Македония, Сербия, Черногория: проблемы национальной идентичности и перспективы вступления в Европейский союз

Симонов Александар
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная работа посвящена исследованию проблем национальной идентичности и их влиянию на процесс интеграции в Европейский союз Македонии, Сербии и Черногории в контексте их национальной политики. В ходе изучения особенностей Западных Балкан и специфики процесса интеграции в ЕС стран этого региона, было установлено, что за исключением проблемы идентичности, которая уходит своими корнями в минувшую историческую эпоху и непрерывно усложняет интеграционный процесс, большинство проблем, связанных с евроинтеграцией, в определенной степени решаемы. В ходе исследования перспектив вступления данных стран в ЕС, результаты исследования показали, что сама интеграция предполагает отказ от части национального суверенитета. В данном регионе интеграция требует гораздо больших усилий, так как затрагивает элементы государственного устройства, что указывает на противоречия между теориями интеграции и теориями идентичности, а также на тот факт, что ЕС по-разному относится к странам-кандидатам.

С момента распада Социалистической Федеративной Республики Югославия (далее С.Ф.Р. Югославия) на Балканах возникли шесть новых государств и автономия со статусом частично признанного государства. Амбиции во внешней политике каждой из этих стран после обретения независимости различны, также как и внутренние проблемы государств. Однако основной целью всех стран бывшей Югославии является интеграция в Европейский Союз (ЕС). Эта цель была достигнута Словенией в 2004 году и Хорватией в 2013 году. После последнего расширения в 2013 году ЕС занял позицию, согласно которой союзу необходимо временно приостановить расширение и уделить внимание внутренней консолидации с целью решения новых проблем, стоящих перед союзом.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что после саммита в Брюсселе в октябре 2019 года тема расширения снова вошла в круг приоритетов ЕС. Черногория и Сербия, которые давно начали переговоры о вхождении в ЕС, указывают на нетерпимость и тот факт, что такой статус не может сохранятся за странами вечно. В то же время, Северная Македония, выполнившая все условия для начала переговоров (еще в 2009 году) и получившая еще одну позитивную рекомендацию от Европейской комиссии (ЕК) о начале переговоров, до сих пор не получила такой статус. Результатом стало решение о новой методологии расширения ЕС, принятой в феврале 2020 года. Между тем, в марте 2020 года члены ЕС приняли политическое решение начать переговоры с Северной Македонией. В связи с этим тема расширения ЕС и интеграции стран Западных Балкан (ЗБ) стала гораздо более актуальной, чем раньше. С другой стороны, страны остро нуждаются в быстрой интеграции, поскольку для наименее развитого региона Европы это единственный способ догнать развитые страны или, по крайней мере, начать сокращать различия в большинстве сегментов.
Объектом данного исследования является процесс формирования идентичности и проблема национальной идентичности на Балканах.
Предметом исследования являются проблемы идентичности в контексте национальной политике и их влияние на процесс интеграции в ЕС в этих странах.
Цель работы – выявить корни проблем в актуальной национальной политике Македонии, Сербии и Черногории, их влияние на интеграционный процесс, а также оценить перспективы вступления стран в Европейский Союз
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, определенных в каждом разделе исследования:
1. Задачей решаемой в первой части исследования, является изучение теории идентичности, которые позволят полностью обрисовать текущую ситуацию на Балканах, выявить противоречивые исторические мифы и понять, что корни проблем интеграционной политики скрыты именно здесь.
2. Задача второй части исследования заключается в анализе различных моделей политики расширения ЕС в зависимости от текущих геополитических задач и идеологических реалий.
3. Задача последней части исследования – проанализировать процесс интеграции каждой страны в отдельности, изучить текущую ситуацию, определить преимущества и недостатки связанные с национальной политикой и оценить взаимоотношения между кандидатами на вступление и ЕС.
Балканы по своей природе являются регионом со сложной историей. Основываясь на анализе существующих исследований в этой области, можно говорить о высокой степени субъективности в научном дискурсе. Важно создать объективную картину для того, чтобы определить корни национальных проблем (прежде всего проблем идентичности), по этой причине в исследовании уделяется большое внимание происхождению источников и литературы.
База источников, использованная в исследовании, может быть разделена на две основные группы: документы, разработанные Европейским союзом, и документы, выпущенные государственными органами власти каждой страны. Документы, выпущенные институтами ЕС включают в себя: учредительные соглашения Союза, документы Совета ЕС, документы Европейской комиссии, Сообщения Комиссии Европейскому Парламенту и Совету ЕС, а также стратегии распространения ЕС. К документы государственных органов власти каждой страны относятся: конституция, документы, изданные законодательством, а также национальные стратегии. Особое внимание было уделено документам, регулирующим международные соглашения, таким как соглашения о добрососедских отношений, Преспанское соглашение, Брюссельское соглашение и т. д.
Теоретической базой исследования идентичности послужили труды авторитетных учёных-классиков (И. Кант, И. Гегель, Дж. С. Милль, К. Шмитт, Г. Моргентауа, Ю. Хабермас), а также работы современных авторов, занимающихся этой проблемой. Была использована русскоязычная литература (Д. С. Коньков, Е. В Кузнецов,) а также литература авторов из балканских государств (С. Стояновский, Д. Секулич, Е. В. Дзякович), и англоязычная (Г. Олпорт Е. Геллнер, А, Хейвуд) . Кроме того, в работе были использованы источники, раскрывающие проблему идентичности в теории международных отношений.
Такая система работы сохраняется и в следующей части исследования, особенно в анализе распада Югославии (после проблемы идентичности, распад Югославии является вторым источником сложных проблем в национальной политике), где такие противоречия становятся еще более заметными и еще более выраженными. По этой теме проводится много исследований, но объективность является серьезной проблемой. Таким образом, существует большая разница в представлении фактов с той или иной стороны субъектов внутри конфликта, а также в представлениях в англоязычной и русскоязычной литературе. Чтобы создать объективную картину, в используемой литературе учитываются взгляды исследователей из каждой из бывших республик, а также труды исследователей, которые не имеют никакого отношения к данным конфликтам. Тема является разработанной: В. К. Волков, А. Сидоренко, Е.Ю Гуськова, Р. Вукичевича, Д. Плешина, М. Шаревски, М. Тодорова, Б. Исени, Ф.Дж. Халдона.
В системе анализа политики расширения ЕС мало внимания уделяется интеграционным теориям, внимание полностью сосредоточено на сравнении нормативной базы и практической политики расширения союза. С точки зрения анализа эволюции политики расширения ЕС проводится много исследований, но в таких исследованиях часто доминируют идеалистические основы, кроме того, очевидно отсутствие указания на слабости и неравное отношение к странам, вопреки собственным ценностям Союза. Анализ усложнения и увеличения требований к странам ЗБ основан на документах, выпущенных ЕС. Тема является разработанной: М.В. Стрежнева Борко, Ю. А.С. Валдена, К. Хилтона, А.Дж. Морена.
Последняя часть исследования представляет собой конкретный анализ каждой из стран-кандидатов Северная Македония, Сербия, Черногория. В этой части исследования представляется индивидуальный путь интеграции каждого из государств, их сильные и слабые стороны, конфликт интересов и путь преодоления определенных проблем. Для проведения более глубокого анализа использовались исследования, посвященные теме данной работы, написанные исследователями-представителями каждого из государств: Македонии (Д. Маролова, Д Тилева, Ф.Д. Бесимиа), Сербии (Д. Орлича, П. Драгишича, С. Неделковича) и из Черногории (Г. Джуровича).
Методология, использованная в работе, в основном основана на классических методах исследования, а именно: библиографический анализ, теоретический анализ, исторический метод, моделирование, интервью, метод индукции и дедукции, сравнительный и логический метод. Вышеперечисленные методы были использованы в основном для анализа литературы по теме исследования. Также в ходе исследования применялись такие методы как системный и сравнительный анализ, метод индукции и дедукции, контент и интент анализ, гипотетический метод, а также классификация.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в новом для теории интеграции положении о том, что сама интеграция обычно предполагает отказ от части суверенитета. В данном регионе интеграция требует гораздо больших усилий, так как затрагивает элементы государственного устройства, указывая на большое противоречие между теориями интеграции и теориями идентичности.
Практическая значимость работы определяется возможностью широкого применения результатов исследования при разработке аналитических материалов, посвященных истории балканских народов, развитию бывших социалистических республик и их региональных проблем, а также в исследованиях интеграционной политики ЕС, для органов власти, международных организаций, НПО и т. д. Основной спецификой данного исследования является критическое отношение к политике расширения ЕС, а также критическое отношение к странам-кандидатам на вступление в союз. Кроме того, данное исследование может быть интересно чиновникам ЕС, которые непосредственно вовлечены в интеграционные процессы, а также должностным лицам государственного аппарата: дипломатам, работа которых связана с процессом интеграции своих стран.

Процесс расширения ЕС не является исключительно территориальным расширением. Вместе с правами и привилегиями страна-член получает и обязательства, а процесс интеграции в европейское сообщество представляет собой долгий, утомительный, в бюрократическом и техническом смысле, процесс, который также включает в себя большое количество обязательств. Анализируя балканские реалии, политические требования затрагивающие национальные интересы оказались самыми сложными для преодоления. Именно эти проблемы не являются чем-то новым, а уходят корнями в определенные исторические эпохи.
Аналитическая модель, представленная в первой главе исследования, подтверждает, что проблемы в интеграционных процессах государств ЗБ связаны не столько с текущей политикой, сколько с исторической эпохой, т. е. с поздним созданием национальных государств (идентичностей). Данная часть исследования была посвящена не доказательству или поиску справедливости, а описанию мифов в каждой из национальных историй, то есть исторических мифов, («страданиях и жертвах» «героическом прошлом» и «концепции великого государства»), которые были созданы в истории каждой из стран, и содержали ряд противоречий, являющихся основным мотивом предотвращения интеграционных процессов и создания враждебных отношений между государствами Балканского полуострова. В части исследования, анализирующей причины отсутствия прогресса интеграции и мотивов наложения вето, было доказано, что такие решения (со стороны Греции и Болгарии по отношению к Македонии и со стороны ЕС к Сербии) не относятся к текущим требования, но были результатом защиты национальных интересов в результате разногласий в представлении государственно творческих элементов.
Продолжая поиск препятствий, анализируя причины и распад Югославии, рассматривая открытые экономические, территориальные, этнические вопросы, а также вопросы безопасности, удалось установить, что препятствия с чрезвычайно сложным непреодолимым содержанием уходят корнями именно в эту эпоху. Каждая из стран без исключения сталкивалась с такими проблемами в процессе интеграции. Из этого можно сделать вывод, что фактически корни проблем, которые непосредственно препятствуют интеграции, прочно связаны с исторически сложившимися национальными интересами. Решение таких проблем чаще всего требует сильного отступления от национальных интересов в некоторых случаях исторического прецедента.
Во второй главе, анализируя позиции стран ЕС, в отношении проведения и оценки стран-кандидатов, на основе контент и интент анализа, выявилось, что государства члены ЕС используют свою позицию и влияют на решения в отношении оценки стран-кандидатов на вступление, чтобы защитить свои национальные интересы в двусторонних спорах. Одновременно право вето не ограничено, и объективность его использования неизмерима, что позволяет субъективно использовании его для защиты своих интересов, не имея никакого отношения к ценностям или интересам ЕС. Существует необходимость в ограничении использования права вето, так как без такого ограничения процесс интеграции может принести странам-кандидатам больше вреда, чем пользы.
Исторический и сравнительный анализ свидетельствует о неодинаковом поведении ЕС в отношении стран-кандидатов на членство, что нарушает принцип равенства, независимо от заявление Совета ЕС (2004 г.) о том, что вступление кандидатов будет зависеть от выполнения тех же требований, которые применялись к государствам ЦВЕ. Политика расширения полностью отклоняется от ценностей ЕС и является только политическим соглашением и политическим решением. Также можно сделать вывод, что постоянные изменения и добавление новых правил игры значительно усложнило процесс интеграции для стран, экономические и политические возможности которых представляются как скромные.
Новая методология расширения ЕС, принятая в феврале 2020 года, впервые содержит право санкционировать, заморозить или полностью сорвать переговорный процесс. Проблема заключается в том, что государства должны полностью основывать свою политику на выполнении требований ЕС, теряя права на защиту своих национальных интересов. Если государства, участвующие в процессе, защищают свои национальные интересы, а это не отвечает интересам ЕС, они потеряют свой статус.
Обращая внимание на индивидуальный путь стран-кандидатов на вступление в ЕС, в третьей главе, при анализе известных ранее научных исследований, оказалось, что продвижение интеграционного процесса происходит не в результате успешных внутренних реформ, а всегда в результате решения вопросов, которые главным образом нарушают национальные интересы стран-кандидатов. На практике это было доказано в принятии положительных оценок ЕК после принятия государственных соглашений, которые противоречили национальным интересам. Такие было в случае с Македонией (соглашение о добрососедских отношений и договор о названии государства) и Сербией (передача Гаагских случаев и Брюссельское соглашение). Несмотря на решение некоторых из этих вопросов, и ожидание прогресса, появляются новые проблемы такого типа. Предполагается, что такое поведение стран ЕС останется практикой и в будущем.
При сравнении ситуаций, сложившихся в каждом из трех государствах, совершенно ясно, что после обретения независимости Черногория отходит от проблем, которые затрагивают интересы национальной политики, что не является реальным решением в случае с двумя другими странами. Прогресс черногорского процесса до начала переговоров в ЕС проходил очень гармонично.
Исходя из того, что уже было сказано, мы можем подтвердить, что в странах, которые начали переговорный процесс, существуют реальные административные недочеты в работе по созданию качественных реформ и еще большие недостатки в процессе их осуществлении. Проблема особенно заметна на примере Черногории: страна, которая на переговорах начиная с 2012 года открыла все главы переговорной базы, но не закрыла ни одну из них.
Основываясь на анализе и результатах исследования, полагаем, что ни одна из этих стран не станет полноправным членом ЕС в ближайшие несколько лет. Единственное возможное исключение из этого предположения может быть в случае тектонических изменений в геополитической реальности, которые маловероятны.

Список сокращений
1.БиГ – Босния и Герцеговина
2.БЮРМ – бывшая югославская Республика Македония
3.ДЕС – Договор о Европейском Союзе
4.EK – Европейская комиссия
5.ЕС – Европейский Союз
6.ЕЭС – Европейское экономическое сообщество
7.ЗБ – Западные Балканы
8.ИППВ – Инструменты по оказанию помощи перед вступлением
9.МТБЮ – Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии в Гааге
10.НАТО – Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатлантический Альянс
11.ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
12.ОВПБ – Общая внешняя политика и политика безопасности
13.ООН – Организация Объединенных Наций
14.ОВПБ – Общая внешняя политика и политика безопасности
15.ПСА – Процесс стабилизации и ассоциации
16.СиЧ – Государственный союз Сербии и Черногории
17.СКЮ – Союз коммунистов Югославии
19.СМИ – Средства массовой информации
19.СРЮ – Союзная Республика Югославия
20.ССА – Соглашение о стабилизации и ассоциации
21.СССР – Советский Союз Социалистических Республик
22.СФРЮ – Социалистическая Федеративная Республика Югославия
23.США – Соединённые Штаты Америки
24.ЦВЕ – Центральная и Восточная Европа
25.ЮВЕ – Юго-Восточная Европа
26.ЮНА – Югославская Национальная Армия

1.Нормативные правовые акты и другие официальные документы
1.1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы опубликованы официальными органов власти
1. Влада на Република Македонија – Национална стратегија за интеграција на Република Македонија во Европската унија – Скопје, септември 2004 година
2. Договор за соседство и соработка помеѓу Република Македонија и Република Бугарија – [Электронный ресурс] – URI: (дата обращения : 03.04.2020).
3. Конечен договор за решавање на македонско – грчкиот спор за името и за стратешко партнерство [Электронный ресурс] – (дата обращения : 03.04.2020).
4. Влада Републике Србије – Бриселски споразум [Электронный ресурс]- (дата обращения : 06.04.2020).
5. Резолуција о приступању Европској унији – Народној скупштини Републике Србије – председник Предраг Марковић; № 48 – Белград, 13 октября 2004 г.
6. Национална стратегија за придруживање Србије и Црне Горе Европској унији – Влада Републике Србије – Одељење за приступање ЕУ – 2004.
7. Национални програм за интеграцију Црне Горе у ЕУ за период 2008-2012г.
8. Службени лист Црне Горе, № 1/2014. с 9.01.2014
9. Одлука о стварању структуре за преговоре о приступању Црне Горе Европској унији
10. Службени лист Црне Горе, №. 9/12, 15/14 и 19/17

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету