Неоплатонизм Флавия Клавдия Юлиана как синтез философии, мифологии и теургии
Данная работа посвящена исследованию неоплатонического учения Флавия Клавдия Юлиана. Император Юлиан получил известность прежде всего как автор политических и религиозных реформ, которые продолжают привлекать исследователей различных направлений в попытках разобраться в политико-религиозных изменениях современной эпохи, вызванных типологическим сходством эпох. Учитывая это, обращение к изучению неоплатонизма Юлиана как к фундаменту его политических и религиозных воззрений представляется актуальным и восполняет лакуну в отечественной истории античной философии.
В работе на основе анализа таких ключевых понятий неоплатонизма, как миф и теургия, раскрыты особенности осмысления мифологии и теургии в неоплатонизме от Плотина до Юлиана. В свою очередь, проведенное исследование позволило определить значение мифологии в неоплатонизме Юлиана и показать место теургии в пергамском неоплатонизме (Саллюстий, Юлиан). В итоге были раскрыты особенности и структура неоплатонического учения Юлиана. На примере неоплатонического толкования Юлианом феномена света раскрыта специфика неоплатонизма Флавия Клавдия Юлиана как синтеза философии, мифологии и теургии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
Глава I. Мифология в структуре неоплатонического учения Юлиана:
исток и особенности интерпретации……………………………………… 8
1.1 Осмысление мифологии в творчестве Плотина………………….. 11
1.2 Особенности интерпретации мифологии в творчестве
Порфирия……………………………………………………………….. 14
1.3 Место мифологии в учении Ямвлиха…………………………….. 19
1.4 На подступах к Юлиану: миф в системе Саллюстия…………… 23
1.5 Место мифологии в неоплатонической системе Юлиана……….. 27
Глава II. Неоплатоническое осмысление теургии и особенности ее
интерпретации в пергамской школе (Саллюстий, Юлиан)……………… 35
2.1. Неоплатоническое осмысление теургии………………………… 35
2.2 Единство неоплатонизма в связи с понятием теургии…………… 46
2.3 Соотношении неоплатонической теургии и магии……………… 52
2.4 Особенности понимания теургии в пергамском неоплатонизме
(Саллюстий, Юлиан)…………………………………………………… 55
Глава III. Единство философии, мифологии и теургии на примере
неоплатонического толкования феномена света Юлианом……………… 63
3.1 Обзор существующих подходов к интерпретации
онтологической системы Юлиана…………………………………….. 65
3.2 Единое как первоисточник света………………………………….. 71
3.3 Гелиос как источник видимого света……………………………. 74
3.4 Гелиос как основание теургического действия………………….. 78
3.5 Проявление света в чувственном космосе……………………….. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 89
Актуальность темы исследования. В фокусе данного исследования
неоплатоническое учение римского императора Флавия Клавдия Юлиана
(331 – 363). Именно неоплатонизм Юлиана стал тем основанием, на котором
строились религиозные политические реформы императора. Культура
поздней античности в целом и фигура Юлиана в частности на протяжении
столетий вызывали интерес исследователей, особенно он усиливался в
переходные периоды, привлекая типологическим сходством эпох. Сегодня
мы можем видеть те же причины возрастания интереса к творчеству и
деятельности Юлиана. В частности, за последние четверть века были
осуществлены фундаментальные исследования творчества Юлиана. Это,
прежде всего, работы П. Атанассиади [52], С. Эльм [65], Х. К. Тейтлера [69].
Опираясь на исследования своих предшественников, а именно труды Р.
Браунинга [60], Г. Бауэрсока [57] и др., они предложили новые
интерпретации учения Юлиана, рассматривая его в более широком
культурном, политическом, религиозном контексте поздней античности.
Стремление понять основные векторы политических изменений второй
половины XX – начала XXI века актуализировало обращение к исследованию
деятельности политических реформаторов в истории. Исследование
политической деятельности Юлиана и разработанная им политическая
теория (Е.А. Пак [37], М.А. Ведешкин [24], А.А. Новиков [36], А.В. Муравьев
[35], Д.Е. Фурман [49] и др.) оказались востребованы не только историками
политической мысли, но и вызвали интерес в контексте осмысления
современной политики.
Религиозные реформаторские движения, интерес к неоязычеству
актуализировал обращение к анализу творчества Юлиана как борца за
сохранение языческой культуры (Я.И. Алфионов [21], А. Вишняков [25] и
др.). Его критика христианства, обоснование необходимости реформ в
области религии сегодня вызывают интерес не только у специалистов по
истории религии, но и оказываются предметом обсуждения в широком
гуманитарном пространстве. Свидетельством возросшего интереса к
личности и творчеству Юлиана можно считать издание в 2016 году его
трудов в новом русском переводе Т.Г. Сидаша [3]. Издание полного
собрания работ Юлиана сделало очевидной необходимость их комплексного
изучения. В этом отношении обращение к изучению неоплатонического
философского учения Юлиана, выступающего основой его политических и
религиозных воззрений, представляется актуальным и восполняет лакуну в
отечественной истории античной философии.
Степень научной разработанности. Тот факт, что неоплатонизм
представляет собой нечто большее, нежели только философскую систему,
подчеркивали и подчеркивают многие исследователи. Так, например,
М.М. Филиппов прямо пишет, что неоплатонизм является не только
философской системой, но и религиозной [48, с. 275]. К. Хелмиг и А. Варгас
тоже настаивают на религиозной составляющей неоплатонического учения,
при этом отмечают, что основанное на осмыслении неоплатониками понятия
теургии противопоставление в истории самого неоплатонизма его
религиозной и философской составляющих является ошибочным [66, p. 257].
Вопросы связи неоплатонизма и теургии были центральными для таких
исследователей, как Ж. Биде [56], С. Айтрем [64], Э. Доддс [63], А.Ф. Лосев
[30; 31], и интерес к этой проблематике сохраняется и сегодня. Об этом
свидетельствуют исследования К. Хелмига, А. Варгаса [66], а так же А.В.
Петрова [38], Туомо Ланкилы [68] и др. Однако внимание названных
исследователей прежде всего концентрировалось на фигуре и учении
Ямвлиха, традиционно уделялось внимание и в целом афинскому
неоплатонизму, который на сегодняшний день представляется достаточно
полно изученным. Этого нельзя сказать о пергамском неоплатонизме и
неоплатонизме Юлиана, в частности.
Однако следует отметить предпринятые исследования творчества
Юлиана такими специалистами, как П. Атанассиади [52] и Т. Крулак [67].
Атанассиади указывает, что Ямвлих сделал лишь первые шаги по внедрению
в неоплатонизм ритуала, важные усилия в том направлении предпринял
именно Юлиан [52, p. 6]. Крулак рассматривает проблему места теургии в
пергамском неоплатонизме на примере трактовки Саллюстием и Юлианом
феномена жертвоприношения. Можно выделить и работу Э. Кларк [61],
посвященную исследованию связи божественного и человеческого у
Саллюстия, а так же работы С. Брэдбери [58] и Н. Белайче [55], посвященные
вопросу кровавого жертвоприношения, в том числе в пергамском
неоплатонизме.
Ряд исследователей предлагает понимать неоплатонизм как некую
форму выражения античного мировоззрения, как пишет Т.В. Попова, в лице
Юлиана язычество дало последний бой христианству [43, с. 226]. А
Е.Г. Рабинович, например, подчеркивает, что неоплатонизм является формой
сохранения античной, языческой культуры и в этом смысле она называет его
идеологией, находя термин «философия» слишком узким для обозначения
того комплекса духовных аспектов, которые охватывает неоплатонизм [46, с.
106]. Одним из способов подобного сохранения античной культуры было
активное использование «мифологического языка». Осмысление
неоплатонизмом мифологии интересовало и интересует исследовательское
сообщество (Люк Бриссон [59], Т.В. Попова [42; 44], А.Ф. Лосев [30; 31; 32]
и др.). Атанассиади указывает на то, что неоплатонизм инкорпорировал
практически всю философию античности (за исключением скептицизма и
эпикурейства), но кроме философии неоплатонизм вобрал в себя саму
античную историю. Неоплатонизм стал последней творческой конструкцией
эллинизма во многом благодаря осмыслению мифа, когда Гомер и Орфей
оказываются в одном ряду с философами [52, p .5]. Т. В. Попова также
отмечает, что неоплатоники на материале языческой мифологии создали
целую религиозно-философскую систему [42, с. 415]. П.П. Блонский,
занимаясь исследованием творчества Плотина, пришел к выводу, что его
философия тесна связана с мифологией, так как философия не есть результат
только работы отвлеченного ума, но и чувства, не только абстракции и
умозрительные понятия являются составными элементами философии
Плотина, но и конкретные образы, чем объясняется связь философии с
мифологией и поэзией в неоплатонизме [22, с. 47]. А.Ф. Лосев выражал
уверенность в том, что без мифологии не существует никакого античного
неоплатонизма [32, с. 616].
Однако, несмотря на понимание того, что неоплатонизм не может быть
рассмотрен только как узкое философское направление, исследований,
посвященных комплексному изучению неоплатонизма в связи с его
мифологическим и ритуальным содержанием, отечественными
исследователями не проводилось; не предпринимались в этом аспекте и
исследования учений отдельных представителей неоплатонизма, к их числу
можно отнести и неоплатоническую систему Флавия Клавдия Юлиана.
Объект исследования: античный неоплатонизм.
Предмет исследования: неоплатонизм Флавия Клавдия Юлиана
Цель исследования: раскрыть неоплатоническое учение Флавия
Клавдия Юлиана как синтез философии, мифологи и теургии. Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие мифа в неоплатонизме от Плотина до Юлиана
и раскрыть особенности неоплатонического понимания мифологии.
2. Показать место мифологии в неоплатонизме Юлиана.
3. Проанализировать понятие «теургия» и раскрыть особенности
осмысления теургии в неоплатонизме.
4. Определить место теургии в пергамском неоплатонизме
(Саллюстий, Юлиан).
5. Выяснить основания возможности теургического действия в
неоплатоническом учении Юлиана.
6. Выявить особенности и структуру неоплатонического учения
Юлиана.
7. На примере неоплатонического толкования Юлианом феномена
света раскрыть специфику неоплатонизма Флавия Клавдия Юлиана как
В ходе нашего исследования мы выявили проблемную область в
изучении неоплатонического учения, и пришли к следующим результатам.
Изучили развитие понятия мифа в истории неоплатонизма от Плотина до
Юлиана, вследствие чего было обнаружено, что Юлиан довел до конца
основные тенденции, которые были заложены с самого основания
неоплатонического учения и выстроил целостную теоретическую систему
мифологии и включил ее в состав собственного неоплатонического учения.
Также было изучено положение теургии в неоплатонизме, особенности ее
инкорпорации и то, каким образом Юлиан подстраивает теургическое учение
под собственную теолого-мифологическую систему. Помимо этого мы
проследили на примере конкретного толкования феномена света, каким
образом данная система работает, и пришли к выводу, что Юлиан понимает
свет как некий «каркас» самого универсума, на который наслаивается
философское, мифологическое и теургическое содержание. Такое понимание
неоплатонизма как синтеза философии, мифологии и теургии, в конечном
счете, позволило Юлиану представить античную языческую культуру в
новом свете и противопоставить ее новым зарождающимся традициям,
прежде всего, христианству.
Источники:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!