Международно-правовое регулирование поставки природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику
Сотрудничество между Китаем и Россией в сфере природного газа является взаимовыгодным и необходимым. Россия, как и Китай нуждается в стабильных взаимоотношениях, которые будут выгодны обеим сторонам. Китаю необходимы регулярные поставки природного газа, когда как России необходим стабильный рынок сбыта. Трансграничные поставки природного газа сказываются на политические и экономические интересы государств-участников, поэтому требует особого правового регулирования как на внутригосударственном уровне, так и на международном, посредством заключения международных и межправительственных соглашений.
В настоящее время основными видами газа, поставляемые Россией в Китай, являются трубопроводный газ и сжиженный природный газ. В настоящее время это основная форма природного газа. В силу регионального характера газового рынка правовые нормы, действующие на азиатском рынке, естественно, отличаются от норм, действующих в других регионах. В то же время Китай занимает особое политическое и географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и можно сказать, что вопросы о постановке природного газа касаются всего азиатского рынка.
Газовая индустрия в целом и правоотношения в области поставки природного газа в частности являются стратегически важными для обеспечения государственных и общественных нужд и безопасности индустриально развитых стран. Поставка природного газа представляет собой сложный технологический процесс, и отношения, связанные с данным процессом, имеют множество особенностей. Все это и послужило основой специального государственного регулирования отношений по транспортировке газа посредством магистральных газопроводов. В основном это делится на международный и внутренний уровень.
Автор приходит к выводу, что В настоящее время сотрудничество в сфере поставок природного газа из России в Китай осуществляется на основании различных меморандумов, соглашений и международных договоров. Достижение соглашений между двумя государствами позволяет соответствующим предприятиям реализовывать оговоренные между странами проекты.
Достижение соглашений, либо обозначение о намерении сотрудничества между государствами является традиционным методом сотрудничества, при котором компании двух стран напрямую завершают соответствующие проекты, такие как проект поставки газопровода по восточному китайско-российскому маршруту.
Существуют также компании с обеих сторон, которые создали совместные предприятия в форме инвестиций для совместной работы над проектом и завершения сотрудничества в сфере поставок природного газа. Независимо от формы, помимо первоначальных правил регулирования трансграничных поставок природного газа, существует также сопровождение договоров. В конкретных проектах правительства двух стран подписали двусторонний договор, а компании двух стран подписали ряд договоров. Эти контракты являются основой для обеспечения стабильного завершения поставок природного газа. В этом случае важно укрепить правовую систему, связанную с сотрудничеством.
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь тем, что за 21 год нового века страны АТР по объему экономики и темпам развития обогнали крупнейшие европейские государства и превратились в главных потребителей энергоресурсов, главным образом, углеводородов. В первую очередь, речь идет о Китае. По данным международного энергетического агентства, до 2040 года Китай останется крупнейшим в мире потребителем энергии. В настоящее время основным источником энергии в Китае является уголь. Тенденция замещения угля природным газом становится все более очевидной. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году природный газ заменит уголь как второй по величине источник энергии. Таким образом, поставки природного газа будут напрямую связаны с экономическим развитием Китая, его государственной безопасностью и другими важными сферами.
Российская Федерация является мировым лидером по добыче и экспорту энергоресурсов. Россия обладает самыми богатыми в мире запасами природного газа, что позволяет ей быть крупнейшим экспортером данного продукта в мире. Развитие топливно-энергетического комплекса было одной из движущих сил экономического подъёма России после экономического спада 1990-х.
Таким образом, сотрудничество между Китаем и Россией в сфере природного газа является взаимовыгодным и необходимым. Россия, как и Китай нуждается в стабильных взаимоотношениях, которые будут выгодны обеим сторонам. Китаю необходимы регулярные поставки природного газа, когда как России необходим стабильный рынок сбыта. Трансграничные поставки природного газа сказываются на политические и экономические интересы государств-участников, поэтому требует особого правового регулирования как на внутригосударственном уровне, так и на международном, посредством заключения международных и межправительственных соглашений.
В настоящее время основными видами газа, поставляемые Россией в Китай, являются трубопроводный газ и сжиженный природный газ. В настоящее время это основная форма природного газа. В силу регионального характера газового рынка правовые нормы, действующие на азиатском рынке, естественно, отличаются от норм, действующих в других регионах. В то же время Китай занимает особое политическое и географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и можно сказать, что вопросы о постановке природного газа касаются всего азиатского рынка.
Исследование и усовершенствование правового регулированное энергического сотрудничества между РФ и КНР будет способствовать стабильности, прозрачности и предсказуемости правил, связанных с поставками природного газа. Это будет способствовать развитию Китайской инициативы «Пояса и пути» направленной на расширение евразийского экономического союза, более рациональному использованию природных ресурсов, поддержанию здорового развития газового рынка, содействию всестороннему, скоординированному и устойчивому развитию международного сообщества, обеспечению долгосрочных общих интересов человечества.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы, связанные с поставками природного газа, достаточно широко исследовались и исследуются как в России, там и в других странах. Это как вопросы функционирования рынков природного газа в мире, инвестиционной политики в газовом комплексе, реформирования газовых рынков, а также аспекты международного сотрудничества в газовой отрасли рассматриваются в работах таких авторов, ещё в работах авторов рассматриваются аспекты международного сотрудничества в газовой отрасли и вопросы функционирования рынков природного газа в мире, инвестиционной политики в газовом комплексе, реформирования газовых рынков, они – В.И. Басс, Ю.И. Боксерман, В.В. Бушуев, Р.И. Вяхирев, В.Е. Зайденварг, Ю.П. Коротаев, М.А. Румянцева, В.А. Смирнов, В.В. Соколовский, Е.А. Телегина, A.A. Шкута.
Работы китайских ученых по правовым вопросам, связанным с торговлей энергоресурсами, можно разделить на три части: во-первых, правовая структура торговли энергоресурсами с точки зрения международного права, которая, как и зарубежные ученые, в основном базируется на правилах ВТО и механизмах торгового сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Во-вторых, исследование текущей ситуации в китайско-российской торговле энергоресурсами. Третьим является исследование правовых вопросов китайско-российского энергетического сотрудничества, которое в основном сосредоточено на китайско-российском инвестиционном энергетическом поле, при этом исследований в области торгового права практически не проводится. Большинство ученых тщательно проанализировали историю развития, ограничения и контрмеры в направлении китайско-российской торговли энергоресурсами. Китай и Россия имеют сильную торговую взаимодополняемость в нефтегазовой и других областях энергетического сотрудничества. По мнению авторов, с развитием двустороннего торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, с учетом внимания, уделяемого правительствами двух стран соответствующим регионам, а также торгово-экономическим отношениям между Китаем и Россией, перспективы будущего экономического сотрудничества между Китаем и Россией на Дальнем Востоке и в Сибири, а также на северо-востоке Китая весьма широки. Изучая региональное экономическое сотрудничество между Китаем и Россией, Чжан Гуанбинь и др. фокусируют внимание на перспективах и рекомендациях для экономического и торгового сотрудничества между Северо-Западным Китаем и Сибирским регионом России.
Нормативно-правовая база исследования. В рамках темы исследования, в работе были проанализированы и применены универсальные договорные источники, а именно: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.;Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 г. (с Протоколом 1978 г.).
Особое вниманий было уделено соглашениям, связанным с поставкой природного газа между Россией и Китаем. Например, международный договор о добрососедстве между РФ и КНР, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставки природного газа из Российской Федерации в Китайскую и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, включая прежде всего, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в выявлении международно-правового регулирования поставок природного газа из России в Китай, а также в изучении следующих вопросов:
– Соответствует ли правовое регулирование поставки газа из России в Китай современным нормам международного права.
– Применение экстерриториальных норм, связанных с трансграничными поставками природного газа.
– Правовое регулирование купли-продажи, транспортировки, страхования, расчетов, инвестирования и других правоотношений, связанных с поставкой природного газа из России в Китай.
– Механизм урегулирования споров, связанных с поставками из России в Китай.
Объектом исследования являются международно-правовые отношения, возникающие в связи с поставкой природного газа из России в Китай. Это включает соответствующие правовые правила между разными субъектами. Например, правила между государствами и между государствами и трансграничными корпорациями, и правила между трансграничными корпорациями.
Предмет исследования – международно-правовые нормы и соответствующие правила, возникающие в связи с поставками природного газа из России в Китай.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды по общему международному праву (Абашидзе А. Х., Барсегова Ю. Г., С.С. Баффуор, Р.А. Турей, С.У. Гумана, Самович, А.М. Солнцева, Е.Н.
Из работ зарубежных исследователей значение имели, прежде всего публикации (Горалчика В., Готза, Джу Мэйтинг, Чжунчунь, Ду Дунъя, Гао Чжунъи, Юэ Шумей, Ян Зевей,)
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в науке международного права на уровне диссертации проведен анализ комплекса всех соответствующих норм международного права, которые относятся к поставке природного газа между Россией и Китаем. Комплексное изучение всех правоотношений между субъектами права и в ответ на них.
Выводы, выносимые на защиту:
1.Целью договоров поставке природного газа из России в Китай является создание долгосрочного и стабильного сотрудничества. Представляется, что для достижения этой цели обе стороны должны усовершенствовать правовую систему с учетом региональных особенностей.
2.Правоотношения между Китаем и Россией в сфере поставок природного газа в основном регулируются межправительственными соглашениями и соглашениями между энергетическими компаниями. В настоящее время, соглашения между правительствами РФ и КНР имеют ряд недостатков, например, соглашения не предусматривают ответственность за несоблюдение сторонами договоренностей, что плохо сказывается на практичности проектов сотрудничества. В будущем необходимо заключить между сторонами новые специализированные соглашения, которые будут предусматривать ясные юридические последствия и быть просты в применении на практике.
3.Созданный Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой механизм регулярных встреч глав правительств не удовлетворяет всех потребностей в развитии углубленного сотрудничества в сфере поставок природного газа. Для улучшения сотрудничества между Россией и Китаем необходимо принять следующие меры:
1) Между КНР и РФ должен быть подписан международный договор о создании независимого органа для регулирования вопросов трансграничный поставки природного газа. Наличие такого договора будет являться основой для единого регулирования, которое укрепит и улучшит сотрудничество между государствами.
2) На основе механизма регулярных встреч глав правительств должен быть создан механизм чрезвычайных переговоров. Механизм чрезвычайных переговоров должен предусматривать создание рабочей группы, в состав которой будут входить эксперты и специалисты в сфере природного газа. В случае, если в ходе китайско-российских переговоров стороны натолкнуться на препятствия, эксперты рабочей группы смогут проанализировать проблему и дать профессиональное заключение для разрешения сложившейся ситуации.
3) Для разрешения споров между сторонами должна быть сформирована специальная правовая группа для двустороннего урегулирования споров, которая будет основываться на положениях международного договора о создании на основах механизма регулярных встреч глав правительств и руководствоваться принципами независимости, взаимного доверия и добровольности. Наличие правовой группы даст возможность разрешать возникшие споры на высшем профессиональном уровне и позволит достичь результата юридически выгодного для обеих сторон.
Структура работы определяется ее объектом, предметом, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, в которых последовательно раскрывается, помимо применимого понятийного аппарата, сущность исследуемых проблем, а также заключения и списка использованных источников.
В настоящее время сотрудничество в сфере поставок природного газа из России в Китай осуществляется на основании различных меморандумов, соглашений и международных договоров. Достижение соглашений между двумя государствами позволяет соответствующим предприятиям реализовывать оговоренные между странами проекты.
Достижение соглашений, либо обозначение о намерении сотрудничества между государствами является традиционным методом сотрудничества, при котором компании двух стран напрямую завершают соответствующие проекты, такие как проект поставки газопровода по восточному китайско-российскому маршруту.
Существуют также компании с обеих сторон, которые создали совместные предприятия в форме инвестиций для совместной работы над проектом и завершения сотрудничества в сфере поставок природного газа. Независимо от формы, помимо первоначальных правил регулирования трансграничных поставок природного газа, существует также сопровождение договоров. В конкретных проектах правительства двух стран подписали двусторонний договор, а компании двух стран подписали ряд договоров. Эти контракты являются основой для обеспечения стабильного завершения поставок природного газа. В этом случае важно укрепить правовую систему, связанную с сотрудничеством.
Анализируя данную работу, можно сделать вывод, что для содействия долгосрочному и стабильному китайско-российскому сотрудничеству в газовой сфере необходимо рассмотреть вопрос о совершенствовании двусторонних механизмов с одной стороны, и, что более важно, активно содействовать построению многосторонних механизмов на основе усиления роли существующих механизмов.
1) Совершенствование двустороннего механизма
Во-первых, хотя на момент подписания соглашения в 2014 году китайская сторона не приобретала долю в российских добывающих газовых месторождениях, это не означает, что нет возможности для будущего сотрудничества в виде “взаимного залога капитала” и интеграции в области разведки и добычи.
Во-вторых, с развитием китайского рынка природного газа внутренний импорт природного газа имеет тенденцию к фрагментации, что создает невыгодное положение в переговорах о внешних ценах, что не способствует повышению общего благосостояния внутри страны. Совместные внутренние закупки (взаимный залог средств) будущего импорта газа в Россию будут в большей степени способствовать углублению сотрудничества.
В-третьих, укрепить внутреннее законодательство Китая и РФ о торговле энергоресурсами и как можно скорее ввести в действие Закон о природном газе, чтобы ограничить свободу действий соответствующих лиц в ходе внешних переговоров.
2) Поощрение и создание многосторонних механизмов
В случай с «Сила Сибири» до сих пор больше отражает механизм двусторонней кооперации. Из-за влияния внутренних и внешних факторов в разное время трудно сформировать устойчивое кооперативное равновесное решение между двумя сторонами российско-китайской игры. В настоящее время многосторонний механизм не работает. В долгосрочной перспективе продвижение реформы рынка природного газа с обеих сторон сделки поможет стабилизировать ожидания кооперативных сторон в отношении доходов, чтобы можно было эффективно использовать механизм самореализации «повторной игры».
В то же время с «сланцевой революцией» СПГ будет приобретать все большее значение, что расширит доступ Китая к природному газу. В случае СПГ пострадают традиционные механизмы газоснабжения. Среди прочего, мы видим, что механизм «оплаты по факту» уже претерпел некоторые изменения, которые позволят сделать поставки газа более рыночными и либеральными.
Преимуществом свободного рынка являются открытие цены. Следовательно, адаптация к изменениям и неопределённостям, является динамической эффективностью. В этом смысле России необходимо адаптироваться к правилам ВТО и двигаться дальше по пути создания правовой системы защиты прав собственности, реструктуризации газового рынка, недискриминационного доступа третьих сторон к трубопроводам, дерегулирования экспорта, механизмов ценообразования и налоговых реформ, а также создания торгового центра газа.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международные договоры
1. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам // Ратифицирован URL: (Дата обращения: 10.03.2021)
2. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам» от 19.06.1992 г. // Ратифицирован URL: (дата обращения: 20.04.2020)
3. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту // РатифицированоURL: (дата обращения: 13.05.2020)
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере реализации проекта «Ямал СПГ» от 06 марта 2014 года URL: (дата обращения: 13.02.2020)
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений // Ратифицировано Федеральным законом РФ от 9 апреля 2009 года N 54-ФЗ URL: (дата обращения: 23.03.2020)
6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая // (с изменениями на 6 декабря 2012 года) URL: (дата обращения: 16.04.2020)
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере от 25 апреля 1996 года URL: (дата обращения: 14.04.2020)
8. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. General Agreement on Tariffs and Trade (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. URL: (дата обращения: 17.03.2020)
9. Вашингтонская конвенция* 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами // вступила в силу 14 октября 1966 г. URL: (Дата обращения: 02.02.2021)
10. Женевская конвенция по морскому праву от 29 апреля 1958 года URL: (дата обращения:12.02.2020)
11. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982г. URL: (дата обращения: 30.01.2020)
12. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г. URL: (дата обращения: 21.05.2020)
13. Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств* от 8 июля 1965 года *Вступила в силу 9 июня 1967 года URL: (дата обращения: 18.05.2020)
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
14. Резолюция 1803 (XVII), принята Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года URL: (дата обращения: 15.03.2020)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!