Научно-методические основы построения системы повышения квалификации управленческих кадров ВУЗов
Целью исследования является разработка научно-методических основ построения системы повышения квалификации управленческого персонала вуза, как необходимой составляющей процессов трансформации высших учебных заведений для реализации целей Национальных проектов “Образование” и “Наука” в рамках распоряжения Правительства РФ от 30 сентября 2018 года №2101-р.
Теоретическая и практическая значимость работы состояла в развитии представлений о системе повышения квалификации, как обновленного формата дополнительного профессионального образования управленческого персонала вуза, с ориентацией на решение насущных задач образовательной организации в виде готового решения улучшающего вмешательства.
Реферат……………………………………………………………………….. 6
Введение……………………………………………………………………… 8
1. Повышение квалификации в системе образования
Российской Федерации …………………………………………………… 11
1.1 Определение понятия «повышение квалификации» и ее
место в системе образования………………………………………… 11
1.2 Современное состояние системы повышения квалификации
в Российской Федерации…………………………………………….. 15
1.3 Анализ систем повышения квалификации в зарубежных
странах ………………………………………………………………… 20
1.4 Выводы………………………………………………………………… 27
2. Методология оценивания системы повышения
квалификации управленческого персонала вуза…………………………. 28
2.1 Результаты экспертного семинара…………………………………… 29
2.2 Результаты социологического исследования………………………. 36
2.3 Выводы………………………………………………………………… 50
3. Научно-методические основы построения системы
повышения квалификации управленческих кадров вузов
…………………………………………………………………………….. 51
3.1 Составляющие востребованной системы
повышения квалификации…………………………………………… 56
3.2 Выводы………………………………………………………………… 57
4. Социальная ответственность……………………………………………… 64
Заключение …………………………………………………………………… 64
Список использованных источников……………………………………….. 66
Приложение А………………………………………………………………… 72
Приложение Б………………………………………………………………… 80
Приложение В………………………………………………………………… 81
Актуальность. Масштабные изменение в области получения,
хранения, анализа и трансляции научного знания, предъявляют новые
требования к образовательным процессам, как по содержательным аспектам,
так и по форме подачи, взаимодействию с обучающимися, структуре
материала и пр. Увеличивающаяся с каждым годом академическая
мобильность в мире, глобализация преподавания на английском языке,
развитие дистанционных форм обучения и необходимость в быстрой
модификации образовательных программ под нужды работодателей,
определяют основные критерии конкурентоспособности вузов на мировом
рынке образования.
Основной целью трансформации вузов в этих условиях становится
подготовка востребованного специалиста высочайшей квалификации,
способного к эффективной трудовой деятельности на международном уровне,
стремящемуся к профессиональному и личностному росту в рамках
устойчивого развития цивилизации. На лицо смещение акцентов образования:
с трансляционной (передать определенный уровень знаний обучающемуся) на
задачу личностного и профессионального развития в условиях перманентного
изменения социально-экономического окружения с позиции обручения в
течение всей жизни.
Особенно данный вопрос актуален для программ повышения
квалификации управленческих кадров вуза, которые являются и
идеологическими вдохновителями, и руководителями реализации всех
модернизационных процессов в вузе, обеспечивающих эффективную
реализацию поставленных целей и обеспечение конкурентоспособности на
международном образовательном рынке. В идеале это должны быть
программы, в которых акцент ставиться на получение новых, востребованных
навыков и знаний, за короткий промежуток времени.
В действительности рынок подобных образовательных продуктов в
Российской Федерации, характеризуется следующими особенностями:
1. Ориентация на внутренний, а не на мировой рынок,
2. Формализация программ повышения квалификации (периодичность,
длительность, состав дисциплин),
3. Высокой коррупционной составляющей (покупка свидетельства без
прохождения образовательной программы),
4. Ориентация на очные образовательные продукты,
5. Слабо представленный рынок он-лайн образовательных программ.
Вышеперечисленные факторы определяют необходимость пересмотра
существующей системы повышения квалификации управленческого
персонала ВУЗа с учетом современных реалий.
Объект исследования: системы повышения квалификации
управленческого персонала ВУЗа.
Предмет исследования: научно-методические основы построения
системы повышения квалификации управленческого персонала вуза.
Целью исследования является разработка научно-методических основ
построения системы повышения квалификации управленческого персонала
вуза.
Гипотеза исследования. Построение востребованной образовательной
программы повышения квалификации управленческих кадров вузов требует
оценки и учета не столько формальных требований, сколько проведения
«глубокого маркетинга» целей и задач программы с точки зрения заказчика,
оценки времени и положительного эффекта от обучения на данной программе
специалистов вуза, реализации проектного формата обучения с внедрением
результатов в своем вузе.
Задачи исследования:
1) изучить особенности современной системы повышения квалификации с
точки зрения системы образования РФ;
2) определить базовые принципы программ повышения квалификации
управленческих кадров вуза;
3) определить научно-методические основы построения системы
повышения квалификации управленческих кадров вуза.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
выделении базовых принципов построения образовательных программ
повышения квалификации, учитывающих баланс интересов стейкхолдеров в
рамках повышения конкурентоспособности вузов.
Теоретическая значимость. Расширение инструментов определения
баланса интересов стейкхолдеров при разработке и реализации программ
повышения квалификации управленческого персонала вуза.
Практическая значимость. Оптимизация системы образования с
определением программ повышения квалификации управленческого
персонала вуза, как составляющего элемента проектного обучения с
последующим внедрением улучшающего вмешательства для повышения
конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг.
1. Повышение квалификации в системе образования РФ.
Масштабные изменение в области получения, хранения, анализа и
трансляции научного знания, предъявляют новые требования к
образовательным процессам, как по содержательным аспектам, так и по форме
подачи, взаимодействию с обучающимися, структуре материала и пр.
Основной целью трансформации вузов в этих условиях становится подготовка
востребованного специалиста высочайшей квалификации, способного к
эффективной трудовой деятельности на международном уровне,
стремящемуся к профессиональному и личностному росту в рамках
устойчивого развития цивилизации.
Особенно данный вопрос актуален для программ повышения
квалификации управленческих кадров вуза, которые являются и
идеологическими вдохновителями, и руководителями реализации всех
модернизационных процессов в вузе, обеспечивающих эффективную
реализацию поставленных целей и обеспечение конкурентоспособности на
международном образовательном рынке.
Анализ состояния системы повышения квалификации управленческого
персонала вузов в Российской Федерации показывает серьезные системные
проблемы в ее эффективном функционировании в текущем формате и может
быть охарактеризована, как критическая. Проблемы мотивации сотрудников,
качество преподавания и содержание программ курсов повышения
квалификации, плохая организация и недостаток клиенториентированности
только часть из обширного перечня.
В мировой практики, напротив, прослеживается четкая тенденция к
повышенному вниманию, и как следствие, росту затрат на повышение
квалификации. Ведущие компании тратят на переподготовку и обучение
персонала значительные средства, определяя эту статью расходов, как одну из
наиболее важных в инвестиционной политике компании. Несмотря на
различные системные, культуральные и этические аспекты трудовой
деятельности в различных зарубежных странах, определяются общие
элементы необходимые для реализации системы повышения квалификации.
На основании собранных данных сделано заключение о том, что текущее
состояние системы повышения квалификации управленческого персонала
вузов не позволяет обеспечивать должного уровня квалификации, а это, в свою
очередь, не позволяет российским вузам занять достойное место в мировой
системе высшего образования.
Практическая часть работы была направлена на определение текущего
состояния системы повышения квалификации управленческого персонала
вузов, с привлечением экспертного и профессионального сообществ. Были
определены количественные критерии, позволяющие охарактеризовать
систем, выявлены основные препятствия на пути развития системы
повышения квалификации и рекомендации по их устранению, определены
наиболее эффективные формы реализации программ.
Полученные наработки были использованы для разработки модели
построения системы повышения квалификации управленческого персонала
вуза. Предложены группы стейкхолдеров, определены базовые принципы
построения программ, которые необходимы для учета интересов
стейкхолдеров и его оптимального баланса, рассмотрена этапность
реализации образовательной программы.
Предложенная концепция реализации востребованной образовательной
программы, позволяют устранить все выявленные препятствия на пути
развития системы повышения квалификации управленческого персонала
вузов, как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих постоянное
поддержание уровня управленческих компетенций персонала на уровне,
адекватном внешним и внутренним вызовам.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. №
197-ФЗ[Электронныйресурс]/URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. – Яз. рус. Дата
обращения: 24.11.2019.
2. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012[Электронныйресурс]/URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – Яз. рус. Дата
обращения: 24.11.2019.
3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 “Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов”
[Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/10136741/– Яз. рус. Дата
обращения: 19.11.2019. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года №
499«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществления
образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам»
4. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс] /
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70340506/. – Яз. рус. Дата
обращения: 19.11.2019.
5. Никитин Э.М. Модернизация системы повышения квалификации в целях
обеспечения перспективных кадровых потребностей школы: система
повышения квалификации // Методист. – 2012. – № 6. – С.2-7.
6. Обухов А. С. Модернизация педагогического образования на основе идей
культурно-историческойпсихологииЛ.С.Выготского//Проблемы
современного образования. –2017. – № 4. – С. 41-60.
7. Степанчук О. А. Гуманитарная сущность современного образования [Текст] //
Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар.
науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Изд-во Реноме,
2012. — С. 21-23.
8. Повышение квалификации рабочих на производстве: Педагогический аспект /
Сенченко И.Т. М.: Изд-во Педагогика, 1989. 112 с.
9. Мозгарев Л.В. Структура качества повышения квалификации работников
образования // Педагогика. – 2012. – № 10. – С.8-12.
10.Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Под ред.
Ю.П. Орловского М.: Изд-во. ИНФРА-М, 2004. 213 с.
11.КвасоваЛ.В.Методология,моделированиеиалгоритмизация
управленияинвариантнойвнутрифирменнойсистемойповышения
квалификацииспециалистов на основе структурной оптимизациии
автоматизированного обучения: Автореф. дис. док. тех. наук. – Воронеж.,
2008. – 38 с.
12.Российские студенты в немецких университетах VXIII- первой половине XIX
века / Андреев Ю.В. М.: изд-во Знак, 2005. 432 с.
13.Меркулов П.А. Актуальные проблемы подготовки управленческих кадров в
современной России // Вестник государственного и муниципального
управления. – 2014. – №3. – С. 55-59.
14.НажмиддиновА.М.Моделированиеуправленческойкомпетентности
руководителяобразовательногоучреждения//Азимутнаучных
исследований: педагогика и психология. – 2018. – № 2(23). – С. 177 -179.
15.НикитинА.С.Формированиеиобеспечениеэффективного
функционирования региональных управленческих команд: Дис. док. экон.
наук.–Москва,2018.[Электронныйресурс]/URL:
https://www.ranepa.ru/docs/dissertation/nikitin-a-s-dissertation.pdf. – Яз. рус.
Дата обращения: 19.11.2019.
16.Марусинина Е.Ю., Асланян А.А. О современных моделях подготовки
управленческих кадров // Вестник Волгоградского государственного
университета. – 2015. – № 1. – С. 28-31.
17.Гришина И.В., Волков В.Н. Актуальные вопросы совершенствования системы
дополнительного профессионального образования управленческих кадров на
примересистемыобразованияСанкт-Петербурга//Управление
образованием: теория и практика. – 2011. – №3. – С. 37-52.
18.Максимова М.А. Повышение квалификации в системе непрерывного
профессионального образования// Вектор науки ТГУ. – 2012. – №1(98). – С.
206-208.
19.Татарникова А.А. Дополнительное профессиональное образование как
составная часть непрерывного профессионального образования // Вестн. Том.
гос.ун-та.2007.№299.[Электронныйресурс]/URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-
sostavnaya-chast-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya. – Яз. рус. Дата
обращения: 24.11.2019.
20.Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России в
2014-2018 гг, прогноз на 2019-2023 гг Маркетинговое агентство Businesstart
[Электронныйресурс]/URL:
https://businesstat.ru/images/demo/additional_professional_education_2019_demo
_businesstat.pdf. – Яз. рус. Дата обращения: 05.10.2019.
21.ПономареваЕ.Аналитическаясправкапорынкудополнительного
профессионального образования-2018 [Электронный ресурс] / URL: https://t-
laboratory.ru/2018/06/13/analiticheskaja-spravka-po-rynku-dopolnitelnogo-
professionalnogo-obrazovanija-2018/. – Яз. рус. Дата обращения: 12.09.2019.
22.Киселёва А.A., Фархутдинова Л.Ф. Маркетинговые исследования рынка
образовательных услуг России //Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2012. –
№9. – С. 8-16.
23.Потемкина Т.В. Подготовка управленческих педагогических кадров для
системы образования // Управление образованием: теория и практика. – 2015.
– №2(18). – С. 84-91.
24.ЛященкоН.И.Современноесостояниеорганизацииповышения
квалификации специалистов. Модель компьютерной системы повышения
квалификации специалистов. Фундаментальные исследования №9, 2012
стр932-936.
25.Султанова Т. А. Исследование готовности менеджеров образования к
реализации прогностической деятельности // Дискуссия. – 2014. – №4. – С.
133-138.
26.Беринская И. В. Формирование готовности студентов вуза к организационно-
управленческой деятельности в образовательных организация // Наука о
человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2. – С. 111-115.
27.ВертохвостоваГ.А.Продуктивнаятехнологияформирования
управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения
// Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – №2. – С.
75-80.
28.КоростелевА.А.Недостаткисистемыповышенияквалификациив
обеспечении развития управленческих кадров // Вектор науки ТГУ. – 2011. –
№3(6). – С. 168-172.
29.Резник С.Д., Емельянова Е.Р., Рыбалкина З.М. Повышение квалификации
руководителей образовательных учреждений как необходимое условие
развития управленческого потенциала / Проблемы современной экономики. –
2012. – № 4. – С. 393 -397.
30.Чечель И.Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного
учреждения // Управление образованием: теория и практика. – 2013. – №2. –
С. 54-65.
31.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н “Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики
должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и
дополнительного профессионального образования” (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 23.03.2011 N 20237) [Электронный ресурс] / URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/.– Яз. рус. Дата
обращения: 19.11.2019.
32.Косырев В.П., Михайлова М.Ю. Проблемы подготовки будущих менеджеров
профессиональногообразованиякорганизационно-управленческой
деятельности в ВУЗе // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. – 2012. – № 4. – С. 78-80.
33.Дашкевич Р.А. О подходе к повышению качества подготовки кадров в
интересах конечных потребителей – работодателей // Вестник Брянского
госуниверситета. – 2015. – №3. – С. 278 -280.
34.ЧечельИ.Д.Современныеподходыреализациинепрерывного
профессионального развития руководителей образовательных организаций //
Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – №3. – С. 32-40.
35.Бакланова Т.И., Кисилева О.И., Медведев Э.И. О проекте преемственной
системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для
этнокультурнойдеятельностивобразовательныхорганизацияхи
учреждениях культуры // Вестник Тамбовского университета. – 2018. – № 172.
– С. 81-86.
36.Мировое образовательное пространство на рубеже веков /Вульфсон Б.Л. М.:
Изд-во Московского психолого-социального института, 2011. 235 с.
37.Шемякин Е.Л., Килькеева Ю.А. Профессиональное обучение персонала в
Соединенных Штатах Америки: краткий обзор // Приволжский научный
вестник. – 2015. – №5(2). – С.74-76.
38.Матрусова Т.Н. Внутрифирменная подготовка кадров в Японии // Проблемы
теории и практики управления. – 2004. – № 5. – С. 69-73.
39. Матрусова Т.Н. Стратегия всеобщего контроля качества и обучение
персонала в японских фирмах // Проблемы теории и практики управления. –
2008. – № 1. – С 26-35.
40.Зименкова Е.Р. Управление трудовыми ресурсами // США: экономика,
политика, идеология. – 2007. – № 7. – С.111-121.
41.Trainingindustryreport2017[Электронныйресурс]/URL:
https://pubs.royle.com/publication/?i=448382#{%22issue_id%22:
448382,%22page%22:22}.– Яз. англ. Дата обращения: 20.09.2019 г.
42.Association for Talent Development – ATD Releases 2018 State of the Industry
Report [Электронный ресурс] / URL: https://www.td.org/soir2018 . – Яз. англ.
Дата обращения: 20.09.2019 г.
43.Жариков Ю.Н. К вопросу о развитии персонала на предприятиях Германии //
Управление персоналом. – 2004. – № 10. – С. 18-19.
44.Глиньский Б. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики
управления. – 2009. – № 4. – С. 25-28.
45.Фокин Н.И. Содержание повышения квалификации управленческих кадров
образовательных организаций в современных условиях // Историческая и
социально-образовательная мысль. – 2017. – №3/1. – С. 1643-167.
46.АверкинВ.Н.,КаплуновичТ.А.Антиномическийпринцип
персонифицированной организации повышения квалификации педагогов//
Человек и образование. – 2014. – №3. – С. 34-39.
47.Vazquez J. L., Aza C. L., Lanero A. Are students aware of university social
responsibility? Some insights from a survey in a Spanish university // International
Review on Public and Nonprofit Marketing, Vol. 11, № 3, 2014, pp. 195-208.
48.Adams C.A. Sustainability reporting and performance management in universities:
Challenges and benefits // Sustainability Accounting, Management and Policy
Journal, Vol. 4, № 3, 2013, pp. 384-392.
49.Ibrahim N. A., Howard D. P., Angelidis J. P. The relationship between religiousness
and corporate social responsibility orientation: are there differences between
business managers and students? // Journal of Business Ethics, Vol. 78, № 1-2,
2008, pp. 165-174.
50.Lozano R. A tool for a Graphical Assessment of Sustainability in Universities
(GASU) // Journal of Cleaner Production, Vol. 14, № 9/11, 2006, pp. 963-972.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!