Механизмы обработки поликодового текста изучающими русский язык как иностранный

Скворцова Дарья Евгеньевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследования механизмов обработки поликодовых текстов имеют высокий приоритет, так как семиотически неоднородные тексты все чаще используются как в научной среде, так и в повседневной жизни. В работе описана специфика обработки и понимания разных типов текстов изучающими русский язык как иностранный; сравнение успешности их восприятия между собой и выяснением того, какой формат текста лучше всего воспринимают носители русского языка, изучающие его как иностранный. Стимульным материалом послужили четыре текста об интересных фактах из биографии русских писателей. Каждый текст был представлен в четырех форматах: инфографика, аудиотекст, инфографика, совмещенная с аудиотекстом, обычный текстовый формат. Успешность понимания текстов оценивалась с помощью методики лакунарных текстов, вопросно-ответной методики, методики ключевых слов и субъективной оценки участников. Результаты исследования, в котором приняло участие 32 иностранца и 32 носителя русского языка как родного в качестве контрольной группы, позволили выстроить иерархию форматов с точки зрения успешности их восприятия и понимания: письменный текст – инфографика – полимодальный текст – аудиотекст.

Аннотация………………………………………………………………………….4
Введение……………………………………………………………………………6
Глава 1. Поликодовый текст как психолингвистический феномен……………9
1.1 Понятие поликодового текста………………………………………9
1.1.2. Проблема разграничения терминов…………………………12
1.2 Структура поликодового текста……………………………………14
1.3 Классификация поликодовых текстов…………………………….17
1.3.1 Типология вербально-невербальных отношений в
поликодовых текстах…………………………………………………………….17
1.3.2 Жанры поликодовых текстов……………………………….20
1.4 Инфографика как поликодовый текст…………………………….22
1.4.1 Типы инфографики………………………….……………….23
1.5 Механизмы обработки и модели восприятия поликодовых текстов
в психолингвистике………………………………………………………………25
1.6 Методы оценки уровня понимания и осмысления текста……….31
1.6.1 Онлайн-методики (саморегуляция чтения, регистрация
движений глаз)…………………………………………………………….……..32
1.6.2 Оффлайн-методики (вопросно-ответная, пересказ, методика
набора ключевых слов, методика лакунарных текстов, субъективная
оценка)……………………………………………………………………………33
1.6.3 Формулы читабельности текста……………………….……36
1.7 Факторы, влияющие на успешность восприятия текста…………38
1.8 Ведущая перцептивная модальность реципиента…………………38
1.8.1 Понятие перцептивной модальности………………………..38
1.8.2 Способы определения перцептивной модальности………..39
1.9 Использование поликодовых текстов при обучении русскому как
иностранному (РКИ)……………………………………………………………..40
Выводы по Главе 1…………………………………………….…………..43
Глава 2. Экспериментальное исследование механизмов обработки разных
типов текстов……………………………………………………………………..45
2.1 Цель эксперимента…………………………………………………….45
2.2 Принцип отбора стимульного материала…………………………….45
2.3 Процедура проведения эксперимента………………………………..47
2.4 Участники исследования………………………………………………48
2.5 Результаты исследования……………………………………………..49
2.5.1 Анализ данных, полученных с помощью вопросно-ответной
методики………………………………………………………………………….49
2.5.2 Анализ данных, полученных с помощью методики
лакунарных текстов………………………………………………………………55
2.5.3 Анализ успешности понимания стимульных текстов с
помощью методики набора ключевых слов……………………………………60
2.6 Оценка субъективной сложности текстов……………………………61
Выводы по Главе 2…………………………………………………………63
Заключение………………………………………………………………..63
Литература…………………………………………………………………66
Приложения……………………………………………………………….72

В настоящее время в нашу жизнь очень плотно вошли тексты, которые сочетают в себе элементы разных знаковых систем. Роль невербальных средств коммуникации стремительно растет и происходит переоценка функций вербального и невербального компонента в тексте. Иногда изображение обрабатывается и воспринимается намного эффективнее, чем вербальная часть, данная работа будет посвящена изучению механизмов обработки вербальной и невербальной информации, а именно проблеме прочтения поликодового текста.
Во многих семиотически неоднородных текстах используются языковые средства, характерные для разговорного стиля речи; содержащаяся информация эмоционально окрашена, благодаря чему она легче усваивается.
Справедливо отмечает И. А. Гончар, «поиск способов оптимальной подачи информации в последнее время привел к своего рода взрыву визуальных практик, в которых визуальный образ доминирует над вербализованными способами передачи информации» [Гончар 2015: 62].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к использованию невербальной информации. Поликодовые тексты стали неотъемлемой частью нашей жизни, но тем не менее механизмы процессов восприятия и понимания таких текстов изучающими русский язык как иностранный остаются малоизученными.
В ходе работы над диссертацией проверяется экспериментальная гипотеза: полимодальный текст – текст, который сочетает в себе визуальный, вербальный и аудиальный компоненты – более эффективен по сравнению с классическим вербальным текстом при восприятии и анализе информации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые с помощью психолингвистических методов анализа проверяется успешность
6
восприятия четырех разных форматов текста носителями русского языка и изучающими русский язык как иностранный.
Объектом данного исследования являются тексты разных типов (письменный текст, инфографика, полимодальный текст, аудиотекст).
Предметом – процессы восприятия и понимания текстов носителями русского языка и респондентами, изучающими русский язык как иностранный.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в изучение процессов восприятия письменной и устной речи, и определение роли вербальных и невербальных компонентов в этом процессе, а также предоставляет материал, потенциально применимый в дальнейшем изучении речевой деятельности человека.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что сделанные выводы могут быть учтены в разработке учебных материалов для курсов по русскому языку как иностранному.
Цель работы состоит в исследовании механизмов обработки и понимания поликодовых текстов разных форматов носителями и не- носителями русского языка.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) обзор теоретических основ изучения поликодовых текстов и
механизмов их восприятия;
2) подбор стимульного материала для эксперимента – инфографика; инфографика, преобразованная в письменный текст; инфографика преобразованная в аудиотекст; полимодальный текст (сочетание инфографики и аудиотекста);
3) разработка и проведение эксперимента с помощью платформы http://coreapp.ai;
7

4) обработка полученного материала: выявление особенностей восприятия разных типов текстов;
6) сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, между русскоговорящими участниками и иностранцами.
В качестве материала исследования будут использованы 4 текста из АиФ, про русских писателей, а именно, тексты про А. С. Пушкина, М. Горького, А. П. Чехова, С. А. Есенина.
Анализ данных проводится с применением методов статистического анализа, а также описательного, сравнительного и сопоставительного методов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет