Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике КНР
Магистерская диссертация посвящена исследованию влияния китайского образования на внешнюю политику Китая в качестве «мягкой силы». В данной работе рассматриваются формы и методы использования «мягкой силы» во внешней политике Китая. Представленная магистерская диссертация также затрагивает историю китайского образования и его современную состояние. Система образования как фактор политики «мягкой силы» в современной внешней политике КНР является объектом работы. Предметом исследования являются процессы и формы модернизации сферы образования в КНР с целью его использования в качестве фактора политики.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Формы и методы использования «мягкой силы» во внешней политике
Китайской Народной Республики……………………………………………………………………………………9
1.1. Развитие политики «мягкой силы» в КНР: история, цели и инструмен…………..9
1.2. Культурный фактор во внешней политике КНР………………………………………….. 17
1.3. Пропаганда китайского языка и развитие науки как инструменты «мягкой
силы» КНР…………………………………………………………………………………………………………………… 24
Глава 2. Исторические основания и современное состояние системы высшего
образования Китайской Народной Республики………………………………………………………………29
1.1. Система образования в КНР: история и современное состояние………………….29
2.2. Современные проблемы китайского высшего образования и их решение
руководством Китая…………………………………………………………………………………………………….36
Глава 3. Роль образовательного вектора во внешнеполитическом курсе Китайской
Народной Республики………………………………………………………………………………………………….. 43
3.1. Интернационализация образования как инструмент «мягкой силы» в
современной геополитике КНР…………………………………………………………………………………….. 43
3.2. Совместные образовательные проекты как форма реализации национальных
интересов КНР и Российской Федерации в условиях глобальной конкуренции……………….. 51
Заключение………………………………………………………………………………………………………..57
Использованная литература и источники……………………………………………………………61
а2
Актуальность темы исследования. Демократизация, интеграция, глобализация
являются основными мегатрендами XXI в. Они оказывают значительное влияние на все
сферы жизни общества, в том числе образование, которое приобретает современные
черты и играет всё более важную роль. Например, бурное развитие технологий,
экономики делает необходимым повышение квалификации, обучение новым навыкам и
умениям. Прозрачность границ приводит к увеличению мобильности студентов,
профессоров. Интеграция мира способствует тесному сотрудничеству, универсализации
образовательных программ. Возрастает роль инновационных факторов производства, в
том числе, человеческих (профессиональные компетенции, коммуникативные навыки),
поэтому увеличивается количество стран, заинтересованных в инвестировании в
человеческий капитал. В то же время современные мегатренды вызывают множество
глобальных проблем. Образование может, если не решить, то значительно смягчить их.
Поэтому так важно модернизировать образовательную систему, способствовать
распространению новых образовательных программ. Кроме того, оно само способно
задавать векторы развития, так как оказывает значительное влияние на политическую,
экономическую, демографическую обстановку в стране и мире.
Стремление соответствовать современным темпам мирового развития и укрепить
конкурентные позиции на мировом образовательном рынке приводит к тому, что
государства выделяют всё больше средств на совершенствование данной сферы, создают
новые научно-образовательные центры, запускают государственные программы,
заимствуют зарубежный опыт, стремятся повысить позиции отечественных университетов
в международных рейтингах.
В условиях современного глобального экономического порядка политика «мягкой
силы» становится все более значимой в общей системе международных отношений.
Практические инструменты ее реализации и теоретические разработки целей и факторов
во многом различаются в разных странах. Особенно актуальным в современной
политической науке является анализ влияния на внешнюю политику таких культурных
факторов, как образование и наука. В КНР традиционно именно культурные инструменты
«мягкой силы» признавались наиболее значимыми, что отличало Китай от понимания
«мягкой силы» в западных странах, ориентированных на экономические инструменты
международного влияния.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!