Миф и мифологизация красоты в искусстве ХХ века

Добронравов Кирилл Олегович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В магистерской диссертации исследуется проблема того, как возможно говорить о красоте в искусстве XX века, если научное и художественное сообщество отказали искусству в такой постановке вопроса. Опираясь на толкование мифа Р. Барта, а так же на определение искусства М. Хайдеггера, Г. Гадамера и А. Данто, производится предположение, что красота в искусстве ХХ века не исчезает, однако ее значение становится иным, в связи с изменившимся культурным контекстом, новым представлением о художнике и месте искусства в жизни общества. В исследовании был выработан такой понятийный аппарат, в рамках которого стало возможно осуществления дискурса о красоте в искусстве ХХ века. В данной работе миф и мифологизация красоты выступают в качестве двух противоположных творческих стратегий по отношению к смыслу художественного произведения. В работе миф и мифологизация красоты рассматриваются на примере таких направления в искусстве ХХ века, чьи манифестаторы сознательно отказались от красоты как ценности (дадаизм, абстракционизм, поп-арт, концептуализм, супрематизм). Исследуются причины формирования мифа красоты и его трансформация в мифологизацию красоты с опорой на концепт «общества спектакля» Ги Дебора.

В российской эстетике, наметилась устоявшая традиция делить эстетическую теорию на классическую, неклассическую (модернизм) и постнеклассическую.(постмодернизм) При этом утверждается, что такие традиционные категории как красота, прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое функционируют лишь в рамках классической теории и классического искусства. Искусства же XX века, а также его осмысление в рамках американской аналитической традиции, структурализма, феноменологии, постмодернизма и психоанализа работает с другими неклассическими категориями. Иными словами, современная эстетика не считает возможным применение классического понимания красоты не только к искусству XX века, но и к его теоретическому осмыслению.
Неклассическая теория отрицает противопоставление субъекта и объекта и постулирует новую субъект-объектную парадигму, в которой представление их в чистом виде есть абстракция, не соответствующая не только действительности, но и любой продуктивной теоретической модели. Положение красоты как основной эстетической категории в такой системе отношений теряет свой прежний статус как качество, которое принадлежит целиком и полностью объекту (объективной реальности) или же субъекту (сознанию субъекта). Помещая сознание воспринимающего и мыслящего красоту субъекта вглубь бытия, неклассическая теория начинает склоняться к тому, что красота есть нечто неуловимое, непостижимое разумом и вследствие этого эстетические понятия, как и философские, начинают тяготеть к психологизму и метафоричности.
На наш взгляд, красота есть такое качество, которое может быть выявлено, лишь в процессе понимания, в ходе диалога, герменевтической практики толкования того или иного объекта человеком, однако это толкование должно предполагать и некую неясность, а потому осуществляться не только рациональным путем, но и альтернативным иррациональным путем. Будучи слишком классической категорией, в постнеклассической эстетике красота если и включена в сферу эстетического сознания, то в ином, более сложном, значении и вбирает в себя уже то, что ранее считалось некрасивым, с точки зрения классических идеалов. «Отличительной особенностью постмодернистской поэтики является ее гибридность, совмещение классических и модернистских канонов, в ряде случаев дающее инновационный эстетический эффект. Это относится прежде всего к постмодернистской концепции красоты и композиции художественного произведения.. Классическая гармония и модернистская дисгармония выступают здесь в снятом виде как дисгармоничная гармония, красота диссонансов». Однако само по себе сочетание «постмодернисткая концепция красоты» встречается только в книге Н.Б. Маньковской «Париж со змеями» и только в отношении танца. В остальном же о присутствии такой категории как красота в осмыслении искусства XX века говорить не приходится. Как правило, красота упоминается или как негативное качество (лишнее, необязательное, бесполезное), или как качество, тождественное функциональности.
Вследствие этого, мы сознательно выстраиваем свое исследование не сколько вокруг красоты самой по себе, сколько вокруг тех художественных стратегий, которые или создают миф красоты или эксплуатируют, тиражируют и объясняют красоту, мифологизируя ее. Для успешного достижения поставленной цели нами было выработано свое определение таких понятий как красота, миф красоты, мифологизация красоты.
Избрав в качестве методологической основы структуралистский и герменевтический методы, мы даваем определения красоте, мифу красоты и мифологизации красоты, которые на наш взгляд пригодны и применимы независимо от того, делим мы эстетику на классическую, неклассическую или постнеклассическую, или нет. Несмотря на то, что сам подход к осмыслению истории искусства XX века с позиции мифа и мифологизации красоты мог появиться только в рамках постнеклассической теории, предпосылки для формирования мифа красоты в искусстве стали появляться еще в эпоху Романтизма, (который теоретически было подготовлено эпохой Просвещения) с его сознательным отрицанием и извращением классических канонов красоты. Мы считаем, что художественная практика и ее осмысление в истории искусства и философии шли рука об руку, а потому для исследования мы будем использовать не только практический материал, но и теоретические работы художников и мыслителей.
Конечно, в нашу работу не входит исследование историко-философского генезиса понятия красоты, а потому, нами будут освещены лишь основные вехи в развитии проблемы определений красоты в рамках философии и ее репрезентаций в искусстве, которые по своей сути не могли протекать независимо друг от друга, а наоборот всегда вступали в сложное диалектическое взаимодействие, ведь даже если искусство и не выступало непосредственным материалом для концептуализации красоты, а философско-эстетические системы не всегда напрямую обуславливали творчество того или иногда художника (в широком смысле), то так или иначе, они обогащали друг друга посредством универсального медиатора – культуры, вне рамок которой достаточно сложно представить художественное творчество и философскую мысль.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет