Мирополитический аспект формирования «Сети умных городов» на примере Евразийского экономического союза
В данной выпускной квалификационной работе автор создал и ввёл в научный оборот новую концепцию — Сеть Умных городов, а также создал её возможные модели на примере Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Цель ВКР — определение политических основ стратегии ЕАЭС о формировании Сети Умных городов. Автор проводит системный анализ при создании определений «Умный город» и «Сеть Умных городов», используя определения авторов с разными подходами. Анализ исторической ретроспективы эволюции развития проектов по всему миру позволил автору выделить уникальную периодизацию: разделения на 4 этапа развития. Особое внимание посвящено четвёртому этапу, связанному с карантинными мерами из-за COVID-19. С помощью сетевого подхода подробно была сконструирована модель, которую можно использовать при построении Сетей: выделены 16 базовых характеристик Сетей и 8 моделей взаимодействия. Проведён анализ опыта стран ЕАЭС (законодательства и практики) в сфере Умных городов. С помощью метода построения сценариев автор выделил позитивный, нейтральный и негативный сценарии построения Сетей Умных городов в ЕАЭС.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ «УМНЫЙ
ГОРОД» …………………………………………………………………………………………………………………………… 16
1.1. Базовые понятия исследования: подходы к определению ………………………………………… 16
1.2. Место проектов «Умный город» в современной теории международных отношений .. 27
1.3. Основные этапы развития проектов «Умный город» ……………………………………………….. 33
ГЛАВА 2. СЕТЬ УМНЫХ ГОРОДОВ ………………………………………………………………………………. 51
2.1. Возможные модели «Сетей Умных городов» …………………………………………………………… 51
2.2. Опыт стран ЕАЭС в создании Умных городов ………………………………………………………… 72
2.3. Сценарии построения «Сетей Умных городов» в ЕАЭС…………………………………………… 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………….. 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………… 126
Актуальность темы данного исследования обусловлена целым рядом глобальных
факторов:
Во-первых, один из самых крупных и заметных глобальных трендов в мире —
урбанизация. Городское население мира быстро выросло с 751 миллиона в 1950 году до 4,2
миллиарда в 2018 году. По данным ООН от 2018 года 55% населения мира проживает в
городских районах, и эта доля, как ожидается, возрастёт до 68% к 2050 году. Если брать
регионы Северной Америки, Латинской Америки и Европы, то сейчас это число уже 74—
82%1. Этот процесс объективнее остальных трендов, ведь он в ближайшие десятилетия
однозначно будет позитивным, а значит его включение в исследования мировой политики
необходимо.
Во-вторых, существует большое внимание ООН к проблемам устойчивого развития
городов, в том числе к концепции «Умного города». Инновации способствуют развитию. На
конференции Организации Объединенных Наций по жилью и устойчивому городскому
развитию (Хабитат III) в 2016 г. была принята Новая Программа Развития Городов, в которой
66 пунктом сказано: «Мы обязуемся следовать концепции «умного» города, которая
обеспечивает использование возможностей цифровизации, экологически чистой энергии и
технологий, а также инновационных транспортных технологий … »2. Такого рода документ
был принят впервые в рамках ООН-Хабитат, и наличие в нём приверженности следовать
концепции «Умного города» говорит о том, что это всемирно важный и необходимый для
развития тренд. В 2018 г. под эгидой ООН-Хабитат было выпущено небольшое сообщение-
отчёт «Умные города как метод реализации новой городской повестки», в которой
конкретизируется, как ООН относится к концепции, что уже сделано организацией в этой
сфере3. В 2019 г. празднование Всемирного дня городов в Екатеринбурге стал шестым по счету
и был самым масштабным4. Тема этого года «Изменяя мир: инновации и лучшая жизнь для
будущих поколений» обусловлена тем фактом, что инновации призваны сыграть решающую
роль в процессе урбанизации. На этом мероприятии исполнительный директор ООН-Хабитат
г-жа Маймуна Мохд Шариф сказала: «Инновации могут способствовать инклюзивности и
социальной сплоченности. Они должны позволить детям, инвалидам, городской бедноте и
World Urbanization Prospects: The 2018 Revision // United Nations, Department of Economic and Social Affairs. New
York, 2019. p. xix
2
Новая программа развития городов // ООН-Хабитат. Кито, 2016. С.21.
3
Умные города как метод реализации новой городской повестки // ООН-Хабитат. 2018. 4 с.
4
First Global Observance of World Cities Day in Russia focuses on innovation to improve lives // United Nations Human
Settlements Programme. 31.10.2019. URL: https://unhabitat.org/first-global-observance-of-world-cities-day-in-russia-
focuses-on-innovation-to-improve-lives (Дата обращения 03.11.2019);
другим уязвимым группам пользоваться равными правами и доступом к услугам,
инфраструктуре и возможностям получения средств к существованию»5.
8-13 февраля 2020 г. в Абу-Даби под эгидой ООН-Хабитат состоится World Urban Forum,
одной из тем которого будет инновации, технологическое развитие города, Умные города в
частности6.
В-третьих, процесс всесторонней цифровизации общества в последние годы является во
многих сферах стимулом развития. По данным агентств We are Social и Hootsuite из отчёта
«Global Digital Report 2019» от января 2019 г. в мире насчитывалось 5,11 млрд. уникальных
мобильных пользователей, что на 100 млн. (2%) больше, чем в январе 2018 г. Количество
пользователей Интернета в 2019 г. стало 4,39 млрд. и за год выросло на 366 млн. (9%). Что
касается другого важного показателя, количества пользователей социальных сетей, то их стало
3,48 млрд. (3,26 млрд. — на мобильных устройствах), за год этот показатель вырос на 288 млн.
(9%). Люди проводят почти половину времени в интернете пользуясь мобильными
телефонами7. А значит мобильность людей возрастает и этот тренд сохранится еще очень
долго. Отказ от стационарных компьютеров в пользу носимых подтверждает высокое
проникновение технологий.
В-четвертых, пандемия COVID-19 уже в 2020 году показала преимущества городов с
развитыми умными системами. Именно такие города сумели эффективно препятствовать
распространению вируса, сохранению экономической активности горожан (онлайн) и
реализации государственных и городских услуг. Например, проекты московской мэрии в
сферах медицины, образования и прочих, которые получили толчок к развитию и задержали
распространение вируса. И хотя эффективность политических решений вызывало вопросы,
эффективность применения технологий была крайне высокой.
В-пятых, руководство РФ уделяет достаточное внимание сетевой дипломатии. Глава
внешнеполитического ведомства РФ С.В. Лавров в своих выступлениях от 2006, 2009, 2010,
2014 гг. отмечал высокую востребованность сетевой дипломатии. Особенно он подчёркивал
роль сетевых структур, которые, по его мнению, сегодня выходят на первый план, и благодаря
которым возможно налаживать международное сотрудничество и решать современные
кризисы. Будучи Президентом РФ, Д.А. Медведев также обращался к сетевой дипломатии как
«главному инструменту международных отношений». Сетевые структуры, являясь площадкой
для равного участия многих сторон, являются воплощением принципов сетевой дипломатии в
Ekaterinburg prepares for World Cities Day on 31 October // United Nations Human Settlements Programme.
25.10.2019. URL: https://unhabitat.org/ekaterinburg-prepares-for-world-cities-day-on-31-october (Дата обращения
03.11.2019);
6
The Tenth Session of the World Urban Forum. URL: https://wuf.unhabitat.org/ (Дата обращения 04.12.2019);
7
Global Digital 2019 Report // We Are Social, Hootsuite. 30.01.2019. p.7-8;
современной системе международных отношений. Ещё одним серьёзным пластом, к которому
относят сетевую дипломатию, является современная цифровая дипломатия и технологизация
международных отношений в самых различных её проявлениях8.
В-шестых, страны ЕАЭС по отдельности уже начали развивать свои подходы в создании
умных систем управления в городах. Это указывает на заинтересованность в этом вопросе, так
как существует отставание в технологическом плане от других стран (США, КНР, страны
Европы). Если мы хотим быть среди технологических лидеров, необходимо развивать
системы Умных городов именно совместными усилиями. В докладе, подготовленном по
поручению Высшего Евразийского экономического совета «Сферы экономики, обладающие
интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и меры, направленные
на его использование» от 2017 года сказано, что проекты Smart City была обнаружена в
качестве приоритетной отрасли развития в большинстве анализируемых стран9. Министр ЕЭК
К. Минасян отмечает: «Цифровой рынок по определению глобален. Мы предлагаем сразу
формировать регуляторную базу на пять стран для того, чтобы потом не пришлось снимать
барьеры». В рамках ЕАЭС уже начали функционировать 12 приоритетных инновационных
технологических платформ, создается общая сеть кластеров и технопарков, создается евразий-
ская сеть трансфера технологий10. Созданная сеть партнёров в этой сфере может выходить за
рамки ЕАЭС, и позволит решить существенную задачу: ориентировать их технологии Умных
городов на нас, а не на США или КНР. Тут мы можем провести аналогию с проектом Росатома
по созданию большого количества АЭС по всему миру, которые потом будут обслуживаться
нашими специалистами много десятилетий.
В-седьмых, появление в последние годы технологии мобильных сетей 5G (в нескольких
странах), без которых невозможны проекты умных городов. Коммерческие зоны уже успешно
существуют в 27 странах, в том числе: США, РФ, КНР, Швейцарии, Корее, Саудовской
Аравии, Германии и других11. Всё больше стран видят в этом новую «гонку вооружений». Те
страны, которые первыми введут в повседневность сети нового поколения, станут лидерами
во многих сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере Умных городов. На данном этапе в
России есть лишь тестовые зоны, они не используют сети в коммерческих целях, поэтому РФ
Зеленева, И. В., Ивановский, Д. А. Сетевая дипломатия на евразийском пространстве: Опыт Евразийского
Экономического Союза // Евразийский Юридический Журнал, 2018. №3 (118), С. 44-49.
9
«Сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и меры,
направленные на его использование» // доклад во исполнение пункта 3 Решения Высшего Евразийского
экономического совета «Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического
союза» от 16 октября 2015 года № 28. 2017. с.63.
10
Васильева Н.А. Стратегия ЕАЭС в условиях цифровой революции // Национальная безопасность и
стратегическое планирование. 2018. №2 (22). с.63;
11
Countries where commercial 5G services are launched // Hadden Telecoms. 19.11.2019. URL:
http://www.haddentelecoms.com/sites/default/files/2019-11/191119-5G_launched_networks_countries_list.pdf (Дата
обращения 13.12.2019);
не входит в список. Тестовые зоны открыты в Москве (ВДНХ, Лужники, Тверская ул.,
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!