Мистические аспекты философского учения В.Ф.xa0Одоевского

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Богаткова Алёна Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной работе был изучен мистический аспект учения В. Ф. Одоевского и выявлено влияние его философских воззрений на русскую культуру. В целом, проведенное исследование показало, что начальное мировоззрение В. Ф. Одоевского, в основе своей шеллингианское, осложненное в 30-х—начале 40-х гг. мистицизмом и учением об «инстинктуальной силе», и привело писателя к особому пониманию бытия, как «космоса», определив при этом В. Ф. Одоевского как предтечу русского космизма и связав его этим пониманием с учениями одних из основных мыслителей-космистов, Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. Результаты исследования могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работах, в базовых курсах по философии, культурологии, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики.

Одним из видных представителей русской культуры XIX века является писатель и публицист, князь Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869).
Актуальность данного исследования заключается в том, что философские и теоретические воззрения В.Ф. Одоевского будут рассмотрены с их мистической стороны. Переосмысление философской направленности произведений В.Ф. Одоевского, несомненно, необходимо. Сопоставление творчества писателя с сочинениями других мыслителей XIX и XX веков позволяет глубже постичь его художественное наследие. Это также способствует, с одной стороны, углубленному изучению литературного процесса первой половины 1830-х годов как такового, а с другой стороны – обозначению и раскрытию ‘забытых’ позиций ряда деятелей культуры XIX и XX веков по многим проблемам, актуальным и в XXI веке.
Темы, поднимаемые В. Ф. Одоевским в своём творчестве: переосмысление роли науки и техники в развитии цивилизации и эволюции человечества, выделение нравственных и духовных сторон жизни, усиленные философские размышления и искания, стремление к гуманизации социального устройства общества и государства, раздумья о месте России в мировом историческом процессе и об особенностях русской ментальности – актуальны и злободневны и сегодня.
Библиография: несмотря на большое количество исследований об В. Ф. Одоевском, наследие его остается малоизвестным широкому читателю. Как первые исследователи этого русского писателя-мыслителя (Н.Ф.Сумцов, А.П.Пятковский, Н.АКотляревский, Б.А.Лезин, П.Н.Сакулин и др.), так и современные (Н.Корнуэлл) характеризуют В.Ф. Одоевского как «забытое имя русской культуры». Сложность в изучении наследия В.Ф. Одоевского состоит и в необыкновенной разносторонности его деятельности, и в философской наполненности и отсутствии адекватного осмысления теоретической системы его взглядов. Энциклопедические знания В. Ф. Одоевского определили узкоспециализированный характер изучения его творчества. Первые биографы, например, занимались исследованием его общественной деятельности. Исключением является уникальная, но, к сожалению, незаконченная работа П.Н.Сакулина «Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель – писатель» в 2-х томах (1913 г.).
В годы СССР изучались педагогические взгляды В. Ф. Одоевского (Д.Тарасов, В.Струминский); его музыкальное наследие (Г.Бернандт, В.Смирнова, Б.Грановский, Г.Глущенко); труды В. Ф. Одоевского в области естественных наук (В. Виргинский); была исследована его работа в качестве помощника директора Публичной библиотеки и на посту заведующего Румянцевского музея (О.Голубева), его издательская и журнальная деятельность (В.Егорова). Но наибольшее количество исследований посвящено литературно-художественному творчеству писателя (Ю.В.Манн, М.А.Турьян, Н.М.Михайловская, Е.А.Маймин, М.И.Медовой, В.И.Сахаров, и др.). На сегодняшний день защищено не менее 15 диссертаций, посвященных различным сторонам творчества В. Ф. Одоевского (из них одна историческая, одна музыковедческая, две философские, две педагогические и девять филологических).
В то же время, изучение его философских и теоретических взглядов до сих пор остается недостаточным и односторонним. Литература, рассматривающая философские воззрения В. Ф. Одоевского, в основном концентрируется вокруг проблемы его отношения к Шеллингу и немецкой философии вообще. Таким образом, наиболее освещена в научной литературе проблема идейного влияния на В. Ф. Одоевского. При этом теоретическое наследия В. Ф. Одоевского оценивается в противопоставлении шеллингианец – нешеллингианец.
Наиболее самостоятельные философские и теоретические взгляды В. Ф. Одоевского на сегодняшний день остаются, систематически, не исследованы. Прежде всего, это касается его философских взглядов, которые до недавнего времени в самостоятельную область вообще не выделялись.
Именно поэтому вопрос о философской позиции В. Ф. Одоевского до сих пор является предметом дискуссий. Одни авторы (Н.Ф. Сумцов) считают, что В.Ф. Одоевский перешёл от славянофильства к западничеству; другие (Е.А. Маймин, И.А. Кубасов, В.И. Егорова) отмечают, что он шёл своим особым путем, отличным, как от западников, так и от славянофилов; третьи (Ч. Ветринский) утверждают, что его взгляды представляли собой синтез того и другого; четвертые (П.Н. Сакулин) относят его к славянофилам, хотя и выделяют своеобразные акценты в его взглядах; часть исследователей (М.И. Медовой , Б.Ф Егоров,) решительно отрицают его славянофильство и относят к западникам; наконец, большая часть зарубежных авторов, в том числе философы русского зарубежья, квалифицируют его как предшественника славянофилов (А. Койре, С.Левицкий, Н. Рязановский, А. Валицкий и др.). Прояснить этот весьма запутанный вопрос может только систематическое исследование философских и теоретических взглядов В. Ф. Одоевского, в настоящее время отсутствующее. Но анализ этих взглядов необходимо осуществлять в более широком контексте, рассматривая мистическую сторону философского учения В. Ф. Одоевского и его влияние на мыслителей 19 и 20 веков.
Впервые, В. Ф. Одоевского как мистика и космиста рассмотрела кандидат филологических наук А. В. Воробьева в своей диссертации «Идея бытия как космоса в творчестве В. Ф. Одоевского» (2001 год). В работе А.В. Воробьевой представлены не все возможные пункты мистического учения В. Ф. Одоевского и не оценено влияние этого учения на русскую культуру, в связи, с чем также определятся актуальность и необходимость данного исследования.
Итак, мы можем выделить цель данной работы: изучение мистического аспекта учения В. Ф. Одоевского и выявление влияния его философских воззрений на русскую культуру, а именно на мыслителей XIX и XX веков: Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

В ходе работы был изучен мистический аспект учения В. Ф. Одоевского и выявлено влияние его философских воззрений на русскую культуру, а именно на сочинения мыслителей XIX и XX веков, таких, как Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский и В. И. Вернадский.
В первой главе исследования были рассмотрены некоторые новые аспекты общетеоретических (философских и религиозных, эстетических и научных, политических и социальных) воззрений В. Ф Одоевского, учитывая необычайную разносторонность его деятельности и его вклад в различные области знаний.
Опираясь на одно из лучших исследований XX века об В. Ф. Одоевском, монографии П. Н. Сакулина, были представлены три этапа идейного развития В. Ф. Одоевского: первый этап — «период любомудрия» (20-е гг.); второй – философско-мистический идеализм» (преимущественно 30-е гг.) и третий период – «научный реализм».
Было доказано, что как и другие любомудры, В.Ф. Одоевский являлся представителем такого литературного течения, как философский романтизм, которое стремилось к объединению философии с поэзией и к философским содержанию и формам в литературе.
К началу 40-х годов в мировоззрении В. Ф. Одоевского были синтезированы германский идеализм и мистика. П. Н. Сакулин этот синтез назвал философско-мистический идеализм. В своих произведениях В. Ф. Одоевский опирается на представления первых русских и западных мистиков, а также создает свою мистическую концепцию, связанную, например, с особым пониманием бытия, как «космоса».
Мистическая составляющая прозы В. Ф. Одоевского – это не органическая часть художественного метода писателя, это не ширма, за которой, как полагали многие советские исследователи, скрывается его материалистический, научный взгляд на мир, а его мировоззрение. При этом отмечается своеобразный «рационализм» мистики В. Ф. Одоевского на фоне мистицизма его современников (в частности, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. В. Киреевского, П. Я. Чаадаева и др.), ее служебный характер.
Религия в мистическом учении Одоевского занимала особое место. Мыслитель всегда защищал христианство с этической, а православие — с политической точки зрения. При этом догматическая сторона христианства как-то совершенно отсутствует в его творчестве. В целом, отношение Одоевского к религии схоже с «религиозным движением мысли 60-х годов»: Ф.Достоевским, В. Соловьевым и Л. Толстым. Данные мыслители критически относились к церковному аппарату и считали, что религия отражает мистическую связь каждой личности с миром и с духовными силами мира.
Характерные черты для творчества Одоевского: пессимистическая окрашенность многих произведений; многократные и неудачные попытки посредством учения Шеллинга преодолеть традиционный для христианства дуализм духовного и телесного; специфическое отношение к религии (весьма близкое к позиции Л. Н. Толстого); неопределенное отношении к западничеству и славянофильству.
И в первой во второй главе исследования с разных позиций анализируется уникальное произведение В. Ф. Одоевского, роман «Русские ночи». В этом романе было выражено отношение В. Ф. Одоевского к истории и культуре России и их месте во всемирной истории. В. Ф. Одоевский противопоставлял Россию Западу и его “загнивающей культуре”, верил в цельность русской жизни и русского сознания, думал об особом “мессианском” призвании России. При этом о России В. Ф. Одоевский судил, пользуясь правилами европейского просвещения, выделял также деятельность Петра I. Несомненно, что автор “Русских ночей”, занимая данную позицию, шел своим особенным путем, отличным как от пути западников, так и славянофилов. Со славянофилами его роднило романтическое восприятие России, признание её «миссионерской миссии» во всемирной истории, а разделяло неприятие В. Ф. Одоевским самой истории, как науки, обогащающей человечество. С западниками В. Ф. Одоевского объединяла приверженность к европейскому просвещению и выделение роли Петра I в становлении российского государства, а отталкивал от них монархизм князя.
