Образовательный капитал как фактор воспроизводства элиты (на примере Санкт-Петербурга)
Данная выпускная квалификационная работа ориентирована на установление связи между образовательным капиталом индивида, идентифицированного в качестве представителя элитной группы, и его социальным статусом. Образовательные и коммуникационные механизмы рассмотрены в качестве атрибутов внутриэлитной интеграции. В ходе ознакомления с теоретическим материалом была определена специфика исследования элит на примере значимых работ отечественных и зарубежных ученых. Определен методологический инструментарий, позволяющий наиболее точно определить выборку при изучении элитных групп. Неотъемлемой частью работы являлось рассмотрение элиты с точки зрения ее институционализации, в рамках которой исследуемый объект есть важнейший социальный институт, легитимирующий свое право на власть за счет приобретения капитала, как экономического, так и образовательного. Значимой структурной особенностью также является операционализация понятия «капитал», а также рассмотрение его значимости в условиях описываемого социального поля. В ходе эмпирической части в рамках позиционного подхода были выявлены крупнейшие компании Санкт-Петербурга, а также их руководители, оказывающие наибольшее влияние на деятельность данных организаций. Описательного анализ позволил выявить основные тенденции, функции и закономерности в рамках образовательного маршрута региональных экономических элит.
В первую очередь, для формирования дальнейшей методологической и эмпирической базы, в ходе исследования представляется необходимым рассмотреть теоретический бэкграунд рассматриваемой проблематики: материалы на схожую тематику с принципиальной дифференциацией как по географическому аспекту выборки, так и по ее временной составляющей (бизнес-элита выделяется в отдельный субъект социологического знания не так давно, исторический цикл предполагает ее стремительную институализацию, которая, к тому же, маркируется за счет специфических этапов политического развития исследуемой социальной системы, ограниченной в нашем случае рамками Российской Федерации и Санкт-Петербурга). Более того, предмет исследования не ограничен исключительно дискурсом элитологии как направления, ввиду его ориентации на образовательный аспект в том числе. Как следствие – наличие необходимости в рассмотрении выбранной темы с точки зрения теории капитала, а также исходя из базовых категорийных понятий социологии образования и социологии профессии.
Так, с целью описания теоретической рамки настоящей работы, в дальнейшем ее структура будет строиться следующим образом:
Элиты и элитное образование в рамках современных российских и зарубежных исследований.
Данный блок ориентирован на факторы институализации бизнес-элиты в современной России, методологию ее отстройки от элиты политической, а также те механизмы, которые в динамике последних 30 лет позволяют говорить об идентификации объекта в нашей стране в отдельный класс.
Элиты, капитал и стратификационные механизмы в рамках классических социологических теорий.
Данный блок посвящен рассмотрению дефиниции элит: их функциям, типологиям и специфике поведения в социуме. Специфика тематики также предполагает рассмотрение в рамках данного сегмента классических теорий, связанных с операционализацией терминологии капитала и организационных полей.
Второй этап позиционного подхода предполагает установление лиц, оказывающих максимальное воздействие на деятельность предприятия. Так, в соответствии с классификацией М. Юсима и Д. Скотта, к необходимой для изучения категории объектов были отнесены: 1) Крупнейшие акционеры компании; 2) Председатели и члены советов директоров; 3) Топ-менеджеры предприятий (генеральные директора, их заместители); 4) Члены правления компаний.
В рамках исследовательского вопроса данной работы представляется необходимым определить основные характеристики, отображающие уровень образовательного капитала представителей экономической элиты Санкт-Петербурга. Для достижения поставленных целей, была использована биографическая матрица базы данных, содержащая следующие характеристики: «Компания», «Отрасль», «ФИО должностного лица», «Должность», «Место рождения», «Дата рождения», «Пол», «Первое высшее образование и его специализация», «Второе высшее образование и его специализация», «Третье высшее образование и его специализация», «Зарубежное образование», «Курсы повышения квалификации и переподготовки кадров», «Научное звание», «Опыт работы в государственных структурах».
Исходя из анализа открытых источников (сайты интересующих компаний, материалы открытой энциклопедии, профильные деловые ресурсы, социальные сети) в рамках проекта было отобрано 417 персон из 216 установленных ранее крупнейших компаний с доступными данными, касающимися их образовательных траекторий. В дальнейшем, для определения основных закономерностей и аналитики использовался пакет MicrosoftOfficeExcel 2013.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!