Образ Китая в средствах массовой информации США, России и Индии
АННОТАЦИЯ:
Тема: Образ Китая в СМИ США, России и Индии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель и задачи исследования. В первой главе «Образ, имидж и стереотип» представлены: понятие, цели, задачи образа, иимджа и стереотипа. Определены разницы между ними. Рассмотрены и проанализированы стереотипы Китая в выбранных культурах. Во второй главе «Имидж Китая в России, США, Индии до 21-ого века» представлен имидж Китая в России, США, Индии до 21-ого века в разных областях и процесс его измнеиения. В третьей главе «Имидж Китая в современных СМИ России, США, Индии» представлен имидж Китая, выраженный в выбранных СМИ. Проанализированы разницы и особенности сегодняшего имиджа Китая в разных культурах. В четвертой главе «Улучшения имиджа Китая в межкультурной сцене» проанализированы прицины появления отрицательного имиджа Китая, преграды улучшению имджа и возможные способы решения. В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования. Общий объем работы составляет 111 страницы.
Введение ………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Образ, имидж и стереотип…………………………………………………11
1.1 Понятие образа и имиджа………………………………………………………….11
1.2 Стереотипы о Китае в нынешний день………………………………………16
Глава 2 Имидж Китая в России, США, Индии до 21-ого века…………….36
2.1 Имидж Китая в России до 21-го века………………………………………….36
2.2 Имидж Китая в США до 21-го века…………………………………………….52
2.3 Имидж Китая в Индии до 21-го века………………………………………….57
Глава 3. Имидж Китая в современных СМИ России, США, Индии…….61
3.1 Изложение выбранных СМИ…………………………………………………….61
3.2. Основа для выполнения аналитической работы………………………..65
3.3 Анализ собранных новостей……………………………………………………..66
3.3.1 Классификации новостей и нормы для аналитической работы. 66
3.3.2. Анализ собранных новостей…………………………………………………68
3.4 Выводы ……………………………………………………………………………………74
Глава 4 Улучшения имиджа Китая в межкультурной сцене………………..84
4.1 Ключевой период построения государственного имиджа Китая….84
4.2 Перспектива и текущая реальность о государственном имиджа Китая………………………………………………………………………………………………87
4.3 Внутреннее и внешнее улучшение……………………………………………..90
Заключение ……………………………………………………………………………………..98
Список литературы…………………………………………………………………………..102
Понятие «имиджеологии» совсем молодо. Ее не существовало в российском обществе еще 30 лет назад, а сегодня она уже имеет свое место в научной сфере как новая, но важная, интересная дисциплина. На данный момент не сформулировано четкого определения имиджеологии, поэтому часто в его качестве используют дословный перевод данного термина: учение об имидже. Точнее было бы сказать, что имиджелогия — это наука о формировании имиджа, т.е. о формировании у какой-либо группы людей (аудитории имиджа) о том или ином (о человеке, предмете, явлении) на основе сформированного у них образа этого объекта.
Слово «image» было заимствовано русским языком из английского и перевести его можно как «образ, изображение, маска, типаж, репутация, амплуа» и т.д. Это понятие чаще всего применяют по отношению к человеку, когда хотят совокупно описать особенности его речи, манеры одеваться, поведения, умения держать себя в обществе. Но в современном понимании он является совокупно искусственным образом; формируемым в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
По мере распространения данных терминов, появлялось и понятие «имидж страны» (или так называемое «имидж государства»). Согласно собранным автором материалам, было выделено определение «имиджа страны»: имидж страны – это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д.
В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями. Имидж страны, в отличие от «репутации страны» или от «этнических стереотипов», имеет в большей степени «виртуальный» характер, он более легко поддается целенаправленному «форматированию» через СМИ и другие каналы массовой коммуникации.
Выдающийся ученый Э.А. Галумов писал в своей работе, что имидж страны — комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т.д., ), сформировавшихся в процессе эволюционного подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных или иных процессов в стране. Это база, определяющая, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате тех или иных действий ее субъектов, взаимодействующих с внешним миром (Галумов, 1990: 371). Действительно, для любого государства формирование международного имиджа необходимо, поскольку правильная направленность формирования международного имиджа сегодня выполняет значимые функции, в частности которых неоспоримо то, что престиж государства повышает воспитательно-патриотическую роль имиджа страны для ее граждан, в частности молодого поколения. Высокий или низкий международный имидж государства помогает сформировать совершенно различные восприятия собственной страны. Тем не менее, положительный или высокий имидж страны позволяет надежнее фиксировать политические и экономические успехи государства на международной арене.
В связи с этим, популярность исследований имиджа страны весьма высока в настоящее время, мода на подобные работы пришла из сферы личностной имиджеологии и политического маркетинга, которые пережили (и до сих пор переживают) настоящий бум в постсоветской России. В нашей эре межкультурная коммуникация становится все более важным инструментом взаимодействия культур, условием процесса формирования позитивных образов стран. Тем не менее, в эпоху глобализации, вследствие интенсификации международных экономических, политических, культурных контактов социологическое изучение представлений населения о зарубежных странах стало актуальной научно-исследовательской проблемой, имеющей большую теоретическую и практическую значимость, как для китайского, так и для других сообществ, в связи с чем сегодня более актуальным становится изучение коммуникации между разными культурами, чтобы достичь доверия, понимания и взаимодействия на разных уровнях социокультурных систем.
Актуальность исследовани именно заключается в этом, поскольку имидж стран свидетельствует о их экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры, он является совокупным показателем авторитета государства и успешности действий на международной арене, оценкой мнения зарубежной общественности о стране.
Особенно значимо подобное исследование для Китая и России, так как с того момента, когда обе страны стали осуществлять реформы, им предстояло преодолеть их исторически сложившиеся негативные образы, мешающие формированию и развитию стабильных торгово-экономических и межкультурных отношений. Китай и Россия нуждаются в развитии отношений в сфере культуры, которые возможны вне процесса формирования их положительных образов. Культурное отчуждение служит помехой в торгово-экономическом сотрудничестве и оказывает отрицательное влияние на экономическую, социокультурную стабильность стран, поэтому актуальность работы определяется также потребностью изучения всей возрастающей важности «китайского фактора» во внешней политике. Научно обоснованные знания о восприятии характера и форм общения народов способствуют развитию и укреплению дружеских связей между Китаем и другими странами, преодолению взаимного недопонимания.
В последние годы ученые обращают внимание на образ китайцев и Китая, складывающийся за границей. Исследования этих ученых были проведены в связи с межкультурной коммуникацией, литературными произведениями, дипломатической политикой и т.п. В том числе значимой для исследования стала работа Мэн Хуа «Имиджеология сравнительной литературы», в которой с позиции семиотики и структурализма исследовались автором методы изучения имиджа страны и было выявлено, что он формируется на основании взаимных отношений «Я» и «Другой». Затем, выдающимся представителем подобной области стал Чжоу Нин, в работах которого описываются процессы изменения образа Китая за границей, в том числе и в России. Он рассмотрел процесс изменения образа Китая за границей в периоды 1950-х годов, 1960-х годов, 1970-1980-х годов и 1990-х годов. Янь Годун выявил в исторической динамике причины и механизмы формирования и развития образов Китая на территории России. Подобная работа также была проведена Фан Вэйгуй, который выявил в истории трансформации образов Китая (от образа «идеальной земли» к образу «застойной, слаборазвитой страны»). Что касается исследований имиджа Китая у русских ученых, нельзя не говорить о великолепной работе А.В. Лукина, совершающий относительно целостное рассмотрение проблем «образа Китая в российском обществе». В 1998 г. в журнале «Проблемы Дальнего Востока» была опубликована статья Лукина «Образ Китая в России (до 1917 г.)»; образ Китая в Советском Союзе и его роль во внутренней политике рассматриваются в его недавней работе «Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII -XXI веках», которая на сегодняшний день является фактически единственным исследованием образа Китая в России, в том числе и после распада Советского Союза.
Исследователи полагают, что национальный образ страны является результатом динамического взаимодействия внешней политической; коммуникации, межкультурной коммуникации, и дипломатической политики. Они пришли к выводу о том, что дипломатическая политика должна ориентироваться на создание положительного национального образа страны:
сформированный средствами массовой коммуникации образ может способствовать плодотворному диалогу между странами и укреплению сотрудничества в разных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что газета как зеркало, может быстрее и глубже всего отражать всю палитру общественной жизни, и газетной речи свойственно много функций как воздействующая и информационная, стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не может не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении, поэтому цель исследования нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть имидж Китая в российском, американском и индийском сообществе, точнее, в их газетах 2018 года, выявить сущность феномена имиджа Китая в современном мире сквозь прессу, функции имиджа страны (в частности имидж Китая в иностранных прессах) в качестве одной из разновидностей межкультурной коммуникации, также предложить выводы и способы для улучшения имиджа Китая на мировой арене и содействия плодотворному диалогу и коммуникации в различных сферах жизнедеятельности данных стран.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда следующих конкретных задач:
Исследовать путь развития имиджа Китая на территориях России, США и Индии;
Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и развитие имиджа Китая в изучаемых странах;
Дать представительские взгляды о имидже Китая в восприятии зарубежного сообщества;
Проанализировать русскую, американскую, индийскую прессы 2018 года, в которой сообщалось о Китае, китайцах, и случившихся в Китае событиях как культурные феномены;
Выяснить роль и функции Средств массовой информации в процессе формирования и распространения имиджа страны;
Исследовать процесс изменения имиджа Китая в зарубежных прессах, и выдать посильные советы.
Материалом исследования послужили данные, содержавшиеся в работах китайских и русских исследователей, а также информация из интернета и собственное наблюдение над текстами в русской, американской и индийской прессах.
Объектом исследования является имидж Китая в зарубежных прессах и его влияние на межкультурную коммуникацию.
Предметом исследования является процесс формирования имиджа Китая в зарубежных прессах (для исследования было выбрано 3 газеты – «The New York Times», «Известия» и «The Hindu»), формы его распространение и его взаимодействия с межкультурной коммуникацией.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется предметом исследования и сформулированными задачами, она включает в себя комплекс теоретических понятий, методологических приемов, процедур сравнительно-исторического, системного, историко-типологического и структурно функционального методов, также методов количественного и качественного исследований. Их применение обусловлено интегративностью культурологического, стилистического знаний и знания журналистики. Приемы системного, сравнительно-исторического и историко-типологического методов позволили провести сравнительный анализ образ Китая в разных странах, имиджа Китая в разных периодах, разным диапазонам и разным газетам, выявить в них общее и специфическое.
Приемы структурно-функционального анализа способствовали выявлению роли и функций прессы в процессе формирования и развития имиджа страны, выявить также роль и функции образа страны в межкультурной коммуникации. Приемы количественного и качественного исследований позволили выявить, значимые факторы и состояние имиджа Китая в изучаемых прессах в различных областях.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в научном описании имиджа Китая в русской прессе использована молодая теория имиджеологии на основе межкультурной коммуникации, показаны результаты анализа цифровых данных и изучения языковой характеристики, проиллюстрировано состояние имиджа Китая в выбранных газетах в определенный период, принимая научные методы количественного и качественного исследования; выяснены факторы, влияющие на процесс становления имиджа Китая, выявлена роль имиджа Китая в процессе межкультурной коммуникации.
Теоретическая и практическая значимость. В работе представлена теория образа страны, показаны основные механизмы формирования имиджа Китая. Результаты исследования могут способствовать преодолению идеологозированных стереотипов в восприятии изучаемых стран и Китая, лучшему пониманию стран, специфики мышления и поведения людей чужой культуры. В процессе описания имиджа Китая были привлечены данные рассмотрения русской, американской и индийской газетной публикации, проведенного автором диссертации. Результаты выполненного исследования обладают целесообразностью их использования в межкультурных отношениях, в процессе организации практического взаимодействия между культурными, политическими и деловыми кругами, в процессе обучения китайских студентов иностранному мышлению и иностранных — китайскому.
Основные положения, выносимые на защиту:
Понятия «имидж» и «образ», имеющие общее семантическое поле (внешность, представление, облик, впечатление), осмыслены в работе как синонимические.
Первые представления о Китае происходили с Запада, и на них во многом влияла, западноевропейская мысль. Затем мнения о Китае «колеблются» либо для поддержки формирования образа Китая с Запада, либо для прекращения проникновения западной мысли в свое общество.
Подходы к Китаю являются разнообразными в рамках и синхронного анализа, и диахронного анализа. Во-первых, отношения к Китаю в разных странах, допустим в России и в США очень сильно отличаются друг от друга; во-вторых, концепции в отношении Китая или китайцев в разных периодах истории представляются своими особенностями. Разнообразие образов Китая зависит в основном от того, что масштаб и способы действия межкультурной коммуникации; более того, в мировом сообществе существовали и существуют различные идейные направления, представляющие разные интересы своих кругов или классов.
Рассмотрение газет (точнее, «Известий», «The New York Times» и «The Hindu») помогло выяснить, что также существует динамика имиджа Китая в данных прессах, далее – в российском обществе 21-го в. которая как будто не была в зависимости от продолжающегося процветания двусторонних отношений обеих стран или их развивающейся коммуникации, однако одновременно на которую влияют политические, экономические, общественные, а так же культурные факторы. А в американском и индийском прессах под влиянием «торговой войны» и развитие Китая, тоже активно пишут о нем. Появляются словно в одно и то же время положительный, отрицательный и нейтральный имидж Китая в прессах, в том числе нейтральный играет контрольную роль.
Результаты рассмотрения российской газетной речи показали, что имидж Китая складывается в прессах на основании таких представлений, с одной стороны, как мощная страна, обладающая богатой историей, щедрой культурой, высокими темпами экономического роста. С другой стороны, как страна без демократии, производящая дешевые, зато некачественные товары, наводняющая проблемы загрязнения окружающей среды, представляющая потенциального врага или угрозу многим государствам мира. Газеты также спорно отметили свойства китайцев, как гостеприимство, трудолюбие, трудоспособность, мудрость, а также плутовство, жадное отношение к экономическим интересам и стремление к внешней экспансии. Увидев данные проблемы, необходимо принять подходящие меры для улучшения имиджа Китая.
Структура и объем диссертационной работы определяется логикой исследования проблемы и решением поставленных задач. Диссертация, объемом 111 с. состоит из Введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
Имидж, являясь обобщенным представлением, мнением, репутацией или оценкой, сложился на основе полученной информации. Процесс сложения имиджа представляет собой политически, экономически, социально и культурно обусловленный процесс. Имидж страны представляет ее мощь, экономическую силу, богатство, уровень развития общества и культуры. Он является совокупным показателем авторитета государства в глазах зарубежной общественности; успешности его политики, значимости культуры с ее ценностями, традициями, нормами и в мире.
В диссертационной работе рассмотрены аспекты проблем, которые помогли выяснять именно имидж Китая, отражаемый в русской, американской, индийской прессах. Имидж Китая в газетах «Известия», «The New York Times» и « The Hindu » выражается разнообразием, изменения которого тесно связаны с политико-военным, культурно-историческим, социально-экономическим аспектом Китая, а также с двусторонними отношениями между Китаем и их собственными странами.
В заключение данного исследования хотелось бы привести взгляды в соответствие с сущностью вещей и явлений.
Что касается китайской экспансии или китайского нашествия: правда ли, что Китай ускоренно наращивает военную мощь, скоро китайцы покорят весь мир. Верно, на данный момент у Китая огромная армия, но в современных условиях ведения войн просто закидать противника трупами недостаточно. Более того, на протяжении всей своей истории китайцы неоднократно доказывали, что они откровенно плохие вояки. Китайских властей не интересует то, что приводит к риску экономическими показателями в угоду сомнительным военным амбициям.
Убеждение в том, что все товары «Made in China» должно уйти с исторической сцены, поскольку на данный момент именно в Китае производится практически вся продукция от хорошо известных мировых брендов. Кроме того, локальные бренды тоже выпускают качественные и доступные по цене товары, пользуясь при этом поддержкой со стороны государства. Конечно, на вещевых барахолках до сих пор можно встретить и откровенно дешевый ширпотреб, ведь, как известно, кто ищет — тот всегда найдет.
Проблемы в Китае немало, но ситуация улучшается. По мере того, как между Китаем и другими странами проводятся разнообразные мероприятия в рамках стратегического сотрудничества разных отраслей, прессы стали более объективно описывать и оценивать Китай, в чем сыграла значительно важную роль межкультурная коммуникация.
Анализ газет показал то, что мысль пресс в сегодняшний день постепенно выходят из-под влияния друг от друга, и в этом именно заключается глубокое значение формирования и эволюции имиджа Китая в мире. Имидж Китая в иностранных прессах состоит не только в том, что он воспроизводит китайскую реальность, отражает надежду на двусторонние отношения, но и, важнее всего, метафорично выражает старание за культурное самосознание народа и их самопознание своей культуры.
Стоит отметить, что вне положительных сторон формирования и эволюции имиджа Китая в иностранных прессах, существует неэквивалентность между иностранными репортажами по Китаю и китайскими по другим странам, точнее, возьмем влияние проведения тематических годов двух стран например, после проведения вышеуказанных годов количество репортажей о России в газете «Китайская молодежь» («Чжунго Цинъняньбао») становилось больше и больше, соответственно исчезал постепенно отрицательные представления о России в китайском обществе, остался почти лишь положительный имидж России. А данные тематические годы будто не могли оказать предлагаемое влияние на изменение российских представлений о Китае.
Кроме того, как описать китайский имидж с помощью анализа репортажей из трех газет. В конце и выдвигал несколько предложений для распространения более реалистичный и яркий образ Китая.
На русском языке:
Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурно- го измерения. — М.: Восточная книга, 2010.
Алешина М., Горшкова О. Имидж по-пекински // Российская газе- Та. – 24.06.2015. —URL:http://rg.ru/2015/06/24/kitai-site.html
Арбатов ПА. Затянувшееся выздоровление. .М. 1953 — 1985. С. 101
Белинский ВГ. Китай в гражданстком и нравственном отношении. Сочинение монаха Иакинфа, 1848. С. 598-599.
Белый Н. Пройти сквозь рогатки не помогут и взятки Н Российские вести. — 1994.22 декабря
Бердяев НА. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала П века. В сб. «О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья». — М., 1990. — С. 44.
Благотворительность как способ коммуникативной поддержки имиджа предприятия газопромышленного комплекса (на примере ООО «Газпром трансгаз Томск»)
Ванденко А. Верлин Е.: Не будите спящего дракона! / Комсомольская правда,2004.03.10
Вершинин М. (слова), Мурадели В. (музыка). Москва — Пекин Н Москва — Пекин.Репертуарный сборник. — М., 1959. — С. 7-8.
Власти Китая спрогнозировали показатели экономического роста в 2016 году // lenta.ru. – 05.03.2016. – URL: https:/lenta.ru/news/2016/03/05/chinaplan /
Гаврилова С. Китайцам приказано размножаться П РБК Daily, 2007.07.09
Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. — СПг.: Типография брат. Пантешеевых. 1888. — С.74-75.
Демкин Д. Губернатор открыл восточный фронт и ждет подкрепления Н Коммерсант-Г)аПу. — 1996. — № 217. — 10 декабря
Золина Г.Д. Модусы информационной политики /! Вестник АдЫы- гейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. — Майкоп, 2013. — Вып. 4. – С. 191-198.
Ильичев Г. Угрожает ли Китай России? l/ Известия, 2005.07.01
Имидж государства в международных связях https://knowledge.allbest.ru/international/2c0b65625a3bc68a4c53a89521206c26_0.html
Имидж Китая в России: формирование образа страны в контексте инициативы «Один пояс и один путь» http://www.nauka-dialog.ru/assets/userfiles/4787/198-208_Fu_Lin_Ma_Isya_Hu_Fan’_ND_2018_6.pdf
Исаев А. Россия и Китай: от доверия в военной области к сокращению ВС на границе, 1997.
Ј. Вестник томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2012
Китай создал в 120 странах и регионах мира 440 Институтов Конфуция // Жэньминь жибао онлайн. — 08.12.2013. – URL:http://rus-sian.people.com.cn/31516/8478245.html
Кондрашов С. Натиск на Восток по российски // Известия, 1996.11.11
Коновалова Юлия Олеговна, Симакова Мария Владимировна, Соловьева Дарья Павловна Китайский национальный характер и этнические стереотипы // Территория новых возможностей. 2014. №2 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskiy-natsionalnyy-harakter-i-etnicheskie-stereotipy (дата обращения: 20.04.2019).
Коротаева И. Приключения iPhone в Москве Н Комсомольская правда, 2007.10.31
Ларин ВЛ. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия: кто же будет отстаивать наши национальные интересы? Взгляд с Дальнего Востока Н Проблемы Дальнего Востока. — 1997. — № 1. — С. 25
Лисафьева А. В. «Формирование имиджа органов местного самоуправления на примере администрации городского округа Мытищи» http://imegi.ru/Files/vkr2016-11.pdf
Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII -XXI веках. М. 2007.
Максимов А. В Китай вновь пришла «атипичка»? // Комсомольская правда,2004.01.12
Мисакян С.И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН // 60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР: тезизы докладов XVIIIеждунар. науч. конф. «Китай, китай- ская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» (Москва, 21- 23 октября 2009 г.}. Ч. 1.-М., 2009.
Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие взаимообусловлены и взаимовыгодны // China.com. – 23.03.2015. https:/Russian.china.com/news//reports/1793/20150323/325343.html
ОБРАЗ КИТАЯ И РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ МИРОВЫХ СМИ В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СОВРЕМЕННОСТИ https://publikacia.net/archive/2016/5/3/46
Образ Китая на страницах российских сми на примере "Российск https://prezi.com/rt_vz-u1exwg/quot/
Пушкин АС. Золотой том. Собрание сочинений. — М.: Имидж, 1993. — С. 436.
Российские СМИ о Китае в 2017 году https://zen.yandex.ru/media/magazeta/rossiiskie-smi-o-kitae-v-2017-godu-5a5e27eb00b3ddb2edb6849f
Скосырев В. Китайские деревни в Сибири и на Дальнем Востоке. Что принесет России «политика открытых дверей» /l Известия. — 1993. — 26 мая
Филатова О. Россия «сидит» на китайских препаратах // РБК Daily, 2006.05.12 Филимонов Д. Насколько реальна для России Китайская угроза Н Известия,2005.12.19
Хацанков М. Картографическая агрессия // Независимая газета. — 1993. 25 августа
Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года. с. 357
Хомяков АС. «Семирамида». Исследование истинности историчесюж идей Н Русский мир. — М.: Эксмо, 2003. — С. 27-28.
Хрущев НС. Воспоминания. Время, люди, власть. М,: Издательство Московского университета, 1998. — С. 637
Цуй Юн. Образы Китая и России в межкультурной коммуникации. электронная библиотека диссертаций”, 2011.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!