Односторонние экономические меры с точки зрения международного права
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы студентки магистратуры по программе «Международное право» Швецовой Любови Андреевны Тема выпускной квалификационной работы: «Односторонние экономические меры с точки зрения международного права». Цели и задачи исследования: – Оценка правомерности односторонних экономических мер с точки зрения международного права, а именно исследование соответствия односторонних экономических мер общепризнанным принципам международного права; – Выявление правовой природы односторонних экономических мер и отграничение института односторонних экономических мер от схожих понятий международного права; – Анализ международно-правовых актов, а также актов США, Европейского союза и Российской Федерации с целью исследования оснований, условий и порядка введения и режима действия односторонних экономических мер; – Изучение воздействия односторонних экономических мер на интересы государств, физических и юридических лиц, против которых они вводятся, а также на интересы третьих государств. Выводы, сделанные по результатам исследования: – Международное право допускает применение коллективных и односторонних принудительных мер, целью которых является обеспечение выполнения государствами взятых на себя международно-правовых обязательств. Под коллективными мерами принуждения понимаются санкции Совета Безопасности ООН, основания и порядок введения которых подробно регламентированы в Уставе ООН. Под односторонними мерами принуждения понимаются контрмеры, вводимые государствами в одностороннем порядке без санкции международного сообщества в соответствии с положениями Статей об ответственности государств. – Государства крайне часто вводят в одностороннем порядке меры, имеющие экстратерриториальное действие, направленные на ограничение экономических возможностей другого государства, преследующие цель понудить последнее изменить свое поведение и не являющиеся контрмерами по смыслу Статей об ответственности государств. Такие меры предложено именовать односторонними экономическими мерами. – Характерными чертами правовой системы США является значительное количество нормативных актов, регламентирующих введение односторонних экономических мер, детальное правовое регулирование оснований, условий и порядка введения односторонних экономических мер.В США односторонние экономические меры именуются санкциями. – Правовые акты Европейского союза, регулирующие правовой режим односторонних экономических мер, отличаются сложностью и детальной разработанностью с точки зрения юридической техники. Односторонние экономические меры Европейского союза, как правило, носят целевой и адресный характер, который позволяет снизить риск неблагоприятных последствий для третьих государств или частных лиц, не подпадающих под действие мер. В Европейском союзе односторонние экономические меры именуются ограничительными мерами и санкциями. – В Российской Федерации законом, регулирующим применение односторонних экономических мер, является Федеральный закон № 281-ФЗ от 30.12.2006 «О специальных экономических мерах», который содержит крайне малое количество конкретных норм, не отличается сложностью и детальностью правового регулирования. В России односторонние экономические меры именуются специальными экономическими мерами. – Положения ГАТТ и ГАТС устанавливают право государств–членов ВТО отступать от принципов международной торговли в определенных случаях. ГАТТ и ГАТС устанавливают настолько широкие возможности для государств–членов ВТО в части отступления от принципов международной торговли, что в действительности делают трудно реализуемыми нормы-принципы как права ВТО, так и международного торгового права в целом, а также, в сущности, нивелируют многолетние усилия международного сообщества по созданию трансграничной системы торговли, основанной на принципах недискриминации и либерализации. Односторонние экономические меры не соответствуют праву ВТО и международному торговому праву в целом. – Односторонние экономические меры, принятые не в соответствии с международными нормами о контрмерах, противоречат императивным нормам международного права, а именно принципам суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела государств, неприменения силы и угрозы силой, а также уважения и соблюдения прав человека. Односторонние экономические меры, имеющие своей целью повлиять тем или иным образом на политический режим или политические решения государства, подвергшегося мерам, фактически, наносят больший урон населению этого государства, никоим образом не влияющему на принятие властных решений в рамках внешнеполитической деятельности.
В настоящее время односторонние экономические меры, как правило, именуемые экономическими санкциями, широко используются государствами в международных отношениях. Несмотря на это, указанные меры смело можно отнести к наименее изученным вопросам международного права.
Следует обратить внимание на то, что, так называемые, экономические санкции или схожие с ними институты применялись государствами для достижения своих внешнеполитических целей еще с древних времен: в Древней Греции и в Древнем Риме их вводили против враждебных народов. Практика применения односторонних экономических мер имела место и в период Средневековья. В эпоху Нового времени, начиная с XIX в., распространение получили морские блокады, когда страна «развертывала свой флот у берегов государства, … с целью блокады отдельных портов или целого побережья для прекращения морской торговли». Во второй половине XX в. количество случаев введения односторонних экономических мер существенно возросло.
Возникает вопрос: что обусловливает столь частое использование экономических санкций государствами в своих международных отношениях?
В прошлом государства вправе были защищать свои права любыми мерами, которые они считали целесообразными, без каких-либо ограничений, однако, положение изменилось после запрещения Уставом Организации Объединенных Наций (далее – ООН) применения силы и угрозы силой. Поскольку сила перестала быть правомерным средством воздействия на правонарушителя, на смену пришел иной, достаточно действенный, инструмент внешней политики – односторонние экономические меры. Так как в условиях глобализации и интернационализации международных отношений, в том числе, взаимодействия национальных экономик, интеграции финансового и производственного капиталов происходит усиление взаимозависимости стран, любые ограничения внешнеэкономической деятельности государства будут иметь, как правило, негативные для него последствия. Следовательно, одно государство в целях воздействия на поведение другого государства прибегает к такому инструменту как односторонние экономические меры.
Сейчас односторонние экономические меры регулярно вводятся Австралией, Канадой, Новой Зеландией, Японией, а также Европейским Союзом. Рассмотрение современных международных отношений позволяет с уверенностью утверждать, что одним из государств, широко использующим односторонние экономические меры в качестве инструмента проведения своей внешней политики, являются США. США были введены экономические санкции в отношении Кубы, Демократической Республики Конго, Ирана, Ирака, Ливии, Северной Кореи. Односторонние экономические меры затронули и Российскую Федерацию в результате конфликта на Украине в 2014 г.
Постоянно увеличивающееся число экономических санкций в отношении развивающихся государств, нередко встречающееся ужесточение введенного санкционного режима, озабоченность мирового сообщества в лице большого количества государств негативными последствиями экономических санкций, а также введение рядом государств экономических санкций в отношении Российской Федерации и их ежегодное продление с 2014 г. обусловливают актуальность темы настоящей работы.
Целью настоящей работы является оценка правомерности односторонних экономических мер с точки зрения международного права.
Для достижения поставленной цели необходимо выявить правовую природу односторонних экономических мер, а именно выяснить являются ли указанные меры ответственностью или принуждением; отграничить односторонние экономические меры от схожих понятий международного права; исследовать, какие субъекты международного права и на каком основании вводят односторонние экономические меры; изучить последствия односторонних экономических мер, их воздействие на права физических и юридических лиц государства – объекта мер и третьих государств.
Проблема односторонних экономических мер не нашла должного отражения в отечественной правовой доктрине, вероятно, ввиду того, что в течение долгого периода времени наше государство не ожидало, что экономические санкции могут его коснуться. Применение антироссийских экономических санкций США и Европейским Союзом в период с 2014 г. по настоящее время, и введение ответных мер со стороны России явились поводом для детального анализа отечественными правоведами их природы, порядка и механизмов их введения и правомерности применения. Среди отечественных авторов, исследовавших в той или иной степени вопросы односторонних экономических мер, можно выделить С.В. Бахина, В.А. Василенко, М.В. Кешнер, И.И. Лукашука, В.И. Менжинского, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, В.М. Шумилова; среди иностранных – М. Маллой, А. Маросси, Г. Хофбауэра, М. Шоу, М. Шредера.
Научная значимость настоящего исследования состоит во всестороннем освещении сути рассматриваемого вопроса – правомерности односторонних экономических мер с точки зрения международного права. Как уже было упомянуто, в отечественной доктрине тема экономических санкций не относится к наиболее разработанным вопросам. В связи с этим автором настоящей работы будет предпринята попытка провести теоретическое исследование, результаты которого, возможно впоследствии послужат стимулом повышения интереса представителей российской юридической доктрины к данной теме.
Оценка последствий односторонних экономических мер, а также их правовой анализ на предмет соответствия международному праву имеет и практическую значимость, состоящую в осознании необходимости создания таких юридических механизмов, которые бы предотвращали негативное влияние экономических санкций на права физических и юридических лиц, затронутых ими, а также на экономику государства–объекта экономических санкций, а впоследствии бы и ликвидировали возможность государств вводить односторонние экономические меры, не согласующиеся с целями международного сообщества и противоречащие общему международному праву.
Государства, будучи суверенными субъектами международного права, достаточно часто во внешнеполитических отношениях прибегают к использованию различных односторонних принудительных мер по отношению к другим государствам или группам государств. Чаще всего односторонние принудительные меры носят экономический характер.
По результатам анализа международных источников права, национальных нормативных актов, а также юридической доктрины было установлено, что односторонние принудительные меры экономического характера могут быть разделены на два вида: контрмеры, принимаемые государствами в одностороннем порядке в соответствии со Статьями об ответственности государств, а также односторонние экономические меры, под которыми в настоящей работе понимаются индивидуальные акты государства, принятые в одностороннем порядке, имеющие экстратерриториальное действие, направленные на ограничение экономических возможностей другого государства в целях понудить последнее изменить свое поведение и не являющиеся контрмерами по смыслу Статей об ответственности государств.
Так, автором настоящей работы было предложено различать следующие правовые институты, в рамках которых могут иметь место ограничения экономического характера, реализуемые государствами в одностороннем порядке.
Во-первых, к таковым относятся контрмеры, являющиеся институтом права международной ответственности, и применяемые в целях понуждения государства – нарушителя исполнять принятые на себя международно-правовые обязательства. Контрмеры правомерны с точки зрения норм международного права постольку, поскольку они введены потерпевшим государством в ответ на реальное и действительное нарушение, а также на условиях и в порядке, установленных соответствующими нормами.
В-вторых, односторонние экономические меры, которые существенным образом ограничивают торговые и финансовые возможности государств на международной арене и вводятся на основании национальных актов, не согласующихся с международно-правовыми нормами. Провозглашенными целями указанных мер, как правило, являются понуждение государства – нарушителя международного правопорядка к соблюдению своих международно-правовых обязательств, а также защита национальных интересов. Действительная цель указанных мер – оказание экономического давления на государство во исполнение собственных внешнеполитических задач, а также причинение вреда государству – объекту мер. Односторонние экономические меры обычно носят экстратерриториальный характер в отсутствие каких бы то ни было оснований. Односторонние экономические меры являются неправомерными, поскольку противоречат императивным нормам международного права – принципам суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела государства, а также неприменения силы или угрозы силой, кроме того, в наибольшей степени сказываются на населении государства, подвергшегося таким экономическим ограничениям и, как следствие, нарушают права человека.
Основной проблемой применения неправомерных односторонних экономических мер является их негативное воздействие на права человека. В ряде случаев жесткое, длительное и целенаправленное экономическое давление одного государства на другое порождает ужасающие последствия в части соблюдения основных прав человека.
В течение нескольких последних лет международное сообщество в лице значительного числа государств, участвующих в ООН, настаивает на переходе к концепции предотвращения негативных последствий односторонних экономических мер. Сейчас в условиях интенсивного применения многими государствами односторонних экономических мер, не соответствующих международному праву, ведется речь о порядке и способах возмещения или компенсации вреда лицам, пострадавшим от воздействия подобных мер, в частности, создание компенсационных комиссий, финансируемых из самых разных источников. Однако автору настоящей работы подобные предложения представляются крайне трудно реализуемыми на практике. Создание инструментов, позволяющих компенсировать причиненный односторонними экономическими мерами вред, не решит проблему применения указанных мер, а лишь усугубит ее, поскольку фактически это не является способом борьбы с неправомерным поведением государств. Следует принимать более решительные меры, направленные на постепенное снижение количества случаев принятия односторонних экономических мер. Любопытно отметить, что даже в США давно ведутся дебаты относительно целесообразности односторонних экономических мер.
Автор настоящей работы поддерживает идею принятия решительных действий, направленных на полный запрет применения государствами в одностороннем порядке мер, оказывающих неоправданное экономическое давление на иные страны. Автор предлагает создать механизмы контроля со стороны международного сообщества за введением и осуществлением подобных мер, а именно специализированный орган в рамках ООН, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение споров об оценке обоснованности, соразмерности и правомерности примененных государствами мер торгового и финансового воздействия. Также автор настоящей работы, осознавая, что политическая окраска односторонних экономических мер, существенным образом затрудняет решение проблемы применения указанных мер, все же настаивает на проведении конструктивного диалога государств международного сообщества, посвященного заключению многостороннего договора, который бы регламентировал вопросы введения односторонних экономических мер.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, автором была успешно достигнута цель настоящей работы – односторонние экономические меры были оценены на предмет соответствия международному праву. Автором было выявлено, что односторонние экономические меры не согласуются с международным торговым правом, а также общепризнанными принципами международного права.
В ходе проведения анализа односторонних экономических мер автором были успешно выполнены поставленные задачи. А именно была выявлена правовая природа односторонних экономических мер; исследованы различия односторонних экономических мер и схожих правовых институтов; изучены какие субъекты международного права и на каком основании вводят односторонние экономические меры; проанализированы последствия односторонних экономических мер, их воздействие на государства, права физических и юридических лиц.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международные договоры
1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М. : Госполитиздат, 1956. – Вып. XII. – С. 14–47. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37 (приложение ч. VI). – С. 2916–2991. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс] // Ведомости Верховного Совета СССР от 28 апреля 1976 г. – № 17. – Ст. 291. – СПС «КонсультантПлюс».
4. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. [Электронный ресурс] // Ведомости ВС СССР от 10 сентября 1986 г. – № 37. – Ст. 772. – СПС «КонсультантПлюс».
5. Генеральное соглашение по торговле услугами от 15 апреля 1994 года [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37 (приложение, ч. VI). – С. 2785–281. – СПС «КонсультантПлюс».
6. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 37 (приложение, ч. VI). – С. 2514–2523. – СПС «КонсультантПлюс».
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!