Наставничество как форма нефинансовой поддержки предпринимательства

Осипова, Анастасия Владимировна Отделение социально-гуманитарных наук (ОСГН)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Определение социально – экономической эффективности наставничества как формы нефинансовой поддержки предпринимательства через институт наставничества молодых работников пожилыми людьми на примере ТФ ООО “Аудитсистема”.

Введение ………………………………………………………………………………………………….. 12

1. Теоретические основы института наставничества …………………………………. 16

1.1 Понятие, структура и функции системы наставничества ………………….. 16

1.2 Мировая практика реализации программ наставничества ………………… 27

1.3 Методы и критерии эффективности наставничества ………………………… 36

2. Российский опыт реализации программ бизнес-наставничества…………….. 49

2.1 Обзор организаций, реализующих программы бизнес-наставничества в
России ………………………………………………………………………………………………….. 49

2.2 Опыт реализации бизнес-наставничества…………………………………………. 55

2.3 Оценка потребности начинающих предпринимателей в наставниках .. 62

3. Наставничество как инструмент повышения эффективности трудовых
ресурсов на примере ТФ ООО «Аудитсистема» ……………………………………….. 66

3.1 Основные характеристики предприятия…………………………………………… 66

3.2 Внедрение института наставничества………………………………………………. 71

3.3 Экономическая эффективность от внедрения системы
наставничества……………………………………………………………………………………… 82

4 Социальная ответственность …………………………………………………………………. 97

Заключение ……………………………………………………………………………………………. 104

Список публикаций студента ………………………………………………………………….. 107

Список используемых источников ………………………………………………………….. 109

Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 115

Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 119

Приложение В………………………………………………………………………………………… 122

Приложение Г ………………………………………………………………………………………… 123
Приложение Д………………………………………………………………………………………… 125

Приложение Е ………………………………………………………………………………………… 131

Приложение Ж ……………………………………………………………………………………….. 133

В настоящее время проблема нехватки высококвалифицированных
кадров на предприятиях является актуальной. Преемственность знаний,
навыков и накопленного опыта играет важную роль в эффективности
функционирования любого предприятия, обеспечивая целостность
организации, эффективность реализации ее функций и соблюдение принятых
правил поведения и работы. С учетом возрастающей нагрузки на
организацию увеличивается важность качественной и быстрой адаптации
сотрудников к условиям работы и коллективу. Институт наставничества
позволяет не только эффективно подготовить молодых специалистов к
работе, но и повысить уровень благополучия пожилых людей.
Многие отечественные предприятия, сегодня остро нуждаются в
эффективных способах решения проблемы сохранения уникальных знаний. В
компаниях много молодых неопытных сотрудников и много ветеранов труда,
которые в скором времени уйдут на заслуженный отдых. Зачастую уходя с
предприятий, такие заслуженные работники уносят вместе с собой
уникальные знания и опыт. В этой ситуации руководители выражают
обеспокоенность судьбой организации после ухода таких ценных кадров.
Актуальность исследования.
В современных условиях ведения бизнеса главная ценность любой
организации или предприятия – это персонал. Поэтому, становится
очевидным, что обучение персонала должно быть непрерывным. А это
значит, что необходимо постоянно следить за новейшими тенденциями,
новыми технологиями развития персонала, чтобы сотрудники верили и
стремились к лучшему вместе с компанией, чувствуя себя членами единой
команды. Так же мир с каждым годом все больше «взрослеет». В нашей
стране, по данным Росстата, к 2036 году практически каждый третий
россиянин (30,2%) будет старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше
65 лет увеличится на 60%. По прогнозным данным Росстата количество
трудоспособного население из года в год будет уменьшаться, а количество
человек старше трудоспособного возраста будет расти. Следовательно, перед
руководителями стоит задача оставить столь ценный фонд знаний в виде
зрелых сотрудников в стенах предприятия и в то же время ускорить время
адаптации новых сотрудников. Для данной цели как нельзя лучше подходит
система наставничества. Так же международная и российская практика
показывают, что поддержка начинающего предпринимателя опытным
наставником/ментором повышает выживаемость бизнеса и ускоряет его
развитие.
Такую социальную проблему, как дефицит рабочей силы можно
решить с помощью внедрения наставничества пожилыми людьми на
предприятиях. Внедрение наставничества поможет, как и предприятию, так и
пенсионеру с финансовой точки зрения. Возможность участия пожилых лиц
в составе рабочей силы сможет снизить затраты на обучение, повысить
квалификации молодых работников, увеличить долю интеллектуальной
собственности в активах фирмы, улучшить конкурентоспособность
предприятия на рынке и обеспечить занятость пенсионеров. Соответственно
сам процесс адаптации новых сотрудников является важной частью обучения
кадров. В соответствии всего выше сказанного, наставничество как форма
нефинансовой поддержки предпринимательства будет очень актуальным,
повышать производительность труда, мотивацию, а соответственно снижать
затраты и повышать прибыль предприятия.
Степень изученности проблемы.
Сегодня тема наставничества недостаточно освещена в российских и
зарубежных источниках. Работы, которые сегодня существуют по данной
теме, рассматривают отдельные направления с адаптацией молодых
специалистов. Но практически нет трудов, которые бы освещали данную
проблему в общей экономической плоскости функционирования
современного предприятия. Среди работ особо следует выделить работы
таких российских ученых, как Антосенков Е.Г., Артамонова М.В.,
Бобков В.Н., Беккер Г., Байденко В.И., Балашов В.В., Васильева Е.В.,
Волгин Н.А., Генкин Б.М., Гимпельсон В.Е., Егоршин А.П., Одегов Ю.Г.,
Руденко Г.И., Травин В.В., Шульц Е.И. Среди зарубежных авторов важную
роль для проведенного исследования сыграли работы R. Garvey,
D. Megginson, D. Clutterbuck, E. Parsloe, K. Krem. Все работы, посвящённые
проблеме возрождения системы наставничества, носят лишь дискуссионный
характер.
В научных источниках в основном представлены исследования
системы наставничества в социологическом ключе, что делает данную тему
актуальной в поиске новых форм и методов наставничества в экономике.
Цель выпускной квалификационной работы определить социально –
экономическую эффективность наставничества как формы нефинансовой
поддержки предпринимательства через институт наставничества молодых
работников пожилыми людьми на примере ТФ ООО «Аудитсистема».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы наставничества, выявить его
характерные особенности, структуру и функции.
2. Рассмотреть российский опыт реализации программ бизнес-
наставничества.
3. Внедрить наставничество как инструмент повышения
эффективности трудовых ресурсов.
Объект исследования – система нефинансовой поддержки
предпринимательства в Российской Федерации.
Предмет работы – институт наставничества как форма нефинансовой
поддержки предпринимательства на примере ТФ ООО «Аудитсистема».
Теоретическая и методологическая основа диссертационного
исследования. Теоретической основой исследования послужили труды
российских и зарубежных ученых и специалистов: системно–целостный,
личностно ориентированный подходы, раскрывающие многоаспектную
сущность развития института наставничества.
В методологическую основу исследования были положены
разнообразные методы анализа, обобщения и аналогии, методы
сравнительных и экспертных оценок, методы статистической обработки
данных.
Гипотеза. Основная цель развития института наставничества – это
снижение затрат на управление персоналом и повышение уровня
благополучия пожилых людей.
Информационной базой исследования послужили информационные
источники, современная зарубежная теория развития наставничества, а также
достоверные результаты и выводы публикаций, монографий в российских
изданиях.
Научная новизна исследования. Предложена методика внедрения
наставничества на примере ТФ ООО «Аудитсистема». Выявлены проблемы
реализации программ наставничества и предложены рекомендации по их
устранению.
Практическая значимость. Основные положения и выводы
магистерской диссертации могут быть использованы руководителями
организаций и предприятий различных отраслей и сфер деятельности.
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из
введения, трех глав, заключения, списка используемых литературных
источников и приложений. Основной текст работы изложен на 148
страницах.
1. Теоретические основы института наставничества
1.1 Понятие, структура и функции системы наставничества

В России, так же как и в развитых странах, наставничество является
частью корпоративной культуры. Многие крупные российские компании
выстраивают систему наставничества для молодых специалистов и
сотрудников, получивших повышение или новое место, чтобы повысить их
эффективность посредством развития на рабочем месте и помощи в решении
каких-либо рабочих вопросов. Данный метод применяется также для
раскрытия потенциала нового сотрудника и его дальнейшей реализации в
компании.
Можно утверждать, что через несколько лет наставничество в России
станет эффективным инструментом кадровой политики не только крупных
компаний, но и органов государственной власти, общественных организаций,
вузов и научных лабораторий, технополисов и технопарков, малого и
среднего бизнеса.
Наставничество особенно актуально в условиях интенсивно
обновляющегося кадрового состава организаций. Особое значение
приобретает наставничество в ситуациях дефицита квалифицированных
кадров и/или потребности в их оперативном восполнении.
Также наставничество является эффективной формой нефинансовой
поддержки предпринимательства в виде снижении затрат на обучение
персонала, на поиск новых сотрудников, так как снижается текучесть кадров.
Нефинансовые меры поддержки малого и среднего бизнеса тоже требуют
денег для реализации, но не в тех объемах, что финансовые.
Целью выпускной квалификационной работы являлось определение
социально-экономической эффективности наставничества как формы
нефинансовой поддержки предпринимательства через институт
наставничества молодых работников пожилыми людьми на примере ТФ
ООО «Аудитсистема». Цель достигнута. Задачи решены.
Исследование позволяет сделать ряд выводов.
Развитие института наставничества с точки зрения экономического
эффекта заключается в сокращении времени на адаптацию нового персонала,
уменьшении расходов на организацию работы по приему и увольнению
работников, сокращении затрат на введение в должность нового сотрудника,
а также экономии времени других сотрудников, которые выполняют
функции уволенных, в снижении затрат на обучение персонала, в снижении
текучести кадров.
Социальный эффект от развития института наставничества
заключается в улучшении социально-психологического климата в
коллективе, в финансовой поддержке пенсионеров, их социализации, в
создании тесных контактов между сотрудниками, позволяющих
обмениваться важной информацией не только по каналу «наставник-
новичок», но и в обратном порядке, повышать уровень профессионализма и
удовлетворенности трудом.
Автором данной работы предложен механизм развития института
наставничества в конкретной организации – ТФ ООО «Аудитсистема». В
результате внедрения института наставничества в организации получены
следующие результаты:
 привлечен опыт зрелых работников;
 увеличилась производительность труда молодых сотрудников;
 уменьшились затраты предприятия на повышение квалификации
персонала;
 снизилась текучесть персонала.
Стоит отметить, что преимущество разработанного механизма
развития института наставничества, заключается в том, что его можно
использовать в организациях любой сферы экономической деятельности.
Благодаря достигнутым результатам, к руководителю компании
обратилась компания ООО “ТРАНС-АУДИТ” для решения имеющихся
проблем, таким образом, ТФ ООО «Аудитсистема» выступила бизнес-
наставником.
Было решено внедрить внутрифирменное наставничество в ООО
“ТРАНС-АУДИТ”, тем самым решилась проблема нехватки специалистов,
повысилось качество аудита, поднялась цена на предоставляемые услуги и
выручка предприятия возросла.
Успешная реализация института наставничества зависит от
правильного определения потребностей организации, ее организационной
структуры и культуры.
В настоящее время развитие института наставничества может стать
одним из перспективных направлений повышения эффективности
функционирования любой организации за счет более продуктивного
использования труда ее работников, сокращения периода их адаптации,
повышения заинтересованности в дальнейшем обучении и мотивации, в
задействовании труда пенсионеров, их опыта и знаний. Тем самым с
институтом наставничества можно компенсировать дефицит трудовых
ресурсов.
Исследование и его результаты могут иметь практическое применение
предприятиями. Применение результатов исследования позволит
предприятию оценить результаты внедрения наставничества, выявить
существующие проблемы и устранить их.
Исследование послужит примером авторской методики внедрения
наставничества для достижения ряда целей:
1. Повышение эффективности труда сотрудников.
2. Снижение текучести персонала.
3. Снижение затрат предприятия.
4. Привлечение опыта пожилых людей (ценных кадров).
Список публикаций студента

1. Харьковская А.В., Арцер Т.В. Менторство как основа Социального
предпринимательства // Экономика России в XXI веке: сборник научных
трудов XII Всероссийской научно-практической конференции
«Экономические науки и прикладные исследования» / под ред.
Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. Томский политехнический университет. В
2-х т. Т. I. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015.
С. 610−615.
2. Харьковская А.В., Арцер Т.В. Менторство как способ преодоления
дефицита квалифицированной рабочей силы // Материалы II Всероссийской
научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с
международным участием, проводимой в рамках III Международного
форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!», г.
Новосибирск, 19-20 ноября 2015 г. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. С.
336−337.
3. Tatiana A. V., Kharkovskaya A. V. Mentoring as the basis for social
business // SHS Web of Conferences Volume 28 (2016), RPTSS 2015 –
International Conference on Research Paradigms Transformation in Social
Sciences 2015, Dates: 15-17 December 2015, Location: Tomsk Polytechnic
University, Tomsk, Russian Federation, Conference Chair: Prof. Igor Ardashkin
Tomsk Polytechnic University, Tomsk. 1−4 pp.
4. Харьковская А.В., Арцер Т.В. Развитие программ наставничества
для малого и среднего бизнеса в России // Современное коммуникационное
пространство: анализ состояния и тенденции развития. Материалы
Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 26–28
апреля 2017 г. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. С. 306−308.
5. Осипова А.В., Арцер Т.В. Наставничество – как инструмент
повышения производительности труда на предприятии // Достижения
вузовской науки: сборник статей II Международного научно-
Исследовательского конкурса, г. Пенза, 5–10 мая 2018 г. Пенза: Изд-во
международный центр научного сотрудничества «Наука и просвещение»,
2019. С. 151−156.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Интегрированная отчётность: проблемы и перспективы в России
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет