Олимпиада и Паралимпиада в Рио-де-Жанейро: дискурс отечественных и зарубежных СМИ
Актуальность исследования. На фоне допингового скандала представляется актуальным проследить исключительность информационного дискурса Олимпиады-2016. В связи с этим, тема Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро является актуальной для нашей страны, так как в рамках этого спортивного события Россия оказалась центре допингового скандала мирового масштаба. Поэтому важно обобщить и систематизировать имеющуюся информацию об играх в Рио, и рассмотреть это событие с политической, социальной и спортивной стороны. Объектом исследования данной работы является медийная «картина мира», созданная мировыми и отечественными СМИ накануне и во время проведения Олимпиады. Предмет исследования – спортивный дискурс, возникший в средствах массовой информации относительно событий Олимпиады-2016. К нему относятся материалы отечественных и зарубежных СМИ, связанные с Олимпиадой-2016, как спортивной, так и общественно-политической тематики. Цель данного исследования – выявить специфику медийного образа Олимпиады в Рио и определить роль в нем России и событий связанных с нашей сборной. Авторская гипотеза состоит в том, что при создании материалов на тему Олимпиады-2016 и допингового скандала, различные СМИ интерпретировали одну и ту же информацию по-разному. Самое важное, что в этом есть зависимость: чаще всего от страны, в которой работает СМИ. Задачи, которые были поставлены в исследовании, происходили из сформулированной выше цели: • Обобщение тематических материалов российских и зарубежных СМИ, посвященных Олимпиаде-2016 для реконструкции медийной картины событий Олимпиады и соответствующих комментариев, журналистских оценок; • Выявление идеологического «вектора» различных по смыслу экспертных и журналистских оценок уровня проведения Олимпиады в Рио-де-Жанейро; • Оценка и классификация социокультурных и общественно-политических факторов медиакоммуникации в период Игр; • Определение типологических и специфических характеристик материалов, посвященных Олимпиаде-2016, а также политических, экономических и социальных аспектов этих публикаций. • Выделить признаки политического противостояния в истории и сравнить с медийным дискурсом Олимпиады-2016. • Положения, выносимые на защиту: • Различные СМИ при создании материалов на тему Олимпиады-2016 и допингового скандала, интерпретировали одну и ту же информацию по-разному. Тем самым, они сформировали прецедентность данного дискурса. • В различии интерпретаций различных СМИ есть закономерность, связанная со страной, где работает это СМИ. В дипломном сочинении используются общенаучные методы качественного анализа и наблюдения, метод классификации и систематизации выборочного материала с целью выявления социокультурной и социально политической специфики. Также применяются описательный, типологический, жанрово-тематический и социокультурный анализ публикаций СМИ. Изучением олимпийского движения в разные годы занимались многие исследователи, такие как: О.С. Васильева, А.Г. Егоров, В.С. Родиченко и др. Именно о дискурсе Олимпиады 2016 года крупных научных работ практически нет. В то же время нельзя не упомянуть о целом ряде работ, вышедших в последнее время и анализирующих отдельные аспекты темы. Теоретическую базу при создании выпускной квалификационной работы составили также научные исследования и учебные пособия по истории и теории Олимпийского движения и спортивной журналистики в целом: Алексеева К. А., Ильченко С. Н., Теодораки Э., Штейнбах В. Л. Эмпирической базой исследования послужили материалы журналистов различных СМИ, как отечественных, так и зарубежных. Таких как: газеты «Спорт-Экспресс», «Lausitzer Rundschau», «Gulf Times», «New York Times», радиостанции «Deutschlandfunk», сайта «Вести.RU», ИА «РИА-Новости» и др. Всего было исследовано 152 материала из 11 источников: 6 отечественных и 5 зарубежных. Использованы материалы за период с конца 2015 года по конец 2016 года. Выбор хронологических рамок определяется тем, что именно в этот период происходит финальный этап подготовки к Играм, их проведение. Структура работы: выпускная квалификационная работа, исходя из поставленных цели и задач, строится на принципах хронологии и следования от общих вопросов к частным, а также состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются особенности спортивного дискурса, и того как он формируется в СМИ, на примере материалов, включающих в себя дискурс всего олимпийского движения Во второй главе определяются факторы влияния спорта и политики друг на друга. Также в ней проанализированы состояние и отражение общеполитических процессов в материалах журналистов СМИ. Третья глава представляет собой исследование по теме работы. В ней рассматриваются информационные прецеденты медийного дискурса Олимпиады и Паралимпиады 2016 года. Каждая глава сопровождается выводами.
Актуальность исследования. Олимпийские игры – это крупнейшее международное соревнование, которое объединяет тысячи спортсменов и тренеров, а так же миллионы мотивированных зрителей по всему миру. Благодаря своей исключительной зрелищности и беспрецедентной массовости, Олимпиада – важнейшая составляющая мировой глобализации, а процессы с ней связанные и их последствия стали одной из самых острых и обсуждаемых мировыми СМИ темой и проблемой. Кроме того, такие крупные спортивные события имеют и идейно-воспитательную направленность, громкие успехи спортсменов способствуют повышению патриотизма. Важнейшей составляющей дискурса Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, созданного СМИ по все миру, стал инцидент, связанный с отстранением российских спортсменов из-за допинга.
На фоне допингового скандала представляется актуальным проследить исключительность информационного дискурса Олимпиады-2016. В связи с этим, тема Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро является актуальной для нашей страны, так как в рамках этого спортивного события Россия оказалась центре допингового скандала мирового масштаба. Это событие стало бесспорным прецедентом в истории Олимпийского движения и спорта в целом. Поэтому важно обобщить и систематизировать имеющуюся информацию об играх в Рио, и рассмотреть это событие с политической, социальной и спортивной стороны. Изучение и анализ спортивного дискурса, сопровождавшего события бразильской Олимпиады, позволяет точнее и глубже понять взаимодействие журналистики с политикой и идеологией, журналиста с обществом и властью, журналистов с любителями конкретных видов спорта и спортсменами непосредственно.
Осипов К.К. Звезды олимпийской сборной России. – СПб.: Амфора, 2008. – 127 с.
Осинина Д. Д., Урожок Е. А. Спорт и политика в современном мире // Научные записки молодых исследователей. 2016. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-i-politika-v-sovremennom-mire (дата обращения: 18.04.2018).
Перонко И. А. Проведение Олимпийских игр – мощный стимул развития региональной экономики // Деньги и кредит. – 2013. – №2. – С. 13-16.
Петерссон Б., Перссон Э. Политическое мифотворчество и зимняя Олимпиада 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/2/p12.html (дата обращения: 22.05.2016).
Платонов В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм: отечественный и зарубежный опыт, история и современность. – М.: Советский спорт, 2010. – 308 с.
Полубота А.В. Олимпийски дискурс // Литературная газета №5(6260), 10.02.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lgz.ru/article/N5–6260—2010-02-10-/Olimpiyskiy-diskurs1161 (дата обращения: 16.05.2016).
Прозуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 464 с.
Родиченко В.С. Олимпийская идея для России (повторение пройденного) – М.: Советский спорт, 2004. – 248 с.
Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века – СПб, 2002 – 378 с.
Снятков К.В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Вологда, 2008. – 46 с.
Спорт в современном обществе/Под ред. Выдрина В.М. М.: ФиС, 1980. – 272 с.
Столбов В.В. Русско-советская олимпийская одиссея // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. – М., 1993. – С. 23-36.
Столяров В.И. Современный спорт и олимпийское движение в системе международных отношений. – М.: Анкил, 2009. – 254 с.
Теодораки Э. Организация олимпийских мероприятий; [пер. с англ. А. Столярова]. – М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 271 с.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. – М.: ВК, 2011. – 552 с.
Трушин Г. Помогут ли в Сочи родные стены // Эхо планеты. – 2013. – № 41. – С. 60-61.
Ферран А. Олимпийский маркетинг: [пер. с англ.]. – М.: Рид Медиа, 2013. – 351 с.
Чиглинцев Е.А. Возрождение Олимпийских игр как социально-педагогический проект Пьера де Кубертена // УЗ КГУ Т. 150. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – книга 3. – С. 256-260.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. – 326 с.
Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. – С. 80-91.
Штейнбах В.Л. Оборотная сторона медали : история Олимпийских игр в скандалах, провокациях, ошибках и курьезах. – М.: Человек, 2008. – 411 с.
Эдельман Р. Серьезная забава: История зрелищного спорта в СССР. М.: Советский спорт, 2008г. – 400 с.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!