Международная охрана авторского права в телевещании

Шилова Елизавета Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Цели и задачи исследования: – анализ комплекса проблем, связанных с созданием и использованием объектов авторского права в телевещании, исследование современного состояния правовых норм (прежде всего, международно-правовых), регулирующих соответствующие отношения, внесение на основании исследования предложений по совершенствованию существующего регулирования; – анализ понятия “телевещание”, выявление признаков телевещания (в контексте международного права), формулирование данного понятия с правовой точки зрения; – анализ положений Бернской конвенции как основы системы международной охраны авторского права в телевещании и иных международных договоров, регулирующих охрану авторского права в телевещании; – определение правовой природы телевизионного формата, а также способов передачи прав на телевизионный формат; – выявление особенностей контрактных отношений с продюсером телепрограмм; – анализ проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания, определение перспектив правового регулирования авторского права в телевещании в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Выводы, сделанные по результатам исследования: – система охраны авторских прав в телевещании на сегодняшний день состоит из Бернской конвенции, являющейся основополагающим документом в соответствующей сфере, а также специальных соглашений к ней – Договора ВОИС и Европейской конвенции по вопросам авторского и смежных прав в рамках трансграничного спутникового вещания от 11 мая 1994 г. Кроме того, государствами приняты ряд договоров, затрагивающих механизм охраны авторского права в телевещании, содержащих отдельные отсылки к Бернской конвенции; – в международно-правовых актах, а равно в нормативных актах национальных правовых систем отсутствует единое понимание процесса телевещания, а также отсутствует общепринятое определение понятия телевещание. Те определения, которые закреплены в международно-правовых актах и нормативных актах национальных правовых систем, в большинстве случаев являются техническим описанием процесса телевещания и не отражают сущностные юридические признаки данного понятия. В связи с этим предлагается определение понятия «телевещание»: возникающие на контрактной основе отношения между двумя специализированными организациями (принимающей сигнал и отправляющей его организацией), основным содержанием которых является направление по проводам, а равно средствами беспроволочной связи, в том числе с использованием электромагнитных колебаний, с использованием телекоммуникационного оборудования либо любым иным способом аудиовизуальной информации, являющейся объектом авторских и смежных прав, на территорию другого государства для ее получения и последующего доведения до общественности за плату или без таковой; – предлагаются возможные направления развития охраны телеформата: внесение изменений в Бернскую конвенцию в части регулирования сложных объектов авторского права или включения телеформата в качестве самостоятельного объекта авторского права; – по результатам анализа зарубежного законодательства выявлены различия в правовом статусе телепродюсера в странах континентального права (в которых основными моделями контрактных взаимоотношений с продюсерами являются заключение лицензионных соглашений) и странах общего права (в которых продюсер является первоначальным правообладателем телепрограмм при наличии определенных условий, в связи с чем заключение с ним специальных договоров для передачи исключительных прав на произведение не требуется); – по результатам анализа проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания предлагается дополнение проекта положениями, посвященными охране авторских прав вещательных организаций, а именно: предоставление вещательным организациям авторских прав в отношении создаваемого ими контента (телетекста, телевизионного формата, рубрики «телемагазин» и пр.), а также выявляются проблемы в сфере охраны прав вещательных организаций, которые не решаются проектом, связанные с онлайн-вещанием (стрим-трансляциями) произведений самими авторами произведений.

В настоящее время продолжается начавшееся более полувека назад активное развитие телевещания, при этом одновременно с усовершенствованием используемых при телевещании технических средств осуществление трансграничного телевещания становится все более доступным. Так, например, международный рынок телевещания оценивается экспертами в 317.2 миллиард долларов по состоянию на 2017 год. При этом основополагающим документом, регулирующим вопросы охраны авторских прав в телевещании является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года. Иные договоры в данной сфере (например, Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 года, Европейская конвенция о трансграничном телевидении 1989 г. и пр.) обычно базируются на положениях Бернской конвенции и регулируют отдельные аспекты охраны авторских прав в телевещании, не изменяя основополагающие положения. Представляется, что с учетом активного развития научно-технического прогресса, появления новых способов и технологий вещания, а также усложнения процесса создания транслируемых произведений, крайне актуальным является вопрос о способности Бернской конвенции, принятой более ста лет назад, и иных договоров в данной сфере обеспечить надлежащее регулирование трансграничного телевещания.
Кроме того, развитие телевещания привело к появлению новых, не известных ранее для авторского права объектов (таких как телеформат) и усложнению процессов создания используемых для трансграничного телевещания произведений, в частности: появлению в процессе создания телепроизведений лиц с особым правовым статусом (продюсер) и изменению роли вещательных организаций в процессе вещания. Указанные обстоятельства также обуславливают актуальность настоящей работы.
Степень научной разработанности темы исследования недостаточна для современного этапа развития телевещания. Так, одной из наиболее значимых работ в рассматриваемой области является исследование Одинцовой В.Ю. на тему «Международное сотрудничество в области охраны авторских прав в кинематографии и телевидении». Кроме того, Петровым М.В., Судариковым С.А., Чернышевой С.А., В.П. Талимончик исследовались отдельные вопросы охраны авторских прав в телевещании.
Также можно встретить ряд научных работ, посвященных исследованию отдельных аспектов рассматриваемой темы: телеформата и правовому статусу продюсера.
В то же время, отсутствует единое комплексное исследование вопросов охраны авторских прав в телевещании, актуальное на сегодняшний день с учетом уровня развития научно-технического прогресса, в связи с чем можно сделать вывод о том, что рассматриваемая тема является недостаточно разработанной.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами, расположенными в юрисдикциях различных государств, в процессе реализации авторских прав в телевещании.
Предметом исследования является международное регулирование отношений, связанных с созданием и использованием в процессе телевещания объектов авторского права. При исследовании указанных выше правоотношений также рассматриваются положения законодательства РФ, международных договоров, законодательства ряда зарубежных стран, научные труды российских и зарубежных специалистов и материалы судебной практики.
Целью настоящей работы является анализ комплекса проблем, связанных с созданием и использованием объектов авторского права в телевещании, исследование современного состояния правовых норм (прежде всего, международно-правовых), регулирующих соответствующие отношения, внесение на основании исследования предложений по совершенствованию существующего регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– анализ понятия “телевещание”, выявление признаков телевещания (в контексте международного права), формулирование данного понятия с правовой точки зрения;
– анализ положений Бернской конвенции как основы системы международной охраны авторского права в телевещании и иных международных договоров, регулирующих охрану авторского права в телевещании;
– определение правовой природы телевизионного формата, а также способов передачи прав на телевизионный формат;
– выявление особенностей контрактных отношений с продюсером телепрограмм;
– анализ проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания, определение перспектив правового регулирования авторского права в телевещании в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют такие методы, как системный, логический и исторический, технико-юридический анализ, правовое моделирование и толкование права.
Работа представляет собой первое комплексное исследование правовых проблем охраны авторских прав в трансграничном телевещании. Диссертационное исследование содержит ряд новых теоретических положений об особенностях осуществления указанного процесса, а также мерах, необходимых для развития и совершенствования существующего регулирования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. По результатам анализа положений Бернской конвенции и иных международных договоров делается вывод, в соответствии с которым система охраны авторских прав в телевещании на сегодняшний день состоит из Бернской конвенции, являющейся основополагающим документом в соответствующей сфере, а также специальных соглашений к ней – Договора ВОИС и Европейской конвенции по вопросам авторского и смежных прав в рамках трансграничного спутникового вещания от 11 мая 1994 г. Кроме того, государствами приняты ряд договоров, затрагивающих механизм охраны авторского права в телевещании, содержащих отдельные отсылки к Бернской конвенции.
2. В международно-правовых актах, а равно в нормативных актах национальных правовых систем отсутствует единое понимание процесса телевещания, а также отсутствует общепринятое определение понятия телевещание. Те определения, которые закреплены в международно-правовых актах и нормативных актах национальных правовых систем, в большинстве случаев являются техническим описанием процесса телевещания и не отражают сущностные юридические признаки данного понятия. В связи с этим автором предлагается определение понятия «телевещание»: возникающие на контрактной основе отношения между двумя специализированными организациями (принимающей сигнал и отправляющей его организацией), основным содержанием которых является направление по проводам, а равно средствами беспроволочной связи, в том числе с использованием электромагнитных колебаний, с использованием телекоммуникационного оборудования либо любым иным способом аудиовизуальной информации, являющейся объектом авторских и смежных прав, на территорию другого государства для ее получения и последующего доведения до общественности за плату или без таковой.
3. Предлагаются возможные направления развития охраны телеформата: внесение изменений в Бернскую конвенцию в части регулирования сложных объектов авторского права или включения телеформата в качестве самостоятельного объекта авторского права.
4. По результатам анализа зарубежного законодательства выявлены различия в правовом статусе телепродюсера в странах континентального права (в которых основной моделью контрактных взаимоотношений с продюсерами является заключение лицензионных соглашений) и странах общего права (в которых продюсер является первоначальным правообладателем телепрограмм при наличии определенных условий, в связи с чем заключение с ним специальных договоров для передачи исключительных прав на произведение не требуется).
5. По результатам анализа проекта договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания предлагается дополнение проекта положениями, посвященными охране авторских прав вещательных организаций, а именно: предоставление вещательным организациям авторских прав в отношении создаваемого ими контента (телетекста, телевизионного формата, рубрики «телемагазин» и пр.), а также выявляются проблемы в сфере охраны прав вещательных организаций, которые не решаются проектом, связанные с онлайн-вещанием (стрим-трансляциями) произведений самими авторами произведений.

Проведенный анализ показывает, что на сегодняшний день основополагающим документом, регулирующим охрану авторских прав в трансграничном телевещании, является Бернская конвенция, принятая более ста лет назад. Кроме того, принят ряд специальных соглашений к ней – Договор ВОИС и Европейская конвенция по вопросам авторского и смежных прав в рамках трансграничного спутникового вещания от 11 мая 1994 г. Также государствами приняты ряд договоров, затрагивающих механизм охраны авторских прав в телевещании, содержащих отдельные отсылки к Бернской конвенции: Соглашение ТРИПС, которое, являясь частью Мараккешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, Европейская конвенция по вопросам авторского и смежных прав в рамках трансграничного спутникового вещания от 11 мая 1994 г., Европейская конвенция о защите культурного наследия в форме аудио- и видеопроизведений от 8 ноября 2001 г.
Вместе с тем, активное развитие научно-технического прогресса и появление новых технологий, а также усложнение процесса взаимоотношений между участниками процесса телевещание требует изменения существующего регулирования.
С учетом вышеизложенного, предлагаются следующие возможные направления развития международного регулирования охраны авторских прав в телевещании:
– унификация понятия «телевещание»: возникающие на контрактной основе отношения между двумя специализированными организациями (принимающей сигнал и отправляющей его организацией), основным содержанием которых является направление по проводам, а равно средствами беспроволочной связи, в том числе с использованием электромагнитных колебаний, с использованием телекоммуникационного оборудования либо любым иным способом аудиовизуальной информации, являющейся объектом авторских и смежных прав, на территорию другого государства для ее получения и последующего доведения до общественности за плату или без таковой;
– внесение изменений в Бернскую конвенцию в части регулирования сложных объектов авторского права или включение телеформата в качестве самостоятельного объекта авторского права;
– внесение изменений в проект договора ВОИС по охране прав организаций эфирного вещания, а именно: предоставление вещательным организациям авторских прав, а также обеспечение охраны прав вещательных организаций при осуществлении вещания посредством сети Интернет.

1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранного права
1.1. Международные договоры
1.1.1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 // “Бюллетень международных договоров”, N 9, 2003
1.1.2. Договор ВОИС по авторскому праву от 20.12.1996 // Бюллетень международных договоров. 2016. N 12. С. 4 – 11
1.1.3. Европейская конвенция о защите культурного наследия в форме аудио- и видеопроизведений от 08.10.2001 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
1.1.4. Европейская конвенция о трансграничном телевидении (ETS N 132) от 05.05.1989 // Совет Европы и Россия. 2003. N 1. С. 50 – 58
1.1.5. Европейская конвенция по вопросам авторского и смежных прав в рамках трансграничного спутникового вещания (ETS N 153) от 11.05.1994 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
1.1.6. Проект договора по охране прав организация эфирного вещания, 13-17 ноября 2017 года [Электронный ресурс]: URL: http://www.wipo.int/meetings/en/details.jsp?meeting_id=42304&la=EN
1.1.7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности” (ТРИПС/TRIPS) от 15.04.1994 // “Собрание законодательства РФ”, 10.09.2012, N 37

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Секьюритизация инфраструктурных проектов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Отдельные вопросы признания иностранного судебного решения
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фальсификация доказательств по уголовному делу
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Раздел имущества супругов
    📅 2019год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет