Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного плана подготовки ИТ-специалистов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Куклева, Светлана Андреевна Межинститутская базовая кафедра прикладной физики и космических технологий
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 7
1 Предметная область ………………………………………………………………………………….. 10
1.1 Высшее образование в России ……………………………………………………………… 10
1.2 Магистратура направления «информатика и вычислительная техника» .. 14
1.3 Визуальные методы представления многомерных данных……………………. 22
1.4 Метод унифицированного графического воплощения активности………… 29
1.5 Постановка задачи ………………………………………………………………………………. 37
1.6 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 38
2 Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного
плана ………………………………………………………………………………………………………… 40
2.1 Разработка частной модели образа в нотации UGVA для направления
магистратуры «информатика и вычислительная техника» …………………………. 40
2.2 Модификация метода унифицированного графического воплощения
активности ……………………………………………………………………………………………….. 44
2.3 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 50
3 Экспериментальная проверка модифицированного метода UGVA на
направлении подготовки магистром «информатика и вычислительная
техника» …………………………………………………………………………………………………… 52
3.1 Организация вычислительного эксперимента ………………………………………. 52
3.1.1 Программное обеспечение эксперимента ……………………………………….. 52
3.1.2 Исходные данные…………………………………………………………………………… 57
3.2 Анализ результатов эксперимента ……………………………………………………….. 63
3.3 Формирование рекомендаций для специальности «информационные
технологии космических аппаратов и центров управления полетами» ……….. 64
3.4 Выводы по главе………………………………………………………………………………….. 67
Заключение …………………………………………………………………………………………………. 69
Список сокращений …………………………………………………………………………………….. 71
Список использованных источников ……………………………………………………………. 72

Магистратура позволяет углубить специализацию по выбранному на-
правлению, в том числе, направление магистратуры «информатика и вычисли-
тельная техника» может готовить специалистов ракетно-космической отрасли.
Так, для нужд АО «Информационные спутниковые системы» (АО «ИСС») Си-
бирский федеральный университет (СФУ) подготавливает будущих специали-
стов по специальности «информационные системы космических аппаратов и
центров управления полетами». На данный момент АО «ИСС» является веду-
щим предприятием Российской Федерации по производству некоторых видов
космических аппаратов, которые поставляются и в другие страны. Для поддер-
жания конкурентоспособности предприятия ему требуются высококвалифици-
рованные специалисты, которые как раз и готовятся в магистратуре. Таким об-
разом, предлагается проанализировать программы подготовки по направлению
магистратуры «информатика и вычислительная техника», с целью разработки
рекомендаций для повышения уровня подготовки будущих специалистов ра-
кетно-космической отрасли.
Организация учебного процесса в учебных заведениях происходит с по-
мощью учебного плана, который составляется учебным заведением самостоя-
тельно и учитывает действующий Федеральный государственный образова-
тельный стандарт и примерную образовательную программу. Но при этом, бла-
годаря переходу системы образования к компетентностному подходу была уве-
личена степень свободы вузов при разработке образовательных программ. В
связи с этим, программы по одному направлению в разных высших учебных за-
ведениях значительно отличаются и, соответственно, результат обучения тоже
различен. Для анализа содержания учебных планов предлагается их сравнивать
между собой с помощью метода унифицированного графического воплощения
активности (метод UGVA), который позволяет представлять профессиональный
профиль подготовки в виде антропоморфного образа, визуально демонстриро-
вать особенности содержания подготовки, а также сравнить различные профи-
ли между собой.
Использование метода UGVA для определенных направлений требует
разработки частного визуального образа, для чего необходимо проводить целое
исследование, так, направление магистратуры «информатика и вычислительная
техника» визуальный образ в нотации UGVA не имеет. Также, метод UGVA ра-
ботает на уровне дисциплин и не учитывает другие параметры, поэтому для по-
вышения чувствительности метода к исходным данным требуется его модифи-
цировать, чтобы использовать показатели объема нагрузки и формы контроля.
Целью данного диссертационного исследования является повышение на-
глядности сравнения учебных планов за счет модификации метода унифициро-
ванного графического воплощения активности и адаптации его к направлению
«информатика и вычислительная техника».
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1) разработать частную модель для направления 09.04.01 «информати-
ка и вычислительная техника»;
2) модифицировать метод для использования показателей объема на-
грузки и формы контроля;
3) экспериментально проверить метод для направления 09.04.01 «ин-
форматика и вычислительная техника»;
4) сформулировать тенденции и предложить рекомендации для специ-
альности 09.04.01.03 «информационные системы космических аппаратов и цен-
тров управления полетами».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка исполь-
зованных источников.
В первой главе рассмотрена предметная область процесса обучения маги-
стров по направлению 09.04.01 «информатика и вычислительная техника». Рас-
смотрены методы визуального представления многомерных данных для ис-
пользования их при анализе и сравнении учебных планов. Более подробно рас-
смотрен для данной задачи метод унифицированного графического воплощения
активности, с помощью которого будет происходить дальнейшая работа.
Во второй главе диссертации разработана частная модель для направле-
ния «информатика и вычислительная техника» и произведена модификация ме-
тода относительно учета объема нагрузки и формы контроля.
В третьей главе описан веб-сервис, с помощью которого проводился экс-
перимент, а также проведена проверка модифицированного метода UGVA для
учебных планов направления магистратуры «информатика и вычислительная
техника». Расчеты и получившиеся визуализации балансировки состава учеб-
ного плана представлены в данной главе.
1 Предметная область

На данный момент более 70 вузов осуществляют подготовку по направ-
лению 09.04.01 «информатика и вычислительная техника». При этом подготов-
ка в пределах страны совершенно разная по одному направлению. Поэтому, для
анализа балансировки состава знаний нужен специальный инструмент, который
позволит его оценить. Для данной цели был выбран метод унифицированного
графического воплощения.
В ходе диссертационной работы был модифицирован метод UGVA для
учета объема нагрузки и формы контроля, а также для использования метода
был разработан частный визуальный образ направления магистратуры «инфор-
матика и вычислительная техника».
Был разработан веб-сервис для отработки этапа визуализации метода и
проведен вычислительный эксперимент на 73 учебных планах направления ма-
гистратуры «информатика и вычислительная техника». Были рассчитаны мо-
дифицированным методом данные, на основе которых был построен ряд визуа-
лизаций балансировки состава отобранных учебных планов.
Для направления 09.04.01 «информатика и вычислительная техника» на
основе полученных данных были выявлены некоторые тенденции, а для специ-
альности СФУ 09.04.01.03 «информационные системы космических аппаратов
и центров управления полетами», готовящей специалистов ракетно-
космической отрасли для нужд АО «ИСС», сформулированы некоторые реко-
мендации.
Цель работы достигнута. Повышение наглядности сравнения учебных
планов за счет модификации метода унифицированного графического вопло-
щения активности и адаптации его к направлению «информатика и вычисли-
тельная техника» в результате работы было выполнено. С помощью метода
легко визуально оценивать балансировку знаний в учебном плане и сравнивать
их между собой.
Научная новизна заключается в том, что предложенная модификация ме-
тода унифицированного воплощения активности позволяет повысить чувстви-
тельность метода к исходным данным, а также предложена проработка частной
модели для направления магистратуры 09.04.01 «информатика и вычислитель-
ная техника».
Практическая значимость заключается в том, что модифицированный ме-
тод применен для выработки рекомендаций по балансировке состава учебного
плана специальности 09.04.01 «информатика и вычислительная техника» для
подготовки ИТ-специалистов ракетно-космической отрасли.
Также существуют перспективные направления для модифицированного
метода UGVA. Например, его можно использовать в совокупности с методом
автоматизированной оценки уровня компетентности, что позволит получить
визуализированный образ развития компетентностей студентов в динамике, от-
носительно как профиля подготовки, так и учебного плана, по которому осуще-
ствляется обучение. Также можно развить идеи подбора кадров для предпри-
ятий в зависимости от тех профессиональных умений, которые были получены
в процессе обучения претендентов на вакантные должности.
По итогам диссертационного исследования были опубликованы две на-
учные статьи [25, 26].
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АО «ИСС» – АО «Информационные спутниковые системы»;
«ИС КА и ЦУП» – «Информационные системы космических аппаратов и
центров управления полетами»;
ИиВТ – информатика и вычислительная техника;
ИТ – информационные технологии;
ООП – основная образовательная программа;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПУ – профессиональные умения;
СФУ – Сибирский федеральный университет;
УК – универсальные компетенции;
УП – учебный план;
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Модификация метода автоматизированной балансировки состава учебного плана подготовки ИТ-специалистов»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету