Оценка антикоррупционной политики РФ в сознании россиян

Ковтун Екатерина Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является приоритетным. Одной из задач антикоррупционной политики является формирование нетерпимого отношения к коррупции в обществе. В работе рассматривается восприятие коррупции в сознании россиян в рамках трехкомпонентной структуры аттитюда: понятийные категории и стереотипы в отношении коррупции, вектор эмоционального отношения и поведенческий компонент. Целью диссертационного исследования является разработка модели восприятия антикоррупционной политики в массовом сознании россиян с учетом их оценок уровня коррупции, факторов её распространения и проводимых антикоррупционных мер. В ходе теоретического анализа для данного исследования было предложено определить социальную установку как намерение и готовность индивида действовать определенным образом в отношении коррупции. В работе приводятся результаты эмпирического исследования (телефонный опрос), проведенного на базе Центра социологических и Интернет-исследований СПбГУ, направленного на изучение восприятия коррупции в сознании населения, их оценок уровня коррупции и эффективности антикоррупционной политики. Анализ восприятия коррупции показывает, что в общественном сознании россиян это социальное явление имеет более широкое значение, включающее не только непосредственно коррупционные практики, но и совокупность других социально-политических и социально-экономических проблем. По итогам проведенного исследования выделены особенности восприятия коррупции и антикоррупционной политики разными возрастными группами, выявлены факторы, влияющие на формирование установок и риски, определяющие эффективность антикоррупционной политики. Использование измерения коррупции через её восприятие позволило выявить уязвимые места существующей антикоррупционной стратегии, определить наиболее эффективные механизмы борьбы с коррупцией и представить общественное мнение по отношению к основным субъектам антикоррупционной политики: органам государственной власти, государственным институтам, некоммерческим организациям, СМИ.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современной российской государственной политике направление противодействия коррупции является одним из приоритетных.
За последнее десятилетие в этом направлении произошли позитивные изменения: в 2008 г. издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», и принят федеральный закон «О противодействии коррупции», определивший организационные основы противодействия коррупции, направления деятельности органов государственной власти. В дальнейшем созданы «Национальный план противодействия коррупции» и Указ Президента «О Национальной стратегии противодействия коррупции на 2010-2011 гг.», где были определены субъекты антикоррупционной политики и механизмы её реализации. Кроме того были ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Несмотря на это, данные различных российских и международных организаций, фиксируют высокий уровень коррупции и становятся основой для характеристики коррупции как системного явления. Анализ предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции как на уровне государства, так и конкретных организаций показывает, что разработка эффективной и действенной антикоррупционной политики требует учета восприятия коррупции, оценок антикоррупционных мер в сознании общества и формирования нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.
При этом имеются различия в определении понятий «коррупция» и «антикоррупционная политика» в сознании политических элит и в сознании граждан. Так, на политико-правовом уровне коррупция зачастую трактуется как злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача или получение взятки, при этом характерным признаком является конфликт интересов между действиями должностного лица и интересами государства и общества. При таком подходе антикоррупционная политика сводится к политико-правовым механизмам, а также к распространению информации об успехах правоохранительных органов в борьбе с проявлениями коррупции.
В общественном мнении «коррупция» ― это не только взяточничество и нецелевое расходование средств, но и неэффективность государственного и муниципального управления, повышение налогов, тарифов, бюрократизм. Такое понимание говорит о недостаточной политической грамотности, низком уровне правовой культуры, но, в то же время, указывает на недостаточность политико-правового подхода в понимании коррупции для создания эффективной системы антикоррупционных мер. При этом, в общественном сознании антикоррупционная политика зачастую охватывает не только борьбу с коррупционными преступлениями, но и решение проблем, порождающих коррупцию.
Степень изученности темы. Ввиду актуальности проблематики борьбы с коррупцией и реализации антикоррупционной политики в различных отраслях ― социология, политология, юридические науки, существуют знания о рассматриваемом явлении, однако они являются разрозненными и практически несистематизированными. Работы и исследования, посвященные коррупции и антикоррупционной политике условно можно разделить на три группы в соответствии с подходами, использованными в них: социально-экономические, политико-правовые и социологические.
Подробное исследование и анализ коррупции и противодействия ей начинается в XIX-XX вв. Основу для политического изучения коррупции представляет работа на стыке экономики, социологии и политологии – «Коррупция и государство» С. Роуз-Аккерман, опубликованная в 1970-х гг. и представляющая социально-экономический подход в понимании коррупции. В этой монографии она не только приводит определение и классификацию видов коррупции, но и впервые обобщает опыт антикоррупционной политики государств Европы, Америки, некоторых стран Азии и Африки. Значительным вкладом является также её оригинальная классификация коррумпированных государственных систем в зависимости от уровня сосредоточения взяткополучателей и их количеством.
Политико-правовой подход. Осмысление коррупции как проявления политической нестабильности находит выражение у С. Хантингтона. Его работа «Политический порядок в меняющихся обществах» заложила основу изучения роли коррупции в модернизирующихся государствах. Им указывается необходимость рассмотрения разрыва между уровнем социальной мобилизации и политической институционализации, который приводит к проявлениям политической нестабильности. По мнению Хантингтона, коррупция в модернизирующихся государствах выполняет особую роль, позволяя преодолевать жесткость в политической и социальной организации общества, что приводит экономику в движение.
Связь уровня коррупции и структуры политического процесса разрабатывали А. Шляйфер и Р. Вишни. Они определили, что новые правительства, неустойчиво контролирующие свои политические институты наиболее подвержены коррупции, что в целом близко к пониманию причин коррупции у С. Хантингтона.
Политический аспект, причины высокой коррумпированности, факторы коррупциогенности политического процесса в России представлены в трудах П. А. Кабанова. В работе «Политическая преступность» он рассматривает коррупцию как направление преступной деятельности в сфере политики. Особенностью его работы является рассмотрение коррупции как метода политической борьбы. П. А. Кабанов также является одним из исследователей регионального аспекта антикоррупционной политики.
Содержание, форма и вопросы реализации антикоррупционной политики современного российского законодательства рассмотрены в работах С. С. Сулакшина, В. В. Моисеева. Авторы анализируют шаги, проделанные государством и российским обществом на пути становления и реализации антикоррупционной политики, отмечая её основные этапы и некоторые итоги. Также ими подробно проанализированы существующие механизмы антикоррупционной политики и выделены факторы, влияющие на эффективность проводимых мер.
Социологический подход берёт своё начало с работы С. Н. Алатаса «Социология коррупции» 1968 г., где он предлагает для изучения коррупции наблюдение за отдельными государствами в течение длительного времени, оспаривая применение исключительно традиционных методов социологических исследований: анкетирования, интервью, анализа статистики, т.к. коррупция, по его мнению, представляет собой «теневую», неафишируемую сторону социальных отношений.
В России теоретические изыскания в области политической социологии, посвященные вопросам коррупции и антикоррупционной политики современного периода, появляются с начала 1990-х гг. и активно развиваются с момента признания антикоррупционной деятельности национальным проектом в 2008 г. Направления исследований охватывают различные сферы деятельности, этапы и аспекты формирования и реализации российской антикоррупционной политики, а также сравнительный анализ антикоррупционных процессов различных стран.
Как социальный феномен коррупция представлена в работах Г. А. Сатарова, который определяет её как системное социальное явление в рамках проблематики девиантного поведения и социального контроля. Появление коррупции связывается им с отклонением от нормальной модели агентских отношений в социуме. В книге «Российская коррупция: уровень, структура, динамика» на основании значительного числа исследований, проводившихся с 2001 по 2010 гг. им обобщены результаты по изучению коррупционных рынков, выделены группы риска.
Кроме того, различные аспекты рассматриваются в публикациях, посвященных отдельным вопросам противодействия коррупции. Так, например, проблематика коррупции, антикоррупционной политики и их восприятия в общественном сознании связаны, в том числе и с существующими социальными установками. Некоторые особенности массового сознания россиян и противоречивость в оценке коррупционной проблематики отражены М. Ю. Мартыновым, А. И. Габеркорн.
Объектом работы является антикоррупционная политика как составная часть российского современного политического процесса.
Предмет составляют факторы, влияющие на восприятие коррупции и антикоррупционной политики общественным сознанием и формирующие оценочные мнения россиян по отношению к коррупции (на примере Санкт-Петербурга).
Целью данной работы является разработка модели восприятия коррупции и антикоррупционной политики в сознании россиян с учётом
рассмотрения их оценки уровня распространенности коррупции, её причин и оценок реализуемых мер антикоррупционной политики. Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность антикоррупционной политики как политического процесса;
Проанализировать механизмы и направление трансформации современной российской антикоррупционной политики;
Выявить факторы, детерминирующие отношение россиян к коррупции и антикоррупционной политике (объективные и субъективные);
Провести эмпирическое исследование восприятия антикоррупционной политики, социальных установок в отношении коррупции, а также оценок в общественном сознании проводимых мер антикоррупционной политики и уровня информированности об их реализации;
Построение модели восприятия и оценки в общественном сознании антикоррупционной политики современной России и выработка некоторых рекомендаций по повышению эффективности мер антикоррупционной политики.
Теоретико-методологическая основа исследования. В рамках работы использованы различные методологические подходы, что обусловлено сложностью коррупции как социального феномена и комплексным характером темы исследования.
Теоретический анализ коррупции, представленный в работе, основан на теории установки У. Томаса, Ф. Знанецкого, а также М. Смита, что позволило раскрыть структуру и роль социальных установок, являющихся основой для понимания, оценки и готовности участия индивидов в антикоррупционной политике. При рассмотрении восприятия антикоррупционной политики использованы трактовки общественного мнения, предложенные Д. П. Гаврой, М. А. Шишкиной, а также У. Липпманом и Дж. Цаллером.
Некоторые аспекты теории политического поведения (С. Верба, Н. Ной, Г. Г. Дилигенский) нашли применение при анализе активности населения в антикоррупционных инициативах.
В процессе исследования важное место занимает системный подход, помогающий рассмотреть коррупцию в качестве структуры с собственной иерархией, а также как систему, взаимодействующую с другими системами общества и государства.
Применение институционального подхода позволяет более полно описать воздействие коррупционных процессов на различные институты в социальной, политической и экономической сфере.
Использование общенаучных методов, в частности компаративного анализа мер, институтов и механизмов реализации антикоррупционной политики позволило выявить основные тенденции в развитии антикоррупционной деятельности, особенности противодействия коррупции в Российской Федерации в сравнении с некоторыми другими странами, а также определить уровень развития антикоррупционной политики на региональном уровне.
Для эмпирической части и получения социологических данных использовался метод социологического опроса, проведенного с использованием оборудования ресурсного центра Научного парка СПбГУ Социологические и интернет исследования, в рамках проекта с участием автора на тему: «Проблема коррупции в массовом сознании россиян» (объем выборки 1100 человек). Научный руководитель проекта — доцент кафедры социологии политических и социальных процессов, кандидат социологических наук С. Д. Савин. Шифр проекта в системе ИАС НИД СПбГУ: 10.52.886.2017.
Среди использованных эмпирических методов также использованы такие, как анализ документов, анализ нормативно-правовых актов, вторичный анализ российских и зарубежных социологических исследований коррупционной проблематики.
Источниковая база исследования представлена:
Международными нормативно-правовыми актами, составляющими основу противодействия коррупции;
Нормативно-правовыми актами Российской Федерации, её субъектов, в том числе Санкт-Петербурга, определяющими направление и формы российской антикоррупционной политики;
Результатами политологических и социологических исследований и рейтингами международных и российских организаций (Transparency International, Ernst&Young, ВЦИОМ, ИНДЕМ, ФОМ, Левада-Центр) по проблематике коррупции и антикоррупционной политики в современной России и в сравнении с другими странами;
Документами общественно-политических организаций РФ (предвыборные программы, материалы форумов, отчеты);
Публикациями в российских СМИ (электронных и печатных изданиях) различных уровней;
Публикациями и материалами интернет-ресурсов, таких как сайты органов государственной власти, общественных организаций и движений.
Новизна исследования состоит в следующем:
разработана комплексная модель восприятия коррупции и антикоррупционной политики в общественном сознании с учетом их оценок уровня коррупции, факторов её распространения, эффективности реализуемых антикоррупционных мер и возможности формирования антикоррупционной культуры населения;
проанализированы различные подходы к пониманию коррупции как явления, выявлена необходимость доработки понятийного аппарата;
показаны противоречия в восприятии коррупции обществом как препятствие на пути формирования нетерпимого отношения к коррупции;
выявлена возрастная дифференциации в восприятии коррупции как нормы поведения и оценке проводимых антикоррупционных мер.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования выводы вносят определенный вклад в изучение государственной антикоррупционной политики, проблематику формирования антикоррупционной культуры российского общества.
Методология, использованная в исследовании, может быть использования для дальнейшего мониторинга восприятия и оценки обществом проблематики коррупции и антикоррупционной политики.
Проблемы, озвученные в исследовании, имеют перспективы для дальнейших научных изысканий по теме работы. Возможно использование выводов работы для анализа и дальнейшей разработки тематики органами государственной власти, МСУ, общественными организациями, а также в учебном процессе при подготовке к учебным занятиям и написании статей.
Положения, выносимые на защиту:
Предлагается определять социальную установку как намерение и готовность личности действовать определенным образом в отношении коррупции.
Измерение коррупции через её восприятие в общественном сознании в рамках трехкомпонентной структуры социальной установки, включающей когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, позволяет
выявить развитость коррупционной среды (уровень коррупции в России и Санкт-Петербурге, оценки уровня коррумпированности различных институтов и организаций), отношение общества к коррупции и его готовность к участию в антикоррупционной политике.
Основными факторами, детерминирующими отношение общества к коррупции и антикоррупционной политики и формирующими социальные установки, являются: стереотипные представления о коррупции, институциональные особенности политической системы, освещение в СМИ резонансных коррупционных дел, личный опыт участия в коррупционных сделках, вовлеченность в социальные группы, эмоциональное заражение, уровень доверия к органам власти.
По результатам эмпирического исследования доказано, что восприятие коррупции и антикоррупционной политики разными возрастными группами различно и имеет свою специфику. Молодежь (18-30 лет) имеет более негативные установки в отношении коррупции. Большую терпимость к коррупции показали респонденты среднего возраста (31-45 лет), уверенность в успешности проводимой антикоррупционной политики отмечена у респондентов старшего возраста (старше 60 лет).
Несогласованность между компонентами социальной установки является фактором, снижающим эффективность антикоррупционной политики, и определяет сосуществование двух групп стереотипов: о нетерпимости и неискоренимости коррупции. Негативное отношение в обществе к коррупции сочетается с установками о возможности обращения к коррупционным практикам при необходимости быстрого решения проблем.
Исследование позволило выделить в обществе тенденцию к перераспределению ответственности в пользу государства и низкий уровень инициативности населения и желания личного участия в антикоррупционной деятельности, в том числе через некоммерческие организации, общественные антикоррупционные движения.
Выявлено, что по оценке эффективности силовые методы антикоррупционной политики, по мнению общества, являются наиболее популярными. Среди них: ужесточение законодательства, правоприменительных практик, увеличение числа проверок. При этом респондентами отмечена высокая эффективность журналистских расследований в СМИ.
Апробация результатов работы осуществлялась в форме выступлений на всероссийских и международных конференциях и публикации статей по теме исследования.
Структура магистерской диссертации обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, каждая из которых состоит из 3 параграфов, заключение, библиографический список и приложение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет