Оптимизация обучения иностранному языку учащихся средней школы на основе интегрированного курса «Петербурговедение на английском языке»

Егорова Елизавета Эдуардовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения иностранному языку учащихся средней школы в соответствии с тенденциями развития современного мирового сообщества – процессами глобализации и неоглобализации. В качестве результативного способа оптимизации учебного процесса предлагается интегрированный курс «Петербурговедение на английском языке», использование которого подразумевает формирование плюрилингвокультурологической компетенции учащихся. Данная компетенция представляет собой способность индивида использовать весь лингвистический потенциал доступных ему языковых систем и опираться на знание национальных традиций, обычаев и реалий родной страны и стран изучаемых языков с целью осуществления эффективной коммуникации в условиях поликультурного мира. Развитие и совершенствование рассматриваемой компетенции осуществляется на основе тщательно отобранных аутентичных культуроведческих текстов и разработанной системы упражнений, предложенных в пособии «St Petersburg History and Culture». Особое внимание уделено разработке проектных заданий каждого учебного модуля, выполнение которых предполагает использование различных аутентичных цифровых инструментов и Интернет ресурсов. В рамках данного магистерского исследования было также осуществлено экспериментальное подтверждение эффективности использования интегрированного курса «Петербурговедение на английском языке» в процессе обучения иностранным языкам учащихся средней школы.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ НА
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ» В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ………………………………. 8
1.1 Роль интеграции в процессе обучения иностранным языкам………….. 8
1.2 Связь языка и культуры как ключевая особенность обучения
иностранным языкам………………………………………………………….. 14
1.3 Английский язык как средство осуществления диалога культур……… 20
1.4 Специфика предмета «Петербурговедение на английском языке»……. 24
1.5 Формирование плюрилингвокультурологической компетенции у
учащихся при обучении курсу «Петербурговедение на английском языке». 28
1.6 Психолого-возрастные особенности учащихся средней школы………… 34
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 39
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»……………………… 41
2.1 Содержание и структура интегрированного курса «Петербурговедение
на английском языке»…………………………………………………………. 41
2.2 Текст как основное средство обучения в рамках интегрированного
курса «Петербурговедение на английском языке»……………………………. 50
2.3 Система упражнений для обучения иностранному языку с
использованием интегрированного курса «Петербурговедение на
английском языке»…………………………………………………………………. 55
2.4 Использование цифровых инструментов и Интернет ресурсов при
реализации метода проектов в процессе обучения иностранному языку…… 68
2.5 Эффективность обучения интегрированному курсу
«Петербурговедение на английском языке»…………………………………. 77
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………… 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………… 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………… 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………. 104

Основные тенденции развития современного мирового сообщества, а
именно процессы глобализации и глобанглизации, функционирующие
параллельно с выходящим на передний план процессом «неоглобализации»,
который предусматривает не только господствующее положение английского
языка и культуры, но и растущее национальное самосознание представителей
мировых культур, изменили требования к сегодняшним выпускникам школ и
вузов. Личный и профессиональный успех молодого специалиста теперь как
никогда зависит от его навыков межкультурного общения и способности
делиться своими знаниями и опытом на мировой арене.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью
модернизации программ подготовки современных школьников и студентов,
которым предстоит жить, учиться и работать в условиях полилога культур.
Одним из наиболее результативных способов оптимизации учебного процесса
являются курсы, разработанные в рамках междисциплинарной интеграции.
Поэтому взаимосвязанное обучение иностранным языкам и
профессиональным дисциплинам становится ведущим направлением развития
сегодняшней системы образования.
Настоящее исследование посвящено изучению вопроса интеграции
иностранного языка и культуры (на примере Санкт-Петербурга), учитывая
исторически сложившийся интерес к проблеме тесной взаимосвязи языка и
культуры, а также важность обучения современных учащихся достойно
представлять родную культуру при взаимодействии с представителями других
народов. В этом контексте нам представляется необходимым формирование
плюрилингвокультурологической компетенции учащихся, заключающейся в
способности индивида использовать весь лингвистический потенциал
доступных ему языковых систем и опираться на знание национальных
традиций, обычаев и реалий родной страны и стран изучаемых языков с целью
осуществления эффективной коммуникации на межгосударственном уровне.
Для осуществления этой задачи целесообразно использовать
интегрированный культурологический курс «Петербурговедение на
английском языке», который позволяет значительно оптимизировать обучение
иностранным языкам через изучение истории и культуры родного города.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении проблемы
интегрированного обучения иностранному языку и культуре Петербурга, в
определении понятия и целей педагогического Петербурговедения, в
исследовании формирования плюрилингвокультурологической компетенции
учащихся на основе интегрированного курса «Петербурговедение на
английском языке», в разработке учебного пособия “St Petersburg History and
Culture”, состоящего из аутентичных культуроведческих текстов и системы
упражнений, а также в разработке проектных заданий с использованием
различных цифровых инструментов и Интернет ресурсов.
Теоретическая значимость исследования состоит в научном
обосновании необходимости включения интегрированного
культурологического курса «Петербурговедение на английском языке» в
учебный процесс с целью оптимизации обучения иностранным языкам и
эффективного формирования плюрилингвокультурологической компетенции
у учащихся средней школы.
Практическая ценность исследования заключается в разработке
комплекса упражнений, направленных на формирование
плюрилингвокультурологической компетенции учащихся и способствующий
их всестороннему развитию за счет выполнения творческих проектных
заданий с использованием современных цифровых технологий.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному
языку с использованием интегрированного культурологического курса
«Петербурговедение на английском языке».
Предметом исследования выступают способы повышения
эффективности формирования плюрилингвокультурологической
компетенции учащихся средней школы на основе интегрированного
культурологического курса «Петербурговедение на английском языке».
Целью исследования является научно-теоретическое обоснование
эффективности включения интегрированного курса «Петербурговедение на
английском языке» в процесс обучения иностранным языкам, практическая
разработка учебного пособия “St Petersburg History and Culture” и
экспериментальное подтверждение целесообразности его использования в
обучении современных школьников. Обозначенная цель исследования
обусловила необходимость решения следующих задач:
1) выявить эффективные способы включения интеграционных
процессов в систему современного образования;
2) определить сущность понятия Петербурговедение и обосновать его

В ходе исследования было выявлено, что современная система
образования отличается активным внедрением интегративного подхода с
целью повышения эффективности подготовки молодых специалистов,
готовящихся стать частью поликультурного мирового сообщества.
Осуществление этого подхода становится возможным благодаря созданию
инновационных курсов на основе методической модели CLIL (предметно-
языкового интегрированного обучения), позволяющей гармонично сочетать
лингвистический и предметный компоненты обучения. В рамках данной
модели нами был разработан интегрированный курс «Петербурговедение на
английском языке», направленный на формирование у учащихся способности
представлять родную культуру на мировой арене и изучать особенности
«чужих» культур посредством использования средств английского языка
межкультурного общения.
Ключевой целью обучения иностранным языкам с использованием
интегрированного курса «Петербурговедение на английском языке» является
формирование у учащихся плюрилингвокультурологической компетенции.
Указанная компетенция подразумевает способность индивида опираться на
весь лингвистический потенциал доступных ему языковых систем и свой
богатый межкультурный опыт с целью осуществления эффективного
полилога культур.
С учетом основных характеристик учащихся средней школы
(стремление к профессиональному самоопределению, желание
совершенствоваться в конкретной предметной области, предпочтение форм
самостоятельной и осознанной деятельности, необходимость в
межличностном и межкультурном общении) нами было разработано учебное
пособие “St Petersburg History and Culture”. Основу данного пособия составили
аутентичные культуроведческие тексты англоязычного путеводителя «SAINT
PETERSBURG», который и определил тематическое содержание курса.
Особое внимание было уделено разработке системы упражнений,
способствующей формированию плюрилингвокультурологической
компетенции учащихся. Принцип поэтапного развития иноязычных навыков
и умений обусловил наличие трёх типов упражнений в предложенной системе:
некоммуникативных, условно-коммуникативных и подлинно-
коммуникативных. Тем не менее, ключевое значение играет выполнение
заключительных проектных заданий каждого модуля. В процессе подготовки
мини-проектов, учащиеся используют различные цифровые инструменты и
Интернет ресурсы (городские туристские порталы, художественные онлайн
коллекции музеев мира, «Виртуальный визит», аудио и видео ресурсы,
Instagram аккаунты и т.д.). Такой подход к организации процесса обучения
иностранным языкам значительно повышает интерес учащихся к изучаемому
предмету, способствует развитию их творческих и исследовательских
способностей, стимулирует критическое мышление, способность сравнивать
и оценивать различные культурные явления, готовит к участию в
межкультурном диалоге с целью адекватного представления родной культуры
и уважительного отношения к мировому культурному многообразию.
Полученные в ходе эксперимента результаты и данные позволяют
сделать вывод о целесообразности включения интегрированного курса
«Петербурговедение на английском языке» в систему современного
образования и об эффективности предлагаемого курса при обучении
иностранным языкам. При выполнении итогового тестирования учащиеся
экспериментальной группы показали большой прогресс – уровень
сформированности плюрилингвокультурологической компетенции
увеличился на 34%, при этом учащиеся смогли улучшить свои
лингвистические умения на 28,5%, плюрикультурные – на 44%,
плюрилингвальные – на 27,5%. Данные результаты позволяют с уверенностью
утверждать, что интегрированный курс «Петербурговедение на английском
языке» обладает большим педагогическим и воспитательным потенциалом в
условиях современного мира.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет