Оценка антикоррупционной политики РФ в сознании россиян

Ковтун Екатерина Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является приоритетным. Одной из задач антикоррупционной политики является формирование нетерпимого отношения к коррупции в обществе. В работе рассматривается восприятие коррупции в сознании россиян в рамках трехкомпонентной структуры аттитюда: понятийные категории и стереотипы в отношении коррупции, вектор эмоционального отношения и поведенческий компонент. Целью диссертационного исследования является разработка модели восприятия антикоррупционной политики в массовом сознании россиян с учетом их оценок уровня коррупции, факторов её распространения и проводимых антикоррупционных мер. В ходе теоретического анализа для данного исследования было предложено определить социальную установку как намерение и готовность индивида действовать определенным образом в отношении коррупции. В работе приводятся результаты эмпирического исследования (телефонный опрос), проведенного на базе Центра социологических и Интернет-исследований СПбГУ, направленного на изучение восприятия коррупции в сознании населения, их оценок уровня коррупции и эффективности антикоррупционной политики. Анализ восприятия коррупции показывает, что в общественном сознании россиян это социальное явление имеет более широкое значение, включающее не только непосредственно коррупционные практики, но и совокупность других социально-политических и социально-экономических проблем. По итогам проведенного исследования выделены особенности восприятия коррупции и антикоррупционной политики разными возрастными группами, выявлены факторы, влияющие на формирование установок и риски, определяющие эффективность антикоррупционной политики. Использование измерения коррупции через её восприятие позволило выявить уязвимые места существующей антикоррупционной стратегии, определить наиболее эффективные механизмы борьбы с коррупцией и представить общественное мнение по отношению к основным субъектам антикоррупционной политики: органам государственной власти, государственным институтам, некоммерческим организациям, СМИ.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является одним из приоритетных.
За последнее десятилетие в этом направлении произошли позитивные изменения: в 2008 г. издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», и принят федеральный закон «О противодействии коррупции», определивший организационные основы противодействия коррупции, направления деятельности органов государственной власти. В дальнейшем созданы «Национальный план противодействия коррупции» и Указ Президента «О Национальной стратегии противодействия коррупции на 2010-2011 гг.», где были определены субъекты антикоррупционной политики и механизмы её реализации. Кроме того были ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Несмотря на это, данные различных российских и международных организаций, фиксируют высокий уровень коррупции и становятся основой для характеристики коррупции как системного явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и «антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан. Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями должностного лица и интересами государства и общества. При таком подходе антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции.
В общественном мнении «коррупция» ― это не только взяточничество и нецелевое расходование средств, но и неэффективность государственного и муниципального управления, повышение налогов, тарифов, бюрократизм. Такое понимание говорит о недостаточной политической грамотности, низком уровне правовой культуры, но, в то же время, указывает на недостаточность политико-правового подхода в понимании коррупции для создания эффективной системы антикоррупционных мер. При этом, в общественном сознании антикоррупционная политика зачастую охватывает не только борьбу с коррупционными преступлениями, но и решение проблем, порождающих коррупцию.
Степень изученности темы. Ввиду актуальности проблематики борьбы с коррупцией и реализации антикоррупционной политики в различных отраслях ― социология, политология, юридические науки, существуют знания о рассматриваемом явлении, однако они являются разрозненными и практически несистематизированными. Работы и исследования, посвященные коррупции и антикоррупционной политике условно можно разделить на три группы в соответствии с подходами, использованными в них: социально-экономические, политико-правовые и социологические.
Подробное исследование и анализ коррупции и противодействия ей начинается в XIX-XX вв. Основу для политического изучения коррупции представляет работа на стыке экономики, социологии и политологии – «Коррупция и государство» С. Роуз-Аккерман, опубликованная в 1970-х гг. и представляющая социально-экономический подход в понимании коррупции. В этой монографии она не только приводит определение и классификацию видов коррупции, но и впервые обобщает опыт антикоррупционной политики государств Европы, Америки, некоторых стран Азии и Африки. Значительным вкладом является также её оригинальная классификация коррумпированных государственных систем в зависимости от уровня сосредоточения взяткополучателей и их количеством.
Политико-правовой подход. Осмысление коррупции как проявления политической нестабильности находит выражение у С. Хантингтона. Его работа «Политический порядок в меняющихся обществах» заложила основу изучения роли коррупции в модернизирующихся государствах. Им указывается необходимость рассмотрения разрыва между уровнем социальной мобилизации и политической институционализации, который приводит к проявлениям политической нестабильности. По мнению Хантингтона, коррупция в модернизирующихся государствах выполняет особую роль, позволяя преодолевать жесткость в политической и социальной организации общества, что приводит экономику в движение.
Связь уровня коррупции и структуры политического процесса разрабатывали А. Шляйфер и Р. Вишни. Они определили, что новые правительства, неустойчиво контролирующие свои политические институты наиболее подвержены коррупции, что в целом близко к пониманию причин коррупции у С. Хантингтона.
Политический аспект, причины высокой коррумпированности, факторы коррупциогенности политического процесса в России представлены в трудах П. А. Кабанова. В работе «Политическая преступность» он рассматривает коррупцию как направление преступной деятельности в сфере политики. Особенностью его работы является рассмотрение коррупции как метода политической борьбы. П. А. Кабанов также является одним из исследователей регионального аспекта антикоррупционной политики.
Содержание, форма и вопросы реализации антикоррупционной политики современного российского законодательства рассмотрены в работах С. С. Сулакшина, В. В. Моисеева. Авторы анализируют шаги, проделанные государством и российским обществом на пути становления и реализации антикоррупционной политики, отмечая её основные этапы и некоторые итоги. Также ими подробно проанализированы существующие механизмы антикоррупционной политики и выделены факторы, влияющие на эффективность проводимых мер.
Социологический подход берёт своё начало с работы С. Н. Алатаса «Социология коррупции» 1968 г., где он предлагает для изучения коррупции наблюдение за отдельными государствами в течение длительного времени, оспаривая применение исключительно традиционных методов социологических исследований: анкетирования, интервью, анализа статистики, т.к. коррупция, по его мнению, представляет собой «теневую», неафишируемую сторону социальных отношений.
В России теоретические изыскания в области политической социологии, посвященные вопросам коррупции и антикоррупционной политики современного периода, появляются с начала 1990-х гг. и активно развиваются с момента признания антикоррупционной деятельности национальным проектом в 2008 г. Направления исследований охватывают различные сферы деятельности, этапы и аспекты формирования и реализации российской антикоррупционной политики, а также сравнительный анализ антикоррупционных процессов различных стран.
Как социальный феномен коррупция представлена в работах Г. А. Сатарова, который определяет её как системное социальное явление в рамках проблематики девиантного поведения и социального контроля. Появление коррупции связывается им с отклонением от нормальной модели агентских отношений в социуме. В книге «Российская коррупция: уровень, структура, динамика» на основании значительного числа исследований, проводившихся с 2001 по 2010 гг. им обобщены результаты по изучению коррупционных рынков, выделены группы риска.
Кроме того, различные аспекты рассматриваются в публикациях, посвященных отдельным вопросам противодействия коррупции. Так, например, проблематика коррупции, антикоррупционной политики и их восприятия в общественном сознании связаны, в том числе и с существующими социальными установками. Некоторые особенности массового сознания россиян и противоречивость в оценке коррупционной проблематики отражены М. Ю. Мартыновым, А. И. Габеркорн.
Объектом работы является антикоррупционная политика как составная часть российского современного политического процесса.
Предмет составляют факторы, влияющие на восприятие коррупции и антикоррупционной политики общественным сознанием и формирующие оценочные мнения россиян по отношению к коррупции (на примере Санкт-Петербурга).
Целью данной работы является разработка модели восприятия коррупции и антикоррупционной политики в сознании россиян с учётом
рассмотрения их оценки уровня распространенности коррупции, её причин и оценок реализуемых мер антикоррупционной политики. Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность антикоррупционной политики как политического процесса;
Проанализировать механизмы и направление трансформации современной российской антикоррупционной политики;
Выявить факторы, детерминирующие отношение россиян к коррупции и антикоррупционной политике (объективные и субъективные);
Провести эмпирическое исследование восприятия антикоррупционной политики, социальных установок в отношении коррупции, а также оценок в общественном сознании проводимых мер антикоррупционной политики и уровня информированности об их реализации;
Построение модели восприятия и оценки в общественном сознании антикоррупционной политики современной России и выработка некоторых рекомендаций по повышению эффективности мер антикоррупционной политики.
Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках работы использованы различные методологические подходы, что обусловлено сложностью коррупции как социального феномена и комплексным характером темы исследования.
Теоретический анализ коррупции, представленный в работе, основан на теории установки У. Томаса, Ф. Знанецкого, а также М. Смита, что позволило раскрыть структуру и роль социальных установок, являющихся основой для понимания, оценки и готовности участия индивидов в антикоррупционной политике. При рассмотрении восприятия антикоррупционной политики использованы трактовки общественного мнения, предложенные Д. П. Гаврой, М. А. Шишкиной, а также У. Липпманом и Дж. Цаллером.
Некоторые аспекты теории политического поведения (С. Верба, Н. Ной, Г. Г. Дилигенский) нашли применение при анализе активности населения в антикоррупционных инициативах.
В процессе исследования важное место занимает системный подход, помогающий рассмотреть коррупцию в качестве структуры с собственной иерархией, а также как систему, взаимодействующую с другими системами общества и государства.
Применение институционального подхода позволяет более полно описать воздействие коррупционных процессов на различные институты в социальной, политической и экономической сфере.
Использование общенаучных методов, в частности компаративного анализа мер, институтов и механизмов реализации антикоррупционной политики позволило выявить основные тенденции в развитии антикоррупционной деятельности, особенности противодействия коррупции в Российской Федерации в сравнении с некоторыми другими странами, а также определить уровень развития антикоррупционной политики на региональном уровне.
Для эмпирической части и получения социологических данных использовался метод социологического опроса, проведенного с использованием оборудования ресурсного центра Научного парка СПбГУ Социологические и интернет исследования, в рамках проекта с участием автора на тему: «Проблема коррупции в массовом сознании россиян» (объем выборки 1100 человек). Научный руководитель проекта — доцент кафедры социологии политических и социальных процессов, кандидат социологических наук С. Д. Савин. Шифр проекта в системе ИАС НИД СПбГУ: 10.52.886.2017.
Среди использованных эмпирических методов также использованы такие, как анализ документов, анализ нормативно-правовых актов, вторичный анализ российских и зарубежных социологических исследований коррупционной проблематики.
Источниковая база исследования представлена:
Международными нормативно-правовыми актами, составляющими основу противодействия коррупции;
Нормативно-правовыми актами Российской Федерации, её субъектов, в том числе Санкт-Петербурга, определяющими направление и формы российской антикоррупционной политики;
Результатами политологических и социологических исследований и рейтингами международных и российских организаций (Transparency International, Ernst&Young, ВЦИОМ, ИНДЕМ, ФОМ, Левада-Центр) по проблематике коррупции и антикоррупционной политики в современной России и в сравнении с другими странами;
Документами общественно-политических организаций РФ (предвыборные программы, материалы форумов, отчеты);
Публикациями в российских СМИ (электронных и печатных изданиях) различных уровней;
Публикациями и материалами интернет-ресурсов, таких как сайты органов государственной власти, общественных организаций и движений.
Новизна исследования состоит в следующем:
разработана комплексная модель восприятия коррупции и антикоррупционной политики в общественном сознании с учетом их оценок уровня коррупции, факторов её распространения, эффективности реализуемых антикоррупционных мер и возможности формирования антикоррупционной культуры населения;
проанализированы различные подходы к пониманию коррупции как явления, выявлена необходимость доработки понятийного аппарата;
показаны противоречия в восприятии коррупции обществом как препятствие на пути формирования нетерпимого отношения к коррупции;
выявлена возрастная дифференциации в восприятии коррупции как нормы поведения и оценке проводимых антикоррупционных мер.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования выводы вносят определенный вклад в изучение государственной антикоррупционной политики, проблематику формирования антикоррупционной культуры российского общества.
Методология, использованная в исследовании, может быть использования для дальнейшего мониторинга восприятия и оценки обществом проблематики коррупции и антикоррупционной политики.
Проблемы, озвученные в исследовании, имеют перспективы для дальнейших научных изысканий по теме работы. Возможно использование выводов работы для анализа и дальнейшей разработки тематики органами государственной власти, МСУ, общественными организациями, а также в учебном процессе при подготовке к учебным занятиям и написании статей.
Положения, выносимые на защиту:
Предлагается определять социальную установку как намерение и готовность личности действовать определенным образом в отношении коррупции.
Измерение коррупции через её восприятие в общественном сознании в рамках трехкомпонентной структуры социальной установки, включающей когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, позволяет
выявить развитость коррупционной среды (уровень коррупции в России и Санкт-Петербурге, оценки уровня коррумпированности различных институтов и организаций), отношение общества к коррупции и его готовность к участию в антикоррупционной политике.
Основными факторами, детерминирующими отношение общества к коррупции и антикоррупционной политики и формирующими социальные установки, являются: стереотипные представления о коррупции, институциональные особенности политической системы, освещение в СМИ резонансных коррупционных дел, личный опыт участия в коррупционных сделках, вовлеченность в социальные группы, эмоциональное заражение, уровень доверия к органам власти.
По результатам эмпирического исследования доказано, что восприятие коррупции и антикоррупционной политики разными возрастными группами различно и имеет свою специфику. Молодежь (18-30 лет) имеет более негативные установки в отношении коррупции. Большую терпимость к коррупции показали респонденты среднего возраста (31-45 лет), уверенность в успешности проводимой антикоррупционной политики отмечена у респондентов старшего возраста (старше 60 лет).
Несогласованность между компонентами социальной установки является фактором, снижающим эффективность антикоррупционной политики, и определяет сосуществование двух групп стереотипов: о нетерпимости и неискоренимости коррупции. Негативное отношение в обществе к коррупции сочетается с установками о возможности обращения к коррупционным практикам при необходимости быстрого решения проблем.
Исследование позволило выделить в обществе тенденцию к перераспределению ответственности в пользу государства и низкий уровень инициативности населения и желания личного участия в антикоррупционной деятельности, в том числе через некоммерческие организации, общественные антикоррупционные движения.
Выявлено, что по оценке эффективности силовые методы антикоррупционной политики, по мнению общества, являются наиболее популярными. Среди них: ужесточение законодательства, правоприменительных практик, увеличение числа проверок. При этом респондентами отмечена высокая эффективность журналистских расследований в СМИ.
Апробация результатов работы осуществлялась в форме выступлений на всероссийских и международных конференциях и публикации статей по теме исследования.
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из 3 параграфов, заключение, библиографический список и приложение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет