Немецкие и русские пословицы и поговорки в культурологическом аспекте

Ридкобород Юлия Викторовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе представлены результаты сопоставления двух паремиологических картин мира на основе лингвокультурологического анализа немецких и русских пословиц и поговорок с концептами «Женщина» и «Мужчина». Для достижения полученных результатов был изучен теоретический материал по теме лингвокультурология и паремиология, были определены дефиниции и выявлены признаки для лексических единиц «Женщина» и «Мужчина» в немецком и русском языке. Анализ пословиц и поговорок определил положение женского и мужского пола в немецкой и русской культуре.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА О
ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ………………………………………. 7
1.1. Предмет лингвокультурологии …………………………………………………………. 7
1.2. Основные категории лингвокультурологии ……………………………………… 12
1.2.1. Языковая личность ……………………………………………………………………. 13
1.2.2. Языковая картина мира ……………………………………………………………… 16
1.2.3. Языковой менталитет ……………………………………………………………….. 19
1.3. Концепт как единица лингвокультурологии …………………………………….. 22
1.4. Ценностная сторона концепта …………………………………………………………. 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …………………………………………………………………………. 28
ГЛАВА 2. ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ КАК ФОРМА
ВЫРАЖЕНИЯ НАРОДНОГО СОЗНАНИЯ …………………………………………. 30
2.1. Пословицы и поговорки как объект паремиологии ………………………….. 30
2.1.1. История происхождения пословиц и поговорок …………………………. 32
2.1.2. Дефиниция пословиц и поговорок в русском языке ……………………. 35
2.1.3. Дефиниция пословиц и поговорок в немецком языке …………………. 38
2.2. Национальная картина мира в зеркале пословиц и поговорок ………….. 40
2.3. Лингвокультурологический аспект изучения паремий …………………….. 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …………………………………………………………………………. 45
ГЛАВА 3. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕМЕЦКИХ
И РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК (С КОНЦЕПТАМИ
«ЖЕНЩИНА» И «МУЖЧИНА») ………………………………………………………….. 47
3.1. Представления о женщине и мужчине в культуре и языке ……………….. 47
3.1.1.Дефиниция слова-имени концепта «женщина»
…………………………………………………………………………………………………………… 49
3.1.2. Дефиниция слова-имени концепта «мужчина» …………………………… 51
3.2. Понятийные составляющие концепта «женщина» и «мужчина» ………. 53
3.3. Лингвокультурологический анализ паремий с концептами «женщина»
и «мужчина» …………………………………………………………………………………………. 58
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 …………………………………………………………………………….. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………… 78
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 87

Поистине, главным источником народной мудрости по сей день
остаются пословицы и поговорки. Именно они хранят в себе всеобъемлющие
знания народов, которые вот уже на протяжении веков передаются устно из
поколения в поколение. Стоит также отметить, что пословицы и поговорки
являются не просто отражением народного сознания, а представляют собой
ценный научный материал, который входит в раздел изучения такой науки как
лингвокультурология.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной,
потому что пословицы и поговорки являются важной составляющей частью
народного менталитета, а их содержание отображает общечеловеческие
ценности каждого народа, что, в свою очередь, вызывает большой интерес у
лингвокультурологов. Благодаря данному анализу мы сможем намного ближе
познакомиться с языковым сознанием народа и выявить схожие и
отличительные черты, присущие русскому и немецкому менталитету.
Цель работы состоит в сопоставлении двух паремиологических картин
мира путем лингвокультурологического анализа русских и немецких пословиц
и поговорок.
Объектом исследования является фрагмент паремиологической
языковой картины мира, содержащий пословицы и поговорки, в которых
отражаются представления о фемининной и маскулинной культуре в русском
и немецком языковом сознании.
Предметом работы выступают лингвокультурологические особенности
русских и немецких пословичных и поговорочных выражений, проецирующие
образ женского и мужского начала и определяющие их роль в повседневной
жизни.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить
следующие задачи:
1. изучить литературу по заданной теме исследования;
2. описать теоретическую область исследования, охарактеризовать
основные понятия (лингвокультурология, концепт, языковая личность,
картина мира, паремиология, андроцентризм, феминизм);
3. рассмотреть категории ценностей, которые выделяются в
лингвокультурологии;
4. определить роль пословиц и поговорок в паремиологии;
5. сопоставить русскую и немецкую культуру в отношении мужчины
и женщины;
6. провести лингвокультурологический анализ русских и немецких
пословиц и поговорок с семантикой «мужчина» и «женщина» для
выявления сходства и различия их образных систем;
7. обобщить полученные данные с целью объективизации
представлений о ценностном основании культуры и менталитета народа.
Источником для исследования послужили паремии с концептами
«женщина» и «мужчина», взятые из следующих сборников русских и
немецких пословиц и поговорок: В. И. Даль «Пословицы и поговорки
русского народа»; В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина «Большой словарь русских
поговорок»; K. Duden «Redewendungen», K. F. W. Wander «Deutsches
Sprichwörter-Lexikon».
Методы исследования, использованные в работе, включают изучение и
анализ литературных источников по теме исследования «Немецкие и русские
пословицы и поговорки в культурологическом аспекте», описательный метод,
метод систематизации материала, метод сравнительного анализа и обобщения.
Теоретическая значимость данного исследования определяется
возможностью использования материалов работы в рамках изучения вопросов
лингвокультурологии и паремиологии.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования
результатов исследования, а именно собранный материал может быть
представлен в тематическом словаре по немецкому и русскому языку с
лингвокульуторологическими комментариями, а также он может
преподаваться на уроках немецкого и русского языка.
Цель и задачи данного исследования определили его структуру.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет