URL: http://mcpt.narod.ru/pr_war.html. – (Дата обращения:
16.11.2020).
6.Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и
перспектива [Электронный ресурс] / С.Н. Гриняев // Исследовательский центр
Agentura.Ru. – 2000-2011. URL: http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/war/.
(Дата обращения: 16.11.2020).
7.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы
защита [Текст] / Е.Л. Доценко. – СПб.: Речь, 2003. – С. 31-42.
8.Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу [Текст] / А.А. Зиновьев. –
СПб.: Астрель, 2008. – С. 164.
9.Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Век XXI [Текст] / С. Кара-
Мурза. – М.: ТД Алгоритм, 2015. – С. 76.
10. Любимова, А.А. Языковые аспекты воздействия на общественное
сознание [Текст] / А.А. Любимова. – М., 2006. – С. 140, 220.
11.Михалёва О.Л. Политический дискурс как сфера реализации
манипулятивного воздействия [Текст] / О.Л. Михалева. – Иркутск, 2004. – С. 224.
12.Панарин И.Н. О системе информационного противоборства России
[Электронный ресурс] / И.Н. Панарин // Фонд поддержки публичной дипломатии
имени А.М. Горчакова. – 2019. URL: https://gorchakovfund.ru/news/view/igor-
panarin-o-sisteme-informatsionnogo-protivoborstva-rossii/. – (Дата обращения:
24.11.2020).
13. Паршин П.Б. Природа речевого воздействия [Электронный ресурс] //
Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». – 1997. URL:
https://www.krugosvet.ru/enc. – (Дата обращения: 07.03.2021).
14.Сунь-Цзы Искусство войны [Электронный ресурс] // Портал
магистровДонНТУ.–2010.URL:
http://masters.donntu.org/2014/fknt/kebikov/library/article9.pdf. – (Дата обращения:
24.11.2020).
15.Франке Г. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс] //
LiveJournal. – 2007. URL: https://spitzruten.livejournal.com/12993.html. – (Дата
обращения: 16.11.2020).
16.Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической
коммуникации: Монография [Электронный ресурс] / А.П. Чудинов // Научная
электроннаябиблиотекаeLibrary.–2000.URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=19125987&/. – (Дата обращения: 25.11.2020).
17.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием [Электронный ресурс] / Г.
Шиллер//ЭлектроннаябиблиотекаRoyalLib.com.–2010.URL:
https://royallib.com/book/shiller_gerbert/manipulyatori_soznaniem.html.–(Дата
обращения: 16.11.2020).
18.Шостром Э. Человек-манипулятор [Электронный ресурс] / Э.
Шостком // Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию
психическойкультурыPSYLIB.–2000.URL:
http://psylib.org.ua/books/shost01/index.htm. – (Дата обращения: 24.11.2020).
19.Информационнаявойна[Электронныйресурс]//Портал
«Современнаяармия».–2010-2015.URL:
http://www.modernarmy.ru/article/282/informacionnaya-voina. – (Дата обращения:
16.11.2020).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет