Методика формирования публичной нефинансовой отчетности для предприятий железнодорожного транспорта
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические и организационные аспекты формирования публичной нефинансовой
отчетности……………………………………………………………………………………………………………………… 6
1.1 Практика распространения публичной нефинансовой отчетности в России и за
рубежом …………………………………………………………………………………………………………………….. 6
1.2 Стейкхолдерская теория как методологическая основа публичной нефинансовой
отчетности ………………………………………………………………………………………………………………. 12
1.3 Нормативно-правовая основа подготовки публичной нефинансовой отчетности ……….. 16
2 Выбор платформы подготовки и особенности аудита публичной нефинансовой отчетности
предприятий железнодорожного транспорта …………………………………………………………………. 27
2.1 Анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта в России ……………. 27
2.2 Предложения по структуре и содержанию публичной нефинансовой отчетности для
предприятий железнодорожного транспорта …………………………………………………………….. 33
2.3 Аспекты аудита публичной нефинансовой отчетности предприятий
железнодорожного транспорта ……………………………………………………………………………….. 44
3 Апробация предложенной методики на примере ПАО «ТрансКонтейнер» как одного из
представителей предприятий железнодорожного транспорта …………………………………..50
3.1 Анализ ключевой информации о деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» ………………….. 50
3.2 Формирование показателей оценки капиталов ПАО «ТрансКонтейнер» и результатов их
взаимодействия ………………………………………………………………………………………………………. 59
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………… 75
Список использованных источников ………………………………………………………………………………… 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика этапов реализации Концепции развития публичной
нефинансовой отчетности………………………………………………………………………. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Взаимосвязь различных видов публичной нефинансовой отчетности …… 87
ПРИЛОЖЕНИЕ В Структура стандарта ISO 26000…………………………………………………………… 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Темы и проблемы социальной ответственности, представленные в
стандарте ГОСТ Р ИСО 26000-2012 ……………………………………………………….. 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Структура нового формата стандартов GRI …………………………………………. 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Схема создания интегрированной отчетности …………………………………….. 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Структура органов управления и контроля ПАО «ТрансКонтейнер» …… 92
ПРИЛОЖЕНИЕ И Бизнес-модель ПАО «ТрансКонтейнер» ……………………………………………… 93
ПРИЛОЖЕНИЕ К Бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «ТрансКонтейнер» ……….. 94
В XXI веке наблюдается обострение глобальных проблем современности, таких как
загрязнение окружающей среды, нехватка природных ресурсов, износ ресурсов
биоразнообразия, что наряду с экономическими кризисами и развитием принципов
социальной ответственности оказывает серьезное влияние на бизнес. Происходит
ужесточение конкуренции между экономическими субъектами и, как результат, возникает
необходимость обеспечения экономической устойчивости и повышения инвестиционной
привлекательности бизнеса. В связи с этим организации стремятся проявлять все большую
прозрачность, раскрывая наряду с финансовыми показателями нефинансовые аспекты
деятельности, нередко оказывающие существенное влияние на оценку их состояния и
перспектив развития, путем формирования публичной нефинансовой отчетности.
Публичная нефинансовая отчетность представляет собой комплексную систему
информации, отображающую, помимо финансовой, социальную и экологическую стороны
деятельности хозяйствующего субъекта, а также его положение на рынке, основные
направления и перспективы развития. Появившись в конце XX века в виде экологических
отчетов, нефинансовая отчетность на сегодняшний день выступает главным инструментом
информирования стейкхолдеров о различных аспектах деятельности организации, а практика
подготовки такой отчетности имеет разнообразные платформы. Об актуальности вопросов
подготовки публичной нефинансовой отчетности свидетельствует также повышение
интереса к ней в России, что подтверждается развитием нормативно-правовых основ
подготовки нефинансовой отчетности в законодательстве, в частности принятием концепции
развития публичной нефинансовой отчетности в Российской Федерации и подготовкой
проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности».
Проблемы формирования публичной нефинансовой отчетности освещены многими
учеными, такими как: Нехода Е.В., Шамонин Н.Н., Чалдаева Л.А. – вопросы появления и
развития нефинансовой отчетности, Благов Ю.Е., Федоренко О.В. – рассмотрение теории
заинтересованных сторон как основы публичной нефинансовой отчетности, Михайлова Н.В.,
Ефимова О.В., Кузьменко О.А., Малиновская Н.В., Когденко В.Г., Мельник М.В. –
раскрытие особенностей существующих стандартов и видов нефинансовой отчетности.
Несмотря на широкое распространение концепции публичной нефинансовой
отчетности, остаются актуальными вопросы, связанные с выбором определенной платформы
ее подготовки, а также структурой и содержанием для организаций конкретных отраслей, в
том числе исследуемой отрасли железнодорожного транспорта, являющейся связующим
звеном экономической системы Российской Федерации.
Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы и определяют цель
исследования.
Цель работы – совершенствование методики составления публичной нефинансовой
С развитием экономики возрастают внимание к социальным и экологическим
аспектам деятельности хозяйствующих субъектов и требования к прозрачности бизнеса, в
результате чего происходит видоизменение корпоративной отчетности. Так поскольку
эффективность организации теперь оценивается не только по объему услуг и способности
генерировать прибыль, но также по уровню воздействия, оказываемого на окружающую
среду, широкое распространение получила публичная нефинансовая отчетность,
отражающая, помимо финансовой, нефинансовую информацию о деятельности предприятий.
В условиях наличия разнообразных платформ подготовки нефинансовой отчетности,
остаются актуальными вопросы, связанные с определением ее структуры и содержания для
конкретной организации. Решением может являться разработка методики формирования
публичной нефинансовой отчетности, исходя из отраслевой специфики предприятия. В связи
с этим была сформирована цель диссертации, в результате достижения которой были
определены структура и содержание, а также особенности аудита публичной нефинансовой
отчетности для предприятий железнодорожного транспорта.
На первом этапе была рассмотрена практика распространения нефинансовой
отчетности в России и за ее пределами, а также исследованы аспекты стейкхолдерской
теории как основы ее формирования. Так в соответствии с теорией стейкхолдеров, цели
фирмы учитывают интересы широкого круга лиц, оказывающих влияние на развитие
бизнеса, в результате чего стоимость не формируется исключительно внутри организации, а
находится под влиянием внешних факторов, то есть создается через взаимодействие с
заинтересованными сторонами. Основной формой такого взаимодействия является
публичная нефинансовая отчетность.
По данным крупнейшей мировой базы публичных нефинансовых отчетов «Corporate
register» количество ежегодно регистрируемых отчетов в мире в 2017 году составило 10 423
единицы, при этом лидерами по их количеству выступают такие страны как США,
Великобритания, Япония и Германия. В российском национальном регистре корпоративных
нефинансовых отчетов с 2000 года зарегистрировано 844 нефинансовых отчета (данные по
состоянию на 12.09.2018), при этом в отраслевом разрезе компаниями-лидерами в
подготовке таких отчетов выступают представители энергетической, нефтегазовой,
металлургической и горнодобывающей отраслей.
На втором этапе были проанализированы нормативно-правовая основа и
особенности существующих платформ подготовки публичной нефинансовой отчетности.
Наиболее распространенными из них являются руководство по отчетности в области
устойчивого развития, нацеленное на комплексное раскрытие экологических, социальных и
финансовых аспектов деятельности, и стандарт интегрированной отчетности,
раскрывающий ключевые капиталы в контексте создания стоимости.
На последующих этапах было рассмотрено состояние железнодорожной отрасли в
России, сформированы предложения по структуре и содержанию публичной нефинансовой
отчетности для предприятий железнодорожного транспорта, а также представлены
особенности ее аудита.
Ведущая роль железнодорожного транспорта подтверждается показателями его
деятельности – доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны стабильно
превышает 40 %, в структуре перевезенных грузов доля железнодорожного транспорта
составляет 17,1 %, в структуре пассажирооборота – 22 %.
В качестве основы подготовки публичной нефинансовой отчетности для предприятий
железнодорожного транспорта предложено использовать международный стандарт по
интегрированной отчетности с применением показателей, предусмотренных руководством
по отчетности в области устойчивого развития. В результате была сформирована схема
публичной нефинансовой отчетности для организаций железнодорожной отрасли,
предусматривающая раскрытие ключевой информации о предприятии и результатов его
деятельности с использованием предложенных показателей в разрезе производственного,
финансового, человеческого, интеллектуального, социально-репутационного и природного
капиталов и экономической добавленной стоимости в качестве оценки результата их
взаимодействия.
Для целей проведения аудиторской проверки публичной нефинансовой отчетности
предприятий железнодорожного транспорта были представлены возможные источники
получения информации, риски существенного искажения информации и пример рабочего
документа по их оценке, а также сформирован тест для оценки системы внутреннего
контроля.
На заключительном этапе была произведена апробация предложенной методики
подготовки отчетности на примере представителя рассматриваемой отрасли – ПАО
«ТрансКонтейнер и выявлено превышение его рыночной стоимости над его балансовой
оценкой, подтверждающее целесообразность осуществления вложений в предприятие.
Таким образом, публичная нефинансовая отчетность играет ключевую роль в
процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов с заинтересованными сторонами и
повышения конкурентоспособности на рынке. Предложенные рекомендации, на наш взгляд,
имеют практическое значение для целей подготовки такой отчетности предприятий
железнодорожного транспорта.
Читать «Методика формирования публичной нефинансовой отчетности для предприятий железнодорожного транспорта»
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!