Модель эволюции системы образования в России

Ерилина Ирина Игоревна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе описано как эволюционировало образование в России в течение веков, как формировалась и развивалась система образования. Наиболее подробно рассмотрены периоды XVIII и XIX веков, так как именно в эти периоды происходят наиболее важные события, повлиявшие на формирование нынешней системы образования в России. Рассмотрены факторы, влияющие на развитие образования. Приводятся данные о том, в какие года, и с какой скоростью происходил рост числа училищ, учителей, учебников и студентов в России. С помощью статистических данных была проанализирована так называемая «формула прогресса» системы образования. Была разработана модель формирования мнения на примере данных по университетскому образованию российских студентов в европейских университетах. Разработана модель распространения знаний (информации) на территории России в XIX в. Разработана модель взаимодействия двух научных школ на основе статистических данных за вторую половину XX в.

Система образования всех уровней, сложившаяся в течение тысячелетий, несет три основные функции:
передача следующим поколениям моральных и этических норм и традиций, принятых в обществе;
подготовка тех людей, которые со временем возьмут на себя принятие стратегических решений в разных областях;
массовая подготовка квалифицированных специалистов, передача профессиональных стандартов.
Развитие системы образования определяется не только ее внутренней самоорганизацией, но и влиянием других систем, использующих знания подготовленных специалистов. Поэтому реформы в области образования имеют не только локальное во времени значение, но также могут привести к непредсказуемым последствиям в будущем.
Вложенные в систему образования средства не дают мгновенного эффекта. Они являются вложением в будущее страны. По объему вложенных средств и реформам образования можно оценить сценарии будущего страны. Либо это будет отсталая, не имеющая перспектив территория с медленно угасающим народом, не умеющим отвечать на внутренние и внешние угрозы, с все большей деградацией страны; либо страна, решающая самостоятельно лишь узкий круг текущих задач, которые позволяют поддерживать равновесное состояние за счет достижений других стран; либо страна, которая сможет ответить своими материальными и интеллектуальными ресурсами на внешние и внутренние вызовы, которые могут возникнуть в пределах горизонта сегодняшней видимости.
Система передачи знаний у людей от поколения к поколению возникла еще в доледниковый период. Об этом говорят различные артефакты того времени: инструменты из камня для строительства и оружия для охоты, флейты и статуэтки из дерева и кости, возраст которых около 40 000 лет [1]. Послеледниковый период, окончившийся около 15000 лет назад, сопровождался возникновением наскальной живописи, одомашниванием животных, хлебопашеством, строительством городов [1]. Знания, приобретенные человеком, тысячи лет передавались в будущее устно. И только в четвертом тысячелетии до нашей эры возникает письменность в виде множества иероглифов, обозначающих предметы, позволившая перейти к новому способу передачи знаний. Сначала шумеры, затем египтяне создают школы, учебники, библиотеки [2]. Процесс совершенствования письменности длится около 2000 лет. В середине второго тысячелетия до нашей эры создаются первые алфавиты. Письменность становится доступной более широкому кругу людей. В эллинский период создаются многочисленные художественные, исторические, философские, научные произведения, с которыми легко могли познакомиться граждане, умеющие читать [3]. Постоянно развивающаяся культурная база для подготовки молодежи позволила создать и систему образования в виде, как правило, двухуровневой школы. К III в. до н. э. греками были заложены основы сегодняшней науки и образования. Принципиально новых подходов получения знаний и передачи их в будущее через систему образования молодежи не было найдено до сих пор.
Римляне, пришедшие на смену грекам, мечом создали империю, просуществовавшую около 500 лет. Распад империи сопровождался бесконечными междоусобными войнами в Европе. И к началу образования Древней Руси как государства, европейские государственные образования, возникшие в бесконечных сражениях, уже имели многолетние истории своего существования со сложившимися системами государственного устройства, экономических укладов и систем образования.
При написании работы использовались материалы, опубликованные в журнале Министерства Народного Просвещения с 1832 по 1907 гг.

Одной из причин, тормозивших образование в России на протяжении веков, было то, что учили по сословиям (только дворян и свободных). Другой важной причиной отсталости было то, что основным предметом изучения был Закон Божий и различные древние языки.
Россия всегда была богата ресурсами, но они уходили на строительство монастырей и церквей. Однако, несмотря на все преграды, всегда были люди, пытавшиеся создать систему образования. Создание всеобщего образования как государственной системы началось в конце XVIII века. Массовое создание училищ и гимназий происходило весь XIX век. Система образования создавалась маленькими шагами, совершенствуясь по всем направлениям. Всеобщая грамотность была достигнута к 1960 году.
Сегодняшние оценки реформ системы образования, сделанные по критериям Панарина нельзя считать высокими. Молодежь убывает, а фундаментальная наука не развивается.
Был проведен анализ статистических данных по системе народного образования в России за XVIII-XIX вв.
Разработана модель формирования мнения на примере данных по университетскому образованию российских студентов в европейских университетах.
Разработана модель распространения знаний (информации) на территории России в XIX в.
Разработана модель взаимодействия двух научных школ на основе статистических данных за вторую половину XX в.

Семенов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век / В. А. Семенов. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 502 с.
Египет. М.: Мой мир, 2008. – 384 с.
Греция. М.: Мой мир, 2008. – 384 с.
Беляев В. И. Первые школы на Руси // Берегиня. 777. Сова. – 2015. № 1(24). – С. 251-255.
Словарь книжников и книжности Древней Руси / ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1987, вып. 1. – 494 с.
Преображенский В. Х. Чему и как учились у нас в Древней Ручси. СПб.: Тип. П. И. Шмидта, 1887. – 18 с.
Соколов В. Деятельность Императрицы Екатерины II на пользу женского образования. Одесса: тип. Е. И. Фесенко, 1896. – 31 с.
Чему и как учились у нас в древней Руси? С.-Петербург. Тип. П. Шмидта. 1887.
Янин В. Л. Ч послал тебе бересту. М.: Изд-во МГК, 1975. – 236 с.
Гастев М. Рассуждение о причинах, замедливших гражданскую образованность в русском государстве до Петра Великого, сочинение Императорского Московского университета кандидатом словесных наук Михаилом Гастевым на степень магистра. М., Университетская типография, 1832. 142 с.
История и культура отечества: учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Гуляевой. – М.: Академический проспект; Трикста. 2007. – 752 с.
Георгиева Т.С. Русская культура: Учеб. пособие. – М., Юрайт-М, 2001. – 572 с.
Дегтярев А. П., Семин В. П. Военная история России:Внешние и внутренние конфликты: Тематический справлчник с приложением схем военных действий / Ф. П. Дегтярев, В. П. Семин. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. – 392 с.
Обители века Сергиева: Путеводитель по монастырям, основанных преподобным Сергием Радонежским и его учениками / сост. Е. Петрова. М.: Издательство Московской патриархии Русской православной Церкви, 2015. – 224 с.
Каулен М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: каталог-справочник / М. Е. Каулен. М.: РИПОЛ классик, 2005. 768 с.
Половцов В. Краткая летопись грамматической деятельности в России / В. Половцов, 1847, СПб. 78 с.
Бобынин В. В. Очерки истории развития физико-математических знаний в России в XVIII столетие. Выпуск I. М.: Тип. А. И. Мамонтова, 1886. – 123 с.
Князьков С. Из прошлого русской земли. Москва: Планета, 1991. 712 с.
Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV XVII веков. СПб.:Типо-Литография Ф. М. Вольфа, 1892. 23 с.
Кеппен П. Опыт хронологического списка учебным заведениям состоящим в ведении министерства народного просвещения. СПб: тип. Карла Крея, 1827.
Гузевич Д. Ю., Гузевич И. Д. Великое посольство: рубеж эпох или Начало пути, 1667-1668 СПБ.: Дмитрий Буланин, 2008. – 693 с.
Чистович Я. История первых медицинских школ в России. СПб.: тип. Якова Трея, 1883.
Владимирский-Буданов М. Государство и народное образование в России XVIII-го века Часть 1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины) II / М. Владимирский-Буданов. Ярославль, типография Н.В. Фальк, 1874. – 329 с.
Лешков В. Народное просвещение по указам Петра Великого. М., 1877. – 26 с.
Воронов А. С. Федор Янкович де Мирево, или народные училища в России при императрице Екатерине II / А. С. Воронов СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1858. 167 с.
Шевырев С. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею Степаном Шевыревым / С. Шевырев. М.: 1855. – 584 с.
Воронов А. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С. Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 включительно. С.Петербург. Тип. Я. Трея. 1849. 293 с.
Архив академии наук. С.-Петербург. Тип. Императорской академии наук.1885. 114с.
Лебедев Н. Об учреждении первого народного училища в России. Новгород: тип. Губернского земства,1865. 18 с.
Артемьев А. И. Казанские гимназии в XVIII столетии. ЖМНП, СПб.: Тип. В. С. Балашова, 1874, CLXXIII. 32-98. CLXXIV. 1-67. CLXXVI. 1-67.
Холодный Г. М. Историческая записка о Тамбовской гимназии. Тамбов: 1886. – 23 с.
Устав воспитания двух сот девиц учрежденного ее Величеством государынею Императрицею Екатериною Второю самодержицею Всероссийскою, Материю Отечества. СПб: 1764. – 20 с.
Билецкий А. Русское народное училище по уставу 5 августа 1786 года // Циркуляр по Виленскому учебному округу. – 1886. № 10. 1-38.
Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 368 с.
Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. – М.: Знак, 2005. – 432 с.
Обоева О.А. Математическая модель эволюции образования. – Санкт-Петербург. 2008. – 46 с.
Шульгина И.В. Российская академия наук в зеркале федеральной статистики науки // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. №7. С. 609-616.
Шульгина И.В. Экономические ресурсы и эффективность управления наукой // Социология науки и технологий. 2011. Т. 2. №4. С. 37-52.
Диденко Д.В. Статистика финансирования Российского образования и науки: о чем свидетельствуют исторические данные (конец XIX – начало XXI в.) // Страницы истории. 2013. 34(562) С. 71-80.
Данилова С.В. Статистика: Российское образование в цифрах // Основы экономики, управления и права. 2012. №6(6). С. 9-27.
Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г. Г. Малинецкого. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 344 с.
Трубецков Д.И., Мчедлова Е.С., Красичков Л.В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2005. – 212 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Кооперативные игры на гиперграфах
    📅 2019 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет