Оценка качества профессиональной подготовки бакалавров по направлению 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (ООП «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»)

Максимова, Юлия Анатольевна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В результате исследования представлена комплексная система оценки качества образования, методика экспертных семинаров по проблемам качества инженерного образования в Томском политехническом университете в процессе подготовки бакалавров специализации “Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений”. Для повышения качества проводимого исследования предложен переход на площадки взаимодействия с представителями реального сектора экономики, (экспертным сообществом), а также внутри университетского сообщества с целью оптимизации процесса подготовки специалистов. Рассмотрена перспективность применения комплексной системы оценки качества образования и методики экспертного семинара в образовательном процессе специалистов для нефтегазовой отрасли. Возможно применение представленного алг

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….. 9

1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ ………………………………………………………………………… 12
1.1. Понятие «качество образования» в педагогике ………………………………. 12
1.2. Современные подходы оценки качества образования …………………….. 17
1.2.1 Мотивация студентов …………………………………………………………………………. 22

1.2.2 Вовлечённость студентов в учебный процесс ……………………………………… 25

1.2.3 Отношение студентов к научно-исследовательской деятельности в вузе 28

1.2.4 Оценка использования практико-ориентированного подхода к обучению в
ВУЗе ……………………………………………………………………………………………………………. 30

2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И
ОРГАНИЗАЦИИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» (ООП «РАЗРАБОТКА И
ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ») .. 36
2.1. Разработка (инвариантных) компетенции по отношению к
направлению, профилю, деятельности …………………………………………………. 36
2.2. Разработка унифицированной анкеты для опроса бакалавров ……… 40
2.3. Применение экспертного семинара, как эффективный метод
разработки критериев оценки качества профессиональной подготовки 44
2.4. Разработка тестовых заданий для оценки качества по
профессиональной подготовке бакалавров ………………………………………….. 49

3. РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ООП «РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ» (ВЫВОДЫ И
РЕКОМЕНДАЦИИ) ……………………………………………………………………………………. 54

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ …………………………………………………… 60
4.1. Корпоративная социальная ответственность ВУЗа ………………………… 60
4.2. Внутренняя и внешняя корпоративная социальная ответственность
ВУЗа ………………………………………………………………………………………………………… 62
4.3. Внутренние и внешние стейкхолдеры корпоративной социальной
ответственности университета ………………………………………………………………. 63
4.4. Влияние диссертационного исследования на стейкхолдеров …………. 67
4.5 Нормативные документы регулирования корпоративной социальной
ответственности ТПУ …………………………………………………………………………….. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………… 70

Приложение А (справочное) PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY
OF EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY ………………………………….. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………….. 85

На сегодняшний день основное внимание во многих вузах уделяется
только передаче знаний студентам, обычно узкоспециализированной
направленности. Зачастую такая передача знаний не доходит до адресата, до
студента. Преподаватель вычитывает материал, не задумываясь об усвоении его
студентами, при этом в большинстве случаев результат зависит от формы
преподавания. В высших учебных заведениях все меньше и меньше
предусматривает воспитание студентов в ходе учебного и внеучебного
процесса, что сказывается на студентах в целом и в итоге на усвоении
материала. Проблема трудоустройства студентов по специальности с каждым
годом становится все актуальней, особенно технических специальностей вузов.
По статистике небольшой процент студентов старших курсов однозначно
отвечают, что будут работать по специальности. Эти цифры заставляют
задуматься о причинах такого выбора, получение высшего инженерно-
технического образования становится массовым, вложенные усилия вузов в
студентов не оправдываются. В итоге студенты не заинтересованы в обучении
по специальности и тем более не заинтересованы в работе по специальности,
все это может идти, в том числе, и от форм преподавания. Современная
молодежь не может долго слушать лектора без какого-либо действия, то есть
она является «визуалами», а не «аудиалами», как ранее. Обществом
формулируются новые критерии образованности о качестве образования:
выпуск компетентностно-ориентированного специалиста нового
социокультурного типа, обладающего профессиональными, цифровыми и
общекультурными компетенциями. Решением проблемы является
выстраивание новой образовательной траектории в высших учебных
заведениях на высоком уровне в тесном взаимодействии с профессорско-
преподавательским составом (ППС). Необходимо четко определить содержание
деятельности ППС, функции их, качество и профессиональные компетенции, а
также определить критерии оценки труда ППС, которые помогут установить
пределы качества преподавания фундаментальных и технических дисциплин.
Целесообразно прикрепление некоторых специализаций к конкретным
производственным предприятиям и учреждениям, которые курируют и
принимают непосредственное участие в обучении студентов. Качественное
прохождение практики студентов технических специальностей является
неотъемлемой частью закрепления полученного материала. Очевидно, что
организация контроля качества обучения – одно из обязательных условий
эффективного формирования компетенций студентов в системе высшего
образования. Оценка уровня компетентности студентов при этом должна
объективно показывать степень их знаний, умений и навыков в решении задач
из областей будущей профессиональной деятельности. Компетентностно-
ориентированный подход вносит свои коррективы в систему оценки качества
знаний. При этом происходит смещение акцентов с контроля усвоения
отдельных учебных дисциплин на контроль степени сформированности
требуемых для профессии компетенций.
В связи с этим, целью магистерской работы является разработка
рекомендаций по совершенствованию оценки уровня качества образования при
реализации программы подготовки специалистов в области нефтегазового дела.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ существующей понятийной и нормативно-правовой базы,
определяющей и регламентирующей требования к компетенциям бакалавров,
процессам их формирования и оценивания;
2. Провести анализ соответствия компетенций по направлению 21.03.01
«Нефтегазовое дело» требованиям профессионально-общественной
аккредитации;
3. Разработать профессиональные компетенции в проектной
деятельности, организации производства и контрольно-измерительные
материалы к ним, для направления инженерной подготовки «Разработка и
эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»;
4. Разработать рекомендации совершенствования системы
взаимодействия ТПУ с реальным сектором экономики (экспертный семинар);
5. Провести опрос «Оценка качества инженерного образования
(студенты)»
бакалавров специализации «Разработка и эксплуатация нефтяных и
газовых месторождений»;
6. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование
оценки уровня качества образования бакалавров по специализации «Разработка
и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
1. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

1. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы
высшего профессионального образования // Высшее образование в
России, № 9. — 2004. — С. 14–18.
2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки
специалиста. // Высшее образование сегодня. -№ 3, 2004. — С. 20–28
3. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе / И.
В. Иванченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016.
—№5.1(109.1).—С.18-21.—URL:
https://moluch.ru/archive/109/26315/
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 года Ст. 2. П. 29
5. Сергеева, С. Ю. Современные подходы и методы оценки качества
образования/С.Ю.Сергеева,Е.Д.Обревко.—Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С.
162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62424
6. Бубновская О.В. Развитие научно-исследовательской деятельности в
вузе в контексте реализации ФГОС // Территория новых возможностей.
Вестник Владивостокского государственного университета экономики
и сервиса. 2013. № 3 (21). С. 12-19.
7. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1042
8. Кузьмичева, С. Ю. Корпоративная социальная ответственность:
основные принципы и формы / С. Ю. Кузьмичева. — Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С.
118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57057/
9. Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Оценка роли вузов в региональном
развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия //
Вестник международных организаций: образование, наука, новая
экономика. 2010 № 4 C. 60–86.
10.Слободенюк Д. П. Применение тестовых заданий для контроля знаний
обучающихся в системе профессионального образования / Д. П.
Слободенюк. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020.
— № 1 (291). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65914/

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)