Обучение языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива «Язык и культура саамов России»)

Кузьмук Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование обучения языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива “Язык и культура саамов России”).
Данная работа освещает языковую политику РФ, направленную на сохранение языков малочисленных народов, в частности, кильдинского саамского языка. Автором были описаны основные особенности саамской культуры и саамского языка, которые стоит учитывать при разработке упражнений для электива “Язык и культура саамов России”.
Во второй главе был предложен комплекс языковых и условно-речевых упражнений, которые могут быть включены в электив «Язык и культура саамом России». Помимо того, что в рамках данного электива учащиеся получат знания о языке и смогут применить их на практике, они также получат лингвострановедческие и страноведческие знания, которые помогут им более полно познать саамскую культуру.
В заключении работы подчеркивается практическая ценность электива “Язык и культура саамов России”.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СРЕДНИХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ
ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА СААМОВ РОССИИ») ………………………… 6

§1.1 ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В ОТНОШЕНИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КИЛЬДИНСКОГО СААМСКОГО ЯЗЫКА) ……. 6

§1.2 ИСТОРИЯ СААМСКОГО НАРОДА И КУЛЬТУРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СААМОВ ………………………………………………………………….. 14

§1.3 СААМСКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ДИАЛЕКТЫ ………………………………………. 20

§1.4 ОБУЧЕНИЕ СААМСКОМУ ЯЗЫКУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ .. 23

§1.5 МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………….. 29

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………… 33

Глава II. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИЛЬДИНСКОМУ
СААМСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
СААМОВ РОССИИ»)………………………………………………………………………………. 35

§2.1 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ КИЛЬДИНСКОМУ СААМСКОМУ
ЯЗЫКУ …………………………………………………………………………………………………. 35

§2.1.1 ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КИЛЬДИНСКОМУ СААМСКОМУ ЯЗЫКУ …………….. 42

§2.2 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И
КУЛЬТУРА СААМОВ РОССИИ»…………………………………………………………. 50

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………… 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………… 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………………….. 73

Россия — многонациональная страна. По данным переписи населения
2010 в РФ проживает более 180 этнических групп.
Официальным языком Российской Федерации является русский язык,
обучение на нём ведётся в большинстве образовательных учреждений. Россия
отличается языковым многообразием: мегрельский язык, эвенкийский язык,
саамский язык и многие другие. Среди языков разнообразных народов нашей
страны есть те, которые носят статус исчезающих, например, саамский язык,
а именно кильдинский диалект саамского языка, на котором говорят коренные
жители Кольского полуострова — саамы.
Согласно данным, которые представлены на официальном сайте
правительства Мурманской области, по результатам переписи населения 2010
г. в России проживает 1599 саамов (0,2%). Более 82 % коренного
малочисленного народа Кольского полуострова считают своим родным
языком русский, более 17 % саамов высказались о том, что их родной язык –
саамский.
По информации, которая представлена в «Атласе языков мира,
находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, кильдинский диалект
саамского языка (далее «кильдинский саамский язык») носит статус „severely
endangered’’ (находящийся под серьезной угрозой исчезновения) [Атлас
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения: ЭР].
Доктор филологических наук, профессор Мурманского Арктического
Государственного Университета (МАГУ) О.Н. Иванищева утверждает, что
саамский находится в более бедственном положении, чем это указано в
«Атласе языков мира…». Данный язык находится на грани исчезновения
(“critically endangered”) [Иванищева 2016: 6].
Многие исторические, политические, экономические и другие факторы
способствовали его текущему статусу. Не так много молодых людей
проявляют интерес к данному языку.
Саамский преподается в школе села Ловозеро в формате
факультативных занятий 1 раз в неделю, но этого недостаточно. Язык может
исчезнуть в ближайшие годы, а без языка нет и культуры народа, поэтому так
важно его сохранить, передать его молодому поколению и создать языковую
среду, где люди смогут общаться на саамском.
Цель: теоретическое обоснование обучения языкам малочисленных
народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива
«Язык и культура саамов России») и практическая разработка комплекса
упражнений для данного электива.
Задачи:
1. изучить и описать ключевые положения языковой политики РФ;
2. дать определение терминов «исчезающий язык», «малочисленные
народы», «коренные народы»;
3. изучить региональные практики по поддержке языкового
многообразия в России;
4. изучить практики по поддержке кильдинского саамского языка в
Мурманской области (на примере МБОУ «Ловозерская средняя
общеобразовательная школа»);
5. определить положение саамского языка в настоящее время;
6. описать особенности культуры саамов;
7. рассмотреть перспективы внедрения электива “Язык и культура
саамов” в обучение учащихся средних школ, находящихся на территории
проживания кольских саамов;
8. разработать программу электива “Язык и культура саамов России”;
9. разработать серию методических приемов как пример реализации
предложенного электива в заданных условиях.
Актуальность исследования заключается в том, что правительство РФ
уже давно обратило внимание на проблему сохранения языков и культурной
идентичности малочисленных народов. По данным, приведенным в «Атласе
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения”, в России в опасности
находятся около 140 языков [Атлас языков мира, находящихся под угрозой
исчезновения: ЭР]. В 2020 г. в Конституцию РФ была принята поправка,
касающаяся коренных малочисленных народов. Среди разнообразных языков
таких народов есть саамский, который носит статус исчезающего, и, если не
принять меры, он может исчезнуть, а без языка нет и культуры народа.
В школах обучение саамскому языку проходит лишь факультативно, а
многие материалы по обучению саамскому являются устаревшими. Мы
считаем, что элективный курс для учеников средней школы (5 класс), который
будет наполнен творческими упражнениями, имеющими коммуникативную
направленность и включающими в себя культурно-маркированные
лексические единицы, сможет заинтересовать учащихся. Важно донести не
только знания о языке саами, но и погрузить обучающихся в их уникальную
самобытную культуру.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
– доказана необходимость введения электива «Язык и культура саамов»
в программу обучения учащихся средних школ, находящихся на территории
проживания кольских саамов;
– разработан комплекс культурно-ориентированных упражнений в
рамках электива «Язык и культура саамов».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– работы, посвященные саамскому языку (О.Н. Иванищева, Г.М. Керт, В.
Б. Бакула, Э. Шеллер и др.);
– исследования по теории и практике преподавания иностранных языков
(И.Л. Бим, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, А.Н. Щукин, Р.К. Миньяр-Белоручев,
Е.Н. Соловова, Л.П. Тарнаева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, J. Scrivener и др.).

Российская Федерация принимает различные меры по развитию и
сохранению языков малочисленных народов, особенно тех языков, которые
находятся на грани исчезновения. Одним из языков, который имеет все шансы
на ревитализацию, является саамский. Он обладает потенциалом к
сохранению и развитию, и молодые люди вновь начинают интересоваться
кильдинским саамским языком, несмотря на бо́льшую популярность
северносаамского языка.
В первой главе были рассмотрены теоретические предпосылки обучения
языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах
России и языковая политика РФ. Также были рассмотрены региональные
практики по сохранению языков малочисленных народов, в частности,
кильдинского саамского языка. Было выявлено, что в с. Ловозеро, где живут
саамы России, на обучение саамскому выделен 1 час в неделю. Занятия,
которые проходят в формате факультатива, посещают ученики начальных
классов; для более старших классов занятия не проводятся. Существует
проблема устаревших учебных материалов по изучению кильдинского
саамского языка. Помимо этого, такие материалы представлены, в основном,
только для учащихся начальной школы.
Нами был сделан вывод о том, что для саамской молодежи остро стоит
проблема личной и культурной идентичности. Они изучают язык не только
для того, чтобы общаться, но и для того, чтобы отнести себя к какой-либо
культуре. Этот фактор следует учитывать при создании комплексов
упражнений и учебных пособий.
Во второй главе нами был предложен комплекс языковых и условно-
речевых упражнений, которые могут быть включены в электив «Язык и
культура саамом России» для пятого класса. Помимо того, что в рамках
данного электива учащиеся получат знания о языке и смогут применить их на
практике, они получат лингвострановедческие и страноведческие знания,
которые помогут им более полно познать саамскую культуру. В рамках
электива представлены творческие упражнения, которые позволят
обучающимся сохранить мотивацию и изучать язык с удовольствием.
В заключение хотелось бы отметить, что нашему государству следует
обратить внимание на профессиональную подготовку учителей саамского, а
также помогать активистам и энтузиастам, которые занимаются
популяризацией кильдинского саамского языка, т. к. любые мероприятия
требуют финансирования. Совместными усилиями государства,
правительства Мурманской области, а также методистов, учителей языка и
активистов, можно добиться того, что кильдинский саамский язык укрепит
свои позиции.

1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Российской Федерации

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет