Оценка качества профессиональной подготовки бакалавров по направлению 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (ООП «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»)

Максимова, Юлия Анатольевна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В результате исследования представлена комплексная система оценки качества образования, методика экспертных семинаров по проблемам качества инженерного образования в Томском политехническом университете в процессе подготовки бакалавров специализации “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений”. Для повышения качества проводимого исследования предложен переход на площадки взаимодействия с представителями реального сектора экономики, (экспертным сообществом), а также внутри университетского сообщества с целью оптимизации процесса подготовки специалистов. Рассмотрена перспективность применения комплексной системы оценки качества образования и методики экспертного семинара в образовательном процессе специалистов для нефтегазовой отрасли. Возможно применение представленного алг

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….. 9

1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ………………………………………………………………………… 12
1.1. Понятие «качество образования» в педагогике ………………………………. 12
1.2. Современные подходы оценки качества образования …………………….. 17
1.2.1 Мотивация студентов …………………………………………………………………………. 22

1.2.2 Вовлечённость студентов в учебный процесс ……………………………………… 25

1.2.3 Отношение студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе 28

1.2.4 Оценка использования практико-ориентированного подхода к обучению в
ВУЗе ……………………………………………………………………………………………………………. 30

2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И
ОРГАНИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» (ООП «РАЗРАБОТКА И
ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ») .. 36
2.1. Разработка (инвариантных) компетенции по отношению к
направлению, профилю, деятельности …………………………………………………. 36
2.2. Разработка унифицированной анкеты для опроса бакалавров ……… 40
2.3. Применение экспертного семинара, как эффективный метод
разработки критериев оценки качества профессиональной подготовки 44
2.4. Разработка тестовых заданий для оценки качества по
профессиональной подготовке бакалавров ………………………………………….. 49

3. РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ООП «РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ» (ВЫВОДЫ И
РЕКОМЕНДАЦИИ) ……………………………………………………………………………………. 54

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ …………………………………………………… 60
4.1. Корпоративная социальная ответственность ВУЗа ………………………… 60
4.2. Внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность
ВУЗа ………………………………………………………………………………………………………… 62
4.3. Внутренние и внешние стейкхолдеры корпоративной социальной
ответственности университета ………………………………………………………………. 63
4.4. Влияние диссертационного исследования на стейкхолдеров …………. 67
4.5 Нормативные документы регулирования корпоративной социальной
ответственности ТПУ …………………………………………………………………………….. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………… 70

Приложение А (справочное) PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY
OF EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY ………………………………….. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………….. 85

На сегодняшний день основное внимание во многих вузах уделяется
только передаче знаний студентам, обычно узкоспециализированной
направленности. Зачастую такая передача знаний не доходит до адресата, до
студента. Преподаватель вычитывает материал, не задумываясь об усвоении его
студентами, при этом в большинстве случаев результат зависит от формы
преподавания. В высших учебных заведениях все меньше и меньше
предусматривает воспитание студентов в ходе учебного и внеучебного
процесса, что сказывается на студентах в целом и в итоге на усвоении
материала. Проблема трудоустройства студентов по специальности с каждым
годом становится все актуальней, особенно технических специальностей вузов.
По статистике небольшой процент студентов старших курсов однозначно
отвечают, что будут работать по специальности. Эти цифры заставляют
задуматься о причинах такого выбора, получение высшего инженерно-
технического образования становится массовым, вложенные усилия вузов в
студентов не оправдываются. В итоге студенты не заинтересованы в обучении
по специальности и тем более не заинтересованы в работе по специальности,
все это может идти, в том числе, и от форм преподавания. Современная
молодежь не может долго слушать лектора без какого-либо действия, то есть
она является «визуалами», а не «аудиалами», как ранее. Обществом
формулируются новые критерии образованности о качестве образования:
выпуск компетентностно-ориентированного специалиста нового
социокультурного типа, обладающего профессиональными, цифровыми и
общекультурными компетенциями. Решением проблемы является
выстраивание новой образовательной траектории в высших учебных
заведениях на высоком уровне в тесном взаимодействии с профессорско-
преподавательским составом (ППС). Необходимо четко определить содержание
деятельности ППС, функции их, качество и профессиональные компетенции, а
также определить критерии оценки труда ППС, которые помогут установить
пределы качества преподавания фундаментальных и технических дисциплин.
Целесообразно прикрепление некоторых специализаций к конкретным
производственным предприятиям и учреждениям, которые курируют и
принимают непосредственное участие в обучении студентов. Качественное
прохождение практики студентов технических специальностей является
неотъемлемой частью закрепления полученного материала. Очевидно, что
организация контроля качества обучения – одно из обязательных условий
эффективного формирования компетенций студентов в системе высшего
образования. Оценка уровня компетентности студентов при этом должна
объективно показывать степень их знаний, умений и навыков в решении задач
из областей будущей профессиональной деятельности. Компетентностно-
ориентированный подход вносит свои коррективы в систему оценки качества
знаний. При этом происходит смещение акцентов с контроля усвоения
отдельных учебных дисциплин на контроль степени сформированности
требуемых для профессии компетенций.
В связи с этим, целью магистерской работы является разработка
рекомендаций по совершенствованию оценки уровня качества образования при
реализации программы подготовки специалистов в области нефтегазового дела.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ существующей понятийной и нормативно-правовой базы,
определяющей и регламентирующей требования к компетенциям бакалавров,
процессам их формирования и оценивания;
2. Провести анализ соответствия компетенций по направлению 21.03.01
«Нефтегазовое дело» требованиям профессионально-общественной
аккредитации;
3. Разработать профессиональные компетенции в проектной
деятельности, организации производства и контрольно-измерительные
материалы к ним, для направления инженерной подготовки «Разработка и
эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»;
4. Разработать рекомендации совершенствования системы
взаимодействия ТПУ с реальным сектором экономики (экспертный семинар);
5. Провести опрос «Оценка качества инженерного образования
(студенты)»
бакалавров специализации «Разработка и эксплуатация нефтяных и
газовых месторождений»;
6. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование
оценки уровня качества образования бакалавров по специализации «Разработка
и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

1. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы
высшего профессионального образования // Высшее образование в
России, № 9. — 2004. — С. 14–18.
2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки
специалиста. // Высшее образование сегодня. -№ 3, 2004. — С. 20–28
3. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе / И.
В. Иванченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016.
—№5.1(109.1).—С.18-21.—URL:
https://moluch.ru/archive/109/26315/
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 года Ст. 2. П. 29
5. Сергеева, С. Ю. Современные подходы и методы оценки качества
образования/С.Ю.Сергеева,Е.Д.Обревко.—Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С.
162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62424
6. Бубновская О.В. Развитие научно-исследовательской деятельности в
вузе в контексте реализации ФГОС // Территория новых возможностей.
Вестник Владивостокского государственного университета экономики
и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 12-19.
7. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1042
8. Кузьмичева, С. Ю. Корпоративная социальная ответственность:
основные принципы и формы / С. Ю. Кузьмичева. — Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С.
118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57057/
9. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном
развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия //
Вестник международных организаций: образование, наука, новая
экономика. 2010 № 4 C. 60–86.
10.Слободенюк Д. П. Применение тестовых заданий для контроля знаний
обучающихся в системе профессионального образования / Д. П.
Слободенюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020.
— № 1 (291). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65914/

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018 год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)