Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного плана подготовки ИТ-специалистов

Куклева, Светлана Андреевна Межинститутская базовая кафедра прикладной физики и космических технологий
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 7
1 Предметная область ………………………………………………………………………………….. 10
1.1 Высшее образование в России ……………………………………………………………… 10
1.2 Магистратура направления «информатика и вычислительная техника» .. 14
1.3 Визуальные методы представления многомерных данных……………………. 22
1.4 Метод унифицированного графического воплощения активности………… 29
1.5 Постановка задачи ………………………………………………………………………………. 37
1.6 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 38
2 Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного
плана ………………………………………………………………………………………………………… 40
2.1 Разработка частной модели образа в нотации UGVA для направления
магистратуры «информатика и вычислительная техника» …………………………. 40
2.2 Модификация метода унифицированного графического воплощения
активности ……………………………………………………………………………………………….. 44
2.3 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 50
3 Экспериментальная проверка модифицированного метода UGVA на
направлении подготовки магистром «информатика и вычислительная
техника» …………………………………………………………………………………………………… 52
3.1 Организация вычислительного эксперимента ………………………………………. 52
3.1.1 Программное обеспечение эксперимента ……………………………………….. 52
3.1.2 Исходные данные…………………………………………………………………………… 57
3.2 Анализ результатов эксперимента ……………………………………………………….. 63
3.3 Формирование рекомендаций для специальности «информационные
технологии космических аппаратов и центров управления полетами» ……….. 64
3.4 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 67
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 69
Список сокращений …………………………………………………………………………………….. 71
Список использованных источников ……………………………………………………………. 72

Магистратура позволяет углубить специализацию по выбранному на-
правлению, в том числе, направление магистратуры «информатика и вычисли-
тельная техника» может готовить специалистов ракетно-космической отрасли.
Так, для нужд АО «Информационные спутниковые системы» (АО «ИСС») Си-
бирский федеральный университет (СФУ) подготавливает будущих специали-
стов по специальности «информационные системы космических аппаратов и
центров управления полетами». На данный момент АО «ИСС» является веду-
щим предприятием Российской Федерации по производству некоторых видов
космических аппаратов, которые поставляются и в другие страны. Для поддер-
жания конкурентоспособности предприятия ему требуются высококвалифици-
рованные специалисты, которые как раз и готовятся в магистратуре. Таким об-
разом, предлагается проанализировать программы подготовки по направлению
магистратуры «информатика и вычислительная техника», с целью разработки
рекомендаций для повышения уровня подготовки будущих специалистов ра-
кетно-космической отрасли.
Организация учебного процесса в учебных заведениях происходит с по-
мощью учебного плана, который составляется учебным заведением самостоя-
тельно и учитывает действующий Федеральный государственный образова-
тельный стандарт и примерную образовательную программу. Но при этом, бла-
годаря переходу системы образования к компетентностному подходу была уве-
личена степень свободы вузов при разработке образовательных программ. В
связи с этим, программы по одному направлению в разных высших учебных за-
ведениях значительно отличаются и, соответственно, результат обучения тоже
различен. Для анализа содержания учебных планов предлагается их сравнивать
между собой с помощью метода унифицированного графического воплощения
активности (метод UGVA), который позволяет представлять профессиональный
профиль подготовки в виде антропоморфного образа, визуально демонстриро-
вать особенности содержания подготовки, а также сравнить различные профи-
ли между собой.
Использование метода UGVA для определенных направлений требует
разработки частного визуального образа, для чего необходимо проводить целое
исследование, так, направление магистратуры «информатика и вычислительная
техника» визуальный образ в нотации UGVA не имеет. Также, метод UGVA ра-
ботает на уровне дисциплин и не учитывает другие параметры, поэтому для по-
вышения чувствительности метода к исходным данным требуется его модифи-
цировать, чтобы использовать показатели объема нагрузки и формы контроля.
Целью данного диссертационного исследования является повышение на-
глядности сравнения учебных планов за счет модификации метода унифициро-
ванного графического воплощения активности и адаптации его к направлению
«информатика и вычислительная техника».
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1) разработать частную модель для направления 09.04.01 «информати-
ка и вычислительная техника»;
2) модифицировать метод для использования показателей объема на-
грузки и формы контроля;
3) экспериментально проверить метод для направления 09.04.01 «ин-
форматика и вычислительная техника»;
4) сформулировать тенденции и предложить рекомендации для специ-
альности 09.04.01.03 «информационные системы космических аппаратов и цен-
тров управления полетами».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка исполь-
зованных источников.
В первой главе рассмотрена предметная область процесса обучения маги-
стров по направлению 09.04.01 «информатика и вычислительная техника». Рас-
смотрены методы визуального представления многомерных данных для ис-
пользования их при анализе и сравнении учебных планов. Более подробно рас-
смотрен для данной задачи метод унифицированного графического воплощения
активности, с помощью которого будет происходить дальнейшая работа.
Во второй главе диссертации разработана частная модель для направле-
ния «информатика и вычислительная техника» и произведена модификация ме-
тода относительно учета объема нагрузки и формы контроля.
В третьей главе описан веб-сервис, с помощью которого проводился экс-
перимент, а также проведена проверка модифицированного метода UGVA для
учебных планов направления магистратуры «информатика и вычислительная
техника». Расчеты и получившиеся визуализации балансировки состава учеб-
ного плана представлены в данной главе.
1 Предметная область

На данный момент более 70 вузов осуществляют подготовку по направ-
лению 09.04.01 «информатика и вычислительная техника». При этом подготов-
ка в пределах страны совершенно разная по одному направлению. Поэтому, для
анализа балансировки состава знаний нужен специальный инструмент, который
позволит его оценить. Для данной цели был выбран метод унифицированного
графического воплощения.
В ходе диссертационной работы был модифицирован метод UGVA для
учета объема нагрузки и формы контроля, а также для использования метода
был разработан частный визуальный образ направления магистратуры «инфор-
матика и вычислительная техника».
Был разработан веб-сервис для отработки этапа визуализации метода и
проведен вычислительный эксперимент на 73 учебных планах направления ма-
гистратуры «информатика и вычислительная техника». Были рассчитаны мо-
дифицированным методом данные, на основе которых был построен ряд визуа-
лизаций балансировки состава отобранных учебных планов.
Для направления 09.04.01 «информатика и вычислительная техника» на
основе полученных данных были выявлены некоторые тенденции, а для специ-
альности СФУ 09.04.01.03 «информационные системы космических аппаратов
и центров управления полетами», готовящей специалистов ракетно-
космической отрасли для нужд АО «ИСС», сформулированы некоторые реко-
мендации.
Цель работы достигнута. Повышение наглядности сравнения учебных
планов за счет модификации метода унифицированного графического вопло-
щения активности и адаптации его к направлению «информатика и вычисли-
тельная техника» в результате работы было выполнено. С помощью метода
легко визуально оценивать балансировку знаний в учебном плане и сравнивать
их между собой.
Научная новизна заключается в том, что предложенная модификация ме-
тода унифицированного воплощения активности позволяет повысить чувстви-
тельность метода к исходным данным, а также предложена проработка частной
модели для направления магистратуры 09.04.01 «информатика и вычислитель-
ная техника».
Практическая значимость заключается в том, что модифицированный ме-
тод применен для выработки рекомендаций по балансировке состава учебного
плана специальности 09.04.01 «информатика и вычислительная техника» для
подготовки ИТ-специалистов ракетно-космической отрасли.
Также существуют перспективные направления для модифицированного
метода UGVA. Например, его можно использовать в совокупности с методом
автоматизированной оценки уровня компетентности, что позволит получить
визуализированный образ развития компетентностей студентов в динамике, от-
носительно как профиля подготовки, так и учебного плана, по которому осуще-
ствляется обучение. Также можно развить идеи подбора кадров для предпри-
ятий в зависимости от тех профессиональных умений, которые были получены
в процессе обучения претендентов на вакантные должности.
По итогам диссертационного исследования были опубликованы две на-
учные статьи [25, 26].
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АО «ИСС» – АО «Информационные спутниковые системы»;
«ИС КА и ЦУП» – «Информационные системы космических аппаратов и
центров управления полетами»;
ИиВТ – информатика и вычислительная техника;
ИТ – информационные технологии;
ООП – основная образовательная программа;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПУ – профессиональные умения;
СФУ – Сибирский федеральный университет;
УК – универсальные компетенции;
УП – учебный план;
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету