Организационно-правовой механизм реализации целевого обучения (на примере Республики Саха (Якутия))

Тимофеева, Нина Федоровна Школа инженерного предпринимательства (ШИП)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной выпускной квалификационной работе дана характеристика деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), проведен анализ существующего механизма реализации целевой подготовки Республики Саха (Якутия), выявлены основные проблемы реализации целевой подготовки и разработаны рекомендации по их устранению.

Введение……………………………………………………………………………………………. 11

Глава 1. Принципы реализации кадровой политики Республики Саха
(Якутия) ………………………………………………………………………….13

1.1. Концепция кадровой политики Республики Саха (Якутия) ………………… 14

1.2.Характеристика деятельности Министерства образования и науки
Республики Саха (Якутия) …………………………………………………………………… 25

1.3. Анализ работы Отдела высшего образования и целевой подготовки
Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)………………… 28

Глава 2. Нормативно-правовые документы реализации целевой подготовки
кадров Республики Саха (Якутия)…………………………………………………………. 34

2.1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие
образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый
период до 2026 года»…………………………………………………………………………… 34

2.2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 01 августа
2014 года №235 «О порядке организации целевого обучения граждан» …….. 37

2.3. Концепция развития целевой подготовки Республики Саха (Якутия) на
2019-2022 годы и целевое видение до 2024 года……………………………………… 39

Глава 3. Организационный механизм реализации целевого обучения в
Республике Саха (Якутия)……………………………………………………………………. 51

3.1. Подготовка квалифицированных кадров для отраслей экономики и
социальной сферы Республики Саха (Якутия) по целевому обучению ………. 51

3.2. Анализ существующего механизма реализации программы целевого
обучения в Республике Саха (Якутия) …………………………………………………… 55

3.3. Разработка рекомендаций по улучшению процесса реализации
программы целевого обучения в Республике Саха (Якутия) …………………….. 68
Раздел «Социальная ответственность» ………………………………………………….. 80

Заключение………………………………………………………………………………………… 92

Список использованной литературы ……………………………………………………… 95

Приложение А. Раздел ВКР, написанный на иностранном языке………………. 98

Приложение Б. Структура Министерства образования и науки Республики
Саха (Якутия) …………………………………………………………………………………… 118

Приложение В. Основные мероприятия землячеств ………………………………. 119

Приложение Г. Комплексный план мероприятий («Дорожная карта») по
реализации Концепции развития целевой подготовки Республики Саха
(Якутия) на 2019-2022 годы и целевое видение до 2024 года ………………….. 122

Среди многочисленных проблем государственного управления самой
значимой является проблема кадров. Республика Саха (Якутия) имеет
мощный кадровый потенциал, но при этом испытывает кадровый голод. В
связи с этим, актуальным являются вопросы результативности трудовых
ресурсов и их вовлеченности в происходящие в Республике инновационные
процессы. От количественного и качественного состава трудового
потенциала республики зависит эффективность экономики.
Из-за высокого уровня развития науки и техники, возросшего объема
информации, человек вынужден стремиться к получению знаний, которые
необходимы для того, чтобы справиться с новинками в той или иной сферы
деятельности. То есть, только благодаря знаниям, полученным в вузе, есть
возможность стать профессионалами своего дела. Благодаря высшему
образованию мы не только получаем необходимые знания, но и становимся
обладателями не менее значимых навыков.
Министерство образования и науки Республика Саха (Якутия) – орган
исполнительной власти, который отвечает за качество образования,
социальную поддержку обучающихся, развивает центры науки и высоких
технологий, регулирует научную и инновационную деятельность [14].
Качественное образование, наука и инновационная деятельность являются
необходимыми условиями для процветания экономики Республики и страны
в целом. Именно поэтому первый президент Республики Михаил Ефимович
Николаев реализовал целевую программу подготовки
высококвалифицированных кадров, чтобы жители Якутии имели
возможность обучаться в центральных ВУЗах России за счет бюджета
Республики Саха (Якутия).
Объектом исследования является Министерство образования и науки
Республики Саха (Якутия).
Предметом исследования является целевая программа подготовки
кадров Республики Саха (Якутия).
Цель работы – разработать рекомендации по улучшению процесса
реализации программы целевого обучения Республики Саха (Якутия).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие принципы и механизм реализации
кадровой политики в Республике Саха (Якутия).
2. Дать характеристику деятельности Министерства образования и науки
Республики Саха (Якутия).
3. Пр‫ﮦ‬овести ан‫ﮦ‬ализ н‫ﮦ‬ор‫ﮦ‬мативн‫ﮦ‬о-пр‫ﮦ‬авовых актов по р‫ﮦ‬еализации целевого
обучен‫ﮦ‬ия Мин‫ﮦ‬истер‫ﮦ‬ством обр‫ﮦ‬азован‫ﮦ‬ия и н‫ﮦ‬ауки Р‫ﮦ‬еспублики Саха
(Якутия).
4. Выявить пр‫ﮦ‬облемы р‫ﮦ‬еализации пр‫ﮦ‬огр‫ﮦ‬аммы целевого обучен‫ﮦ‬ия и
разработать р‫ﮦ‬екомен‫ﮦ‬дации по их устр‫ﮦ‬ан‫ﮦ‬ен‫ﮦ‬ию.
Методы исследования: метод экспертного интервью, метод
включенного наблюдения, онлайн-анкетирование.
Научная новизна заключается в разработке нового механизма
коммуникации участников программы целевого обучения Республики Саха
(Якутия).
Практическая значимость заключается в возможности
использования результатов исследования руководством Министерства
образования и науки Республики Саха (Якутия).
Структура выпускной квалифицированной работы представлена
введением, тремя главами основной части, заключением и списком
использованных источников.
В первой главе рассмотрена кадровая политика Республики Саха
(Якутия), дана характеристика деятельности Министерства образования и
науки Республики Саха (Якутия) и проведен анализ работы Отдела высшего
образования и целевой подготовки.
Во второй главе проанализированы нориативно-правовые документы
реализации программы целевого обучения: Государственная программа
Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия)
на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года», Постановление
Правительства Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2014 года №235 «О
порядке организации целевого обучения граждан» и Концепция развития
целевой подготовки Республики Саха (Якутия) на 2019-2022 годы и целевое
видение до 2024 года.
В третьей главе проведен анализ существующего механизма
реализации целевого обучения Республики Саха (Якутия), выявлены
основные проблемы и предложены рекомендации по их устранению.

многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения
работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также
их информирование.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей
отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные
организации.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Основные причины пожара: неисправности в электроустановках и
сетях, нарушение требований технологических регламентов проведения
огневых работ, несоблюдение мер пожарной безопасности (курение,
разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т. п.),
отсутствие систем пожарной сигнализации и тушения.
Основные опасные факторы пожара: тепловое излучение, высокая
температура, отравляющее воздействие продуктов горения (окись углерода и
др.), снижение видимости при задымлении.
Каждый работник предприятия или сотрудник офиса при
обнаружении очага загорания или признаков горения (задымление, запах
гари, повышение температуры и т. п.) должен:
– незамедлительно сообщить об этом по телефону «101» или«112» (для
мобильной связи). При этом назвать наименование объекта, место
пожара, а также свою фамилию;
– принять меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности
материальных ценностей.
Руководители и должностные лица, а также лица, назначенные в
установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной
безопасности, по прибытии к месту пожара должны:
– продублировать сообщение о возникновении пожара по
телефону «101» или «112» (для мобильной связи), оперативно
поставить в известность руководство и дежурные службы о
случившемся;
– в случае угрозы жизни людей незамедлительно организовать их
спасение, используя имеющиеся силы и средства;
– проверить включение в работу автоматических систем пожарной
сигнализации и пожаротушения;
– при необходимости, отключить электроэнергию (за исключением
систем противопожарной защиты), остановить работу систем
вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях;
– выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению
развития и задымления помещений;
– прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с
мероприятиями по ликвидации пожара;
– удалить за пределы опасной зоны работников, не участвующих в
тушении пожара. Эвакуацию производить в соответствии с планами
эвакуации и инструкциями по эвакуации людей из здания;
– осуществить общее руководство по тушению пожара до прибытия
пожарно-спасательных подразделений;
– обеспечить соблюдение требований безопасности работниками,
участвующими в тушении пожара;
– одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту
материальных ценностей;
– организовать встречу пожарных-спасателей и оказать им помощь в
выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу загорания;
– сообщить руководителю тушения пожара сведения о хранящихся на
объекте опасных, взрывчатых, сильнодействующих и ядовитых
веществах.
Покидать горящие помещения и задымленные места при отсутствии
респиратора или противогаза необходимо быстро, задержав дыхание,
защитив нос и рот влажной плотной тканью. По задымленным помещениям и
коридорам большой площади передвигаться надо ползком, или пригнувшись,
внизу меньше дыма и воздух там сохраняется дольше. Однако следует
помнить, что при пожаре количество кислорода в помещении быстро
уменьшается, и даже находясь в противогазе можно потерять сознание. При
невозможности эвакуации через лестничные марши, используйте аварийные
выходы, пожарную лестницу, а если это невозможно – другие варианты
спасения.
Если на человеке загорелась одежда, необходимо помочь ее потушить,
набросив любое покрывало, повалить и плотно прижать. Доступ воздуха
будет ограничен и горение быстро прекратится. Не допускать, чтобы человек
бежал в горящей одежде.
По прибытию пожарно-спасательного подразделения руководитель
предприятия (учреждения) или лицо его замещающее:
– информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и
технологических особенностях объекта, прилегающих строений и
сооружений;
– сообщает сведения, необходимые для ликвидации пожара;
– организует привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий
по ликвидации пожара и предупреждению его развития;
– после ликвидации пожара принимает решение о дальнейшей
эксплуатации помещений и доводит информацию до сведения
эвакуированных сотрудников.
Для предупреждения пожаров от коротких замыканий и перегрузок
необходимы правильный выбор, монтаж и соблюдение установленного
режима эксплуатации электрических сетей, дисплеев и других
электрических средств автоматизации.
Выводы по разделу «Социальная ответственность»
В процессе анализа Министерства образования и науки Республики
Саха (Якутия) были выделены следующие вредные факторы: отклонение
показателей микроклимата, отсутствие или недостаток естественного света и
недостаточная освещенность рабочей зоны. На основе регламентирующих
нормативных документов были установлены допустимые величины
показателей по каждому из вредных факторов и возможные причины их
возникновения.
Министерство организует комфортные рабочие места: в кабинетах
установлены кондиционеры, удобные компьютерные кресла, мониторы с
защитой зрения, в каждом кабинете имеется минимум 1 окно. В процессе
анализа рекомендовано установить дополнительное местное освещение
(светильники непосредственно в рабочей зоне).
Заключение

Министерство образования и науки – орган исполнительной власти,
который отвечает за качество образования, социальную поддержку
обучающихся, развивает центры науки и высоких технологий, регулирует
научную и инновационную деятельность.
Магистерская диссертация рассматривает работу структурного
подразделения Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)
– Отдела высшего образования и целевой подготовки. Отдел реализует
программу целевой подготовки кадров, которая на протяжении 26 лет
функционирует в Республике Саха (Якутия).
Цель развития целевой подготовки кадров Республики Саха (Якутия)
– формирование креативного ядра инновационного человеческого капитала,
драйвера социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Существующий механизм реализации целевого обучения включает в
себя пять основных этапов:
1. Формирование плана набора на целевое обучение
2. Конкурсный отбор
3. Прием на целевое обучение
4. Отслеживание студентов во время обучения
5. Трудоустройство выпускников
В процессе анализа данных этапов целевого обучения, были выявлены
следующие проблемы:
– Проблема в выявлении потребности точного количества будущих
специалистов;
– Недостаточная освещенность в СМИ;
– Отсутствие единой системы (базы) хранения данных студентов в
Министерстве образования и науки РС (Я)
– Работодатели не соблюдают условия договора;
– Сложности трудоустройства выпускников.
Основной проблемой существующего механизма является отсутствие
должной коммуникации между заказчиками, обучающимися и
Министерством.
Для решения данной проблемы предложено внедрить Интернет-
платформу. Целью Интернет-платформы является создание системы
сопровождения процесса обучения, трудоустройства и карьеры, создание
условий для социализации и всестороннего развития обучающихся по
целевой подготовке.
Данная платформа будет находиться под руководством Министерства
образования и науки Республики Саха (Якутия). Платформа предназначена
для коммуникации между студентами, заказчиками и Министерством,
которая будет включать в себя Личные кабинеты для студентов, кураторов и
работодателей; новостная лента для студентов и работодателей, где будут
информировать о предстоящих мероприятиях, выкладывать отчеты,
изменения в работе по целевому обучению и т.д.; так же использование
портфолио студента на основе «Фламинго» позволит выбрать лучших
студентов для назначений повышенной стипендии, прохождения практик и
стажировок от работодателей, так же портфолио будет учитываться при
трудоустройстве выпускника.
Интернет-платформа будет разработана и внедрена за счет бюджета
Республики Саха (Якутия), выделяемого для реализации программы целевого
обучения. Стоимость разработки и внедрение составит 1 300 000 – 1 500 000
рублей.
В 2019 году ожидается утверждение Концепции развития целевой
подготовки Республики Саха (Якутия) на 2019 – 2022 годы и целевое видение
до 2024 года. Предложенная интернет-платформа соответствует задачам
Комплексного плана мероприятий («Дорожная карта»). Так как концепция
находится на стадии доработки и усовершенствования, предлагаемая
Интернет-платформа будет актуальна для Дорожной карты.
Предложенная система позволит наладить коммуникацию между
стейкхолдерами целевой программы, облегчит нагрузку сотрудников отдела
высшего образования и целевой подготовки в плане хранения и
систематизации данных и в отслеживании студентов с экономией времени в
46 рабочих дней. Для студентов онлайн-площадка позволит своевременно
узнавать о возможных стажировках от работодателей, заранее определиться с
местом прохождения практики, возможностью получать повышенную
стипендию, получать быстрый отклик от Министерства образования и науки
при оформлении материальной поддержки.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)