Позиция позднего В. Ф. Одоевского близка к взглядам Н. Я. Данилевского, для которого тоже был характерен и союз традиционного православия с новым научным знанием, и своеобразный сплав позитивистской и романтико-теологической методологии, и сочетание политического консерватизма с идеей научно-технической модернизации России. Помимо этого в поздних идеях В. Ф. Одоевского мы находим то же стремление к научно-философско-художественно-религиозному синтезу, которое было характерно и для предыдущего творчества мыслителя.
На основании первой главы исследования можно говорить о том, что в творчестве В. Ф. Одоевского проявляется, с одной стороны, естественный способ реалистического изображения действительности, а, с другой стороны, романтический и мистический. Таким образом, происходит соединение в его творчестве натурфилософского и мистического аспектов, послужившее в дальнейшем основанием для развития ряда религиозно-философских, художественных и научно-футурологических течений начала XX века, объединенных под общим названием – русский космизм.
Во второй главе исследования доказывается, что князя В. Ф. Одоевского по праву можно назвать пионером русского космизма, так как в становлении этого феномена в отечественной культуре и философии не малую роль сыграли романтические универсалисты, главным из которых был В. Ф. Одоевский.
Занимая позицию «романтического универсализма», В. Ф. Одоевский говорит о целостности бытия и одновременно о его внутреннем росте, движении к совершенству. При этом ключевая роль в этом движении принадлежит человеческому роду. В данном утверждении В. Ф. Одоевского сходятся две ветви русского космизма, естественнонаучная и религиозная, имеющие своего родоначальника в Н.Ф. Федорове, А сходятся они в перспективе преображения бытия в благобытие, где ключевая роль отводится именно человеку – как существу активно, творчески действующему в мире, способному не только претерпевать жизнь, но и строить ее.
Кроме того, во взглядах Н. Ф. Федорова и В. Ф. Одоевского сходятся идеи о возможности преображения, воскрешения человечества, с одной стороны, уподоблением человека Богу, а с другой, самостоятельной самосознательной деятельностью каждого отдельного индивида. И ещё одна черта романтического универсализма В. Ф. Одоевского, представителем которого он был и которая роднит его с русским космизмом и непосредственно с Н. Ф. Федоровым, – это единство мышления и фантазии.
Было доказано, что русский космизм – это течение научно-философской мысли глубоко укорененное в отечественном культурном наследии, и В. Ф. Одоевский является предтечей этого направления, а Н. Ф. Федоров – его родоначальником. Прежде всего, и в русском космизме Н. Ф. Федорова и в романтическом универсализме В. Ф. Одоевского воплотилась заветная мысль романтизма об органической общности философии и науки. О космизме, как о романтизме можно говорить не только как об определенной культурно-философской традиции, которая не принадлежит только прошлому, но как о «жизненном явлении», которое отвечает задачам и настоящего времени.
В философской прозе В. Ф. Одоевского, а также в «новой поэтической философии», создать которую он стремился, соединив мысль и поэзию, также находятся те идеи, что в XX веке станут истоками «космических» учений В. И. Вернадского и К. Э. Циолковского.
В. Ф. Одоевского с данными мыслителями сближает несколько моментов: 1.«всечеловеческое», планетарное восприятие мира; 2. сопряжение космической темы с социально-этическими вопросами; 3. желание построить модель будущего всего человечества; 4. понимание первостепенного места России во всемирной истории.
Современный отечественный космизм продолжает развиваться, опираясь, в том числе, и на специфику и особенность учений мыслителей его естественнонаучного направления, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского, которые акцентировали роль человека в эволюции природы и общества, планеты Земля и всего Космоса. В. Ф. Одоевский в этом плане опережает философов-космистов почти на полвека, выдвигая идею о «цельной» науке, где ключевая роль отводится именно человеку.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работе, в базовых курсах по философии, культурологии, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики. Исследование представляет интерес для философов, культурологов.
В целом, проведенное исследование показало, что начальное мировоззрение В. Ф. Одоевского, в основе своей шеллингианское, осложненное в 30-х—начале 40-х гг. мистицизмом и учением об «инстинктуальной силе», и привело писателя к особому пониманию бытия, как «космоса», определив при этом В. Ф. Одоевского как предтечу русского космизма и связав его этим пониманием с учениями одних из основных мыслителей-космистов, Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

Художественная литература:
Одоевский В.Ф. Орлахская крестьянка // Русская романтическая новелла / Сост., подгот. текста, вступительная ст. и примеч. А. Немзера. М., 1989. С. 339-348.
Одоевский, В.Ф.4338-й год: Петербургские письма / В.Ф. Одоевский. – М., 1926. C. 216.
Одоевский В. Повести и рассказы. М., 1959. C. 164 -236.
Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука, 1975. 320 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Мистические аспекты философского учения В.Ф.xa0Одоевского»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет