Место крупного бизнеса во внешнеполитическом процессе России

Тихомирова Мария Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе проводится анализ места крупного бизнеса в процессе принятия внешнеполитических решений в РФ на основе метода case-study. Проводится оценка теорий международных отношений, специализирующихся на определении роли и доли государственных и негосударственных авторов ППВР, в особенности уделено особое внимание бизнес-структурам. В исследовании выполнен анализ нормативно-правовой базы внешней политики РФ на предмет упоминания бизнес-структур как важного элемента ППВР или его инструмента. Проанализирована роль в достижении крупным бизнесом внешнеполитических целей за счет неформальных связей представителей бизнес-структур с влиятельными внешнеполитическими ведомствами, а также с Президентом РФ. С помощью кейсов развития Северного морского пути, строительства Северного потока-2 и закрытия международных авиаперевозок в условиях пандемии Covid-19, более подробно оценивается взаимодействие крупного бизнеса и государства в ППВР, а также инструментарий участников этого процесса.

В первых разделах Концепции внешней политики РФ, принятой в 2016 году, дается развернутая характеристика международных отношений, сложившихся в современном мире и в которых Россия стремится занять одно из ведущих мест. Способы и участники, с помощью которых Россия планирует это сделать, претерпели существенную эволюцию по сравнению с Концепциями 2013 и 2008 годов.
Так, при во многом идентичных целях – защита национальных интересов и безопасности, многополярность в международных отношениях – способы их достижения варьировались от методов многосторонней дипломатии и обеспечения многовекторности до наращивания силового потенциала из-за роста фактора силы в МО.
Вместе с тем, участники эти процессов также меняются. При сравнении Концепций можно отметить конкретизацию участников внешнеполитических процессов (ВП) и процессов принятия внешнеполитических решений (ППВР). Если ранее в Концепциях говорилось о важности общего подхода к ведению внешней политики в области социального, экономического, политического взаимодействия, а также сотрудничества в области безопасности, то в более современной концепции 2016 года указано, что этот процесс конкретно обеспечивают государственная власть, институты гражданского общества, научные круги, религиозные организации и бизнес-сообщества.
Популярность политики санкций, свойственная современным международным отношениям, так же начинает затрагивать все большее количество негосударственных акторов международных отношений. В частности, западные санкции в отношении России все чаще распространяются не только на государственных деятелей, но и на представителей бизнеса или на конкретные компании: в санкционные списки стали попадать такие компании, как Роснефть, Газпром, Транснефть и т.д.
Представленные выше тенденции делают актуальным исследование места негосударственных акторов международных отношений, в том числе степень влияния бизнеса на ППВР.
Основными терминами данной работы являются:
Крупный бизнес – предприятия и организации с большим количеством собственных ресурсов, с государственной, частной или частно-государственной формой владения, масштабным товарооборотом, высоким уровнем капитализации, международным компонентом в деятельности, уровнем годового дохода от 1 млрд долларов, штатом сотрудников более 5000 человек.
Процесс принятия внешнеполитического решения – процесс формирования конкретного решения в той или иной внешнеполитической области с привлечением различных участников и использовании конкретных способов на основе суммы интересов индивидов, групп, коалиций, и затрагивающего национальные интересы государства.
Место в системе принятия внешнеполитических решений – позиция тех или иных индивидов, групп, коалиций, объединений в системе и по отношению к ПВР, а также их способность с помощью конкретных инструментов и способов повлиять на изменение определенного внешнеполитического решения.
Цель работы – выявить место крупного бизнеса в системе принятия внешнеполитических решений в РФ. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
Проанализировать основные общепринятые теории и концепции, в которых проводится анализ специфики взаимодействия государства и бизнеса во внешней политике, его роли и месте в ППВР.
Оценить общепринятые теории и концепции, исследующие взаимодействие между государством и бизнесом во внешней политике на предмет релевантности постсоветской и современной российской практике.
Изучить российский теоретический подход к оценке роли и места бизнеса в ППВР России, выделить в нем основные характеристики ППВР и место в нем негосударственных акторов.
Выделить особенности устройства системы принятия внешнеполитических решений в РФ: нормативно-правовое обеспечение, особенности взаимодействия основных участников.
Определить способы влияния крупного бизнеса на ППВР в России.
На примере конкретных кейсов подробнее проанализировать теоретические основы взаимодействия крупного бизнеса и государства в ППВР, определить способы влияния крупного бизнеса на ППВР, условия, при которых представители крупного бизнеса могут стать неотъемлемой частью ППВР.
Объектом исследования является крупный бизнес в РФ.
Предмет исследования – место крупного бизнеса в системе принятия внешнеполитических решений в РФ.
Источниковую базу настоящего исследования можно разделить на несколько групп:
Нормативно-правовая база РФ в области внешней политики. На основе Конституции РФ, концепций внешней политики, соответствующих теме работы указов Президента, Положение о МИД РФ и др. автор делает выводы о роли конкретных государственных акторов во внешней политике России, о степени влияния на них конкретных участников, о месте крупного бизнеса как негосударственного актора в вопросах влияния на принятия решений в этой сфере.
Публикации в СМИ стали одной из основ сбора информации о ходе анализируемых в главе 3 кейсов о проектах по освоению Северного морского пути, строительства Северного потока – 2, закрытия международных направлений для выполнения рейсов гражданской авиации.
Статистические данные Eurostat,  Международной организации гражданской авиации, Министерства транспорта РФ для анализа рентабельности освоения ресурсной базы северных регионов России в рамках проекта по развитию СМП, а также для характеристики масштаба потерь для авиационного бизнеса в условиях закрытия границ в период пандемии коронавируса.
Находящиеся в открытом доступе документы внутренней переписки ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» с государственными органами, ответственными за открытие международных направлений для выполнения рейсов гражданской авиации с целью выявления способов и каналов влияния бизнеса на решение государства о возобновлении международного авиасообщения.
Официальные выступления государственных лиц и представителей крупного бизнеса на тему вовлеченности крупного бизнеса в ППВР для оценки дискурса вокруг темы исследования.
Степень разработанности темы достаточна в зарубежных исследованиях ППВР европейских стран и США, но для российского исследователя все еще ориентирована на рефлексию советского опыта и поиск способов оценки и прогнозирования ППВР в условиях закрытости системы. Для разрешения этого противоречия был проведен анализ соответствующей литературы, которую можно разделить на следующие блоки:
Зарубежные теоретические исследования в области международных отношений – работы в рамках реалистской парадигмы, в частности, посвященные концепции Innenpolitik в рамках теории неоклассического реализма авторства Роуза Г., Рипсмана Н., Лобелла С. и Талиаферро Д. перечисленные исследователи одними из первых в своих работах начали анализировать других внутренних сил, кроме государственных институтов, в ППВР. Также в этом блоке проанализированы работы авторов в рамках либеральной парадигмы МО, в особенности в рамках неоклассического институционализма. Такие исследователи, как Д. Най, Р. Кохейн в своих работах отстаивали один из принципов гарантии добрососедских отношений между государствами, основанный на увеличении взаимозависимости и взаимовыгодности международного сотрудничества за счет вовлечения в ППВР как можно большего количества как государственных, так и негосударственных акторов. В рамках этого блока также рассмотрены несколько подходов. Это Foreign Policy Analysis (анализ внешней политики), более предметно сфокусированный исключительно на ППВР. Его основатели – Г. Элисон, В. Хадсон, Р. Снайдер – предлагают сфокусироваться на декомпозиции внешнеполитического решения и отказаться от государствоцентричности ППВР, предлагая другие акторы – представителей бизнеса, научной сферы. Подход, основанный на единицах принятия решений (decision unit approach) под авторством Д. Хагана, в рамках которого ППВР также раскладывается на составляющие и имеет тесную связь с удовлетворением различных групп интересов внутри государства. На основе перечисленных работ проводится аналитика соответствия данных теоретических подходов и концепций российской действительности, а также предлагается оценить представление зарубежных исследователей о ППВР в России. Так, выделены работы С. Файнштайна и Д. Балдони, основным выводом которых стали заключение о следовании реалистской парадигме в российской практике ППВР. В целом, исследователи в данном блоке считают ППВР в общем смысле, и ППВР в России – в частности, подведомственным исключительно государственным органам и сильному лидеру, а интересы крупных заинтересованных групп, в том числе бизнеса, учитываются лишь по причине риска потерять внутриполитическую поддержку таких кругов.
Следующий блок литературы – вклад российских исследователей в теории, анализирующие ППВР в России. В данном блоке исследователи, наоборот, не соглашаются с ограниченным представлением о ППВР в России как подчиняющейся воле исключительно государственных институтов ППВР, и направлены на критику в этом вопросе. Так, подобная критика ограниченности реалистического подхода в исследовании ППВР в России представлена в работе Т. Романовой «Неоклассический реализм и современная Россия». Конкретные предложения по теоретическому обеспечению современной практики ППВР в России и роли бизнеса в нем можно найти в работе А. Сергунина «Explaining Russian Foreign Policy Behavior». В частности, автор особенно отмечает бизнес-сообщества в сфере энергетики, транспорта, военной промышленности как неотъемлемые части ППВР в России. Эту тему продолжают исследователи, развивающие концепцию неопатримониализма С. Эйзенштадта, как, например, В. Гельман в своей работе «“Порочный круг” постсоветского неопатримониализма». В ней исследователь говорит о сложившейся в современной России практике ограниченного доступа и круга лиц в ППВР, участники которого представлены в высшем государственном эшелоне и приближенном к нему кругу влиятельных представителей заинтересованных групп (в т.ч. и бизнес-сообществ), которые зачастую закрыты для обновления. В. Аверков в своей работе «Принятие внешнеполитических решений в РФ» поддерживает эту мысль, дополняя ее тезисом о контролируемой искусственно созданной конкуренции между негосударственными акторами ППВР, необходимой государственной власти для сохранения независимой позиции в данном вопросе. В целом, российские исследователи все больше отмечают тенденцию роста влиятельных негосударственных акторов на ППВР в России, в том числе отдельно – бизнес-сообществ, пытаясь спрогнозировать дальнейший рост этого влияния и как он может изменить сложившуюся систему ППВР.
Отдельное внимание уделено аналитическим докладам Коммуникационного холдинга Minchenko Consulting, который специализируется на аналитике в области ближайшего круга лиц, ответственного за принятие решений в РФ, его составе, причинах его изменений. В частности, в докладах оценивается влияние участия в так называемом Политбюро 2.0. представителей крупного бизнеса, заинтересованных в получении прибыли от высокопотенциальных международных проектов.
Совокупность методов, применяемых в исследовании, определяется его темой и теоретической базой. Помимо общенаучных методов (обобщение, сравнение, анализ и синтез), используются и более специальные. Так, основной методологией исследования является case-study. На основе анализа конкретных кейсов о вовлеченности бизнеса в ППВР в России есть возможность более подробно проверить актуальность для российского ППВР современных теорий и концепций в этой области, а также на основе практических примеров проверить уровень взаимодействия государства и бизнеса во внешней политике в условиях совпадения интересов, их расхождении, а также ситуации использования ресурсов каждой из сторон в интересах друг друга.
Исследование разделено на 3 главы, в первой из которых проводится анализ вклада зарубежных и российских исследователей в развитие теорий и концепций ППВР, во второй – оценивается роль основных участников ППВР в России и место крупного бизнеса среди них, а в третьей главе более подробно проводится разбор взаимодействия государства и крупного бизнеса во внешней политике на конкретных кейсах.

Место крупного бизнеса в процессе принятия внешнеполитических решений в России определяется по многим параметрам.
Во-первых, его местом в теоретическом дискурсе о негосударственных акторах-участниках ППВР. Рассмотренные в данном исследовании теории реалистской и либеральной парадигмы международных отношений, подходы к анализу внешней политики показали, что теории авторства зарубежных исследователей не могут быть однозначно применимы к ППВР в России. Требуется экспертиза и адаптация этих теорий для российской практики, что и стало основой для теории неопатримониализма, например.
Во-вторых, местом бизнеса в нормативно-правовом поле, регулирующем международные отношения. Так, при анализе законодательной базы в этой сфере, было определено, что упоминание роли бизнеса как инструмента достижения определенных целей во внешней политике можно найти в большинстве документов. Учитывая выявленную определяющую роль в ППВР Президента РФ и необходимость иметь канал связи с лидером государства для отстаивания внешнеполитических интересов, крупный российский бизнес, располагающий таким инструментом, занимает важное место в сфере формирования внешнеполитического курса.
Таким образом, можно сделать несколько более подробных выводов о месте крупного бизнеса в ППВР в РФ:

Теоретические подходы, изучающие роль и место негосударственных акторов, в том числе и крупного бизнеса, популярны в российской и зарубежной научной сфере. По итогам исследования можно сделать вывод, что теории, концепции и подходы к изучению ППВР стремятся анализировать не только уже готовое внешнеполитическое решение и его результат, но и процесс его оформления. Так, зарубежные авторы неоклассического реализма, неолиберального институционализма, анализа внешней политики, подхода на основе единиц принятия решений, в общем и целом, склонны высоко оценивать роль и место внутригосударственных факторов и таких влиятельных групп, как крупный бизнес, на ППВР. При этом такие зарубежные исследователи, как Д. Балдони и С. Файнштайн склонны видеть в российском ППВР исключительно волю высших государственных органов, а плюрализм мнений представителей других влиятельных сил внутри страны предпочитают не учитывать, так как, по их мнению, закрытость ППВР в России не допускает к процессу представителей гражданского общества. С этим утверждением не соглашаются российские исследователи, отмечающие рост роли в ППВР крупных влиятельных групп, в том числе представителей бизнеса. Даже несмотря на вывод о закрытости системы ПВР в России, исследователи склонны утверждать, что ответственным за ПВР лицам приходится учитывать интересы крупного бизнеса, особенно с международным компонентом, из-за необходимости сохранять баланс его удовлетворенности. Это становится необходимым в условиях, когда такие влиятельные группы, как крупный бизнес, генерируют существенную прибыль для государства в том числе, и внимание к его интересам важно для сохранения внутреннего согласия между ним и государственной властью. К тому же, зачастую, крупный бизнес оказывает мощную поддержку государству и политическому режиму.
Упоминание бизнес-структур как влиятельной силы в ППВР в нормативных документах РФ. Так, в Концепции внешней политики 2016 года, соответствующих указах Президента, Концепции государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию напрямую упоминается роль бизнес-структур в осуществлении единого подхода в МО и достижении государственных интересов РФ. Транспортный кейс о закрытии международных направлений для выполнения рейсов гражданской авиации и назначение ПАО Аэрофлот одним из ответственных исполнителей задач по доставке граждан России на родину из-за рубежа, что закреплено было в соответствующем решении Координационного совета при правительстве РФ, является подтверждением этого тезиса.
Приближенность к лидеру государства является определяющей в попытке со стороны крупного бизнеса повлиять на ППВР. Анализ государственных институтов ПВР в России показывает, что большинство из них напрямую подчиняются Президенту или отчитываются перед ним. Таким образом, крупному бизнесу необходимо либо иметь представительство в соответствующих государственных органах, либо поддерживать неофициальные связи с лидером государства. И то, и другое свойственно для системы ПВР России, что к примеру, подтверждается членством И. Сечина в комиссии ТЭК при Президенте РФ, а также наличие относительно негласного понятия «Политбюро 2.0», где как минимум четверть приближенного к Президенту кругу лиц составляют представители крупного бизнеса РФ.
Бизнес и государство используют ресурсы друг друга для достижения своих интересов. На основе анализа кейсов Главы 3 важно отметить, что не только бизнес стремится к удовлетворению своих интересов, используя государственные рычаги в ППВР, но и государство апеллирует к бизнесу, стремясь сохранить баланс как во внешней, так и во внутренней политике. Доказательством этому служит кейс «Северный морской путь – взаимодействие власти и бизнеса»: крупный российский бизнес одним из первых получает доступ к масштабным потенциальным проектам, имеющим международный компонент, а затем контролирует постепенное внедрение в него зарубежных участников, тем самым сохраняя контроль и главенство интересов государства в этой области.

На основе этих критериев можно сделать вывод о существенном влиянии крупного бизнеса на ППВР в России, значительном его присутствии в ППВР, касающегося влиятельных международных проектов с его непосредственным участием.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету