Международно-правовые проблемы функционирования МЕРКОСУР
Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию международно-правового аспекта интеграции государств-участников Южноамериканского Общего Рынка (МЕРКОСУР). Изучены теоретические подходы к понятию и видам интеграции. Рассмотрены процессы становления и развития МЕРКОСУР. Большое внимание уделено анализу функций руководящих органов интеграционного объединения. Были изучены правовые основы функционирования Южноамериканского Общего Рынка. На основе изученных материалов были выявлены проблемы и возможные перспективы правовой интеграции государств-участников МЕРКОСУР. Исследование показало, что Южноамериканский Общий Рынок представляется динамичным субъектом международного права, который оказывает влияние на развитие международного права в целом и интеграционного права в частности. Однако, был выявлен ряд правовых проблем, снижающих эффективность функционирования интеграционного объединения.
Современный многополярный мир характеризуется возрастающей ролью международного права и такими интернациональными процессами, как гармонизация и интеграция. Акторы международных отношений в целом, и субъекты международного права, в частности, стремятся консолидировать силы для преодоления возникающих вызовов и угроз. Природа международного права, которая характеризуется процессом согласования правовых интересов и стремлением к созданию приемлемых правовых режимов для всех народов мира, способствует сближению участников международных правовых отношений. Межгосударственная интеграция является одним из наиболее эффективных механизмов преодоления мировых кризисов в различных сферах жизнедеятельности человека. Интеграционные процессы на межгосударственном уровне являются объектом международно-правового регулирования. Выработка единообразных подходов к изучению процессов интеграции позволит вывести объединительные процессы на новый уровень. Представляет особый интерес изучение вопроса о том, что есть интеграция в современных международных отношениях, какие виды интеграции существуют сегодня и на примере конкретного интеграционного объединения рассмотреть как зарождается и регулируется процесс межгосударственного сближения и объединения. Интеграционные объединения имеют различные специфические характеристики, которые позволяют объединять их в различные виды.
Региональная интеграция реализуется путем установления глубоких устойчивых связей среди близлежащих государств, которые формируют новые уникальные субъекты международного права. В рамках рассматриваемого вопроса государство является ключевым субъектом интеграционных процессов. Государства Южной Америки демонстрируют процесс активной консолидации политических, экономических и правовых сил, что однозначно говорит о положительной динамике интеграционных процессов в регионе. Наиболее успешным региональным интеграционным объединением является Южноамериканский Общий Рынок (далее МЕРКОСУР) – объединение Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Парагвая и Уругвая. В рамках исследования представляется важным изучить теоретическую основу процессов интеграции, рассмотреть вопросы становления и развития объединения, проанализировать развитие институциональной основы функционирования интеграционного образования. Ключевое внимание в ходе исследования уделено правовому аспекту интеграции МЕРКОСУР. Важную роль в работе занимает анализ проблем и перспектив правовой интеграции МЕРКОСУР.
Объектом исследования является международно-правовой аспект интеграции государств-участников Южноамериканского Общего Рынка.
В качестве предмета исследования выделены международно-правовые проблемы функционирования Южноамериканского Общего Рынка.
Хронологические рамки работы охватывают в основном 90-е годы прошлого столетия до 2019 года, в течение данного временного отрезка происходило становление и развитие Южноамериканского Общего Рынка. Выбор хронологических рамок работы обусловлен целью исследования – комплексный анализ международно-правовых проблем функционирования МЕРКОСУР.
Из поставленной цели работы вытекают следующие задачи:
• Изучение теоретических подходов к понятию и видам интеграции;
• Рассмотрение процессов становления и развития МЕРКОСУР;
• Анализ функций руководящих органов интеграционного объединения;
• Изучение правовой основы функционирования МЕРКОСУР;
• Выявление проблем и перспектив правовой интеграции государств-участников МЕРКОСУР.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (метод познания, сравнение, анализ, классификация) и методы, характерные для юридической науки (историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, метод толкования нормативно-правовых актов).
Анализ источников и литературы: Основное внимание уделено анализу учредительного соглашения и дополнительным протоколам интеграционного объединения МЕРКОСУР. В процессе написания настоящей работы использовались труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы: С.С. Аврамов, С.В. Бахин, Ю.С. Безбородов, С.В. Бостан, Ю.Ю. Бугатенко, П.А. Кадочников, К.С. Кашкин, С.А. Киреева, В.Л. Кулапов, Р.А. Курбанов, А.А.Лавут, М.М. Лебедева, А.М. Либман, Н.С. Малинина, О.М. Мещерякова, Ю.В. Москвина, О.В. Сонин, В.В. Сорокин, И.С. Тарасова, П.А. Цыганков, А.О. Четвериков, L. Bertalanffy, G. Jellinek, A. Linklater, A. Lopez, M. Pebro, J. Timbergen.
Научная новизна выпускной квалификационной обусловлена актуальностью и недостаточной разработанностью международно-правовых проблем функционирования Южноамериканского Общего Рынка. Данное исследование является комплексной работой, в рамках которой представлен анализ становления, развития и перспектив интеграционного процесса на примере конкретного интеграционного объединения. Представлена обобщенная аналитическая информация о качестве правовой интеграции МЕРКОСУР и выявлены правовые проблемы объединения. В выпускной квалификационной работе раскрывается слабая роль права в интеграции стран Южноамериканского Общего Рынка.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ международно-правовых проблем интеграции на примере МЕРКОСУР может быть использован в процессе совершенствования механизмов интеграции межгосударственных объединений схожего вида, например Евразийским экономическим союзом. Исследование может быть также использовано в учебных целях, благодаря систематизации теоретических подходов к определению понятия интеграции, выявлению видов интеграционных процессов и объединений.
Структура представленной выпускной квалификационной работы обусловлена предметом и целью исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и списка литературы.
В ходе проведенной работы, на основании изученных подходов к определению интеграции, получилось создать обобщенное определение понятия: интеграция – целенаправленный курс межгосударственно политики, который предполагает процесс сближения различных национальных систем в различных общественных сферах. Необходимо, в очередной раз подчеркнуть, что во многом понимание термина «интеграция» зависит из определения понятия «глобализация». Широкая классификация видов интеграции обусловлена разнообразием политических систем государств мира, целей сближения и сферой деятельности, а также, как следствие сферой регулирования межгосударственных отношений.
Проведя исследование процессов становления и развития МЕРКОСУР, можно однозначно сказать, что интеграция стран Южноамериканского Общего Рынка была оправдана историческими реалиями. Вызовы и угрозы 90-х годов спровоцировали государства проводить политику интеграции с целью преодоления кризисов. Большое значение в формировании МЕРКОСУР сыграло политическое давление на государства Южной Америки Соединёнными Штатами Америки.
Исследование позволило отследить эволюцию руководящих органов интеграционного объединения и позволило сделать вывод, что МЕРКОСУР представляет собой живой организм, способный адоптироваться под изменения, происходящие в мире. До сих пор структура МЕРКОСУР меняется, объясняется это тем, что интеграционное образование достаточно молодое и объединяет государства с разными политическими и правовые системами. Руководящие органы Южноамериканского общего рынка, которые отвечают за деятельность объединения сегодня, соответствуют целям МЕРКОСУР. Анализ функций институциональной системы Общего Рынка полезен с точки зрения выявления системных ошибок интеграции межправительственного характера для тех интеграционных объединений, которые находятся на этапе формирования.
Подводя итоги исследования правовых аспектов функционирования Общего Рынка следует, в первую очередь, подчеркнуть, что право МЕРКОСУР – это интеграционное право. Данный вывод подтверждают следующие обстоятельства: решения принимаются на основе консенсуса всех государств, каждое из которых действует в соответствии со своими национальными интересами; между национальными правовыми актами и актами интеграционного объединения отсутствует прямая связь; нормы интеграционного права подчинены национальным механизмам имплементации; отсутствие юридически механизмов прямого применения интеграционного права. Интеграционное право может быть определено, как отрасль международного публичного права, которая занимается исследованиями механизмов образования и функционирования межгосударственных интеграционных объединений.
Южноамериканский Общий Рынок представляется динамичным субъектом международного права и авторитетным актором международных отношений, который активно развивает как внутренний рынок и интеграционное право МЕРКОСУР, так и взаимодействует с другими странами и объединениями, что благоприятно сказывается на развитии международного права.
Однако, существует ряд проблем, который влияет на интеграционные процессы Южноамериканского Общего Рынка. Выбранная модель интеграции, с отсутствием наднациональных органов регулирования, проявляет свои слабые стороны – аморфность и слабую управляемость интеграционными институтами. Право МЕРКОСУР не очерчивает иерархию внутренних актов, что вносит большую путаницу в систему самого интеграционного права. Институциональная структура МЕРКОСУР не совсем отвечает потребностям региона, а именно в вопросах защиты прав физических лиц. Постоянный апелляционный суд достаточно молодая структура в системе органов МЕРКОСУР. У Суда есть потенциал решения проблемы, так с течением времени возможно будет выработана практика в отношении вопроса защиты прав физических лиц.
МЕРКОСУР занимает лидирующие позиции по количеству заключенных соглашений и договоров. Большое количество торговых соглашений МЕРКОСУР создает проблемы согласованности и исполнимости договорных обязательств. Возможно, более тщательная работа над заключаемыми актами могла бы повлиять на качество реализации обязательств. Политический фактор играет слишком большую роль в принятии ключевых решений и усиливает асимметрию среди государств-членов в процессе интеграции. Важно отметить проблему, скрывающуюся в различии соотношений национального законодательства и международного права в государствах МЕРКОСУР, которая может привести к политическим конфликтам, ослаблению процесса интеграции. Упомянутая ранее проблема на практике может быть вызвана посредствам отказа государства имплементировать решения органов Общего Рынка.
Интеграция МЕРКОСУР происходит в широкоформатном направлении отчего страдает глубина правовой интеграции. Частичное сокращение сфер интеграции, на определенный срок, могло бы дать возможность углубленной поэтапной интеграции, повысить качество процесса сближения.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Acuerdo de integracion subregional Andino (Acuerdo de Cartagena) [Electronic resource] Режим доступа : .
Montevideo Treaty 1980 [Electronic resource] Режим доступа : .
Tratado de Asunción para la Constitución de un Mercado Común [Electronic resource] Режим доступа :.
Protocolo de Ouro Preto (Adicional al Tratado de Asunción sobre la Estructura Institucional del MERCOSUR) [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocolo de Olivos para la Solución de Controversias en el MERCOSUR [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocol of Brasilia for the Settlement of Disputes 17.12.1991. [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocolo Constitutivo del Parlamento del MERCOSUR [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocolo de Buenos Aires sobre jurisdiccion internacional en materia contractual [Electronic resource] Режим доступа :
Protocolo de cooperacion y asistencia jurisdiccional en material civil, comercial, laboral y administrativa [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocolo de Montevideo sobre compromiso con la democracia (Ushyaia II) 20.12.2012. [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocolo de San Luis en material de responsabilidad civil emergente de accidents de transito entre los estados perte del MERCOSUR [Electronic resource] Режим доступа : .
Protocolo de Ushuaia sobre compromiso Democrático en el MERCOSUR, La República de Bolivia y La República de Chile [Electronic resource] Режим доступа : .
Acuerdo marco interregional de cooperación entre el Mercado Común Del Sur y La Comunidad Europea [Electronic resource] // Madrid 15.12.1995. – Режим доступа : .
Free trade Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and the Republic of Korea, of the other part [Electronic resource] / Official Journal of the European Union. 2011. – Режим доступа : .
Memorando de cooperación en cuestiones comerciales y económicas entre el Mercado Común Del Sur (MERCOSUR) y La Comisión Económica Euroasiática [Electronic resource] // Montevideo 17.12.2018. Режим доступа : .
Acuerdo para la Creación de la Visa Mercosur. [Electronic resource] : decisión de 16.12.2003 // Consejo del Mercado Común. – MERCOSUR/CMC/DEC. Nº 16/03. – Режим доступа : .
Acuerdo Político Para La Consolidación Del Mercosur 2009. [Electronic resource] Режим доступа : .
Acuerdo sobre arbitraje comercial internacional del MERCOSUR [Electronic resource] Режим доступа : .
Acuerdo sobre extradicion entre los estados pertes del MERCOSUR [Electronic resource] Режим доступа : .
Arbitration in the Matter of Prohibición de Importación de Neumáticos Remoldeados Procedentes del Uruguay [Prohibition of the Importation of Remolded Tyres from Uruguay] [Electronic resource] Режим доступа : .
Aspectos operativos de la suspensión de La República Bolivariana de Venezuela 30.08.2017. [Electronic resource] Режим доступа : .
Carta de los Derechos fundamentales del Mercosur [Electronic resource] Режим доступа : .
Codigo Aduanero del MERCOSUR / MERCOSUL/CMC/DEC. Nº 27/10. [Electronic resource] // San Juan, 02.08.2010. – Режим доступа : .
Documento Único Aduanero del MERCOSUR 02.08.2010. [Electronic resource] Режим доступа : .
Enmienda al protocolo de asistencia jurídica mutua en asuntos penales [Electronic resource] Режим доступа : .
Inforeme Semestral de la Secretaria del MERCOSUR 29.03.2019. [Electronic resource] Режим доступа : .
La integración regional como proyecto estratégico y la participación popular [Electronic resource] // Unidad de Apoyo a la Participación Social del MERCOSUR.- 27.05.2014. – Режим доступа : .
MERCOSUR/CMC/DEC. №03/07 Creación del Instituto Social del MERCOSUR (ISM) 17.03.2007. [Electronic resource] Режим доступа : .
MERCOSUR/DEC/CMC N°45/04 [Electronic resource] // Fonde para la Convergencia Estructural del MERCOSUR. – Режим доступа : .
Reglamento interno del Consejo del MERCADO Común (Modificación de la decisión CMC Nº 02/98) [Electronic resource] Режим доступа : .
Reglamento interno del Grupo MERCADO Común (MERCOSUR /CMC/DEC. Nº 45/15) [Electronic resource] Режим доступа : .
Resolución – 054/2003 FER 1 [Electronic resource] / Tribunal Administrativo-Laboral del MERCOSUR. – Режим доступа : .
Secretaría del MERCOSUR and Fundación Konrad Adenauer Segundo informe sobre la aplicación del derecho del MERCOSUR por los tribunales nacionales 2004. [Electronic resource] Режим доступа : .
Tratado Constitutivo de la Unión de Naciones Suramericanas [Electronic resource] : el tratado internacional de 23.05.2008 // Secretaría General de UNASUR. – 2008. – Режим доступа : .
Справочная информация Латиноамериканская Ассоциация Интеграции (ЛАИ) [Электронный ресур] // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации. – 16.06.2016. – Режим доступа : .
Таможенный Кодекс МЕРКОСУР укрепляет юридическую безопасность региона. Сообщение № 2721 [Electronic resource] // Administración Federal de Ingresos Públicos. – 09.09.2010. – Режим доступа : .
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!