Обучение языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива «Язык и культура саамов России»)

Кузьмук Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование обучения языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива “Язык и культура саамов России”).
Данная работа освещает языковую политику РФ, направленную на сохранение языков малочисленных народов, в частности, кильдинского саамского языка. Автором были описаны основные особенности саамской культуры и саамского языка, которые стоит учитывать при разработке упражнений для электива “Язык и культура саамов России”.
Во второй главе был предложен комплекс языковых и условно-речевых упражнений, которые могут быть включены в электив «Язык и культура саамом России». Помимо того, что в рамках данного электива учащиеся получат знания о языке и смогут применить их на практике, они также получат лингвострановедческие и страноведческие знания, которые помогут им более полно познать саамскую культуру.
В заключении работы подчеркивается практическая ценность электива “Язык и культура саамов России”.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В СРЕДНИХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ
ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА СААМОВ РОССИИ») ………………………… 6

§1.1 ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В ОТНОШЕНИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ
НАРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ КИЛЬДИНСКОГО СААМСКОГО ЯЗЫКА) ……. 6

§1.2 ИСТОРИЯ СААМСКОГО НАРОДА И КУЛЬТУРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СААМОВ ………………………………………………………………….. 14

§1.3 СААМСКИЙ ЯЗЫК И ЕГО ДИАЛЕКТЫ ………………………………………. 20

§1.4 ОБУЧЕНИЕ СААМСКОМУ ЯЗЫКУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ .. 23

§1.5 МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ …………………………………………………….. 29

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………… 33

Глава II. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ КИЛЬДИНСКОМУ
СААМСКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
СААМОВ РОССИИ»)………………………………………………………………………………. 35

§2.1 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ КИЛЬДИНСКОМУ СААМСКОМУ
ЯЗЫКУ …………………………………………………………………………………………………. 35

§2.1.1 ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КИЛЬДИНСКОМУ СААМСКОМУ ЯЗЫКУ …………….. 42

§2.2 КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВА «ЯЗЫК И
КУЛЬТУРА СААМОВ РОССИИ»…………………………………………………………. 50

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………… 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………… 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………………….. 73

Россия — многонациональная страна. По данным переписи населения
2010 в РФ проживает более 180 этнических групп.
Официальным языком Российской Федерации является русский язык,
обучение на нём ведётся в большинстве образовательных учреждений. Россия
отличается языковым многообразием: мегрельский язык, эвенкийский язык,
саамский язык и многие другие. Среди языков разнообразных народов нашей
страны есть те, которые носят статус исчезающих, например, саамский язык,
а именно кильдинский диалект саамского языка, на котором говорят коренные
жители Кольского полуострова — саамы.
Согласно данным, которые представлены на официальном сайте
правительства Мурманской области, по результатам переписи населения 2010
г. в России проживает 1599 саамов (0,2%). Более 82 % коренного
малочисленного народа Кольского полуострова считают своим родным
языком русский, более 17 % саамов высказались о том, что их родной язык –
саамский.
По информации, которая представлена в «Атласе языков мира,
находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО, кильдинский диалект
саамского языка (далее «кильдинский саамский язык») носит статус „severely
endangered’’ (находящийся под серьезной угрозой исчезновения) [Атлас
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения: ЭР].
Доктор филологических наук, профессор Мурманского Арктического
Государственного Университета (МАГУ) О.Н. Иванищева утверждает, что
саамский находится в более бедственном положении, чем это указано в
«Атласе языков мира…». Данный язык находится на грани исчезновения
(“critically endangered”) [Иванищева 2016: 6].
Многие исторические, политические, экономические и другие факторы
способствовали его текущему статусу. Не так много молодых людей
проявляют интерес к данному языку.
Саамский преподается в школе села Ловозеро в формате
факультативных занятий 1 раз в неделю, но этого недостаточно. Язык может
исчезнуть в ближайшие годы, а без языка нет и культуры народа, поэтому так
важно его сохранить, передать его молодому поколению и создать языковую
среду, где люди смогут общаться на саамском.
Цель: теоретическое обоснование обучения языкам малочисленных
народов в средних общеобразовательных школах России (на примере электива
«Язык и культура саамов России») и практическая разработка комплекса
упражнений для данного электива.
Задачи:
1. изучить и описать ключевые положения языковой политики РФ;
2. дать определение терминов «исчезающий язык», «малочисленные
народы», «коренные народы»;
3. изучить региональные практики по поддержке языкового
многообразия в России;
4. изучить практики по поддержке кильдинского саамского языка в
Мурманской области (на примере МБОУ «Ловозерская средняя
общеобразовательная школа»);
5. определить положение саамского языка в настоящее время;
6. описать особенности культуры саамов;
7. рассмотреть перспективы внедрения электива “Язык и культура
саамов” в обучение учащихся средних школ, находящихся на территории
проживания кольских саамов;
8. разработать программу электива “Язык и культура саамов России”;
9. разработать серию методических приемов как пример реализации
предложенного электива в заданных условиях.
Актуальность исследования заключается в том, что правительство РФ
уже давно обратило внимание на проблему сохранения языков и культурной
идентичности малочисленных народов. По данным, приведенным в «Атласе
языков мира, находящихся под угрозой исчезновения”, в России в опасности
находятся около 140 языков [Атлас языков мира, находящихся под угрозой
исчезновения: ЭР]. В 2020 г. в Конституцию РФ была принята поправка,
касающаяся коренных малочисленных народов. Среди разнообразных языков
таких народов есть саамский, который носит статус исчезающего, и, если не
принять меры, он может исчезнуть, а без языка нет и культуры народа.
В школах обучение саамскому языку проходит лишь факультативно, а
многие материалы по обучению саамскому являются устаревшими. Мы
считаем, что элективный курс для учеников средней школы (5 класс), который
будет наполнен творческими упражнениями, имеющими коммуникативную
направленность и включающими в себя культурно-маркированные
лексические единицы, сможет заинтересовать учащихся. Важно донести не
только знания о языке саами, но и погрузить обучающихся в их уникальную
самобытную культуру.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
– доказана необходимость введения электива «Язык и культура саамов»
в программу обучения учащихся средних школ, находящихся на территории
проживания кольских саамов;
– разработан комплекс культурно-ориентированных упражнений в
рамках электива «Язык и культура саамов».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– работы, посвященные саамскому языку (О.Н. Иванищева, Г.М. Керт, В.
Б. Бакула, Э. Шеллер и др.);
– исследования по теории и практике преподавания иностранных языков
(И.Л. Бим, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, А.Н. Щукин, Р.К. Миньяр-Белоручев,
Е.Н. Соловова, Л.П. Тарнаева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, J. Scrivener и др.).

Российская Федерация принимает различные меры по развитию и
сохранению языков малочисленных народов, особенно тех языков, которые
находятся на грани исчезновения. Одним из языков, который имеет все шансы
на ревитализацию, является саамский. Он обладает потенциалом к
сохранению и развитию, и молодые люди вновь начинают интересоваться
кильдинским саамским языком, несмотря на бо́льшую популярность
северносаамского языка.
В первой главе были рассмотрены теоретические предпосылки обучения
языкам малочисленных народов в средних общеобразовательных школах
России и языковая политика РФ. Также были рассмотрены региональные
практики по сохранению языков малочисленных народов, в частности,
кильдинского саамского языка. Было выявлено, что в с. Ловозеро, где живут
саамы России, на обучение саамскому выделен 1 час в неделю. Занятия,
которые проходят в формате факультатива, посещают ученики начальных
классов; для более старших классов занятия не проводятся. Существует
проблема устаревших учебных материалов по изучению кильдинского
саамского языка. Помимо этого, такие материалы представлены, в основном,
только для учащихся начальной школы.
Нами был сделан вывод о том, что для саамской молодежи остро стоит
проблема личной и культурной идентичности. Они изучают язык не только
для того, чтобы общаться, но и для того, чтобы отнести себя к какой-либо
культуре. Этот фактор следует учитывать при создании комплексов
упражнений и учебных пособий.
Во второй главе нами был предложен комплекс языковых и условно-
речевых упражнений, которые могут быть включены в электив «Язык и
культура саамом России» для пятого класса. Помимо того, что в рамках
данного электива учащиеся получат знания о языке и смогут применить их на
практике, они получат лингвострановедческие и страноведческие знания,
которые помогут им более полно познать саамскую культуру. В рамках
электива представлены творческие упражнения, которые позволят
обучающимся сохранить мотивацию и изучать язык с удовольствием.
В заключение хотелось бы отметить, что нашему государству следует
обратить внимание на профессиональную подготовку учителей саамского, а
также помогать активистам и энтузиастам, которые занимаются
популяризацией кильдинского саамского языка, т. к. любые мероприятия
требуют финансирования. Совместными усилиями государства,
правительства Мурманской области, а также методистов, учителей языка и
активистов, можно добиться того, что кильдинский саамский язык укрепит
свои позиции.

1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Российской Федерации

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет