Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного плана подготовки ИТ-специалистов

Куклева, Светлана Андреевна Межинститутская базовая кафедра прикладной физики и космических технологий
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 7
1 Предметная область ………………………………………………………………………………….. 10
1.1 Высшее образование в России ……………………………………………………………… 10
1.2 Магистратура направления «информатика и вычислительная техника» .. 14
1.3 Визуальные методы представления многомерных данных……………………. 22
1.4 Метод унифицированного графического воплощения активности………… 29
1.5 Постановка задачи ………………………………………………………………………………. 37
1.6 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 38
2 Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного
плана ………………………………………………………………………………………………………… 40
2.1 Разработка частной модели образа в нотации UGVA для направления
магистратуры «информатика и вычислительная техника» …………………………. 40
2.2 Модификация метода унифицированного графического воплощения
активности ……………………………………………………………………………………………….. 44
2.3 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 50
3 Экспериментальная проверка модифицированного метода UGVA на
направлении подготовки магистром «информатика и вычислительная
техника» …………………………………………………………………………………………………… 52
3.1 Организация вычислительного эксперимента ………………………………………. 52
3.1.1 Программное обеспечение эксперимента ……………………………………….. 52
3.1.2 Исходные данные…………………………………………………………………………… 57
3.2 Анализ результатов эксперимента ……………………………………………………….. 63
3.3 Формирование рекомендаций для специальности «информационные
технологии космических аппаратов и центров управления полетами» ……….. 64
3.4 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 67
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 69
Список сокращений …………………………………………………………………………………….. 71
Список использованных источников ……………………………………………………………. 72

Магистратура позволяет углубить специализацию по выбранному на-
правлению, в том числе, направление магистратуры «информатика и вычисли-
тельная техника» может готовить специалистов ракетно-космической отрасли.
Так, для нужд АО «Информационные спутниковые системы» (АО «ИСС») Си-
бирский федеральный университет (СФУ) подготавливает будущих специали-
стов по специальности «информационные системы космических аппаратов и
центров управления полетами». На данный момент АО «ИСС» является веду-
щим предприятием Российской Федерации по производству некоторых видов
космических аппаратов, которые поставляются и в другие страны. Для поддер-
жания конкурентоспособности предприятия ему требуются высококвалифици-
рованные специалисты, которые как раз и готовятся в магистратуре. Таким об-
разом, предлагается проанализировать программы подготовки по направлению
магистратуры «информатика и вычислительная техника», с целью разработки
рекомендаций для повышения уровня подготовки будущих специалистов ра-
кетно-космической отрасли.
Организация учебного процесса в учебных заведениях происходит с по-
мощью учебного плана, который составляется учебным заведением самостоя-
тельно и учитывает действующий Федеральный государственный образова-
тельный стандарт и примерную образовательную программу. Но при этом, бла-
годаря переходу системы образования к компетентностному подходу была уве-
личена степень свободы вузов при разработке образовательных программ. В
связи с этим, программы по одному направлению в разных высших учебных за-
ведениях значительно отличаются и, соответственно, результат обучения тоже
различен. Для анализа содержания учебных планов предлагается их сравнивать
между собой с помощью метода унифицированного графического воплощения
активности (метод UGVA), который позволяет представлять профессиональный
профиль подготовки в виде антропоморфного образа, визуально демонстриро-
вать особенности содержания подготовки, а также сравнить различные профи-
ли между собой.
Использование метода UGVA для определенных направлений требует
разработки частного визуального образа, для чего необходимо проводить целое
исследование, так, направление магистратуры «информатика и вычислительная
техника» визуальный образ в нотации UGVA не имеет. Также, метод UGVA ра-
ботает на уровне дисциплин и не учитывает другие параметры, поэтому для по-
вышения чувствительности метода к исходным данным требуется его модифи-
цировать, чтобы использовать показатели объема нагрузки и формы контроля.
Целью данного диссертационного исследования является повышение на-
глядности сравнения учебных планов за счет модификации метода унифициро-
ванного графического воплощения активности и адаптации его к направлению
«информатика и вычислительная техника».
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1) разработать частную модель для направления 09.04.01 «информати-
ка и вычислительная техника»;
2) модифицировать метод для использования показателей объема на-
грузки и формы контроля;
3) экспериментально проверить метод для направления 09.04.01 «ин-
форматика и вычислительная техника»;
4) сформулировать тенденции и предложить рекомендации для специ-
альности 09.04.01.03 «информационные системы космических аппаратов и цен-
тров управления полетами».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка исполь-
зованных источников.
В первой главе рассмотрена предметная область процесса обучения маги-
стров по направлению 09.04.01 «информатика и вычислительная техника». Рас-
смотрены методы визуального представления многомерных данных для ис-
пользования их при анализе и сравнении учебных планов. Более подробно рас-
смотрен для данной задачи метод унифицированного графического воплощения
активности, с помощью которого будет происходить дальнейшая работа.
Во второй главе диссертации разработана частная модель для направле-
ния «информатика и вычислительная техника» и произведена модификация ме-
тода относительно учета объема нагрузки и формы контроля.
В третьей главе описан веб-сервис, с помощью которого проводился экс-
перимент, а также проведена проверка модифицированного метода UGVA для
учебных планов направления магистратуры «информатика и вычислительная
техника». Расчеты и получившиеся визуализации балансировки состава учеб-
ного плана представлены в данной главе.
1 Предметная область

На данный момент более 70 вузов осуществляют подготовку по направ-
лению 09.04.01 «информатика и вычислительная техника». При этом подготов-
ка в пределах страны совершенно разная по одному направлению. Поэтому, для
анализа балансировки состава знаний нужен специальный инструмент, который
позволит его оценить. Для данной цели был выбран метод унифицированного
графического воплощения.
В ходе диссертационной работы был модифицирован метод UGVA для
учета объема нагрузки и формы контроля, а также для использования метода
был разработан частный визуальный образ направления магистратуры «инфор-
матика и вычислительная техника».
Был разработан веб-сервис для отработки этапа визуализации метода и
проведен вычислительный эксперимент на 73 учебных планах направления ма-
гистратуры «информатика и вычислительная техника». Были рассчитаны мо-
дифицированным методом данные, на основе которых был построен ряд визуа-
лизаций балансировки состава отобранных учебных планов.
Для направления 09.04.01 «информатика и вычислительная техника» на
основе полученных данных были выявлены некоторые тенденции, а для специ-
альности СФУ 09.04.01.03 «информационные системы космических аппаратов
и центров управления полетами», готовящей специалистов ракетно-
космической отрасли для нужд АО «ИСС», сформулированы некоторые реко-
мендации.
Цель работы достигнута. Повышение наглядности сравнения учебных
планов за счет модификации метода унифицированного графического вопло-
щения активности и адаптации его к направлению «информатика и вычисли-
тельная техника» в результате работы было выполнено. С помощью метода
легко визуально оценивать балансировку знаний в учебном плане и сравнивать
их между собой.
Научная новизна заключается в том, что предложенная модификация ме-
тода унифицированного воплощения активности позволяет повысить чувстви-
тельность метода к исходным данным, а также предложена проработка частной
модели для направления магистратуры 09.04.01 «информатика и вычислитель-
ная техника».
Практическая значимость заключается в том, что модифицированный ме-
тод применен для выработки рекомендаций по балансировке состава учебного
плана специальности 09.04.01 «информатика и вычислительная техника» для
подготовки ИТ-специалистов ракетно-космической отрасли.
Также существуют перспективные направления для модифицированного
метода UGVA. Например, его можно использовать в совокупности с методом
автоматизированной оценки уровня компетентности, что позволит получить
визуализированный образ развития компетентностей студентов в динамике, от-
носительно как профиля подготовки, так и учебного плана, по которому осуще-
ствляется обучение. Также можно развить идеи подбора кадров для предпри-
ятий в зависимости от тех профессиональных умений, которые были получены
в процессе обучения претендентов на вакантные должности.
По итогам диссертационного исследования были опубликованы две на-
учные статьи [25, 26].
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АО «ИСС» – АО «Информационные спутниковые системы»;
«ИС КА и ЦУП» – «Информационные системы космических аппаратов и
центров управления полетами»;
ИиВТ – информатика и вычислительная техника;
ИТ – информационные технологии;
ООП – основная образовательная программа;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПУ – профессиональные умения;
СФУ – Сибирский федеральный университет;
УК – универсальные компетенции;
УП – учебный план;
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету