Меры по упрощению процедур торговли в региональных торговых соглашениях
В данной выпускной квалификационной работе проведен сравнительный анализ нормативных положений ряда крупнейших региональных торговых соглашений (АСЕАН, САДК, КОМЕСА, ЕС, ЕАЭС, МЕРКОСУР, НАФТА и пришедшего ему на смену, подписанного в 2018 году, но пока не вступившего в силу, нового Соглашения Соединенные Штаты – Мексика – Канада (USMCA), закрепляющие обязательства в отношении мер по упрощению процедур торговли.
Выводы, сделанные по результатам исследования:
– изучены имеющиеся на международном уровне подходы к определению и объему понятия упрощения процедур торговли, дано понятие мер по упрощению процедур торговли;
– рассмотрены новеллы правового регулирования международной торговли в виде Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли, 2013 г.;
– проанализировано наличие, содержание и правовое закрепление применяемых мер по упрощению процедур торговли в крупнейших региональных торговых соглашениях;
– выявлены практические проблемы в реализации мер по упрощению процедур торговли;
– предложен возможный алгоритм торговой политики по разработке и внедрению нормативных положений о мерах по упрощению процедур торговли в нормативно-правовую базу региональных торговых соглашений.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовая характеристика и содержание мер по упрощению процедур торговли………………………………………………………………………………6
1.1. Общие положения о мерах по упрощению процедур торговли…………………………………………………………………………7
1.2. Соглашение Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли………………………………………………………………….…….18
Глава 2. Анализ обязательств по упрощению процедур торговли в крупнейших региональных торговых соглашениях…………………………………………….29
2.1. Предварительные замечания о договорно-институциональных формах анализируемых региональных соглашений…………………………………30
2.2. Упрощение процедур торговли: правовое закрепление, содержание и классификация мер……………………………………………………………41
Глава 3. Значение мер по упрощению процедур торговли для целей торговой политики…………………………………………………………………………….75
3.1. Практические проблемы в реализации мер упрощения торговли……..76
3.2. Меры по упрощению процедур торговли как инструменты торговой политики……………………………………………………………………….83
Заключение………………………………………………………………………….92
Список использованной литературы………………………………………………95
Функционирование многосторонней торговой системы подвержено влиянию различных факторов, эффект от воздействия которых имеет как положительный характер, так и сопряжен с усилением протекционизма, повышением рисков для бизнес-сообщества. Поэтому взаимодействие государств в сфере международной торговли затрагивает большое количество важных вопросов, внимание которым уделяется как в рамках национальных правовых систем, так и в рамках правовых систем межгосударственных объединений.
Сегодня наблюдается не только количественный рост региональных интеграционных инициатив, в том числе торговых, но и их трансформация, вызванная развитием новых информационно-коммуникационных технологий, изменением способов, методов и скорости перемещения товаров в рамках мировых и региональных цепочек поставок, а также необходимостью повышения безопасности форм взаимодействия государств на международных рынках. Данные факты свидетельствует о попытке государств преодолеть нарастающие противоречия и недостатки многосторонних переговоров. Однако в итоге единой целью является производство конкурентоспособного товара, плюс установление таких торговых процедур и инструментов, которые способствовали бы экономическому росту.
В данном контексте особое значение приобретают вопросы нетарифного регулирования, которые нередко используются в качестве торговых барьеров и приносят не меньшие издержки, чем применение тарифных мер. Таким образом, на первый план выходит дискуссия об упрощения процедур торговли как сокращение избыточных и дублирующих формальностей, вызванных юридическими, административными, таможенными, информационными или институциональными барьерами.
К тому же актуальность выбранной темы только подтверждает вступление в силу в 2017 году первого многостороннего соглашения Всемирной торговой организации с момента её создания – Соглашения об упрощении процедур торговли. Кроме того, практика таких региональных интеграционных объединений как АСЕАН, САДК, КОМЕСА, МЕРКОСУР, ЕС, НАФТА и пришедшего ему на смену, подписанного в 2018 году, но пока не вступившего в силу, нового Соглашения Соединенные Штаты – Мексика – Канада (USMCA), а также развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве и функционирование ЕАЭС, наглядно демонстрируют важность трансформации правового регулирования в сторону учета современных тенденций в области регулирования упрощения торговли.
Следовательно, предметом данного исследования являются нормативные положения ряда крупнейших региональных торговых соглашений, закрепляющие обязательства в отношении мер по упрощению процедур торговли.
В этой связи в настоящей выпускной квалификационной работе проведен сравнительный анализ подобных норм с целью выявления правовых характеристик, содержания и значения мер по упрощению процедур торговли.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) изучить имеющиеся на международном уровне подходы к определению и объему понятия «меры по упрощению процедур торговли»;
2) рассмотреть новеллы правового регулирования международной торговле в виде Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли, 2013 г. (включено в Приложение 1А Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации);
3) проанализировать наличие, содержание и правовое закрепление применяемых мер по упрощению процедур торговли в крупнейших региональных торговых соглашениях;
4) выявить практические проблемы в реализации мер по упрощению процедур торговли;
5) предложить и оценить возможный алгоритм торговой политики по разработке и внедрению нормативных положений о мерах по упрощению процедур торговли в нормативно-правовую базу региональных торговых соглашений.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы и логические приемы, а также метод системного анализа рассматриваемого предмета с позиций взаимодополняемости мультилатерализма и регионализма. К тому же в работе использован дескриптивный, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Информационной и теоретической основой данного исследования послужили нормативно-правовые документы региональных торговых соглашений и официальные публикации их органов, статистические данные и аналитические материалы международных организаций (ВТО, ВТамО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ЕЭК ООН, СЕФАКТ/ООН, Международной торговой палаты, Всемирного Банка и региональных банков развития, ОЭСР), а также доктринальные источники.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Анализ нормативных положений ряда крупнейших региональных торговых соглашений (АСЕАН, САДК, КОМЕСА, НАФТА (плюс дополнительно нового соглашения USMCA), МЕРКОСУР, ЕС, ЕАЭС), закрепляющих обязательства в отношении мер по упрощению процедур торговли, с целью выявления правовых характеристик, содержания и значения таковых мер, позволили нам прийти к следующим выводам.
Эффективное взаимодействие государств в рамках многосторонней торговой систем направлено на достижение максимального эффекта от либерализации торговли. В то же время государства, стремясь преодолеть ряд сложностей и проблем многосторонних переговоров, руководствуются собственными политическими и экономическими интересами и заключают двусторонние или многосторонние региональные торговые оглашения, число которых неуклонно растет. При этом географическое соседство участников уже не является обязательным ориентиром для подобных интеграционных объединений.
При таких обстоятельствах таможенно-тарифное регулирование престало быть единственным приоритетным направлением регулирования международной торговли, все больше дискуссий вызывает тематика нетарифных мер и конкретно мер по упрощению процедур торговли.
Так, рекомендации и оценки мер по упрощению процедур торговли разрабатываются как научным сообществом, так и рядом международных организаций (ВТО, ВТамО, ЮНКТАД, ЕЭК ООН и СЕФАКТ, ЮНСИТРАЛ, ОЭСР, Международным банком), а также различными неправительственными организациями, в ходе региональной интеграции, аналитиками и практиками.
Однако единого и общепринятого определения мер по упрощению процедур торговли не существует, но их содержание многими понимается аналогично. Так, они представляют собой инструменты, направленные на сокращение количества различных нетарифных барьеров, ликвидацию избыточных и дублирующих формальностей, процедур и процессов, которые ограничивают конкуренцию и ведут к возрастанию издержек в международной торговле.
Разработка и эффективная имплементация подобных инструментов способна привести к сокращению издержек, привлечению дополнительных прямых иностранных инвестиций, повышению государственных доходов и в целом к росту экономического потенциала государств. В этой связи упрощение процедур торговли имеет существенное значение для региональных интеграционных объединений, многие из которых предусматривали подобные положения еще до принятия Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли, 2013 года.
В настоящий момент ведущие региональные торговые соглашения содержат положения о мерах по упрощению процедур торговли в виде отдельных структурных элементов (статей, глав, разделов) в своих учредительных документах либо даже в виде самостоятельных нормативных актов.
Также с учетом международных стандартов и региональной практики предметный охват мер по упрощению процедур торговли стал шире и не ограничивается только таможенными вопросами и требованиями о прозрачности и доступности публикуемой информации. Тем не менее, объем и определение понятия «упрощение процедур торговли» различаются от соглашения к соглашению, для систематизации такого терминологического различия нами предложено использовать следующую классификацию: аналогичные ВТО меры (“WTO-like measures”), ВТО-плюс меры (“WTO plus measures”) и ВТО-минус меры (“WTO minus measures”).
На пути имплементации принципов упрощения процедур торговли государства могут столкнуться с рядом препятствий, область решения которых зависит от ряда факторов (не всегда имеющих экономическую или правовую природу). Резкое различие в уровне инфраструктуры между странами экспорта и импорта, низкий уровень таможенного сервиса и автоматизации, коррупция на границе, – все это в силу своей важности требует централизованных действий государств. Одновременно участники международной торговли сталкиваются с такими практическими проблемами, среди которых, на наш взгляд, проблема протекционизма, проблема «дискриминационных эффектов», преференциальный режим, преференциальные торговые соглашения, которые в том числе затрудняют реализацию мер по упрощению процедур торговли.
Поскольку в рамках региональных торговых соглашений государства-участники обязаны проводить торговую политику, инструменты которой бы полностью исключали дискриминацию во внутрирегиональной торговле и наименее искажали торговлю с третьими странами, то она позволяет обеспечить согласованные действия региональных торговых объединений на пути сокращения нетарифных барьеров, повышения либерализации и устранения любых неблагоприятных последствий для иных участников международной торговли.
Для этого требуется пересмотр существующей нормативной базы в области международной торговли, приведение её в соответствие с нормами международного права. При этом правовое регулирование должно идти параллельно с разработкой и внедрением соответствующих механизмов и рекомендаций, а не носить догоняющий характер.
Преодоление вышеобозначенных проблем, в том числе с помощью мер по упрощению процедур торговли, будет способствовать ускорению процесса прохождения товаров через таможенную границу, повышению конкурентоспособности государств и бизнес-структур, вовлеченности их в международные цепочки поставок, а как следствие – сокращению издержек международной торговли.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!