Миф и мифологизация красоты в искусстве ХХ века

Добронравов Кирилл Олегович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В магистерской диссертации исследуется проблема того, как возможно говорить о красоте в искусстве XX века, если научное и художественное сообщество отказали искусству в такой постановке вопроса. Опираясь на толкование мифа Р. Барта, а так же на определение искусства М. Хайдеггера, Г. Гадамера и А. Данто, производится предположение, что красота в искусстве ХХ века не исчезает, однако ее значение становится иным, в связи с изменившимся культурным контекстом, новым представлением о художнике и месте искусства в жизни общества. В исследовании был выработан такой понятийный аппарат, в рамках которого стало возможно осуществления дискурса о красоте в искусстве ХХ века. В данной работе миф и мифологизация красоты выступают в качестве двух противоположных творческих стратегий по отношению к смыслу художественного произведения. В работе миф и мифологизация красоты рассматриваются на примере таких направления в искусстве ХХ века, чьи манифестаторы сознательно отказались от красоты как ценности (дадаизм, абстракционизм, поп-арт, концептуализм, супрематизм). Исследуются причины формирования мифа красоты и его трансформация в мифологизацию красоты с опорой на концепт «общества спектакля» Ги Дебора.

В российской эстетике, наметилась устоявшая традиция делить эстетическую теорию на классическую, неклассическую (модернизм) и постнеклассическую.(постмодернизм) При этом утверждается, что такие традиционные категории как красота, прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое функционируют лишь в рамках классической теории и классического искусства. Искусства же XX века, а также его осмысление в рамках американской аналитической традиции, структурализма, феноменологии, постмодернизма и психоанализа работает с другими неклассическими категориями. Иными словами, современная эстетика не считает возможным применение классического понимания красоты не только к искусству XX века, но и к его теоретическому осмыслению.
Неклассическая теория отрицает противопоставление субъекта и объекта и постулирует новую субъект-объектную парадигму, в которой представление их в чистом виде есть абстракция, не соответствующая не только действительности, но и любой продуктивной теоретической модели. Положение красоты как основной эстетической категории в такой системе отношений теряет свой прежний статус как качество, которое принадлежит целиком и полностью объекту (объективной реальности) или же субъекту (сознанию субъекта). Помещая сознание воспринимающего и мыслящего красоту субъекта вглубь бытия, неклассическая теория начинает склоняться к тому, что красота есть нечто неуловимое, непостижимое разумом и вследствие этого эстетические понятия, как и философские, начинают тяготеть к психологизму и метафоричности.
На наш взгляд, красота есть такое качество, которое может быть выявлено, лишь в процессе понимания, в ходе диалога, герменевтической практики толкования того или иного объекта человеком, однако это толкование должно предполагать и некую неясность, а потому осуществляться не только рациональным путем, но и альтернативным иррациональным путем. Будучи слишком классической категорией, в постнеклассической эстетике красота если и включена в сферу эстетического сознания, то в ином, более сложном, значении и вбирает в себя уже то, что ранее считалось некрасивым, с точки зрения классических идеалов. «Отличительной особенностью постмодернистской поэтики является ее гибридность, совмещение классических и модернистских канонов, в ряде случаев дающее инновационный эстетический эффект. Это относится прежде всего к постмодернистской концепции красоты и композиции художественного произведения.. Классическая гармония и модернистская дисгармония выступают здесь в снятом виде как дисгармоничная гармония, красота диссонансов». Однако само по себе сочетание «постмодернисткая концепция красоты» встречается только в книге Н.Б. Маньковской «Париж со змеями» и только в отношении танца. В остальном же о присутствии такой категории как красота в осмыслении искусства XX века говорить не приходится. Как правило, красота упоминается или как негативное качество (лишнее, необязательное, бесполезное), или как качество, тождественное функциональности.
Вследствие этого, мы сознательно выстраиваем свое исследование не сколько вокруг красоты самой по себе, сколько вокруг тех художественных стратегий, которые или создают миф красоты или эксплуатируют, тиражируют и объясняют красоту, мифологизируя ее. Для успешного достижения поставленной цели нами было выработано свое определение таких понятий как красота, миф красоты, мифологизация красоты.
Избрав в качестве методологической основы структуралистский и герменевтический методы, мы даваем определения красоте, мифу красоты и мифологизации красоты, которые на наш взгляд пригодны и применимы независимо от того, делим мы эстетику на классическую, неклассическую или постнеклассическую, или нет. Несмотря на то, что сам подход к осмыслению истории искусства XX века с позиции мифа и мифологизации красоты мог появиться только в рамках постнеклассической теории, предпосылки для формирования мифа красоты в искусстве стали появляться еще в эпоху Романтизма, (который теоретически было подготовлено эпохой Просвещения) с его сознательным отрицанием и извращением классических канонов красоты. Мы считаем, что художественная практика и ее осмысление в истории искусства и философии шли рука об руку, а потому для исследования мы будем использовать не только практический материал, но и теоретические работы художников и мыслителей.
Конечно, в нашу работу не входит исследование историко-философского генезиса понятия красоты, а потому, нами будут освещены лишь основные вехи в развитии проблемы определений красоты в рамках философии и ее репрезентаций в искусстве, которые по своей сути не могли протекать независимо друг от друга, а наоборот всегда вступали в сложное диалектическое взаимодействие, ведь даже если искусство и не выступало непосредственным материалом для концептуализации красоты, а философско-эстетические системы не всегда напрямую обуславливали творчество того или иногда художника (в широком смысле), то так или иначе, они обогащали друг друга посредством универсального медиатора – культуры, вне рамок которой достаточно сложно представить художественное творчество и философскую мысль.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет