Наставничество как форма нефинансовой поддержки предпринимательства

Осипова, Анастасия Владимировна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Определение социально – экономической эффективности наставничества как формы нефинансовой поддержки предпринимательства через институт наставничества молодых работников пожилыми людьми на примере ТФ ООО “Аудитсистема”.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 12

1. Теоретические основы института наставничества …………………………………. 16

1.1 Понятие, структура и функции системы наставничества ………………….. 16

1.2 Мировая практика реализации программ наставничества ………………… 27

1.3 Методы и критерии эффективности наставничества ………………………… 36

2. Российский опыт реализации программ бизнес-наставничества…………….. 49

2.1 Обзор организаций, реализующих программы бизнес-наставничества в
России ………………………………………………………………………………………………….. 49

2.2 Опыт реализации бизнес-наставничества…………………………………………. 55

2.3 Оценка потребности начинающих предпринимателей в наставниках .. 62

3. Наставничество как инструмент повышения эффективности трудовых
ресурсов на примере ТФ ООО «Аудитсистема» ……………………………………….. 66

3.1 Основные характеристики предприятия…………………………………………… 66

3.2 Внедрение института наставничества………………………………………………. 71

3.3 Экономическая эффективность от внедрения системы
наставничества……………………………………………………………………………………… 82

4 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 97

Заключение ……………………………………………………………………………………………. 104

Список публикаций студента ………………………………………………………………….. 107

Список используемых источников ………………………………………………………….. 109

Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 115

Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 119

Приложение В………………………………………………………………………………………… 122

Приложение Г ………………………………………………………………………………………… 123
Приложение Д………………………………………………………………………………………… 125

Приложение Е ………………………………………………………………………………………… 131

Приложение Ж ……………………………………………………………………………………….. 133

В настоящее время проблема нехватки высококвалифицированных
кадров на предприятиях является актуальной. Преемственность знаний,
навыков и накопленного опыта играет важную роль в эффективности
функционирования любого предприятия, обеспечивая целостность
организации, эффективность реализации ее функций и соблюдение принятых
правил поведения и работы. С учетом возрастающей нагрузки на
организацию увеличивается важность качественной и быстрой адаптации
сотрудников к условиям работы и коллективу. Институт наставничества
позволяет не только эффективно подготовить молодых специалистов к
работе, но и повысить уровень благополучия пожилых людей.
Многие отечественные предприятия, сегодня остро нуждаются в
эффективных способах решения проблемы сохранения уникальных знаний. В
компаниях много молодых неопытных сотрудников и много ветеранов труда,
которые в скором времени уйдут на заслуженный отдых. Зачастую уходя с
предприятий, такие заслуженные работники уносят вместе с собой
уникальные знания и опыт. В этой ситуации руководители выражают
обеспокоенность судьбой организации после ухода таких ценных кадров.
Актуальность исследования.
В современных условиях ведения бизнеса главная ценность любой
организации или предприятия – это персонал. Поэтому, становится
очевидным, что обучение персонала должно быть непрерывным. А это
значит, что необходимо постоянно следить за новейшими тенденциями,
новыми технологиями развития персонала, чтобы сотрудники верили и
стремились к лучшему вместе с компанией, чувствуя себя членами единой
команды. Так же мир с каждым годом все больше «взрослеет». В нашей
стране, по данным Росстата, к 2036 году практически каждый третий
россиянин (30,2%) будет старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше
65 лет увеличится на 60%. По прогнозным данным Росстата количество
трудоспособного население из года в год будет уменьшаться, а количество
человек старше трудоспособного возраста будет расти. Следовательно, перед
руководителями стоит задача оставить столь ценный фонд знаний в виде
зрелых сотрудников в стенах предприятия и в то же время ускорить время
адаптации новых сотрудников. Для данной цели как нельзя лучше подходит
система наставничества. Так же международная и российская практика
показывают, что поддержка начинающего предпринимателя опытным
наставником/ментором повышает выживаемость бизнеса и ускоряет его
развитие.
Такую социальную проблему, как дефицит рабочей силы можно
решить с помощью внедрения наставничества пожилыми людьми на
предприятиях. Внедрение наставничества поможет, как и предприятию, так и
пенсионеру с финансовой точки зрения. Возможность участия пожилых лиц
в составе рабочей силы сможет снизить затраты на обучение, повысить
квалификации молодых работников, увеличить долю интеллектуальной
собственности в активах фирмы, улучшить конкурентоспособность
предприятия на рынке и обеспечить занятость пенсионеров. Соответственно
сам процесс адаптации новых сотрудников является важной частью обучения
кадров. В соответствии всего выше сказанного, наставничество как форма
нефинансовой поддержки предпринимательства будет очень актуальным,
повышать производительность труда, мотивацию, а соответственно снижать
затраты и повышать прибыль предприятия.
Степень изученности проблемы.
Сегодня тема наставничества недостаточно освещена в российских и
зарубежных источниках. Работы, которые сегодня существуют по данной
теме, рассматривают отдельные направления с адаптацией молодых
специалистов. Но практически нет трудов, которые бы освещали данную
проблему в общей экономической плоскости функционирования
современного предприятия. Среди работ особо следует выделить работы
таких российских ученых, как Антосенков Е.Г., Артамонова М.В.,
Бобков В.Н., Беккер Г., Байденко В.И., Балашов В.В., Васильева Е.В.,
Волгин Н.А., Генкин Б.М., Гимпельсон В.Е., Егоршин А.П., Одегов Ю.Г.,
Руденко Г.И., Травин В.В., Шульц Е.И. Среди зарубежных авторов важную
роль для проведенного исследования сыграли работы R. Garvey,
D. Megginson, D. Clutterbuck, E. Parsloe, K. Krem. Все работы, посвящённые
проблеме возрождения системы наставничества, носят лишь дискуссионный
характер.
В научных источниках в основном представлены исследования
системы наставничества в социологическом ключе, что делает данную тему
актуальной в поиске новых форм и методов наставничества в экономике.
Цель выпускной квалификационной работы определить социально –
экономическую эффективность наставничества как формы нефинансовой
поддержки предпринимательства через институт наставничества молодых
работников пожилыми людьми на примере ТФ ООО «Аудитсистема».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы наставничества, выявить его
характерные особенности, структуру и функции.
2. Рассмотреть российский опыт реализации программ бизнес-
наставничества.
3. Внедрить наставничество как инструмент повышения
эффективности трудовых ресурсов.
Объект исследования – система нефинансовой поддержки
предпринимательства в Российской Федерации.
Предмет работы – институт наставничества как форма нефинансовой
поддержки предпринимательства на примере ТФ ООО «Аудитсистема».
Теоретическая и методологическая основа диссертационного
исследования. Теоретической основой исследования послужили труды
российских и зарубежных ученых и специалистов: системно–целостный,
личностно ориентированный подходы, раскрывающие многоаспектную
сущность развития института наставничества.
В методологическую основу исследования были положены
разнообразные методы анализа, обобщения и аналогии, методы
сравнительных и экспертных оценок, методы статистической обработки
данных.
Гипотеза. Основная цель развития института наставничества – это
снижение затрат на управление персоналом и повышение уровня
благополучия пожилых людей.
Информационной базой исследования послужили информационные
источники, современная зарубежная теория развития наставничества, а также
достоверные результаты и выводы публикаций, монографий в российских
изданиях.
Научная новизна исследования. Предложена методика внедрения
наставничества на примере ТФ ООО «Аудитсистема». Выявлены проблемы
реализации программ наставничества и предложены рекомендации по их
устранению.
Практическая значимость. Основные положения и выводы
магистерской диссертации могут быть использованы руководителями
организаций и предприятий различных отраслей и сфер деятельности.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из
введения, трех глав, заключения, списка используемых литературных
источников и приложений. Основной текст работы изложен на 148
страницах.
1. Теоретические основы института наставничества
1.1 Понятие, структура и функции системы наставничества

В России, так же как и в развитых странах, наставничество является
частью корпоративной культуры. Многие крупные российские компании
выстраивают систему наставничества для молодых специалистов и
сотрудников, получивших повышение или новое место, чтобы повысить их
эффективность посредством развития на рабочем месте и помощи в решении
каких-либо рабочих вопросов. Данный метод применяется также для
раскрытия потенциала нового сотрудника и его дальнейшей реализации в
компании.
Можно утверждать, что через несколько лет наставничество в России
станет эффективным инструментом кадровой политики не только крупных
компаний, но и органов государственной власти, общественных организаций,
вузов и научных лабораторий, технополисов и технопарков, малого и
среднего бизнеса.
Наставничество особенно актуально в условиях интенсивно
обновляющегося кадрового состава организаций. Особое значение
приобретает наставничество в ситуациях дефицита квалифицированных
кадров и/или потребности в их оперативном восполнении.
Также наставничество является эффективной формой нефинансовой
поддержки предпринимательства в виде снижении затрат на обучение
персонала, на поиск новых сотрудников, так как снижается текучесть кадров.
Нефинансовые меры поддержки малого и среднего бизнеса тоже требуют
денег для реализации, но не в тех объемах, что финансовые.
Целью выпускной квалификационной работы являлось определение
социально-экономической эффективности наставничества как формы
нефинансовой поддержки предпринимательства через институт
наставничества молодых работников пожилыми людьми на примере ТФ
ООО «Аудитсистема». Цель достигнута. Задачи решены.
Исследование позволяет сделать ряд выводов.
Развитие института наставничества с точки зрения экономического
эффекта заключается в сокращении времени на адаптацию нового персонала,
уменьшении расходов на организацию работы по приему и увольнению
работников, сокращении затрат на введение в должность нового сотрудника,
а также экономии времени других сотрудников, которые выполняют
функции уволенных, в снижении затрат на обучение персонала, в снижении
текучести кадров.
Социальный эффект от развития института наставничества
заключается в улучшении социально-психологического климата в
коллективе, в финансовой поддержке пенсионеров, их социализации, в
создании тесных контактов между сотрудниками, позволяющих
обмениваться важной информацией не только по каналу «наставник-
новичок», но и в обратном порядке, повышать уровень профессионализма и
удовлетворенности трудом.
Автором данной работы предложен механизм развития института
наставничества в конкретной организации – ТФ ООО «Аудитсистема». В
результате внедрения института наставничества в организации получены
следующие результаты:
 привлечен опыт зрелых работников;
 увеличилась производительность труда молодых сотрудников;
 уменьшились затраты предприятия на повышение квалификации
персонала;
 снизилась текучесть персонала.
Стоит отметить, что преимущество разработанного механизма
развития института наставничества, заключается в том, что его можно
использовать в организациях любой сферы экономической деятельности.
Благодаря достигнутым результатам, к руководителю компании
обратилась компания ООО “ТРАНС-АУДИТ” для решения имеющихся
проблем, таким образом, ТФ ООО «Аудитсистема» выступила бизнес-
наставником.
Было решено внедрить внутрифирменное наставничество в ООО
“ТРАНС-АУДИТ”, тем самым решилась проблема нехватки специалистов,
повысилось качество аудита, поднялась цена на предоставляемые услуги и
выручка предприятия возросла.
Успешная реализация института наставничества зависит от
правильного определения потребностей организации, ее организационной
структуры и культуры.
В настоящее время развитие института наставничества может стать
одним из перспективных направлений повышения эффективности
функционирования любой организации за счет более продуктивного
использования труда ее работников, сокращения периода их адаптации,
повышения заинтересованности в дальнейшем обучении и мотивации, в
задействовании труда пенсионеров, их опыта и знаний. Тем самым с
институтом наставничества можно компенсировать дефицит трудовых
ресурсов.
Исследование и его результаты могут иметь практическое применение
предприятиями. Применение результатов исследования позволит
предприятию оценить результаты внедрения наставничества, выявить
существующие проблемы и устранить их.
Исследование послужит примером авторской методики внедрения
наставничества для достижения ряда целей:
1. Повышение эффективности труда сотрудников.
2. Снижение текучести персонала.
3. Снижение затрат предприятия.
4. Привлечение опыта пожилых людей (ценных кадров).
Список публикаций студента

1. Харьковская А.В., Арцер Т.В. Менторство как основа Социального
предпринимательства // Экономика России в XXI веке: сборник научных
трудов XII Всероссийской научно-практической конференции
«Экономические науки и прикладные исследования» / под ред.
Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. Томский политехнический университет. В
2-х т. Т. I. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015.
С. 610−615.
2. Харьковская А.В., Арцер Т.В. Менторство как способ преодоления
дефицита квалифицированной рабочей силы // Материалы II Всероссийской
научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с
международным участием, проводимой в рамках III Международного
форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!», г.
Новосибирск, 19-20 ноября 2015 г. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. С.
336−337.
3. Tatiana A. V., Kharkovskaya A. V. Mentoring as the basis for social
business // SHS Web of Conferences Volume 28 (2016), RPTSS 2015 –
International Conference on Research Paradigms Transformation in Social
Sciences 2015, Dates: 15-17 December 2015, Location: Tomsk Polytechnic
University, Tomsk, Russian Federation, Conference Chair: Prof. Igor Ardashkin
Tomsk Polytechnic University, Tomsk. 1−4 pp.
4. Харьковская А.В., Арцер Т.В. Развитие программ наставничества
для малого и среднего бизнеса в России // Современное коммуникационное
пространство: анализ состояния и тенденции развития. Материалы
Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 26–28
апреля 2017 г. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. С. 306−308.
5. Осипова А.В., Арцер Т.В. Наставничество – как инструмент
повышения производительности труда на предприятии // Достижения
вузовской науки: сборник статей II Международного научно-
Исследовательского конкурса, г. Пенза, 5–10 мая 2018 г. Пенза: Изд-во
международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение»,
2019. С. 151−156.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Интегрированная отчётность: проблемы и перспективы в России
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет