Образ Китая в России в начале XXI века
Актуальность:Образ Китая в ХХ веке во всём мире был довольно противоречивым. Китай ассоциировался с некачественной продукцией, дешевой рабочей силой, нарушением прав человека и многим другим. В данном контексте, изучение образа Китая в России в XXI веке, востребовано в современной науке и является необходимым звеном в аналитике российско-китайских отношений.
Цель дисциплины: – проанализировать формирование образа Китая в России в начале XXI века.
Задачи дисциплины:
— Определить теоретическую базу исследования, выделив основные термины;
— Охарактеризовать становление образа Китая в России посредством исторического анализа российско-китайских культурных связей;
— Рассмотреть влияние инструментов «мягкой силы» на формирование образа Китая в России;
— Проанализировать основные идеи проекта «Один пояс и один путь» и их влияние на образ КНР в РФ;
— Выявить воздействие китайских брендов на современный образ КНР в России.
Объектом исследования является комплекс представлений о Китае в России на современном этапе.
Предметом исследования является специфика формирования образа КНР в России, а также механизмы влияющие на данный процесс.
Результаты данного исследования показывают, что в рамках стратегического партнерства, а также тесного межкультурного диалога, в XXI веке образ КНР в России носит дружественный характер.
Образ страны занимает важную позицию в международных отношениях. Формирующееся о государстве те или иные представления, во многом предопределяют положение данного государства на международной арене, а также отношение к нему со стороны других стран.
В XXI веке отношения между Россией и Китаем начали динамично развиваться. Оба государства являются крупнейшими державами, выступающими за укрепление международных позиций, а также поддержание мира и стабильности. По ряду экономических и культурных вопросов, интересы России и КНР совпадают, что обуславливает их стратегическое партнерство и следование общим целям. Главы государств регулярно проводят встречи как в двустороннем формате, так и «на полях» крупных международных мероприятий – форумов «Группы двадцати», АТЭС, ШОС, БРИКС и.т.д. В 2015 году Россия и Китай совместно отпраздновали 70-летние Победы в Великой отечественной войне. Данный факт является подтверждением сближения стран, исходя из чего, в современной науке возникает необходимость в исследовании представлений России и Китая друг о друге.
Образ Китая в ХХ веке во всём мире был довольно противоречивым. Китай ассоциировался с некачественной продукцией, дешевой рабочей силой, нарушением прав человека и многим другим. Однако на современном этапе, экономическая мощь Китая и также предпринимаемые руководством страны реформы, способствуют переосмыслению Китая в сознании мировой общественности. Особенно данная тенденция коснулась России, ведь в силу территориального соседства государств, а также их экономических и культурных контактов, современный образ Китая в России трансформировался и приобрел новые грани. В данном контексте, изучение образа Китая в России в XXI веке, востребовано в современной науке и является необходимым звеном в аналитике российско-китайских отношений. Данный факт обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – проанализировать формирование образа Китая в России в начале XXI века.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Определить теоретическую базу исследования, выделив основные термины;
Охарактеризовать становление образа Китая в России посредством исторического анализа российско-китайских культурных связей;
Рассмотреть влияние инструментов «мягкой силы» на формирование образа Китая в России;
Проанализировать основные идеи проекта «Один пояс и один путь» и их влияние на образ КНР в РФ;
Выявить воздействие китайских брендов на современный образ КНР в России.
Объектом исследования является комплекс представлений о Китае в России на современном этапе.
Предметом исследования является специфика формирования образа КНР в России, а также механизмы влияющие на данный процесс.
Новизна исследования заключается в анализе становления образа Китая в России с учетом международных реалий XXI века. В работе детально рассматриваются современные инструменты формирования образа государства, эффективность которых представлена на примере Китая.
Теоретическая база исследования. Изучение понятий «образ» и «имидж» представлено в работах: Э. Галумова, А. Гравера, В. Кисмерешкина, И. Рожкова, К. Телегиной. Среди зарубежных исследователей данный вопрос рассматривали: С. Балоглу, Д. Бурстин, П. Котлер, Г. Левинсон, К. Маклери, И. Мартин, Г. Моргентау, С. Эроглу, и другие. Среди китайских исследователей имидж государства рассматривали: Ванг Хаксон, Лю Сяоянь, Чжэн Мэньли и другие.
Одним из наиболее известных зарубежных ученых, исследовавших влияние стереотипов на образ государства, является У. Липпман. Именно он первым использовал понятие «стереотип» в своих трудах.
Изучением образа Китая в России занимались следующие ученые: Ю. Благодер, П. Головачев, Е. Дятлова, С. Минц, В. Мясников.
Документальную базу исследования составили материалы официальных документов, среди которых: Документы, подписанные в ходе 19-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая, «Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства», «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», «Соглашение об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России».
Методология исследования. В целях выделения общего и различного в таких понятиях, как «образ», «имидж» и «стереотип», нами был использован компаративный анализ. При рассмотрении становления российско-китайских культурных связей, мы использовали историко-описательный метод. В рамках рассмотрения деятельности Институтов Конфуция на территории России, а также проекта «Один пояс и один путь», мы использовали дескриптивный анализ и функциональный метод. В контексте рассмотрения специфики китайской и культуры и её влияния на образ КНР в России, мы использовали социокультурный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в пополнении отраслевой теоретической базы, которая может поспособствовать как изучению международных отношений в целом, так и российско-китайских отношений в частности. Более того, данная работа является важным научным вкладом в копилку исследований межкультурной коммуникации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности представителей государственной власти, дипломатов, политтехнологов, PR-специалистов, имиджмейкеров, и многих других. Материалы исследования могут послужить разработке новых инициатив в рамках российско-китайских отношений, а также поспособствовать созданию предпосылок формирования положительного образа современного Китая в России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы. В первой главе историко-теоретические основы становления образа Китая в России. Вторая и третья главы носят практический характер. Во второй главе образ Китая в России рассматривается в контексте политики «мягкой силы» и задействованных в ней инструментов. Третья глава посвящена рассмотрению медиаобраза Китая в России.
В XXI веке российско-китайские отношения вышли на уровень стратегического партнерства, что обусловило необходимость со стороны китайского руководства, поспособствовать формированию положительных представлений о КНР в сознании российских граждан. Однако образ Китая в России складывался на протяжении длительного времени, и своими корнями уходит в период первых межкультурных контактов между Российской Империей и Китаем.
Долгое время Китай не представлял интереса для России. Это было обусловлено нестабильностью политической обстановки в Центральной Азии и отсутствия каких-либо совместных интересов, способствующих налаживанию партнерских связей. Исходя из этого, образ Китая в России изначально начал складываться в приграничных регионах. По мере развития российско-китайских отношений и миграции, представления о Китае в России расширялись.
В контексте изучения современного образа Китая в России, важное место занимают стереотипы. Их становление приходится на период первых тесных контактов между Россией и Китаем, в частности стоит выделить строительство великой сибирской магистрали, когда сотни тысяч китайцев были приглашены на работу. В этот период, китайцы зарекомендовали себя как очень трудолюбивая нация. Этот стереотип прочно закрепился за представителями китайской нации, и находит своё отражении в образе Китая в России и сегодня, равно как и ряд негативных стереотипов. Так, в 2017 году русские респонденты отмечали, что китайцы очень шумные и любят громко разговаривать. Однако стоит подчеркнуть, что формирование негативных стереотипов о китайцах в России во многом обусловлено не столько их негативными характеристиками, сколько дифференциацией российской и китайской культуры. В данной связи, в целях избегания межкультурного кризиса, а также поддержания гармоничных отношений между Россией и КНР, китайское руководство ощутило необходимость в формировании положительного образа Китая посредством культуры.
В сентябре 2001 года Китай и Россия подписали совместное коммюнике шестой регулярной встречи глав правительств Китая и России. Обе стороны договорились проводить различные культурные мероприятия, а также реализовывать всевозможные проекты в области культурного сотрудничества, в сфере телевидения, кино и театрального искусства. В данной связи, в 2006 году в России вышел журнал «Китай», который стал подтверждением перспективности российско-китайского культурного сотрудничества. Помимо этого, тесное культурное сотрудничество России и Китая нашло своё отражение в проведении перекрестных годов. Благодаря данной инициативе, российские граждане получили возможность поближе познакомиться с китайской культурой, языком и политикой.
Важную роль в становлении образа Китая в России сыграл тот факт, что к моменту наступления нового тысячелетия, Китай уже вступил на путь реформ и открытости. Выстраивание дружественных отношений между Россией и КНР стало возможным в силу перемен, которые повлекла за собой модернизация Китая. Особое значение в данном контексте приобретает политика soft power, благодаря которой китайским руководством было принято решение развивать каналы иновещания. Результатом данной инициативы стало расширение информационных каналов, посредством сотрудничества России и Китая в медийной сфере.
Популяризация китайского языка и культуры положительно отражается на восприятии КНР в России. Данную задачу выполняют Институты Конфуция, деятельность которых способствует сближению и сотрудничеству между Россией и КНР, а также взращивает почву для межличностных контактов между русскими и китайцами.
Помимо культурного взаимодействия, сотрудничество между Россией и КНР включает в себя и экономические контакты. Стереотипы о некогда «бедном Китае» разрушены и сегодня в сознании россиян Китай представляет собой новую глобальную силу, сотрудничество с которой принесет пользу для России. В данной связи, важно выделить проект «Один пояс и один путь», масштабы которого позволяют не только укрепить двустороннее региональное сотрудничество между Россией и КНР, но и демонстрируют политическое и экономическое развитие Китая.
В рамках информационной эпохи, важное место в формировании образа Китая в России занимают СМИ. Согласно результатам данного исследования, на начальном этапе российско-китайского сотрудничества, российские СМИ выражали противоречивое отношение к китайской нации. Во многом это было связано с большим потоком китайских туристов и неготовностью россиян воспринимать чужую культуру без должной подготовки. Однако комплексный анализ российских СМИ на тему Китая показал, что несмотря на негативные отголоски в адрес китайских мигрантов, по мере развития российско-китайского сотрудничества и знакомства россиян с китайской культурой, материалы СМИ о Китае стали приобретать положительный окрас. С развитием межкультурного диалога россияне взглянули на Китай с точки зрения древности её культуры и традиций, глубины истории и преемственности для самой России, где стали популярными китайские боевые искусства и кулинарные шедевры.
С точки зрения потребительских интересов, китайские товары пользуются большой популярностью в России. Стоит подчеркнуть, что до недавнего времени распространенными были представления о Китае, как о стране некачественных товаров и дешевой рабочей силы, что негативно сказывалось на образе КНР. Однако в силу своего динамичного экономического развития, Китай смог доказать конкурентоспособность на мировом рынке и на современном этапе на российском рынке успешно реализуются товары китайского производства.
Одним из наиболее эффективных инструментов в формировании положительного образа Китая в России являются «новые медиа». Во многом это обусловлено высокой популярностью сетевых платформ на территории России. Китайская сторона использует данную тенденцию, продвигая положительные представления о государстве с помощью торговых площадок, блогов и приложений. Российские интернет-пользователи имеют возможность узнать всё интересующее их о Китае даже не выходя из дома, просматривая ролики на YouTube, подписываясь на блогеров-китаеведов, а также приобретая товар из Поднебесной. Всё это положительно сказывается на формировании образа Китая в России.
Таким образом, результаты данного исследования показывают, что в рамках стратегического партнерства, а также тесного межкультурного диалога, в XXI веке образ КНР в России носит дружественный характер. Существует ряд противоречий, которые обусловлены длительной нестабильностью российско-китайских отношений, а также культурных различий между государствами. Однако Россия и Китая заинтересованы в дальнейшем развитии межкультурного диалога, что на сегодняшний день проявляется в проведении странами совместных проектов и инициатив. Поддержка данной тенденции и дальнейшая популяризация китайской культуры в России гарантирует положительную динамику в становлении образа Китая в России в XXI веке.
ИСТОЧНИКИ
Документы
На русском языке
Документы, подписанные в ходе 19-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая URL: (дата обращения: 03.11.2018)
Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства URL: (дата обращения: 20.10.2018)
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества 8 мая 2015 года (дата обращения – 17.03.2019)
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 20 мая 2014 URL: (дата обращения: 03.03.11)
Совместное коммюнике шестой регулярной встречи глав правительств Китая и России// Официальный сайт МИД РФ. URL: (дата обращения: 03.10.2018)
Соглашение об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России.//Официальный сайт МИД РФ. URL: (дата обращения: 29.10.2018).
На английском языке
Team Finland: strategy 2014 (2013). Prime Minister’s Office Publications; 1 – 22. Retrieved December 21, 2014
ЛИТЕРАТУРА
Научные и учебные издания
На русском языке:
Абрамов, В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурного измерения. – М.: Восточная книга, 2010.
Боголюбова, Н.М. Николаева, Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен – СПб.: Издательство «СПбКО» 2009
Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография. М.,1973
Бурстин, Д. Имидж. М.: ИЗДАТ, 1993
Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.
Галумов, Э. А. Основы PR. М., 2004.
Го Цингуан, Курс по изучению СМИ. Пекин: Изд-во Народа Китая, 1999.
Головачев, П. Россия на Дальнем Востоке. – СПб., 1904.
Гэд, Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономик. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2001
Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1888.
Конфуций «Лунь юн»: Исслед., пер. с кит., коммент. / Л. С. Переломов; Факс, текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1998.
Кузнецов, В. Внешняя политика Китая в 1928-1937 гг. М.: ИДВ РАН, 1992.
Ли, Минбин. История культурного обмена между Китаем и Россией: Шанхай, Шанхайский народный издательский дом, 1998.
МакЛюэн, М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. МакЛюэн; пер. с англ. А. Юдина; под ред. Е. Попова. – Киев: Ника-Центр, 2004.
Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008.
Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Издательство-ЛКИ, 2008.
Психологический словарь. М.: 1990
Рожков, И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М.: РИП-холдинг, 2006
На английском языке:
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!